Урок окружающего мира "Питание и его значение" УМК "Гармония"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Понизова Елена Николаевна

Урок окружающего мира разработан в соответствии с ФГОС. В уроке представлены разнообразные формы и методы обучения учащихся для реализации УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                                              

Технологическая карта урока № 38

Целевой блок

Тема

Питание и его значение для организма человека.

Цель

формирование первоначального представления о питании и его пользе для  человека.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Личностные: понимание важности питания и разнообразия пищи, желание выполнять правила гигиены питания.

Метапредметные:  

  •   Регулятивные: умение действовать по представленной схеме и плану, обобщать, анализировать, уметь находить ошибки свои и товарищей, умение оценивать работу свою и товарищей.
  • Коммуникативные: организовывать и планировать сотрудничество с одноклассниками для решения поставленной задачи
  • Познавательные УУД: извлекать информацию из источников и собственного опыта, работать с текстом.

Инструментальный блок

Задачи урока

  • Образовательные: формировать представление о компонентах пищи и их значении для человека;
  • Способствовать развитию:   воображения, наблюдательности; умения рассуждать, делать выводы, оценивать свою деятельность на уроке и деятельность одноклассников.
  • Воспитывать:    разумное отношение к правильному питанию, чистоплотность, прививать  навыки гигиены питания.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Учебно-методический комплекс

О.Т.Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин  «Окружающий мир» учебник для 3 класса . Смоленск, Ассоциация 21 век, 2014 год, презентация «Питание и его значение», предметные картинки с продуктами, карточки с  заданиями, тест по теме «Система кровообращения», яблочки, вырезанные из цветной бумаги для самооценки, распечатка с правилами питания

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

питание, пища, белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, меню, вегетарианцы,  

Организация пространства

Индивидуальная, парная,  фронтальная  работа.

Межпредметные связи

Окружающий мир, чтение, математика.

Действия обучающихся

1. Проверка д\з, ТЕСТ по пройденной теме,   самооценка.

2. Постановка темы и задач урока.

3. Введение новых знаний. Значение питания.

 Подведение к теме о полезных и вредных продуктах (сказка о принцессе)

Работа по карточке №1 «Полезные и неполезные продукты». Вывод.

 4.  Постановка ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА Какие вещества должны быть в пище для жизни и правильного развития организма? Интересные сведения из истории путешествий.(экспедиция Г. Седова). Сообщения  учащихся  о значимости всех полезных продуктов питания .

Казнь в Древнем Китае. Вывод.

 5.  Работа по учебнику с. 34 , работа по группам.

6. Физминутка

7. Работа по карточке №2. Технология «Обучая-учусь» (ученики по результатам работы групп заполняют таблицу).Вывод.

 Игра «Растительная-животная пища» Вывод. Выявление знаний  о вегетарианцах.

8. Составление правил  правильного питания.

Диагностика результатов урока Рефлексия (итог урока)

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ

1.Сегодня я узнал(а)…

2. Мне было интересно…

3. Было трудно…

4. Меня удивило…

5. Урок дал мне для жизни…

Домашнее задание

С. 34-35, с. 8 задание 16, 18

ХОД УРОКА

Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

( 1 мин)

Настроить на работу, мотивация на познавательный процесс.

Встали тихо, замолчали,

Всё, что нужно, вы достали.

Приготовились к уроку,

В нём иначе нету проку.

Мы урок начнем сейчас,

Интересен он для вас.

Слушайте внимательно,

Поймете  обязательно.

II.
Проверка домашнего задания. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
( 6 мин)

Активизировать знания     детей


  1. Вводная беседа

– Какой раздел предмета изучаем?

- Что мы знаем о работе всех систем организма человека?

- Какую систему организма изучали на прошлом уроке?

  1. Проверка домашнего задания, контроль знаний  в виде теста (в двух вариантах) Приложение «Тест по теме «Кровообращение»
  2. Прогнозирование результатов теста.

Продолжение работы.

  1. Давайте восстановим наши знания о том, без чего не может жить человек?(СЛАЙД №2)

-  Что переносит кровь по нашему организму?

- Без чего не можем и несколько секунд обойтись?

- Без чего человек   может только 3 дня прожить?(СЛАЙД №2)

- ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: А без чего ещё не может жить человек?

Автомобилям нужен бензин. Растениям нужны почва, вода  и солнечный свет. Для нас топливом является…

1.  Участие в беседе, ответы на вопросы.

-Раздел «Человек и его здоровье»

-Все системы органов работают слаженно.

-На прошлом уроке изучали кровеносную систему.

2. Пишут тест по карточке, вставляя слова из рамки.

3.  Самооценка (яблочки из бумаги зелёного, жёлтого, красного цвета)

 4. Ответы учащихся:

- Кровь переносит кислород.

-Мы не можем без дыхания, без кислорода воздуха.

- Без воды.

- Человек не может обходиться без пищи.

III. Формулировка  темы и постановка цели и задач  урока.

 ( 2 мин)

Учить самостоятельно определять тему и цель урока. Вызвать интерес к учебному материалу.

Сформулируйте тему урока.

