Урок окружающего мира "Земля и человечество" с использованием технологии игрового обучения
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Приводится конспект урока окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zemlya_i_chelovechestvo.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

Учитель Горбунова  О.Н.

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема: «Земля и человечество».

Тип урока:  Обобщающий урок – игра

Цели: 

1.  Систематизировать и обобщить представления учащихся об окружающем   мире с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога.

2.Развивать познавательную активность детей, умение работать с дополнительной литературой, рассуждать, делать выводы.

Оборудование: физическая карта мира; предметы старины; карточки со словами;  раздаточный материал для каждого этапа игры.

В календарно – тематическом планировании этот урок является 11-м по теме «Земля и человечество».

Обоснование форм и методов урока.

Игра, как форма урока, повышает активность и интерес учащихся к предмету, работа в группах даёт возможность проявить себя каждому, и сильному, и слабому  ученику; учит взаимопомощи и взаимоуважению.

Прогнозируемый результат.

К концу урока, выполнив задания всех этапов, учащиеся должны закрепить знания  и хорошо справиться с итоговым тестом.

Ход урока.

Этап урока

Содержание этапа

Время

I

Организационный момент

Дежурные докладывают учителю о готовности  класса к уроку.

1 мин

II

Ход игры

- Скорей за работу, скорей за работу!

  Сегодня нас ждёт ролевая игра.

  И роли уже распределены.

  Познакомьтесь, вот они.

Дети разделены на четыре группы, группы сидят за разными столами. Каждая группа получает одну из табличек:

АСТРОНОМЫ                  ГЕОГРАФЫ

ИСТОРИКИ                      ЭКОЛОГИ

 - Перед нами сегодня важный вопрос. Каждый  должен рассказать, что такое окружающий мир  с вашей точки зрения, астрономы, географы, историки, экологи.

   На доске вопрос «Что такое окружающий мир?». На каждом столе – табличка с названиием группы.

34 мин

1.

«Разгадай кроссворд

- найди ключевое слово»

Решив кроссворд, группа определяет ключевое слово, обозначающее то, чем является мир с точки зрения этой группы.

Кроссворд для астрономов:

1. Созвездие. 2. Прибор, который используют в

работе астрономы. 3. Планета, названная в честь богини красоты. 4. Созвездие, по которому можно определить зрение. 5. Солнце – это...

6. Планета, мерцающая голубоватым цветом,  напоминающим цвет воды. 7. Планета – кроха. 8. Американское название профессии человека, летающего в космос. 9. Самая голубая планета.

(Ответы: 1. Волопас. 2. Телескоп. 3. Венера.

4. Плеяды. 5. Звезда. 6. Нептун. 7. Плутон.

8. Астронавт. 9. Земля.

Ключевое слово – ВСЕЛЕННАЯ.

Кроссворд для географов: 

1. Самая крайняя точка земного шара, через которую проходит земная ось. 2. Самый маленький материк. 3. Изображение земной поверхности на плоскости. 4. Тепловой пояс, в котором мы живём. 5. Воображаемая линия, соединяющая северный и южный полюса. 6. Воображаемая линия, которая делит земной шар на северное и южное полушария. 7. Самый большой по площади материк.

(Ответы: 1. Полюс. 2. Австралия. 3. Карта. 4. Умеренный. 5. Меридиан. 6. Экватор. 7. Евразия.

Ключевое слово – ПЛАНЕТА .

Кроссворд для историков:

1. Записи, которые велись год за годом о событиях своего времени на Руси. 2. Хранилище документов. 3. Специалист по истории. 4. События, случившиеся после рождения Христа – это… . 5. Десять веков. 6. Счёт лет называется..

7. Наука, которая узнаёт о прошлом, изучая  древние предметы, извлекаемые из земли.

Ответы: 1. Летопись. 2. Архив. 3. Историк. 4. Наша эра. 5. Тысячелетие. 6. Летоисчисление. 7. Археология.

Ключевое слово – ПРОШЛОЕ.

Кроссворд для экологов:

1. Международная экологическая организация.  2. Природное наследие России – озеро … .  3. Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры – Всемирное… . 4. Национальный парк Африки. 5. Наука о взаимодействии живых организмов между собой и средой, в которой они обитают. 6. В неё внесены

самые редкие виды растений и животных, нуждающиеся в охране. 7. От каждого человека  зависит…..нашей планеты. 8. Московский …. –  Всемирное культурное наследие. 9. Гробница царя Мавсола из Семи чудес света.

Ответы: 1. Гринпис. 2. Байкал. 3.Наследие. 4. Серенгети. 5. Экология. 6. Красная книга. 7. Будущее. 8. Кремль. 9. мавзолей.

Ключевое слово – НАСТОЯЩЕЕ.

 - Окружающий нас мир – это Вселенная, планета, прошлое, настоящее.

10 мин

2

«Практическая работа»

Астрономы собирают модель Солнечной системы.

Материалы: лист ватмана, клей, фломастеры,  ножницы, изображения планет и Солнца.

