Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Гарипова Айгуль Котдусовна

Данная рабочая программа составлена по предмету окружающий мир 3 класс УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh.mir3a.docx97.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

на заседании методического объединения учителей начальных классов

Руководитель МО

_____________________/Низамгалиева Ф.К./

Протокол №             «____» августа 2015 г.

«Согласовано»

Зам. директора по УР

______________________/Идрисов М.Г./

«_____» августа 2015 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Гимназия №1 имени Ч.Т. Айтматова п.г.т. Кукмор»

______________________/КасимовВ.Г./

Приказ № ____

«____» августа 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

для 3б класса учителя первой квалификационной категории

муниципального бюджетного образовательного учреждения

 «Гимназия №1 имени Ч.Т.Айтматова п.г.т. Кукмор» Кукморского

муниципального района Республики Татарстан

                                                                                         Гариповой Айгуль Котдусовны

на 2015-2016 учебный год

                                                                         

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена  на основе:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 233-ФЗ;
  1.  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МО и Н РФ от 6 октября 2009 года №373, с изменениями в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, с изменениями в соответствии с приказом МО и Н РТ от 31 января 2012г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением  федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля  2015 г. № 1/15)

  1.  Основная образовательная программа начального общего         образования МБОУ «Гимназия №1 имени Ч.Т.Айтматова п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан;

  1. Учебный план «МБОУ Гимназия №1 имени Ч.Т.Айтматова п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год (Приказ № ______от ____ августа 2015 г.) ;

  1. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, модуля, занятия внеурочной деятельности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия №1 имени Ч.Т.Айтматова п.г.т. Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан;
  2. Примерной Программы по учебным предметам  начального общего образования. М., «Просвещение», 2010 год;
  3.     Программа курса «Окружающий мир» 1-4 классы под редакцией Плешакова А.А., Новицкой М.Ю., М., «Просвещение», 2013 год; (ФГОС )

           УМК Перспектива

Цели:

     -  формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально- ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

    - духовно –нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи:

Формирование у ребёнка:

  -  уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

 -   понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;

   - модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  - психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

  В течение учебного года  по  оценки  качества подготовки учащихся в конце логически законченных блоков учебного материала проводятся самостоятельные работы и тесты. В конце учебного года промежуточная аттестация в форме теста.

Общая характеристика учебного предмета

      Специфика предмета Окружающий мир состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

      Особенность подхода УМК «Окружающий мир», предложенного А.А. Плешаковым и М.Ю. Новицкой, состоит в гармоничном соединении естественнонаучных сведений и опыта гуманитарных наук. Ведущей идеей становится объединение мира природы и мира культуры. С этой позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт. Включение в содержание курса компонентов культуры (норма, ценность, идеал) создает условия для формирования личности ребенка, помогает понять и принять гуманистические ценности общества, определить свое место в мире природы и человеческого бытия. Культурологическая составляющая курса позволяет активно использовать в учебнике литературные произведения, фольклор, художественное и музыкальное наследие.        

     Таким образом «Окружающий мир» как предмет может выполнять интегрирующую роль в системе обучения младшего школьника и создать целостное восприятие окружающего мира. 

     Содержание курса охватывает широкий круг вопросов, при этом природа, человек и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это обеспечивает целостное восприятие окружающего мира, создает условия для присвоения новых знаний, формирования и осознания правил, обязанностей и норм взаимодействия человека и природы, человека и общества. Важно отметить, что авторы создают систему восприятия окружающего мира, отправной точкой, центром которого является сам ребенок. Этот прием позволяет активизировать деятельность ученика на уроке. Познание окружающего мира осуществляется через призму личностного восприятия каждым ребенком образов, красок и звуков природы и культуры. Наблюдая и исследуя окружающий мир, ученик делает для себя открытия многогранных связей человека и природы, закономерных связей живой и неживой природы, связи всего живого на Земле. Более глубоко по сравнению с жизненным опытом ребенка познается мир ближнего социального окружения: роль школы, самоценность семьи, семейных традиций и культурного наследия народа как составляющих духовное богатство человека.  

     Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры Татарстана.

      Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин 3 класса. 

    Предмет Окружающий мир использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

     Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.

    Предмет Окружающий мир представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Описание места учебного предмета в учебном плане

     По учебному плану 1-11 классов муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия №1 имени Ч.Т.Айтматова п.г.т. Кукмор»  Кукморского муниципального района Республики Татарстан  на 2015 – 2016 учебный год на изучение окружающего мира в 3 классе отводится  68 часов, 2 часа в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»

Личностные результаты.

Осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;

Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее природе, сопричастности к ее истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

Осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религией России;

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

Уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

Расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

Установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

                                                           

Метапредметные  результаты.

Способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

Освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сврстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе);

Способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

                                                                                       Предметные результаты.

Усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изучаемого);

Сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

Владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;

Умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

Владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире и социуме;

Овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровье - сберегающего поведения в природной и социальной среде;

Понимание роли и значение родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;

Понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

Понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.


                                                                                                  Содержание учебного предмета.

 Радость познания (13 часов) 

Свет знания. Познание окружающего мира и ответственность человека. Древнегреческая легенда о Дедале и Икаре как воплощение идеи о беспредельности человеческого стремления к познанию мира. Особенности познания: беспрерывность, бесконечность, способность изменять личность человека, обогащать его духовные силы. Как изучают окружающий мир. Способы познания мира: наблюдение, опыт, измерение, моделирование, определение природных объектов. Измерительные приборы и инструменты, увеличительные приборы, лабораторное оборудование. Книга — источник знаний. Источники информации об окружающем мире. Разные типы словарей, справочников, путеводителей. Расположение сведений в изданиях справочного характера (в алфавитном порядке, в тематических  разделах, в предметных и именных указателях). Правила дорожного движения. Правила противопожарной безопасности. Отправимся на экскурсию.

