Свойства воздуха
методическая разработка по окружающему миру на тему

Заседание интерактивного клуба "Мы и окружающий мир" по теме "Свойства воздуха"

Тип  заседания Урок решение частной учебной задачи  

Цель: формирование знаний учащихся об основных свойствах воздуха и его составе

Задачи: показать учащимся, как проводятся опыты и фиксируются результаты наблюдений, формирование знаний о кислороде, как о  «живом газе»; развитие умения понимать поставленную учебную задачу; сравнивать, обобщать, делать выводы; развитие интереса к  окружающему миру; воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_svoystva_vozduha.doc58.5 КБ
Файл vozduh_i_ego_ohrana_3_klass.pptx1.87 МБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №3

Учитель 2 «Б» класса Галицкова Т.А.

Мастер класс

Заседание  интерактивного клуба №1

«Мы и окружающий мир»

Тема:    Свойства воздуха.

Тип  заседания Урок решение частной учебной задачи  

Цель: формирование знаний учащихся об основных свойствах воздуха и его составе

Задачи: показать учащимся, как проводятся опыты и фиксируются результаты наблюдений, формирование знаний о кислороде, как о  «живом газе»; развитие умения понимать поставленную учебную задачу; сравнивать, обобщать, делать выводы; развитие интереса к  окружающему миру; воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Форма организации: заседание клуба «Мы и окружающий мир»

Представление о результатах

Личностные результаты: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; умение  рефлексировать свои действия.

Метапредметные результаты: анализировать и самостоятельно делать выводы; правильное воспроизведение образцов выполнения учебных действий; безошибочное применение усвоенных алгоритмов и правил при решении конкретных  учебных задач.

Предметные результаты: в ходе групповой работы и учебного сотрудничества повторить способы  работы по плану; составить и сформулировать правила  для проведения опыта;   развивать познавательный интерес, прививать любовь к природе.

Межпредметные связи

 окружающий мир, Изобразительное искусство, литературное чтение, русский язык

Ресурсы:

-       мультимедийное оборудование

                учебники, тетради для самостоятельной работы, цветные стёклышки, стаканы с водой

 Организация пространства.  

работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

 

 

Ход заседания:

I . Самоопределение к деятельности

Цель: вхождение в контакт,; создание положительного эмоционального настроя и уверенности в собственных силах, создание ситуации успеха, а также, создание ситуации открытого незнания (разрыва) , обозначение детьми своего незнания, круга явлений, которым дети пока не могут дать объяснение.

Учитель. -  Добрый день уважаемые гости! Мы рады вас приветствовать на нашем занятии. Садитесь дети. Сегодня ребята нас ждёт встреча с окружающим миром. Мы проведём первое заседание интерактивного клуба «Мы и окружающий мир». Нам понадобятся- внимание, активность,, а главное хорошее настроение. Это залог успеха.. Остаётся пожелать вам отличных ответов.

Для ведения заседания нам надо избрать председателя. Я предлагаю  Антона Ушакова.

- Кто « за»? Прошу голосовать.

- Председателя прошу занять своё место.

2.Мотивация и актуализация знаний.

Председатель: Приглашаю вас принять активное участие в  первом заседании клуба «Мы и окружающий мир». Предлагаю  открыть первое заседание клуба.

Какая будет тема нашего заседания, вы скажете, послушав стихотворение.

Слайд №2

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим

- О чём же пойдёт речь?

О воздухе.

3.Этап целеполагания

. Постановка учебной задачи, разработка плана действий.

Председатель: Тема     заседания клуба: « Свойства воздуха».

Что вы знаете о воздухе?

Вижу, что вам интересна эта тема.

- Какая будет цель нашего заседания? Прочитайте в учебнике стр. 45 задание для всех присутствующих.  

Давайте определим задачи нашего заседания.

 -Что нам нужно вспомнить, чтобы достичь цели?

Мы должны:1. Познакомиться с правилами проведения опытов  

                         2. Подготовить сообщение о свойствах воздуха           

Цель: создание ситуации открытого незнания , обозначение детьми своего незнания, круга явлений, которым дети пока не могут дать объяснение.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ

  • Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться. 
  • Во время работы можно не только сидеть, но и стоять. 
  • Когда опыт проводит один из учеников, остальные молча наблюдают или по его просьбе помогают ему. 
  • Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным. 
  • После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом. 

4.  этап: Постановка учебной задачи

Оказывается, мы не всё знаем о воздухе

Давайте предоставим слово учителю для знакомства с темой.

Учитель: Воздух – среда нашего обитания, без воздуха наша жизнь невозможна. От качества воздуха в огромной мере зависит качество жизни, и это стоит того, чтобы познакомиться с воздухом поподробнее.

Думаю, что сегодня на уроке вы сделаете немало открытий о воздухе. Для этого я предлагаю   сразу приступить к разгадке тайны воздуха. Готовы?

Сегодня мы с вами исследуем состав воздуха, его некоторые свойства,  проведём ряд опытов, будем учиться работать в команде дружно.

 5. этап: Построение проекта выхода из затруднения нового знания с помощью практической работы

Цель: формирование знаний о свойствах воздуха; решение творческих задач по теме воздух; развитие умения смело высказывать свою точку зрения и аргументировать её.

Демонстрация опытов

Учитель: Воздух окружает вас со всех сторон. Вы его видите? Но можешь почувствовать? Как?

Проведём первый опыт.

Слайд № 3

Возьмите тонкую тетрадь и слегка помашите ей. Что произойдёт?

( Ответы детей. )

 - Это колебание воздуха.

 Вывод – это говорит о том , что воздух окружает вас со всех сторон.

Физминутка

Председатель:

А как можно доказать что воздух прозрачен?