 - Узнайте планеты, найдите их место, подпишите названия.

Географы собирают карту полушарий.

Материалы: два круга из ватмана, фломастеры, клей, ножницы, контуры материков.

 - Узнайте и подпишите материки и океаны.

Историки из предложенных предметов выбирают объекты старины.

Экологи работают с картой мира.

Материалы: карта мира, карточки с названиями

объектов Всемирного наследия, скотч, ножницы.

 - Найдите места, где находятся эти объекты Всемирного наследия.

Группы работают одновременно. После окончания работы учащиеся рассказывают, какую работу они выполнили.

Вопросы к астрономам:

 - Что входит в состав Солнечной системы?

 - Какое у них общее название?

Вопросы к географам:

 - Какую работу вы выполнили?

 - Что изображает карта?

Вопросы к историкам:

 - Почему вы выбрали эти предметы?

 - Как с точки зрения историков называются эти вещи?

Вопросы к экологам:

 - Какую работу выполнили вы?

 - Что объединяет все эти достопримечательности?

 - Сделаем вывод: что же такое окружающий мир?

15 мин

3

Тест «Земля и чело-

вечество»

 - Сейчас каждый из вас будет работать самостоятельно, но чем больше правильных ответов наберёт каждый, тем выше будет общий балл вашей группы.

Учащимся раздаются карточки с тестом «Земля и человечество»:

1.Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы и Вселенную в целом

а)экология                       б)география

в)асторномия                  г)история

2.Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был…

а)Юрий Гагарин               б)Нил Армстронг

в)Алексей Леонов

3.Условное изображение поверхности Земли на плоскости.

а)глобус               б)географическая карта

4.Тепловой пояс, проходящий через экватор.

а)полярный        б)тропический  в)умеренный

5.В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога России. Какой это век?

а)XVII век                                   б)XVIII век

в) XIX век                                   г)XX век

6. «Лёгкими нашей планеты» называют…

а) хвойные леса

б) тропические леса

в) широколиственные леса

7.Эмблему «Большая панда» имеет…

а) Гринпис

б) Всемирный фонд дикой природы.

8.Исторический центр Санкт-Петербурга – это …

а)природное наследие России

б)культурное наследие России.

Астрономы обмениваются работами с историками, а географы – с экологами, проверяют работы, подсчитывают общее количество правильных ответов.

6 мин

4.

Словарный диктант

«Термины»

- Наука, изучающая небесные тела.

 - Наука, изучающая прошлое.

 - Хранилище документов.

 - Учреждения, где хранятся исторические ценности.

 - Запись событий год за годом.

 - Учёный, выкапывающий из земли удивительные находки.

 - Старинные сооружения, древняя рукопись,

старая монета, печать – всё это… .

3 мин

III

Подведение итогов

игры

-Что является для человечества домом?

- Что важно понять каждому человеку?

Оценивается работа каждого игрока.

Определяется команда – победительница.

Проводится награждение.

Домашнее задание

Написать сочинение на тему: «Каким бы я хотел видеть окружающий нас мир».

5 мин

Самоанализ урока.

Урок достиг цели. Учащиеся через разнообразные формы работы повторили вопросы темы. Все работали активно, с азартом. Каждый ученик в соответствии со

своими возможностями внёс вклад в конечный результат работы группы. Все ребята получили положительные отметки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во 2 классе с использованием технологии развивающего обучения по теме "Царство грибов"

Урок разработан по учебнику «Окружающий мир. 2 кл.» (авторы Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков). Данный урок способствует формированию у обучающихся стой­кого учебно-познавательног ин­тереса к...

Опыт работы "Использование технологии проектного обучения на уроках окружающего мира как средство самореализации младших школьников"

Применение технологии проектной деятельности способствует развитию коммуникативных умений младших школьников, определённой  "интеллектуальной  зрелости", опыта развёрнутой, содержательной, д...

Урок окружащего мира с использованием технологии проблемного обучения.

Урок окружащего мира с использованием технологии проблемного обучения....

План-конспект урока окружающего мира с использование технологии проблемного обучения в 1 классе

1.     Тема урока: «Откуда берутся снег и лед? (Состояние воды: снег и лед)».2.     Возраст обучающихся: 7 лет.3.     Название предмета: окр...

Использование технологии игровых форм обучения как средство мотивации умственной активности и познавательной деятельности младших школьников

Тема самообразования "Использование технологии  игровых форм  обучения  как средство мотивации умственной активности и познавательной деятельности младших школьников"...

Конспект урока по русскому языку с использованием технологии интегрированного обучения.

Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударны слогахЦель:1.  Продолжить обучение написанию гласных в безударных слогах. 2. Развивать умения распознавать проверяемые и непроверяем...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА «РЕБУСЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ технологии и ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ

⦁ Познакомить учащихся с понятием “числовой ребус”.⦁ Накопление практического опыта владения логическими приёмами: сравнение, обобщение, классификация, аналогия.⦁ Вырабатывать навыки после...