Важнейшие особенности различных учреждений научно-просветительского характера. Сведения о них в путеводителях, Интернете. Посещение научно-просветительских учреждений как способ познания природы и культуры. О чём расскажет план. План как источник информации об окружающем мире. План местности. Условные знаки плана. Масштаб. Планы для пешеходов и автомобилистов, туристические планы. Планета на листе бумаги. Карта  как источник информации об окружающем мире. Карта мира. Приёмы чтения карты. Материки и части света. Страны и народы на политической карте мира. Информация о странах и народах мира и особенностях их куль-туры

Путешествуя, познаём мир. Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Подготовка к путешествию. Роль источников информации в подготовке к путешествию (справочная литература, беседы с опытными людьми, карты, схемы, планы городов, сёл и др.) Правила ответственного туризма. Уважительное отношение к местным обычаям и традициям. Транспорт. Старинные  и современные средства передвижения.  Виды транспорта (сухопутный, водный, воздушный, космический). Личный и общественный транспорт. Правила пользования личным и общественным транспортом. Использование общественного транспорта в просветительских целях. Средства информации и связи. Средства связи как способы обмена информацией. Старинные и современные способы обмена информацией между людьми. Виды средств связи: почта, телеграф, телефон. Номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части. Дидактическая игра по их усвоению. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет — как способы познания мира. Праздник «книга источник знаний». Проверочная работа по теме «Радость познания»

Мир как дом (21ч) 

Мир природы в народном творчестве. Мир природы как единство. Способы отражения древней мысли человечества о единстве мира в разных видах народного творчества (в народных песенках и сказках, построенных по типу цепочки, в  архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта и традиционной одежды). Из чего состоит всё. Твёрдые тела, жидкости, газы. Вещества. Вода — растворитель

Мир небесных тел. Солнце, его значение для жизни на Земле. Любовь и уважение к Солнцу в народной традиции. Особенности Солнца как небесного тела. Звёзды и планеты.  Невидимое сокровище. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Самое главное вещество. Вода, её состояния. Распространение воды в природе, её значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Природные стихии в народном творчестве. Способы изображения природных стихий (огонь, вода, воздух) в разных видах народного творчества: в народных песенках и загадках, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта, игрушках, традиционной одежде. Кладовые земли. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2— 3 примера). Чудо под ногами. Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.  Мир растений. Разнообразие растений. Группы и виды растении. Особенности дыхания и питания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Плодородная земля и растения в народном творчестве. Способы изображения плодородной земли и растении в разных видах народного творчества, в том числе своего края: в народных песенках и загадках, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта, игрушках, традиционной одежде. Мир животных. Разнообразие животных. Группы и виды животных. Размножение и развитие животных разных групп. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Животные в народном творчестве. Способы изображения животных в разных видах народного творчества (в народных песенках и загадках, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта, игрушках традиционной одежде). Невидимые нити в живой природе. Особенности питания разных животных (растительноядные насекомоядные, хищные, всеядные). Цепи питания. Приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов. Лес — волшебный дворец.

Лес — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух   вода, почва, растения, животные, грибы, бактерии). Природное сообщество леса; взаимосвязи в лесном сообществе (растения - пища и укрытие для животных, животные -распространители плодов и семян растений). Круговорот веществ в лесу. Влияние человека на лесное сообщество.  Луг — царство цветов и насекомых. Луг- единство живой и неживой природы. Природное сообщество луга, его отличия от сообщества леса, взаимосвязи в луговом сообществе. Круговорот веществ на лугу. Влияние человека на луговое сообщество. Водоём — дом из воды. Тест. Водоём — единство живой и неживой природы. Природное сообщество водоёма, его отличия от сообществ леса и луга; взаимосвязи в водном сообществе. Круговорот веществ в сообществе водоёма. Влияние человека на водное сообщество. Как сохранить богатства природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, почвы, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки;  их роль в охране природы. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Охрана природы в культуре народов России.

Отношение к природным богатствам в культурной традиции народов России и мира. Пословицы разных народов, отражающие оценку природы и место в ней человека. Народный трудовой опыт разумного хозяйствования в старину и сейчас, в том числе в культуре народов своего края. Современные способы экологически чистого образа жизни, не нарушающего порядок в природе. Методы использования возобновляемых источников энергии солнца, воды, ветра. Стенгазета «Бережём родную землю!». Проверочная  работа Тест: « Мир как дом»

Дом как мир (21ч)

 Родной дом — уголок Отчизны. Значения слова «мир». Правила совместной жизни в общем доме (в том числе в современном многоквартирном доме), в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми. Роль в жизни человеческих сообществ общих целей, дел и праздников, взаимной поддержки и доброжелательности по отношению друг к другу.  Свой дом — свой простор. Трёхчастная структура старинного дома как образа Вселенной. Роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках. В красном углу сесть - великая честь. Эстетическое оформление красного угла как центра духовной жизни традиционной семьи в будни и праздники. Побываем в гостях. Особое значение порога, центрального столба, почётного места, наличие женской и мужской половины в доме — характерные черты традиционного жилища разных народов России и мира. Различия в устройстве жилища, обусловленные природно-климатическим и культурным своеобразием жизни людей. Традиции гостеприимства, принятые в старину и в настоящее время. На свет появился — с людьми породнился. Семья — самое близкое окружение человека. Традиционные термины родства и свойства. Духовное родство через общее вероисповедание. Родословное древо. Способы составления родословного древа. Семейные династии; профессии членов семьи (рода). Семейные традиции трудолюбия и мастерства. Муж и жена — одна душа. Значимость супружеского союза мужчины и женщины. Отражение ценности брака в народных сказках, пословицах, в старинных и современных свадебных обрядах и обычаях. Кукольный спектакль, воспроизводящий элементы свадебного обряда, старинного или современного. Идеальные качества мужа и жены, которые помогают укреплению супружества.

 Святость отцовства и материнства. Представления о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отражённые в народных сказках, пословицах, в старинных и современных обрядах и обычаях, связанных с рождением ребёнка и его пестованием во младенчестве, с наречением имени. Добрые дети — дому венец. Традиции воспитания девочки и мальчика, определяющие их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца, отражённые в народных сказках, пословицах, в старинной и современной культуре воспитания детей и подростков, в том числе в культуре народов своего края. Значение личного имени как нравственного образца для самосовершенствования его носителя. Пословицы, народные сказки, авторские произведения о добрых, умелых, умных, смелых, заботливых девочках и мальчиках

Детские игры — школа здоровья. Народная игровая культура (в том числе своего края): различные типы игр и игрушек (старинных и современных), направленных на физическое, психическое, эстетическое, социально-нравственное, интеллектуальное развитие детей. Проверочная работа. Тест « Дом как мир»  Строение тела человека. Общее представление о строении тела человека. Внешнее и внутреннее строение. Органы и системы органов. Опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная системы, их роль в жизнедеятельности организма. Как работает наш организм. Общее представление о жизнедеятельности организма. Роль скелета и мышц в организме. Работа пищеварительной, дыхательной, кровеносной систем. Измерение частоты пульса. Что такое гигиена. Гигиена — наука о сохранении и укреплении здоровья. Гигиена систем органов. Выработка правильной осанки. Уход за зубами. Правила здорового питания

Наши органы чувств. Общее представление о строении и работе органов чувств Гигиена органов чувств. Школа первой помощи.

Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Измерение температуры тела человека. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах, обмораживании перегревании. Здоровью  цены нет.

Правила здорового образа жизни, отражённые в пословицах и народных традициях (в том числе традициях народов своего края). Триединая формула здоровья: здоровье телесное, здоровье психическое (душевное), здоровье духовно-нравственное. Бережное отношение к инвалидам — людям с ограниченными возможностями здоровья. Дом  не велик, а стоять не велит. Народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье по традициям народов своего края. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Из истории денег. Денежные единицы разных стран. Монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства. Мудрость старости. Образ достойной, уважаемой старости, представленный в на-родных сказках, пословицах, в произведениях живописи, в том числе в культурном наследии своего края. Путешествие к А. С. Пушкину. Проверочная работа по теме:  « Организм человека»

 В Поисках Всемирного наследия   ( 10 часов)

Всемирное наследие. Понятие «Всемирное наследие». Эмблема Всемирного наследия. Идея сохранения достопримечательностей природы и культуры разных стран как непреходящих ценностей для всего человечества. История создания Списка Всемирного наследия. Дидактическая игра-путешествие к объектам Всемирного наследия России и мира. Московский кремль. Ансамбль Московского Кремля как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Московского Кремля как образца воинской крепости центра государственной власти, духовной святыни России. Итоговая контрольная работа в форме теста . Озеро Байкал.

Озеро Байкал как объект Всемирного природного наследия Озеро Байкал на карте России. Уникальные особенности природы и экологические проблемы озера. Байкал как уникальный природный объект не только России но и мира. Путешествие в Египет.

Природные и культурные достопримечательности Египта, его столица. Египет и Каир на карте мира. Египетские пирамиды как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение страны и ее культурные наследия для всего мира. Путешествие в Грецию. Природные и культурные достопримечательности Греции ее столица Греция и Афины на карте Европы. Афинский Акрополь как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение страны и ее культурного наследия для всего мира. Путешествие в Иерусалим. Ландшафтные и культурные достопримечательности Иерусалима Израиль и Иерусалим на карте мира. Старый город как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Иерусалима и его культурного наследия для всего мира, для людей, исповедующих одну из великих мировых религий - иудаизм, христианство, ислам.

Путешествие в  Китай. Всемирные духовные сокровища. Природные и культурные достопримечательности Китая, его столица Великая Китайская стена как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Китая и его культурного наследия для всего мира. Выдающиеся люди разных эпох, народов стран, воплотившие в себе лучшие человеческие качества. Общезначимые нравственные идеалы в пословицах разных народов России и ми-па о человеческих достоинствах и в текстах Священных книг. Всемирные духовные сокровища - невидимые глазу ценности которые осуществились в объектах Всемирного культурного наследия, воплотились в жизненном поведении, подвигах, свершениях людей, ставших духовно-нравственным образцом для современников и потомков. «Альбом путешествий». Всемирные духовные сокровища. Правила поведения на реке, в лесу летом . Итоговый урок . Задание на лето.

                                                                         

Календарно- тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Основные виды

учебной деятельности обучающихся

Дата проведения урока

Примечание

план

факт

 «Радость познания» ( 13 ч)

1

Свет знания. Познание окружающего мира и ответственность человека. Древнегреческая легенда о Дедале и Икаре как воплощение идеи о беспредельности человеческого стремления к познанию мира. Особенности познания: беспрерывность, бесконечность, способность изменять личность человека, обогащать его духовные силы

Формулировать мысль о том, что стремление к творческому познанию окружающего мира есть отличительная черта человека. Определять сферы познания: природа и культура. Выявлять особенности познания. Высказывать мотивированное суждение об ответственности познающего человека за то, как, в каких целях используются его открытия и изобретения.

01.09

2

Как изучают окружающий мир.

Способы познания мира: наблюдение, опыт, измерение, моделирование, определение природных объектов. Измерительные приборы и инструменты, увеличительные приборы, лабораторное оборудование

Характеризовать способы изучения окружающего мира. Различать этапы исследования. Различать виды оборудования для изучения окружающего мира, узнавать и называть предметы оборудования, объяснять их значения. Работая в группах, осваивать в ходе практических работ способы изучения окружающего мира, этапы исследования, приемы использования оборудования.

05.09

3

Книга — источник знаний. Источники информации об окружающем мире. Разные типы словарей, справочников, путеводителей. Расположение сведений в изданиях справочного характера (в алфавитном порядке, в тематических  разделах, в предметных и именных указателях)

Определять тип справочной и научно-познавательной литературы. Находить необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе. Презентовать полюбившуюся научно- популярную книгу: правильно называть автора и название, обобщать и раскрывать содержание, демонстрировать иллюстрации по теме.

08.09

4

Правила дорожного движения. Правила противопожарной безопасности.

12.09

5

 Отправимся на экскурсию.

Важнейшие особенности различных учреждений научно-просветительского характера. Сведения о них в путеводителях, Интернете. Посещение научно-просветительских учреждений как способ познания природы и культуры

Характеризовать различные научно-просветительские учреждения, находить необходимые сведения о них в путеводителях и других источниках. Работая в группах, участвовать в ролевой игре, выступая в роли экскурсоводов и экскурсантов. Обсуждать правила поведения  на экскурсии. Задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии в соответствии с личными интересами, оформлять впечатления от экскурсии: свои рисунки, фотографии, материалы, изданные учреждением. Проектное задание: вместе со взрослыми побывать на экскурсии, составить фоторассказ о ней, оценить экскурсию и мотивировать свою оценку.

15.09

6

 О чём расскажет план. План как источник информации об окружающем мире. План местности. Условные знаки плана. Масштаб. Планы для пешеходов и автомобилистов, туристические планы

Сравнивать рисунок и план местности. Работая в паре, изучать условные знаки плана местности, применять их для чтения плана. Различать наиболее распространенные виды планов, обсуждать их значение в нашей жизни. В ходе практической работы в группах извлекать информацию из туристических планов, оценивать свои успехи в овладении способами чтения плана.

19.09

7

 Планета на листе бумаги. Карта  как источник информации об окружающем мире. Карта мира. Приёмы чтения карты. Материки и части света

Сравнивать план и карту, глобус и карту мира. Изучать условные знаки карты, применять их чтения карты мира. Работая в паре, заполнять таблицу «Материки и части света». Узнавать материки и части света по силуэтам. С помощью карты учебника приводить примеры морей, рек, островов. Обсуждать роль карты в жизни людей, в нашей собственной жизни, оценивать эмоциональные впечатления от мыленных путешествий по карте.

