Тема урока: Разнообразие облаков
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Леснова Елена Ивановна

Ф.И.О. учителя: Леснова Елена Ивановна

Предмет: Окружающий мир

Класс: ___2__класс____

Тема урока: Разнообразие облаков

Тип урока: урок открытия «новых знаний»

Цель: Познакомить учащихся с общими признаками и разнообразием облаков

Задачи: • сформировать образные представления о кучевых, слоистых и перьевых облаках;

• обсудить, что содержат разные облака; • развивать интерес к изучению природных явлений;

• обогащать словарный запас учащихся;

• воспитывать любовь к природе, умение слушать ответы одноклассников, умение работать в коллективе;

•развивать внимание, наблюдательность, умение работать с текстом, анализировать, делать выводы, обобщать, •воспитывать чувство прекрасного, дружелюбие, любознательность, самостоятельность

УУД: Личностные: формировать представление о едином, целостном образе мира; формировать воображение и чувство прекрасного; развивать познавательный интерес, учебные мотивы; формировать стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений, положительное отношение к учебной деятельности.

Регулятивные: развивать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; формировать умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; способствовать адекватному суждению о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Познавательные: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать; формировать умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение); учить формулировать проблему, определять тему урока и учить решать поставленную проблему.

Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, понимание возможности существования различных точек зрения, различных позиций, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение; формировать умение работать в группах. Оборудование: учебник Поглазовой О.Т. “Окружающий мир, 2 класс”, 1 часть, мультимедийная система, авторская презентация к уроку , карточки работы: №1, № 2, вата на каждую парту, схемы.

Организация пространства: Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raznoobrazie_oblakov.docx359.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Ф.И.О. учителя: Леснова Елена Ивановна

Предмет: Окружающий мир

Класс: ___2__класс____

Тема урока:                                                Разнообразие облаков

Тип урока:  урок открытия «новых знаний»

Цель: Познакомить учащихся с общими признаками и разнообразием  облаков

Задачи:         

  • сформировать образные представления о кучевых, слоистых и перьевых облаках;
  • обсудить, что содержат разные облака;
  • развивать интерес к изучению природных явлений;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • воспитывать любовь к природе, умение слушать ответы одноклассников,  умение работать в коллективе;

•развивать внимание, наблюдательность, умение работать с текстом, анализировать, делать выводы, обобщать,

•воспитывать чувство прекрасного, дружелюбие, любознательность, самостоятельность

УУД:

Личностные: формировать представление о едином, целостном образе мира; формировать воображение и чувство прекрасного; развивать познавательный интерес, учебные мотивы; формировать стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений, положительное отношение к учебной деятельности. 

Регулятивные: развивать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; формировать умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; способствовать адекватному суждению о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Познавательные: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать; формировать умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение); учить формулировать проблему, определять тему урока и учить решать поставленную проблему.

Коммуникативные:  формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, понимание возможности существования различных точек зрения, различных позиций, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение; формировать умение работать в группах.

Оборудование:  учебник Поглазовой О.Т. “Окружающий мир, 2 класс”, 1 часть,  мультимедийная система, авторская презентация к уроку , карточки  работы: №1, № 2,  вата на каждую парту, схемы.

Организация пространства: Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа, индивидуальная работа.

Технологическая карта

Этап урока

Цель

Деятельность учителя        

Деятельность обучающихся

УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Актуализировать

требования к ученику

со стороны учебной

деятельности; создание условий

для возникновения у

учеников внутренней

потребности

включения в учебную

деятельность

Слайд 1. -Здравствуй, солнце! Здравствуй, день! Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости!

-Ребята, какое у вас настроение? Покажите карточки.

А давайте подарим улыбки друг другу и тем у,кого плохое настроение . Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало. Ну что, готовы к изучению окружающего мира? Тогда начнём.

Слушают учителя, выполняют его указания.

Да

 Совместно договариваться о правилах поведения и общения  на уроке и следовать им.

(Коммуникативные УУД).

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения

- Какую тему изучали на прошлом уроке?

- Что учёные называют природным явлением?

-Вот сейчас и проверим, как хорошо вы различаете природные явления.

Работа со слабоуспевающими учащимися- нужно записать явление и время года, когда можно его увидеть(Показ фрагментов природных явлений: молния, радуга, дождь, листопад,снегопад)

Проверка на слайде. Слайд 2. У кого все правильно, нет ошибок, поставьте себе 5.

Теперь те, у кого 1 ошибка, поставьте 4,две ошибки- оценка 3,а теперь те, у кого больше 2 ошибок- оценка 2.

Сильные учащиеся- Работа в ТПО с.32 №5

-Природные явления.

- Природные явления –изменения происходящие в природе.

Смотрят видео, отвечают на вопросы

Работают на карточках

Работают  в ТПО

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Формировать умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение)

 (Познавательные УУД).

