Окружающий мир. Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" . Тема: Природные зоны холодного пояса
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Предмет: Окружающий

Класс: 2

Тема урока: Природные зоны холодного пояса

Цели урока: ознакомить детей с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями

Планируемые результаты:

Предметные: формирование умения вступать в диалог, эмоционально воздействовать на собеседника, формировать обстановку;

Личностные: развивать умение наблюдать, слушать, анализировать

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник «Окруж. мир 2 класс» , А.А. Вахрушев, О.В.Бурский  УМК «Школа 2100» ; физическая карта России; карточки с иллюстрациями летней и осенней реки, плакат «Природные зоны холодного пояса».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh._mir._9.03.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий

Класс: 2

Тема урока: Природные зоны холодного пояса

Цели урока: ознакомить детей с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями

Планируемые результаты:

Предметные: формирование умения вступать в диалог, эмоционально воздействовать на собеседника, формировать обстановку;

Личностные: развивать умение наблюдать, слушать, анализировать

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник «Окруж. мир 2 класс» , А.А. Вахрушев, О.В.Бурский  УМК «Школа 2100» ; физическая карта России; карточки с иллюстрациями летней и осенней реки, плакат «Природные зоны холодного пояса».

Этапы

Время

               Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

                    УУД

1. Организационный момент:
Словесный метод: ответы на вопросы.

 ≈ 1

Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежали учебник и рабочая тетрадь. А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы!

Приветствуют учителя.

Настраиваются на предстоящую работу.

Проверяют готовность к уроку.

Л: Воспринимать речь, непосредственно обращённую к учащемуся.

Р: Организовывать рабочее место.

2. Актуализация опорных знаний:

Словесный м: слово учителя, ответы на вопросы.

Словесный:беседа, слово учителя

≈ 5

– Что можно сказать про различные условия обитания на Земле? (Условия обитания живых организмов будут зависеть не только от пояса, но и от природной зоны.)

– Сегодня мы более подробно остановимся на двух природных зонах и выясним, как там протекает жизнь экосистем.

Работа в группах.

– Прежде чем отправляться в путешествие по нашей планете, мы к нему сами подготовимся.

– Давайте посмотрим на плакат «Природные зоны холодного пояса» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса).

(Другой вариант – карточки с иллюстрациями: покрытое снегом и водой огромное пространство, низко над горизонтом расположено солнце; на поверхности Земли еле видный слой мха и лишайника, небольшие деревья и пятна цветов.

В каждой группе по 3–4 карточки.)

– Как вы считаете, какому поясу соответствуют данные иллюстрации? (Мы считаем, что это холодный пояс.)

1. Определили, куда мы отправимся?

2. Что нужно взять в дорогу, как одеться? Почему?

3. Предположим, кого мы там можем встретить?

– Чему будет посвящен наш урок? (Мы будем говорить об экосистемах холодного пояса.)

– На какие вопросы нам следует найти ответы?

1. В чём особенности этой зоны?

2. Какие животные и растения живут в этой зоне? Каковы их «профессии» в экосистеме?

Работают с учителем

Делятся на группы

Отвечают на вопросы учителя

Участвуют в диалоге

Формулируют тему урока

группы получают карточки с изображением места предполагаемого путешествия.

Отвечают на заданные вопросы

Составление вместе с учителем план урока

П: Воспринимают речь учителя.

П: Строят рассуждение.

П: Выполняют здание учителя.

П: Строят рассуждение

П: Воспринимают речь учителя

.

П: Строят рассуждение.

П:Развиваем умения извлекать информацию

Л: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

3. Постановка учебной задачи и её решение:

Словесный метод: слово учителя, вопросы учителя.

Практический м: выполнение задания

Практический: работа с учебником

Практический: работа с плакатом

Работа с учителем

Словесный:

Работа с учителе, ответы на вопросы

Практический: работа с учебником

Практический: работа  с учебником

Словесный: беседа

Практический: работа в учебнике

Словесный: беседа с учителем, подведение итогов

Практический: работа в тетради

≈4

≈2

≈23

≈2

≈3

≈10

Работа в группах.