22.09

8

Страны и народы на политической карте мира.

Информация о странах и народах мира и особенностях их культуры

Сравнивать политическую карту мира с физической картой, определять её отличительные особенности. Находить на карте ту или иную страну, показывать её границы, определять столицу, называть соседние страны. Соотносить название страны с названием языка и наоборот. В справочной литературе о народах мира находить информацию о составе населения страны и об особенностях её культуры.

26.09

9

Путешествуя, познаём мир. Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Подготовка к путешествию. Роль источников информации в подготовке к путешествию (справочная литература, беседы с опытными людьми, карты, схемы, планы городов, сёл и др.) Правила ответственного туризма. Уважительное отношение к местным обычаям и традициям

Формулировать цель путешествия, соотносить личные интересы с интересами своих спутников, находить необходимые сведения для определения маршрута, оформлять дневник путешествия, оценивать результаты путешествия. Формулировать правила ответственного туризма по отношению к природе и к местным обычаям и традициям.

29.09

10

Транспорт. Старинные  и современные средства передвижения.  Виды транспорта (сухопутный, водный, воздушный, космический). Личный и общественный транспорт. Правила пользования личным и общественным транспортом. Использование общественного транспорта в просветительских целях

Различать  старинные и современные средства передвижения. Систематизировать транспортные средства по видам, участвовать в дидактической игре на усвоение правил пользования транспортом, определять виды транспорта, рассказывать сюжет из истории одного из видов транспорта, об изобретателях, ученых.

Проектное задание: разрабатывать предложения об использовании общественного транспорта в просветительских целях.

03.10

11

 Средства информации и связи. Средства связи как способы обмена информацией. Старинные и современные способы обмена информацией между людьми. Виды средств связи: почта, телеграф, телефон. Номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части. Дидактическая игра по их усвоению. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет — как способы познания мира

Различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации, участвовать в дидактической игре. Рассказывать о сюжетах теле- и радиопередач, публикаций в прессе о природе, культуре, выдающихся людях России и мира.

06.10

12

Праздник «книга источник знаний»

        

10.10

13

Проверочная работа по теме «Радость познания»

                

13.10

«Мир как дом» ( 21 ч)

14

 Мир природы в народном творчестве.

Мир природы как единство. Способы отражения древней мысли человечества о единстве мира в разных видах народного творчества (в народных песенках и сказках, построенных по типу цепочки, в  архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта и традиционной одежды)

Определять образ единого дома-мира в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества. Характеризовать изображения окружающего мира как дома в произведениях народного творчества своего края. Воспроизводить образ дома-мира в собственном произведении

17.10

15

 Из чего состоит всё. Твёрдые тела, жидкости, газы. Вещества. Вода — растворитель

Различать природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой природы, твердые тела, жидкости и газы. Заполнять таблицу «Твердые тела, жидкости и газы». Приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества. Работая в группе, проводить опыт «Вода-растворитель» (предлагать порядок проведения опыта, выбирать необходимое оборудование, выполнять действия по инструкции, фиксировать результаты опыта, формулировать вывод, осуществлять самопроверку, оценивать свои успехи)

20.10

16

 Мир небесных тел. Солнце, его значение для жизни на Земле. Любовь и уважение к Солнцу в народной традиции. Особенности Солнца как небесного тела. Звёзды и планеты

Характеризовать Солнце как одно из небесных тел, раскрывать его значение для жизни на Земле. Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь и использовать при рассказе о Солнце. Анализировать иллюстрации учебника, устанавливать связь между положением Солнца на небе и сезонными изменениями в природе и жизни людей. Сравнивать звезды, планеты по различным признакам

24.10

17

 Невидимое сокровище. Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека

        Анализировать диаграмму в учебнику, с её помощью определять состав воздуха. Рассказывать о способах обнаружения воздуха вокруг себя, демонстрировать их. Раскрывать значение воздуха для растений, животных, человека. Изучать свойства воздуха, наблюдать демонстрационные опыты, записывать выводы в рабочей тетради

27.10

18

Самое главное вещество. Вода, её состояния. Распространение воды в природе, её значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Высказывать предположения, почему воду часто называют самым главным веществом на планете. Различать состояния воды. Рассказывать о распространении воды в природе. Раскрывать значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Исследовать свойства воды. Характеризовать круговорот воды с опорой на схем в учебнике.

31.10

19

Свойства воды. Круговорот воды в природе

Высказывать предположения, почему воду часто называют самым главным веществом на планете. Различать состояния воды. Рассказывать о распространении воды в природе. Раскрывать значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Исследовать свойства воды. Характеризовать круговорот воды с опорой на схем в учебнике.

10.11

20

Природные стихии в народном творчестве.

Способы изображения природных стихий (огонь, вода, воздух) в разных видах народного творчества: в народных песенках и загадках, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта, игрушках, традиционной одежде

Узнавать образы воздуха, огня, воды в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества. Находить и характеризовать образы в словесных и произведениях народного творчества своего края. Использовать народные приемы изображения природных стихий для сочинений своих загадок об огне, воде, воздухе.

14.11

21

Кладовые земли. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2— 3 примера)

Исследовать состав гранита в ходе практической работы в группах. Рассказывать по схеме о составе гранита. Работая в парах, различать полезные ископаемые по фотографиям и натуральным образцам. Приводить примеры полезных ископаемых своего края. Раскрывать значение полезных ископаемых в хозяйстве человека, доказывать на примерах,  что без полезных ископаемых невозможна  хозяйственная жизнь людей.

17.11

22

Чудо под ногами. Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека

Исследовать состав почвы в ходе практической работы в группах. Раскрывать значение почвы для живой природы и хозяйственной жизни человека. Устанавливать связь между составом почвы и её плодородием. Анализировать рисунок учебника, определять животных, обитающих в почве, высказывать предположения об их влиянии на плодородие почвы, осуществлять самопроверку по тексту учебника.

21.11

23

 Мир растений. Разнообразие растений. Группы и виды растении. Особенности дыхания и питания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений

Знакомиться по тексту учебника с группами растений; классифицировать растения, узнавать группы растений по описаниям. Различать виды растений; анализировать таблицу «Число видов растений разных групп». Сравнивать схемы дыхания и питания растений, на этой основе раскрывать особую роль растений в природе и жизни людей, делать вывод о необходимости бережного отношения к растениям. Проектное задание: готовить фоторассказ о мире растений, выражать своё отношение к нему. Кратко характеризовать растения родного края на основе наблюдений.