3. Этап выявления места и причины затруднения

Организовать выявление учащимися места и причины затруднения 

Перед вами список ученых и работа, которую они выполняют. Какие ученые что изучают? Найдите пары, соедините линиями. (Дети работают в парах)

географ                   живую природу

биолог                 звёзды

астроном                 погодные явления, предсказывают погоду

метеоролог                 поверхность Земли

– Проверяем. Слайд 3

-Вот, мы сегодня и станем метеорологами, а что будем изучать, вы мне ответите сами.

Пушистая вата

 Плывёт куда-то.

-О чем сегодня пойдет речь?

Слайд 4

Отвечают на вопросы учителя.

По парам выполняют задание.

Географ-поверхность Земли

Биолог- живую природу

Астроном- звезды

Метеоролог- погодные явления, предсказывает погоду

отвечают на вопросы

облака

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и

понимать речь других, обосновывает высказанное суждение.  

(Коммуникативные УУД).

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Поставить цель учебной деятельности  и на этой основе  выбрать способ и средства её  реализации.

И так,

- Какой из учёных изучает облака?(Метеоролог)

- Раз мы с вами сегодня метеорологи, то на какие вопросы мы должны ответить на уроке?Слайд 5

(Работа в группах)На слайде вопросы по теме + лишние, необходимо выбрать правильные.

1)Когда птицы улетают на юг?

2)Какие бывают облака?

3)Как образуются облака?

4)Сколько дней в неделе?

5)Из чего состоят облака?

6)Когда бывает листопад?

7)Есть ли у облаков родной брат?

Выберите номера вопросов, которые подходят к нашей теме(2,3,5,7)Слайд 6

- На эти вопросы мы найдём ответ на уроке. Они станут целями нашего урока.

Предположение детей (на основании знаний природных явлений и окружающего мира)

Формулируют тему и цели урока.

Уметь формулировать тему урока и уметь решать поставленную проблему.

 (Предметные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и

понимать речь других, обосновывает высказанное суждение.  

(Коммуникативные УУД).

5.Этап реализации построенного проекта

Осуществить реализацию построенного проекта: обсудить различные варианты, предложенные учащимися, и выбрать оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

 

Работают с учебником, добывают информацию, отвечают на вопросы, слушают учителя

-перистые, кучевые, слоистые.

-Солнце греет. Тёплый воздух вместе с водяным паром поднимается вверх от поверхности Земли. На определённой высоте пар охлаждается и превращается в капельки, которые собираются в облака Скапливаясь, они образуют кучевые, слоистые , перистые облака.

-капельки воды

-дождь, снег, град,

ледяные кристаллы.

-Есть, это туман.

Туман-это скопление мелких водяных капель в приземном воздухе

Проявляет учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и  способам решения новой задачи. (Личностные УУД) 

Определяет, формулирует  учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства. (Регулятивные УУД).

Формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать;

 (Предметные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и

понимать речь других, обосновывает высказанное суждение.  

(Коммуникативные УУД).

 -Вопрос 1: Какие бывают облака?

– Где можем найти ответ на данный вопрос? (Дети: учебник, интернет, книги)

Откройте с.96. Под иллюстрацией текст. Прочитайте, обратите внимание на выделенные слова.

– Итак, о каких видах облаков вы узнали?

(вывешиваю названия на доску)

Синоптик Люк Говард  более 200 лет назад предложил разделить облака на 3 основных вида. Слайд 7

Физкультминутка

Вопрос 2:

- Как образуются облака?

С.97,самостоятельное прочтение.

– Расскажет нам по схеме, как образуются облака …

Слайд 8,9

Проходной балл. круговорот воды в природе схема Поступаем вместе. Форум

Проверка ответов учеников видео

Вопрос 3. Слайд 10

– А мы можем ответить на вопрос, что находится у облака внутри?.

– Раз капельки воды, то из облака должен идти только дождь. А какие осадки вы знаете?

С.97

Вопрос 4.

– Ребята, кто из вас трогал облака руками? На самом деле вы все проходили сквозь облака! Не верите?

У облака есть родной братец:

Летним утром спозаранку

 Выплывает на полянку,

Расстилает белый пух,

Хоть без ног он и без рук.

– Узнайте из учебника, что такое туман, с.97 Слайд 11

Слайд 12

– Особенно часто он образуется в низинах, над болотами и другими водоемами.

– А где еще можно увидеть туман, кроме как над поверхностью земли и воды? (Картинки – пар изо рта, кипящий чайник)Слайд 13

– Когда человек в холодное время дышит, изо рта вылетает водяной пар – невидимый, он охлаждается и превращается в туман.

Физкультминутка  Слайд 14

Беленькое облако (Округленные руки перед собой)
Поднялось над крышей (Поднять руки над головой)
Устремилось облако
Выше, выше, выше (Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Ветер это облако
Зацепил за кручу.
Превратилось облако в грозовую тучу (Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть).

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

   

Усвоить учащимися новый способ действия.

Заполнить недостающие звенья схемы в группах

Слайд 15

        Облака

Перистые    

кучевые    слоистые  осенние теплые

        Состоят

Капельки воды    ледяные кристаллы    снежные хлопья

Слайд 16

Где образуются и на что похожи.

1.перистые--- Перистые облака можно увидеть в солнечный день высоко в небе. 