Итак, отвечаем на первый вопрос. Можно ли разделить иллюстрации на группы? (Их можно разделить на две группы. Первая – это льдины, вторая – это иллюстрация с растениями.)

– Какое предположение можно сделать? (Мы считаем, что в холодной зоне можно встретить два разных вида пейзажа. С одним из них – тундрой – мы ознакомились на прошлом уроке.) Просмотр видеофрагмента, подтверждающего выводы ребят. Или обращение к учебнику одним из участников команды у доски. Он должен очень быстро просмотреть содержание и найти название второго пейзажа (с. 14). (Мы считаем, что второй пейзаж можно назвать зоной ледяных пустынь.)

– Ответим предварительно на второй вопрос. Кого мы можем там встретить?

Работа в учебнике.

– Теперь с помощью учебника разберёмся в том, что собой представляет зона ледяных пустынь (с. 14–15). Параллельно будем отвечать на наши вопросы.

Работа с плакатом.

– Поработаем с плакатом «Природные зоны холодного пояса» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса). Кого мы можем поселить на иллюстрацию ледяных пустынь?

Группы высказывают свои предположения и прикрепляют на иллюстрацию ледяных пустынь животных из разрезных картинок. 

– Далее разберите живые организмы по их профессиям.

– К каким выводам вы пришли? (Мы определили, что в зоне ледяных пустынь «кормильцы» очень малы, но их очень много. Это планктон. В основном в этой зоне встречаются «едоки»: морские птицы, белый медведь, моржи, тюлени, киты. В учебнике нет сведений о том, кто выполняет роль «мусорщиков». Это надо поискать в дополнительной литературе. Животные и растения ледяных пустынь должны хорошо уметь плавать и быстро передвигаться по снегу.)

Как же им удаётся выжить в таких условиях, как вы считаете, ребята?

- Сейчас давайте посмотрим фильм

– Мы считаем, что каждое животное по-своему приспосо-билось к жизни за Полярным кругом, но есть нечто общее:

      – тело защищено тёплым мехом белого или тёмного цвета;

      – под мехом находится жировая прослойка, которая не даёт им замёрзнуть;

– многие из них отличные пловцы;

– почти все питаются рыбой;

     – на время зимних холодов животные или залегают в спячку, или перемещаются в более тёплые места;

      – некоторые животные встречаются только на одном из полюсов. А полярная крачка живёт половину года на одном полюсе, а половину – на другом.

Работа в учебнике.

– Теперь работаем с текстом, посвящённым тундре. Вопросы те же.

1. В чём особенности этой зоны?

2. Какие животные и растения живут в этой зоне? Каковы их «профессии» в экосистеме?

3. Как они приспособились к этим условиям?

Ответы детей.

– Особенностью тундры является наличие вечной мерзлоты под слоем почвы. Она задерживает воду, и поэтому в тундре много болот. Здесь короткое лето и длинная зима. Поэтому растениям необходимо успеть принести плоды и надёжно сберечь от холода. Здесь растут многолетние растения, мхи, лишайники, карликовые деревья.

– В тундре северный олень, белая сова, волк, песец, много разных птиц. В почве можно встретить многочисленных «мусорщиков». Летом в тундре много комаров. Приспособления у животных те же, что и в зоне холодных пустынь.

– Хорошо, ребята, давайте подведём итог и вернёмся к заданию, которое вызвало у вас сначала так много версий.

1. Куда мы отправились?

2. Что нужно было бы взять в дорогу, как одеться? Почему?

3. Кого мы там могли бы встретить?

– Почему нам нужно относиться бережно к природе тундры?

– Как называется книга, куда помещают растения и животных, которые могут исчезнуть с лица Земли? Как мы должны относиться к таким животным?

Работа в учебнике.

– Теперь работаем с текстом, посвящённым тундре. Вопросы те же.

1. В чём особенности этой зоны?

2. Какие животные и растения живут в этой зоне? Каковы их «профессии» в экосистеме?

3. Как они приспособились к этим условиям?

Ответы детей.