24.11

24

Плодородная земля и растения в народном творчестве.

Способы изображения плодородной земли и растении в разных видах народного творчества, в том числе своего края: в народных песенках и загадках, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта, игрушках, традиционной одежде

Узнавать образы плодородной земли и растений в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества. Подбирать загадки о земле и растениях в творчестве народов своего края для совместной игры. Использовать приемы народного искусства для сочинения своих загадок о земле и растениях.

28.11

25

Мир животных. Разнообразие животных. Группы и виды животных. Размножение и развитие животных разных групп. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений

Знакомиться по тексту учебника с группами животных, классифицировать животных, представленных на иллюстрациях учебника. Различать виды животных, анализировать таблицу «Число видов животных разных групп». Сравнивать размножение и развитие животных разных групп. Работая в парах, моделировать развитие животных. Высказывать аргументированные суждения о роли животных в природе и жизни людей. Проектное задание: готовить фоторассказ о мире животных (в том числе родного края), выражать свое отношение к нему. Кратко характеризовать животных родного края на основе наблюдений.

01.12

26

Животные в народном творчестве.

Способы изображения животных в разных видах народного творчества (в народных песенках и загадках, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта, игрушках традиционной одежде).

Узнавать образы животных в произведениях словесного и изобразительно-прикладного народного творчества, подбирать загадки о животных в творчестве народов своего края для совместной игры, находить и характеризовать образы животных, использовать приемы народного словесного и изобразительно-прикладного искусства для сочинения своих загадок о животных, в том числе и животных своего края.

05.12

27

 Невидимые нити в живой природе.

Особенности питания разных животных (растительноядные насекомоядные, хищные, всеядные). Цепи питания. Приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов

Классифицировать животных по особенностям питания. Использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщений о таких животных. Прослеживать по схемам цепи питания. Работая в парах, моделировать цепи питания с помощью схем-аппликаций. Применять знания об особенностях питания животных для самостоятельного составления схем цепей питания. Выявлять признаки приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов. Обсуждать рассказ «Доброе слово о хищниках», формулировать соответствующие правила экологической этики.

08.12

28

Лес — волшебный дворец.

Лес — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух   вода, почва, растения, животные, грибы, бактерии). Природное сообщество леса; взаимосвязи в лесном сообществе (растения - пища и укрытие для животных, животные -распространители плодов и семян растений). Круговорот веществ в лесу. Влияние человека на лесное сообщество

Знакомиться с разнообразием организмов в лесу. Обнаруживать взаимосвязи в лесном сообществе. Составлять цепи питания, характерные для лесного сообщества, моделировать их освоенными способами. Прослеживать по схеме в учебнике круговорот веществ в лесу. Работая в группах, использовать атлас-определитель для распознавания лесных организмов своего края и подготовки сообщений о них. Обсуждать рассказ «Шум в лесу», формулировать соответствующие правила экологической этики. Использовать книгу «Великан на поляне» для поиска необходимой информации.

12.12

29

 Луг — царство цветов и насекомых.

Луг- единство живой и неживой природы. Природное сообщество луга, его отличия от сообщества леса, взаимосвязи в луговом сообществе. Круговорот веществ на лугу. Влияние человека на луговое сообщество.

Знакомиться с разнообразием организмов на лугу, сравнивать луговое сообщество с лесным и луговым. Обнаруживать взаимосвязи в луговом сообществе. Составлять цепи питания, характерные для луга, моделировать их освоенными способами. Рисовать схему круговорота веществ на лугу. Обсуждать рассказ «Горит трава», формулировать соответствующие правила экологической этики. Работая в группах, использовать атлас-определитель для распознавания луговых организмов своего края и подготовки сообщений о них.

15.12

30

Водоём — дом из воды. Тест.

Водоём — единство живой и неживой природы. Природное сообщество водоёма, его отличия от сообществ леса и луга; взаимосвязи в водном сообществе. Круговорот веществ в сообществе водоёма. Влияние человека на водное сообщество

Знакомиться с разнообразием организмов пресного водоема, сравнивать водное сообщество с лесным и луговым. Обнаруживать взаимосвязи в водном сообществе. Составлять цепи питания, характерные для сообщества водоема, моделировать их освоенными способами. Рисовать схему круговорота веществ в водном сообществе. Заполнять таблицу «Сравнение двух видов жуков» в рабочей тетради. Проектное задание: вместе со взрослыми наблюдать за жизнью природных сообществ родного края, готовить фоторассказ о своих наблюдениях, выражать свое отношение к миру природы.

19.12

31

Как сохранить богатства природы.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, почвы, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки;  их роль в охране природы. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Работая в парах, соотносить отрицательное влияние человека на природу и меры по её охране; заполнять таблицу. По рисункам-символам в учебнике рассказывать об охране природных богатств. Работая в группах, предлагать условные знаки, демонстрирующие охрану изученных природных сообществ, оценивать работу других групп, рассказывать по условным знакам об охране природных сообществ. Обсуждать рассказы из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики. Высказывать аргументированные суждения о возможности своего участия в охране природных богатств, о личной ответственности за сохранность природы

22.12

32

Охрана природы в культуре народов России.

Отношение к природным богатствам в культурной традиции народов России и мира. Пословицы разных народов, отражающие оценку природы и место в ней человека. Народный трудовой опыт разумного хозяйствования в старину и сейчас, в том числе в культуре народов своего края. Современные способы экологически чистого образа жизни, не нарушающего порядок в природе. Методы использования возобновляемых источников энергии солнца, воды, ветра.

Анализировать пословицы и поговорки разных народов, отражающие отношение к природным богатствам, записывать в рабочей тетради пословицы (предания, сказки) народов своего края по теме урока. Узнавать с помощью средств массовой информации, Интернета о современных способах экологически чистого образа жизни. Осуществлять в повседневной жизни правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов. Преобразовывать ненужные вещи, бросовый материал в полезные и красивые предметы. Проектное задание: вместе со взрослыми посетить одно из мест, связанных с охраной природы родного края, подготовить фоторассказ о своих наблюдениях.

26.12

33

Стенгазета «Бережём родную землю!»

12.01

34

Проверочная  работа Тест: « Мир как дом»

16.01

 «Дом как мир» 21ч

35

Родной дом — уголок Отчизны.