Учитель:

  В учебнике закройте ладошкой  цветную полоску. Вы видите что- нибудь.  Ладощка непрозрачна. Уберите ладошку. Видишь полоску? А меня вы видите?. А окно?.Доску?. Это о чём нибудь  говорит?

Слайд №4- 5 -6

Опыт с соломинкой и с бутылкой воды.

Председатель:

Воздух прозрачен,  бесцветен.

Учитель:

Что такое воздух? (презентация) Слайд № 7

(Воздух – это смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа)

  Председатель:

Для чего же нужен кислород?

Ответы детей

Председатель: Кто хочет добавить что-то, дополнить?

 Физминутка

Поиграем с воздухом.

1.  Шарик

2. Полёт птицы

 Учитель:

У меня в руках воздушный шарик. Но он не летит. Что надо сделать чтобы он стал легче?

Ответы детей.

Чтобы воздушный шар взлетел, необходимо его наполнить  горячим воздухом. Дайте этому объяснение.

 (тёплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх)

 Учитель:

Если надуть воздушный шар, немного закрутить, но не завязывать отверстие, а потом отпустить, то _____________. Почему?  

(Отпущенный развязанный шарик улетает со свистом за счёт выталкивающей силы  выходящего из него воздуха. Это реактивное движение.

6. этап  Закрепление

 Учитель:

Используя рисунок, расскажи о значении воздуха для растений, животных, человека

Как человек и где использует свойства воздуха?

Слайд № 9

Чистый воздух не имеет запаха. Но всегда ли он чистый?

Председатель

Я хочу обсудить тему загрязнения воздуха. Ведь на улице появилось много машин

Слайд №10- 11-12-13

Ответы детей:

Запах гари, дыма …. – загрязнения воздуха.

Где легче дышать: в лесу или в большом городе?

Как помочь людям?

Ответы детей.

Это взрослые могут сделать. А мы? Будем  заботиться о растениях, проводить беседы. А  кто из вас уже думает над этой проблемой? Покажите свои работы. Выскажите своё мнение.

А как называются люди, которые защищают  окружающую среду? А науку?

Обратимся к толковому словарю за разъяснениями этого слова.

IV этап: Итоговая рефлексия .

Цель: обобщение результатов исследования свойств воздуха,            подведение итога урока, оценка результатов деятельности. 

Какие практические исследования мы делали и зачем?

В тетрадях обведите свойства воздуха, о которых вы узнали на уроке?

Все ли свойства вы выделили? О каких свойствах мы не упомянули?

Где вы сможете найти ответы на свои вопросы?  

О чём вы сможете рассказать  друзьям, родителям, знакомым?

Председатель

Оцените, на сколько   заседание  было полезно и познавательно для вас.

Заседание клуба закрыто.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заседание интерактивного клуба: Мы и окружающий мир. Тема: «Свойства в оздуха»

Слайд 2

Летом он бывает тёплым, Веет холодом зимой, Когда иней красит стекла И лежит на них каймой, Мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем – Он ведь нам необходим ! Он – прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. Он в лесу – густой, душистый, Пахнет свежестью смолистой, Пахнет дубом и сосной.

Слайд 3

Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять. Когда опыт проводит один из учеников, остальные молча наблюдают или по его просьбе помогают ему. Переговариваться друг с другом нужно тихо, не мешая остальным. После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ:

Слайд 4

Опыт 1. Помашите ладошками около лица. Мы ощущаем легкий ветерок – это движение воздуха.

Слайд 5

Опыт 3. Можно ли воздух увидеть? Что произойдет, если опустить соломинку в воду и подуть? Появляются пузырьки.

Слайд 6

Опыт 3. Возьмём пустую прозрачную пластиковую бутылку и опустим её в воду. Мы увидим, что из горлышка выходят пузырьки . Это вода вытесняет воздух из бутылки . Большинство предметов , которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Слайд 7

«Газ» в переводе с греческого означает хаос . Воздух – смесь газов

Слайд 8

Подумай! Используя рисунок, расскажи о значении воздуха для растений, животных, человека.

Слайд 9

Использование воздуха человеком.

Слайд 10

Загрязнение воздуха

Слайд 12

МОЛОДЦЫ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира "Воздух. Свойства воздуха"

Урок с использоваанием ИКТ содержит теоретический и практическую работу (опыты0, что позволяет активизировать мышление учащихся и повысить интерес к предмету...

Воздух. Свойства воздуха.

Цели данного урока:·         познакомить с составом воздуха, его свойствами;·         показать влияние загрязнений окруж...

Урок окружающего мира по теме "Воздух. Свойства воздуха"

Урок познания мира построен в форме самостоятельного добывания новых знаний. Ученики находятся в роли исследователей, которые с опорой на собственный опыт открывают свойства воздуха и познают его знач...

Тест "Воздух.Свойства воздуха", 3 класс, УМК "Гармония"

Тест разработан к уроку окружающего мира в 3 классе по УМК "Гармония" (Поглазова) к теме "Воздух. Свойства воздуха". Тест состоит из 10 вопросов.К каждому вопросу имеется 3 варианта ответов....

Урок окружающего мира «Свойства воздуха. Охрана воздуха»

Урок окружающего мира в 3-м классе "Свойства воздуха. Охрана воздуха" с применением информационно-коммуникационных технологий...

. Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ

Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания....

.Презентация Тема урока: «Свойства воздуха».-1 урок в теме: «Свойства воздуха и воды» (4ч).2. ПНШ

Краткое описание: Урок - заседание клуба «Ключ и Заря», на котором учащиеся на основе проведенных опытов самостоятельно формулируют основные свойства воздуха, выполняют творческие задания....