– Особенностью тундры является наличие вечной мерзлоты под слоем почвы. Она задерживает воду, и поэтому в тундре много болот. Здесь короткое лето и длинная зима. Поэтому растениям необходимо успеть принести плоды и надёжно сберечь от холода. Здесь растут многолетние растения, мхи, лишайники, карликовые деревья.

– В тундре северный олень, белая сова, волк, песец, много разных птиц. В почве можно встретить многочисленных «мусорщиков». Летом в тундре много комаров. Приспособления у животных те же, что и в зоне холодных пустынь.

– Хорошо, ребята, давайте подведём итог и вернёмся к заданию, которое вызвало у вас сначала так много версий.

1. Куда мы отправились?

2. Что нужно было бы взять в дорогу, как одеться? Почему?

3. Кого мы там могли бы встретить?

– Почему нам нужно относиться бережно к природе тундры?

– Как называется книга, куда помещают растения и животных, которые могут исчезнуть с лица Земли? Как мы должны относиться к таким животным?

Работа в учебнике.

– Расскажите о пищевой цепочке, с.14.

– Ответьте на вопросы, с. 15.

– Проверим, как каждый из вас справится с заданием самостоятельно.

1) Задание 3 и 4 в Рабочей тетради.

Расссматривают картинку

Воспринимают новую информацию.

Слушают учителя.

Группы отвечают на вопросы

Работают с учебником

Отвечают на вопросы

Работа с плакатом

Слушают учителя.

Работают с учителем

 

Формулируют ответы на вопросы.

Просмотр фильма

Ответы детей

Самостоятельно выполняют задания на оценку

Работают с текстом учебника

Отвечают

Работают с учителем, отвечают на вопросы

Работают с учителем

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Беседуют с учителем

Отвечают на вопросы

Самостоятельно работают в рабочей тетради

П: Выполняют здание учителя.

П: Строят рассуждение

П: Воспринимают речь учителя.

П: Строят рассуждение.

П: Строят рассуждение.

П: Строят рассуждение.

П: Воспринимают речь учителя.

К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

П:Развиваем умения извлекать информацию

Л: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

П: Воспринимают речь учителя.

П: Строят рассуждение.

П: Строят рассуждение.

П: Воспринимают речь учителя.

К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

4. Итог:

Словесный метод: слово учителя

≈3

– Что нового узнали?

– Как узнали, что помогло?

– Где пригодятся знания?

– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

Делают выводы.

Отвечают на вопросы.

Р: Отслеживать цель учебной деятельности.

5. Рефлексия

Словесный метод: ответы на вопросы, самоанализ.

≈1

А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если - вы довольны собой, вам понравился урок, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если - у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии.

И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и сегодняшний урок не понравился.

Молодцы! Спасибо вам за урок! До свидания!

Самоконтроль.

Делают выводы.

Л: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Природные зоны холодного пояса".

Презентация по теме "Природные зоны холодного пояса" для второго класса УМК "2100"....

Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Природные зоны холодного пояса"

Данный урок разработан по образовательной системе "Школа 2100", цель которого - познакомить учащихся с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями....

Урок окружающего мира во 2 классе ОС "Школа 2100" по теме "Природные зоны тропического пояса"

Цели: познакомиться с природными зонами тропического пояса, растительным и животным миром. Планируемые достижения: Предметные: знать природные зоны тропического пояса. Познавательные: уметь извлека...

конспект урока Окружающий мир 2 класс Тема: Природные зоны холодного пояса.

Тема: Природные зоны холодного пояса. Цели:– ознакомить детей с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателями....

Окружающий мир. Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" . Тема: Природная зональность.

Предмет: ОкружающийКласс: 2Тема урока: природная зональностьЦели урока: ознакомить учеников с природными зонами, их закономерным чередованием и проявлениями закона природной зональностиПланируемые рез...

Конспект урока по окружающему миру "Природные зоны холодного пояса"

Методы и приёмы работы:иллюстративно-словесный, практический, исследовательский (фронтальная беседа, работа с картами, раздаточным материалом, практическая работа)Тип урока:  комбинированный (изу...