Значения слова «мир». Правила совместной жизни в общем доме (в том числе в современном многоквартирном доме), в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми. Роль в жизни человеческих сообществ общих целей, дел и праздников, взаимной поддержки и доброжелательности по отношению друг к другу

Объяснять значения слова « мир» на русском языке и находить их аналоги в языках народов своего края. Моделировать ситуации общения в разных сообществах, старинных и современных. Выявлять общее и особенное в устройстве старинной и современной общественной жизни. Участвовать в посильных общественных делах и праздниках.

19.01

36

 Свой дом — свой простор. Трёхчастная структура старинного дома как образа Вселенной. Роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках

Сравнивать устройство старинного и современного домов. Объяснять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; находить аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края. Выявлять нравственный смысл конструктивных особенностей жилища в соотнесении с их назначением и ролью в жизни каждого члена семьи, сопоставлять особенности внутреннего устройства старинного и современного дома, находить общее и различное

23.01

37

В красном углу сесть - великая честь.

Эстетическое оформление красного угла как центра духовной жизни традиционной семьи в будни и праздники

Выявлять роль и назначение красного угла как почетного места в старинном доме; находить его аналог в устройстве старинного жилища народов своего края. Моделировать функции духовного центра в современном доме, презентовать традиции гостеприимства.

26.01

38

Побываем в гостях.

Особое значение порога, центрального столба, почётного места, наличие женской и мужской половины в доме — характерные черты традиционного жилища разных народов России и мира. Различия в устройстве жилища, обусловленные природно-климатическим и культурным своеобразием жизни людей. Традиции гостеприимства, принятые в старину и в настоящее время

Сопоставлять особенности старинного жилища разных народов; отмечать общие и различные черты. Моделировать ситуации приема гостей и прихода в гости. Участвовать в дидактическом игре с применением старинных и современных традиций гостеприимства народов своего края.

30.01

39

На свет появился — с людьми породнился. Семья — самое близкое окружение человека. Традиционные термины родства и свойства. Духовное родство через общее вероисповедание

Применять терминологию родства к членам своей семьи, находить аналоги в терминологии родства народов своего края, использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи, устанавливать различие между терминами родства и свойства, использовать эту терминологию при определении степеней родства в своей семье. Различать термины кровного родства и духовного родства

02.02

40

Родословное древо. Способы составления родословного древа. Семейные династии; профессии членов семьи (рода). Семейные традиции трудолюбия и мастерства

Различать способы составления родословного древа. Составлять схему родственных связей в своей семье до трех-четырех поколений. Рассказывать о профессиях старших членов семьи, друзей семьи. Оформлять презентацию документов и реликвий из семейного архива как фамильную ценность

06.02

41

Муж и жена — одна душа.

Значимость супружеского союза мужчины и женщины. Отражение ценности брака в народных сказках, пословицах, в старинных и современных свадебных обрядах и обычаях. Кукольный спектакль, воспроизводящий элементы свадебного обряда, старинного или современного. Идеальные качества мужа и жены, которые помогают укреплению супружества.

Творчески выражать мысль о крепости брачных уз в рукотворной игрушке-подарке молодоженам. Оформлять поздравление родителям во Всероссийский день семьи, любви и верности (8июля). Высказывать мотивированное суждение об идеальных качествах мужа жены

09.02

42

 Святость отцовства и материнства.

Представления о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отражённые в народных сказках, пословицах, в старинных и современных обрядах и обычаях, связанных с рождением ребёнка и его пестованием во младенчестве, с наречением имени

Творчески выражать мысль о родительской любви к детям в рукотворной  игрушке, в кукольном спектакле по одной из сказок своего края; высказывать мотивированное суждение о почтении к родителям как нравственной норме всех народов России и мира

13.02

43

Добрые дети — дому венец.

Традиции воспитания девочки и мальчика, определяющие их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца, отражённые в народных сказках, пословицах, в старинной и современной культуре воспитания детей и подростков, в том числе в культуре народов своего края.

Значение личного имени как нравственного образца для самосовершенствования его носителя. Пословицы, народные сказки, авторские произведения о добрых, умелых, умных, смелых, заботливых девочках и мальчиках

Сравнивать и различать особенности в воспитании девочки и мальчика, в том числе в старинной и современной культуре воспитания детей и подростков народов своего края. Находить в дополнительной литературе, Интернете материалы о значении своего личного имени, о жизни и деятельности знаменитого соотечественника-своего тезки. Творчески выражать нравственный смысл личного имени как образец для самовоспитания; характеризовать личностные качества человека, выбранного в качестве образца для подражания.

16.02

44

Детские игры — школа здоровья.

Народная игровая культура (в том числе своего края): различные типы игр и игрушек (старинных и современных), направленных на физическое, психическое, эстетическое, социально-нравственное, интеллектуальное

развитие детей

Презентовать несколько народных игр, определять их назначение в своем развитии; характеризовать заложенный в них нравственный смысл, необходимый для самовоспитания. Излагать правила игры и организовывать её в среде сверстников.

20.02

45

Провер. работа. Тест « Дом как мир»

23.02

46

Строение тела человека. Общее представление о строении тела человека. Внешнее и внутреннее строение. Органы и системы органов. Опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная системы, их роль в жизнедеятельности организма

Рассказывать о внешнем и внутреннем строении тела человека.

Давать определения органа и системы органов. Обозначать внутренние органы на схеме. Работая в группе, изучать строение и роль в организме различных систем органов. Заполнять таблицу «Системы органов человека» в рабочей тетради. Высказывать обоснованные суждения о том, почему важно знать строение и работу своего организма. Использовать дополнительную литературу, Интернет для подготовки собственных сообщений по теме урока.

27.02

47

Как работает наш организм.

Общее представление о жизнедеятельности организма. Роль скелета и мышц в организме. Работа пищеварительной, дыхательной, кровеносной систем. Измерение частоты пульса

Рассказывать о работе опорно-двигательной и пищеварительной систем. Используя информацию из учебника, вписывать цифровые данные в текст рабочей тетради. Работая в парах, обозначать на схеме последовательность прохождения пищи по органам пищеварительной системы. Характеризовать работу дыхательной и кровеносной систем. Учиться измерять пульс у себя и другого человека, фиксировать результаты измерений, оценивать свои успехи. Высказывать обоснованные суждения о том, почему организм человека-единое целое. Раскрывать связь между работой различных систем органов.

01.03

48

Что такое гигиена.