Образуются на высоте куда долетают самолеты (6км и выше).

Слайд 17

2.кучевые--- Кучевые облака напоминают снежные горы 

кучевые – там, где могут летать на дельтаплане (2–6км) Слайд 18

3.слоистые---- Слоистые облака – самые низкие, в пасмурный день покрывают всё небо. 
Иногда облака сгущаются и становятся грозовой тучей 

Слоистые облака образуются на высоте Останкинской башни (540м),Слайд 19

 Работают в группах, отвечают на вопросы фронтально

 

Формировать умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение) (Предметные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и

понимать речь других, обосновывает высказанное суждение. 

Уметь работать в группах.  

(Коммуникативные УУД)

 

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Интериоризировать (т.е пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащимся новый способ действия и  провести рефлексию(коллективно или индивидуально) достижения цели пробного учебного действия.

Тест. Разнообразие облаков.

1. На что похожи перистые облака:

А) на одеяло

Б) на кружево

В) на подушку

2. На что похожи кучевые облака:

А) напоминают снежные горы

Б) напоминают снежную лавину

В) напоминают снежные комки

3. Слоистые облака по цвету:

А) синие

Б) чёрные

В) серые

4. Выше всех располагаются:

А) кучевые

Б) слоистые

В) перистые

5. Туман и облака состоят из маленьких капелек воды.

Они образуются:

А) когда холодный водяной пар встречается с теплым воздухом

Б) когда теплый водяной пар встречается с холодным воздухом

В) когда воздух встречается с водяным паром

нет ошибок, поставьте себе 5

 у кого 1 ошибка- 4

2 ошибки -3

Более 3-х-2,покажите свои результаты на лесенке знаний.

Слайд 23

 

Дети выполняют задания индивидуально

 

Выполняют индивидуально тест

Проверяют и исправляют ошибки, оценивают свою работу

Уметь

ориентироваться в

своей системе

знаний;

осуществлять

анализ объектов

(Познавательные УУД).

уметь учитывать позицию собеседника, понимание возможности существования различных точек зрения, различных позиций, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос

(Коммуникативные УУД)

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Включить  новый способ действий в систему знаний.

Раздаю карточки с названиями облаков, нужно смоделировать облака, что бы другие группы угадали

Работа в группах:

1 группа – изобразите с помощью ваты перистые облака.

 2 группа  –  кучевые.

3 группа –  слоистые.

4 группа- изобразить облака в виде какого-либо животного

– Где располагаются перистые облака? (Дети: высоко над Землей)

– Где располагаются кучевые облака? (Дети: ниже)

– Где располагаются слоистые облака? (Дети: низко над Землей)

Прикрепляем на доску макеты.

Проверяют по эталону и исправляют.

Показывают, отгадывают вид облаков

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Слайд 25 Наклеить то облако ,которому соответствует ваше настроение

-все получилось, со всем справился, все было понятно, урок понравился- перистое облако с солнышком

-были трудности, но я с ними справился, было понятно, но остались вопросы — кучевое облако с солнышком

-было трудно, ничего не понял-грозовую тучу

Оценивают свою работу на уроке

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

Домашнее задание:

Разъяснить суть домашнего задания, проинструктировать.

Объясняет задание.

-Обязательная часть:с 96-97 читать,отвечать на вопросы,ТПО №9 или № 10 на выбор

Вопросы по выполнению, если будут.

Эмоциональное принятие домашнего задания. Определяют

степень трудности задания для

себя. (Личностные УУД)

 

Резерв : показ видео про облака Слайд 24


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока « Разнообразие животных»

Урок окружающего мира в первом классе. Программа "Гармония"  Ребята, работая в группах, исследуют разные группы животных....

Урок окружающего мира с применением ИКТ во 2 классе. Тема урока: Разнообразие профессий людей.

Урок разработан по УМК «Гармония» под редакцией Н.Б.Истоминой.Современный урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. На всех этапах урока происходит формирование УУД.Урок спос...

Предмет: окружающий мир Класс: 3 Тема урока: "Разнообразие растений на Земле " по программе "Начальная школа 21 век"

Урок разработан на основе технологии развития критического  мышления через чтение и письмо.Цель: познакомить учащихся с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы рас...

Тема урока: Разнообразие облаков( презентация)

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе на тему : Разнообразие облаков...

Конспект урока Разнообразие облаков

Открытый урок по предмету «Окружающий мир» на тему «Разнообразие облаков» для 2 класса по программе «Гармония» -  это урок открытия нового знания. Использована технология деятельностного метода, ...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Откуда берутся облака" (УМК "Эльконин-Давыдов", 2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о процессе образования облаков и их видах;Планируемые результатыПредметные:узнать откуда берутся облака;узнать виды облаков;научиться различат...

Тема урока: «Разнообразие животных»

Программа: Планета знанийТема урока: «Разнообразие животных»...


 

Комментарии

Урок интересный, наглядный, много полезного материала на уроке. Соответствует требованиям ФГОС. Обязательно использую в своей работе! Спасибо за урок!