Окружающий мир. Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" . Тема: Экологические системы.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Предмет: Окружающий

Класс: 2

Тема урока: Экологические системы

Цели урока: Показать взаимосвязь живой и неживой природы.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование умения вступать в диалог, эмоционально воздействовать на собеседника, формировать обстановку;

Личностные: развивать умение наблюдать, слушать, анализировать

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник «Окруж. мир 2 класс» , А.А. Вахрушев, О.В.Бурский  УМК «Школа 2100»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh.mir_26.02.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Окружающий мир

Выполнила студентка 46 гр.        

                                                                                                                                 Толпейкина А.

                                

Дата:        24.02.16                        

Челябинск, 2016

Предмет: Окружающий

Класс: 2 «г»

Тема урока: Экологические системы

Цели урока: Показать взаимосвязь живой и неживой природы.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование умения вступать в диалог, эмоционально воздействовать на собеседника, формировать обстановку;

Личностные: развивать умение наблюдать, слушать, анализировать

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник «Окруж. мир 2 класс» , А.А. Вахрушев, О.В.Бурский  УМК «Школа 2100» 

Этапы

Время

               Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

                    УУД

1. Организационный момент:
Словесный метод: ответы на вопросы.

 ≈ 1

Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежали учебник и рабочая тетрадь. А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы!

Приветствуют учителя.

Настраиваются на предстоящую работу.

Проверяют готовность к уроку.

Л: Воспринимать речь, непосредственно обращённую к учащемуся.

Р: Организовывать рабочее место.

2. Актуализация опорных знаний:

Словесный метод: слово учителя, ответы на вопросы.

Словесный метод: ответы на вопросы.

≈ 5

– Ребята, мы с вами закончили первую часть учебника, переходим ко второй. Какие темы разбирали в первой части? (Мы говорили о географических объектах.)

– Внимательно пролистайте вторую часть, карты в конце и определите, чему она будет посвящена. (Мы считаем, что мы будем подробнее говорить о животных и растениях. Ещё по оглавлениям можно было догадаться, что будем рассматривать жителей разных частей света и материков…)

– Лена с Мишей играли в предсказателей. Даются две ситуации. Нужно определить, как из первой возникла вторая, кто принимал участие в этом процессе?

Ситуация № 1.

На иллюстрации изображён город, на улицах которого много мусора, растения на клумбах завяли, собаки и кошки ходят голодными.

На второй иллюстрации город тот же, только в нём чисто, красивые клумбы с цветами и довольные животные степенно гуляют по улицам.

– Как произошло изменение?

– Кто участвовал в этом процессе?

– Какой вывод можно сделать?

-Какой вывод мы сможем сделать? ( за городом нужно ухаживать, чтобы поддержать порядок и вырастить растения и животных).

Ситуация № 2.

1-й рисунок. День. Лес. От волков бежит заяц. Дятел стучит по стволу. На земле лежат ягоды, по ним ползают жуки. Лось щиплет листву. Белочка ест орехи. Стоит огромный пень, по нему ползают жуки.

2-й рисунок. День. Лес. Из травы выглядывают зайцы. У стаи волков маленькие волчата лежат сытые и довольные. На земле нет ягод. В том месте, где лось щипал листву, появились новые побеги. На дереве белка в дупле что-то прячет. Пень развалился.

– Как произошли эти изменения?

– Кто участвовал в этом процессе?

– Какой вывод можно сделать?

– В данных процессах участвовали растения и животные.

Главный вывод: все изменения происходили без участия человека.

– Почему же во второй ситуации не требуется участия человека, а в первой требуется? Какой вопрос у вас возникает? (Кто же в лесу помогает животным и растениям?)

– Чему будет посвящён наш урок? (Нам кажется, что сегодня на уроке мы будем говорить о том, как в лесу животные и растения поддерживают порядок.)

– Какие профессии людей помогают в городе поддерживать порядок? (Дворники, садовники…)

– Если у людей существуют профессии, какой вопрос может возникнуть? (Нет ли «профессий» у животных и растений?)

– Какие вопросы вынесем для общего наблюдения и обсуждения?

1. Как в лесу животные и растения поддерживают порядок?

2. Нет ли «профессий» у животных и растений?

3. Постоянно ли в лесу происходят описанные процессы, систематически или от случая к случаю?

Слушают.

Отвечают на вопросы.

Слушают.

Выполняют задания.

Отвечают на вопросы

Высказывают свои предположения

Дети совещаются и представляют свои версии. У доски выстраивается цепочка из представителей разных команд. Они демонстрируют то, что получилось.

Дети совещаются

Отвечают на вопросы учителя

Составляют собственный вывод

Формулируют тему урока

П: Воспринимают речь учителя.

П: Строят рассуждение.

П: Воспринимают речь учителя.

К: Ориентируются на партнера во взаимодействии.

К: Умение слушать и слышать.

П: Строят рассуждение.

П: Воспринимают речь учителя.

К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

П:Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций

Л: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

П: Воспринимают речь учителя

3. Постановка учебной задачи и её решение:

Словесный метод: слово учителя, вопросы учителя.

Работа в группах

Практический метод: выполнение двигательных упражнений.

Практический: работа с учебником

≈4

≈2

≈23

≈2

≈3

≈10

- Сейчас я хотела бы вам показать отрывок из фильма о том, как приспосабливаются животные к жизни в разных тепловых поясах.

– Что вы узнали из фильма? (На севере животные белого или серого цвета, у них толстая шерсть. Это помогает им выжить в таких тяжёлых условиях.)

– В умеренном поясе животные приспособились и к летнему периоду, и к зимнему. Одни меняют шёрстку, другие улетают в тёплые места, третьи научились впадать в спячку.)