Гигиена — наука о сохранении и укреплении здоровья. Гигиена систем органов. Выработка правильной осанки. Уход за зубами. Правила здорового питания

Работая в паре, формулировать правила выработки хорошей осанки. Корректировать собственное поведение с учетом этих правил. Осваивать приемы ухода за зубами, оценивать свои успехи. Классифицировать продукты по происхождению. Обсуждать опасность для здоровья быстрой еды. Работать со взрослыми: составлять меню для своей семьи, доказывать его соответствие правилам здорового питания, готовить одно из блюд.

05.03

49-50

Наши органы чувств. Общее представление о строении и работе органов чувств Гигиена органов чувств

Знакомиться со строением органов чувств, осуществлять взаимопроверку. Подписывать на схеме части глаза  и уха. Характеризовать работу органов чувств. Формулировать правила гигиены органов чувств. Оценивать свое отношение к собственному здоровью. Корректировать свое поведение в соответствии с изученными правилами гигиены. Высказывать обоснованные суждения о взаимном дополнении органов чувств  при восприятии окружающего мира.

08.03

12.03

51

 Школа первой помощи.

Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Измерение температуры тела человека. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах, обмораживании перегревании

Сравнивать устройство медицинских термометров. В ходе групповой практической работы учиться измерять температуру тела с помощью ртутного и электронного термометров, фиксировать результаты измерений, оценивать свои успехи. Записывать номера телефонов экстренной помощи, запоминать их, осуществлять взаимопроверку. Высказывать обоснованные суждения о том, как избежать обмораживания зимой и перегревания летом. Проектное задание: вместе со взрослыми подготовить фоторассказ о том, что делается для охраны и укрепления здоровья членов семьи.

15.03

52

Здоровью  цены нет.

Правила здорового образа жизни, отражённые в пословицах и народных традициях (в том числе традициях народов своего края). Триединая формула здоровья: здоровье телесное, здоровье психическое (душевное), здоровье духовно-нравственное. Бережное отношение к инвалидам — людям с ограниченными возможностями здоровья

Различать социально-нравственные ситуации, в которых понятие «здоровье» выступает как триединство; приводить примеры уважительного, внимательного, милосердного отношения к инвалидам. Высказывать мотивированное суждение о приоритете здоровья духовного и душевного.

19.03

53

Дом  не велик, а стоять не велит.

Народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье по традициям народов своего края

Моделировать в форме дидактической игры применение правил повседневной жизнедеятельности в семье; приводить примеры нарушения или выполнения правил застольного этикета.

02.04

54

Семейный бюджет.

Доходы и расходы семьи. Из истории денег. Денежные единицы разных стран. Монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства

Характеризовать составные части семейных доходов и расходов.

Определять свои потребности и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности. Рассказывать о некоторых фактах из истории денег в человеческом обществе, приводить примеры денежных единиц разных стран, различать монеты и банкноты РФ разного достоинства        

05.04

55

Мудрость старости.

Образ достойной, уважаемой старости, представленный в на-родных сказках, пословицах, в произведениях живописи, в том числе в культурном наследии своего края

С помощью ключевых слов выражать свое впечатление от образа старого человека в произведении живописи. Представлять ситуацию уважительного отношения к старым людям. Высказывать мотивированное суждение о почитании памяти родных и близких как нравственной норме всех народов России и мира.

09.04

56

Путешествие к А. С. Пушкину.

Характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках  Пушкиных по линии отца и матери. Сравнивать портреты предков и потомков А.С.Пушкина, находить в них общие родовые черты. Подбирать одно-два стих А.С.Пушкина; выразительно читать их; высказывать мотивированное суждение о современных читателях А.С.Пушкина как его духовных потомках.

12.04

57

Проверочная работа по теме:       « Организм человека»

16.04

«В Поисках Всемирного наследия»    10 часов

58

 Всемирное наследие.

Понятие «Всемирное наследие». Эмблема Всемирного наследия. Идея сохранения достопримечательностей природы и культуры разных стран как непреходящих ценностей для всего человечества. История создания Списка Всемирного наследия. Дидактическая игра-путешествие к объектам Всемирного наследия России и мира

Объяснять смысл эмблемы Всемирного наследия, различать объекты природного и культурного Всемирного наследия. Рассказывать об одном-двух объектах Всемирного наследия, (по выбору – в России, в том числе и в своем крае, и в мире), оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

19.04

59

Московский кремль.

Ансамбль Московского Кремля как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Московского Кремля как образца воинской крепости центра государственной власти, духовной святыни России

По внешнему виду определять проездные башни Московского Кремля, называть их; узнавать по фотографии строения ансамбля Большого Кремлевского дворца,  различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля оформлять наглядный материал для презентации рассказа.;

23.04

60

Итоговая контрольная работа в форме теста  

26.04

61

Озеро Байкал.

Озеро Байкал как объект Всемирного природного наследия Озеро Байкал на карте России. Уникальные особенности природы и экологические проблемы озера. Байкал как уникальный природный объект не только России но и мира

Показывать местонахождение озера на карте. Рассказывать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах; оформлять наглядный материал для презентации рассказа

30.04

62

Путешествие в Египет.

Природные и культурные достопримечательности Египта, его столица. Египет и Каир на карте мира. Египетские пирамиды как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение страны и ее культурною наследия для всего мира

Показывать местоположение Египта и его столицы. Узнавать на фотографии облик египетских пирамид, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Египта, оформлять наглядный материал для презентации рассказа

03.05

63

Путешествие в Грецию.

Природные и культурные достопримечательности Греции ее столица Греция и Афины на карте Европы. Афинский Акрополь как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение страны и ее культурного наследия для всего мира

Показывать местоположение Греции и Афин на карте. Узнавать на фотографии облик достопримечательностей и святынь Греции, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции, оформлять наглядный материал для презентации рассказа

07.05

64

Путешествие в Иерусалим.

Ландшафтные и культурные достопримечательности Иерусалима Израиль и Иерусалим на карте мира. Старый город как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Иерусалима и его культурного наследия для всего мира, для людей, исповедующих одну из великих мировых религий - иудаизм, христианство, ислам

Показывать местоположение Иерусалима в Израиле на карте. Узнавать на фотографии облик достопримечательностей и святынь, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Иерусалима, оформлять наглядный материал для презентации рассказа

10.05

65-66

Путешествие в  Китай. Всемирные духовные сокровища.

Природные и культурные достопримечательности Китая, его столица Великая Китайская стена как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Китая и его культурного наследия для всего мира

Выдающиеся люди разных эпох, народов стран, воплотившие в себе лучшие человеческие качества. Общезначимые нравственные идеалы в пословицах разных народов России и ми-па о человеческих достоинствах и в текстах Священных книг. Всемирные духовные сокровища - невидимые глазу ценности которые осуществились в объектах Всемирного культурного наследия, воплотились в жизненном поведении, подвигах, свершениях людей, ставших духовно-нравственным образцом для современников и потомков

Показывать на карте  местоположение Китая и Пекина. Узнавать на фотографии облик Великой Китайской стены, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и великих культурных изобретениях Древнего Китая, оформлять наглядный материал для презентации рассказа

14.05

17.05

67

«Альбом путешествий».

Всемирные духовные сокровища

Обобщать полученные знания о многих достойных людях. Формулировать понятие о Всемирных духовных сокровищах. Называть имена своих земляков, соотечественников, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества. Определять общезначимые ценные качества в друге и самом себе; составлять свой список всемирных духовных сокровищ.

21.05

68

Правила поведения на реке, в лесу летом

Итоговый урок . Задание на лето.

24.05

 

Литература для учителя

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 233-ФЗ;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МО и Н РФ от 6 октября 2009 года №373, с изменениями в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. № 1241, с изменениями в соответствии с приказом МО и Н РТ от 31 января 2012г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования ».
  3.  Уроки по окружающему миру. 3 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Е.В. Мартинкова, Ю.В. Саркисян; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2011.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе (От действия к мысли ) под редакцией А.Г. Асмолова Москва «Просвещение» 2011 год
  5. Предметные олимпиады  Н.В.Лободина Издательство «Учитель» 2011год
  6. Олимпиадные задания Окружающий мир (начальная школа) Волгоград Издательство «Учитель» 2008 год
  7. Уроки окружающего мира с применением информационных технологий  Е.С. Галанжина  (методические пособие с электронным приложением) Москва «Планета» 2010 год

Литература для учащихся

1. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс. Учебник в 2ч. / Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, –М.: Просвещение, 2013.

2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. / Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, –М.: Просвещение, 2014.

Цифровые и электронные образовательные Интернет – ресурсы:

- Сетевое объединение методистов

http://center.fio.ru/som

В разделе «Начальная школа»:

  • разработки к урокам;
  • новинки литературы;
  • программы по предметам;
  • официальные документы.

- Газета «Первое сентября»
       
http://nsc.1september.ru/

«Начальная школа»:

  • Избранные материалы газеты "Начальная школа". Лучшие публикации. Методические рекомендации, сценарии уроков, примеры тематического планирования по различным учебно-методическим комплектам, сценарии праздников, олимпиады, викторины

- Каталог ресурсов на Российском образовательном портале
http://school.edu.ru/catalog.asp

Раздел «Начальная школа»

  • Интеллектуальное развитие и обучение (материалы по предметам);
  • Досуг;
  • Воспитание;
  • Психофизическое развитие

- Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com

Примерные задания и критерии оценивания  для промежуточной аттестации

  1. Характеристика, структура и содержание  материала промежуточной аттестации

-цель работы: проверить знания учащихся по изученным темам литературного чтения.

-структура (состоит 20 заданий)

-образец  работы

ВАРИАНТ 1

Максимальное количество баллов - 25

1. Всё, что мы видим вокруг себя – это …

а) окружающий мир

б) явления природы

в) природа

2.Что такое карта полушарий? Обведи нужную букву.

а) карта, на которой дано изображение какой – то территории;

б) карта, на которой изображены две половины земного шара;

в) карта, на которой изображена вся Земля.

3. Допиши предложение.

Горизонтальные линии, расположенные на глобусе параллельно друг другу называются __________________________.

4. Укажи самый большой океан Земли.

а) Северный Ледовитый

б) Тихий

в) Южный

г) Атлантический

д) Индийский

5. Что показывает масштаб? Обведи нужную букву.

а) показывает, какое расстояние на местности соответствует каждому сантиметру на карте;

б) показывает количество предметов на местности;

в) показывает расстояние на местности между объектами.

6. В чём различие глобуса и карты полушарий? Обведи кружком буквы правильных ответов.

а) имеют разные цвета;

б) имеют разные обозначения;

в) имеют разный масштаб;

г) имеют разную форму;

д) глобус – это целый шар, а на карте две половинки.

7. В какой строке перечислены живые тела?

а) человек, облако, растение

б) человек, гриб, окунь

в) камень, дерево, ежевика

8. Подчеркни главные признаки организмов живой природы.

свистит, дышит, питается, гремит, размножается, поёт, растёт, двигается, шумит, льётся, умирает

9. Какие вещества входят в состав воздуха? Обведи нужную букву.

а) водород, азот, углекислый газ

б) кислород, азот, углекислый газ

в) йод, азот, кислород

10. Вода бывает в трёх состояниях в природе. Подчеркни эти 3 состояния воды.

твёрдое, газообразное, летучее, сыпучее, прозрачное, жидкое, растворимое

11. Заполни таблицу.

капля воды, вода, сахар, кусок сахара, снег, ком снега, лёд, льдинка

Тела

Вещества

12. Выберите правильное определение почвы:

а) верхний слой земли, где есть песок и глина;

б) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух и вода;

в) верхний плодородный слой земли.

13. Отметь то, что помешает развитию растений?

а) тепло  

б) вода

в) воздух                 

г) темнота

14. Отметь группу слов, которые называют хвойные растения.

а) подорожник, клевер, одуванчик

б) можжевельник, пихта, кедр

в) морская капуста, кувшинка, ряска

15. Выбери верный ответ.

Капуста, картофель, свёкла, слива, огурцы – это …

а) дикорастущие растения

б) декоративные растения

в) культурные растения

16. Какие животные рождают детёнышей и выкармливают их молоком?

а) насекомые          

в) рыбы

б) птицы                  

г) звери

17. Цепи питания начинаются:

а) растениями

б) хищными животными

в) растительноядными животными

18. Какая из цепей питания указана верно?

а) сосна – дятел – жук-короед

б) слизни – капуста – жаба

в) рожь – мышь –  орлы – змеи

19. Какие  города Золотого кольца основал Юрий Долгорукий?

а) Москва 

в) Ростов

б) Кострома                

г) Ярославль

20. Отметь то, чего нельзя делать при пожаре в твоей квартире?

а) вызвать по телефону пожарных

б) набросить на огонь одеяло

в) прятаться в укромном месте

г) дышать через мокрое полотен

Критерий оценивания

Заданий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

    10

Баллы

заданий

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Баллы

20-16  балов -         “5”

15-12 балов   -        “4”

11- 8 балов    -        “3”

6балов  и ниже    - “2”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...