– В жарком поясе животные и растения приспособились к жизни и в пустыне, и в лесу, к засухе и к дождям.)

– К какому выводу мы можем прийти? (Все животные приспособились к жизни в своём поясе, им там комфортно, и они не приспособлены к жизни в другом месте.)

– Посмотрите на экран

- Давайте теперь рассмотрим рисунки. Что объединяет данных животных и растения?

трава    заяц     волк   бактерии

орехи   белка   рысь   бактерии

зерно   мышь   лиса   бактерии

– К какому выводу вы пришли? (Эти животные питаются так: заяц съедает траву, волк съедает зайца, сам волк погибает. Непонятно, зачем здесь бактерии?)

Физминутка

– Ребята, настала пора проверить свои выводы текстом учебника. Начинаем работу с учебником. Внимательно посмотрите и дайте более точные объяснения ваших выводов. (Мы узнали, что, оказывается, каждое растение и животное живёт в определённом месте. Это место его обитания.

Все животные и растения приспособлены друг к другу и составляют экологическую систему.

В экологической системе живая природа связана с неживой.

Растения умеют из неживой природы брать всё необходимое для жизни. Только они умеют неорганические вещества превращать в органические. Растения выполняют роль «кормильцев» в экосистеме.)

– А что нужно растениям для жизни? Вам может помочь с. 5 и с. 7. (Для роста им необходимы свет, воздух, вода, минеральные вещества и обязательно почва.

Животные поедают растения или других животных. Органические вещества попадают из одного организма в другой. Они выполняют роль «едоков».

Когда растения или животные умирают, их останками занимаются «мусорщики»: грибы, бактерии, некоторые насекомые. Мусорщики органические вещества превращают в минеральные. Этот процесс происходит в почве. Растения поглощают эти вещества, и круг замыкается.)

– Молодцы. Сумели ли мы ответить на наши вопросы:

1. Как в лесу животные и растения поддерживают порядок?

2. Нет ли профессий у животных и растений?

3. Постоянно ли в лесу происходят описанные процессы, систематически или от случая к случаю?

4. Какую роль в экосистеме играют люди?

5. Как долго могут существовать экосистемы без участия человека?

– Ребята, найдите ответ на последний вопрос, прочитав рубрику «Подведём итоги» на с. 9. (Экосистема существует как угодно долго без посторонней помощи.)

– Теперь каждый проверит себя.

– Давайте ответим на последние вопросы на с. 4. Как связаны друг с другом эти животные и растения?

– Подготовьте ответы на 1–2-й вопросы на с. 7.

 

Смотрят фильм

Отвечают на вопросы.

Воспринимают новую информацию.

Слушают учителя.

Получают рисунки с изображением цепей питания.

Повторяют за учителем

Работают с учителем.

Повторяют упражнения за учителем

Работа с учебником.

Слушают учителя.

Работают с учебником

 

Формулируют ответы на вопросы.

Ребята отвечают на первые три вопроса без затруднения. Последние вопросы) остаются без ответа.

П: Выполняют здание учителя.

П: Строят рассуждение

П: Воспринимают речь учителя.

П: Строят рассуждение.

П: Строят рассуждение.

П: Строят рассуждение.

П: Воспринимают речь учителя.

К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

4. Итог:

Словесный метод: слово учителя

≈3

– Что нового узнали?

– Как узнали, что помогло?

– Где пригодятся знания?

– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

Делают выводы.

Отвечают на вопросы.

Р: Отслеживать цель учебной деятельности.

5. Рефлексия

Словесный метод: ответы на вопросы, самоанализ.

≈1

А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если - вы довольны собой, вам понравился урок, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если - у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии.

И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно и сегодняшний урок не понравился.

Молодцы! Спасибо вам за урок! До свидания!

Самоконтроль.

Делают выводы.

Л: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка, 2 класс, "Школа 2100". Тема: "Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".

Конспект урока русского языка, 2 класс, УМК "Школа 2100". Тема:Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"....

План урока по Окружающему миру 1 класс Школа 2100. Тема: ТВЕРДЫЕ ТЕЛА, ЖИДКОСТИ И ГАЗЫ

Файл содержит план урока по Окружающему миру в 1 классе, программа "Школа 2100", учебник Вахрушева, с приложениями в виде материалов для распечатки, раздачи ученикам и размещения на доске....

Окружающий мир. Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" . Тема: Моря и острова

Предмет: ОкружающийКласс: 2Тема урока: Моря и островаЦели урока: познакомить с характерными особенностями морей, островами и полуостровами.Планируемые результаты:Предметные: формирование умения вступа...

Окружающий мир. Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" . Тема: Природная зональность.

Предмет: ОкружающийКласс: 2Тема урока: природная зональностьЦели урока: ознакомить учеников с природными зонами, их закономерным чередованием и проявлениями закона природной зональностиПланируемые рез...

Окружающий мир. Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" . Тема: Природные зоны холодного пояса

Предмет: ОкружающийКласс: 2Тема урока: Природные зоны холодного поясаЦели урока: ознакомить детей с природными зонами холодного пояса, их особенностями и обитателямиПланируемые результаты:Предметные: ...

Окружающий мир. Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" . Тема: Леса умеренного пояса

Предмет: ОкружающийКласс: 2Тема урока: Леса умеренного поясаЦели урока: детей с лесами умеренного пояса, их особенностями и обитателями; показать взаимную приспособленность живых организмов – членов э...

Технологическая карта. Окружающий мир. 4 класс. УМК "Школа 2100". Тема: "Человек. Система органов".

Технологическая карта. Окружающий мир. 4 класс. УМК "Школа 2100". Тема: "Человек. Система органов"....