Какие задачи мы поставим перед собой, чтоб раскрыть тему урока?

По наводящим вопросам ученики ставят перед собой задачи,

-вторую задачу помогаю сформулировать  – необходимо знать состав пищи,  её полезные питательные вещества.

- Третий вопрос : существуют ли правила питания? (слайд №3)

-Мы будем говорить о питании.

- Нужно знать (задачи):

  • Для чего человеку питание?
  • Какие полезные  вещества содержаться в пище?
  • Как правильно питаться?

IV. Введение  новых знаний.

 (25 мин)

Динамическая пауза (физминутка)

2мин.

Сформировать  знания о питании , его значении, о полезной и вредной пище.

Составить правила правильного питания.

Начнем с ответа на первый вопрос.

 1. Для чего человеку питание?(слайд №4)

   

Найдите в тексте с. 34 первый абзац

На доску вывешиваются таблички:

ДВИЖЕНИЕ, РОСТ, РАЗВИТИЕ, ПОДДЕРЖАНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА и РАБОТЫ ВСЕХ ОРГАНОВ.

(слайд №5)

2. Отвечаем на второй вопрос урока- решаем задачу 2:  Какие питательные вещества находятся в пище?

  • Сказка о принцессе, которая питалась только пирожными, конфетами и другими сладостями.
  • Выполните  задания №1, сможете ли вы  установить полезные продукты. (слайд №6)

- Чем богаты продукты, что полезного  в них содержится?  Это питательные вещества: белки, жиры, углеводы.

-О каких питательных веществах  мы не упомянули в таблице? Исправьте и внесите дополнения в неё на нижней строке.

Сделайте вывод о компонентах пищи.

Шоугруппа «Барбарики»

Песня «А я яблоки люблю…»

- Зачем человеку витамины?

В истории человечества есть немало этого примеров. Вот некоторые из них.

ИНТЕРЕСНЫЕ СВЕДЕНИЯ готовят учащиеся заранее.

- Откуда человек получает продукты питания?

Дидактическая игра « Виды продуктов» (слайд №9)

-Не все  люди употребляют в пищу мясную пищу . Как их называют?

Раскройте секрет их питания.

 

3.  Решаем третью задачу, поставленную  вначале урока.

  Какие правила питания нужно знать, чтобы быть всегда здоровым? (слайд №11)

Зачем необходимо выполнять последнее правило и как правильно его выполнять мы узнаем на  следующем уроке.

1. Работают по учебнику с. 34, находят ответ на вопрос в 1 абзаце.

Делают вывод о питании:   необходимый важный процесс. Он способствует:

ДВИЖЕНИЮ, РОСТУ, РАЗВИТИЮ, ПОДДЕРЖАНИЮ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА и РАБОТЫ ВСЕХ ОРГАНОВ.

Ученики  после  сказки (Выполняют в паре задание по карточке №1)

находят в карточке №1 полезные продукты для принцессы и делают вывод, что пища бывает полезная и вредная для здоровья.

(слайд №7)

 

Отвечают на вопрос, работают  по учебнику  абзац 2 (работа по рядам, заполнение  таблицы в задании № 2):

1 ряд- в каких продуктах содержаться белки?

2 ряд- в каких продуктах содержаться жиры?

3 ряд- в каких продуктах содержаться углеводы?

Технология «Обучая –учусь» (представитель с каждого ряда  зачитывает , что узнал из статьи  о продуктах, содержащих каждый из компонентов) (слайд №8)

Заполняют нижнюю строчку таблицы понятиями: минеральные соли и витамины.

ВЫВОД:  все продукты по питательному веществу, которое составляет его основу, можно разделить на три основные группы: белки, жиры, углеводы. Нужны витамины и минеральные соли.

ИНТЕРЕСНЫЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ

 Ученики рассказывают  о болезни во время путешествия мореплавателей Георгия Седова.

О казни  в Древнем Китае и Японии  мясной пищей.

ВЫВОД: пищу нужно есть разнообразную, нужны и витамины.

 

Ученики с картинками продуктов питания читают стихи, определяют полезный или вредный продукт , а затем распределяют их в две группы по их происхождению (слайд №10)

«Растительного или животного происхождения».

Находят лишний продукт питания, который не приносит пользы - бутерброд.

ВЕГЕТАРИАНЦЫ: употребляют только растительную пищу.

 

Ученики формулируют правила правильного питания:

1. Ешь разнообразную и полезную пищу.

2. Питайся  4-5 раз в день, соблюдай режим питания.

3. Не переедай, принимай столько пищи, сколько калорий ты должен сжечь, выполняя разнообразную работу.

4. Соблюдай гигиену при приёме пищи: мой руки, овощи и фрукты.

5. Во время приема пищи не спеши,   тщательно пережёвывай пищу.

V. Итог урока.  
(2 мин.)

Подвести  итоги  урока

- Для чего человеку необходимо питаться?

- Какие питательные вещества нужны организму для роста и развития?

- Какие правила питания нужно знать, чтоб сохранить своё здоровье?

Ученики дают ответы на вопросы.

VI.  Рефлексия,
( 3 мин)

  Самоанализ деятельности  и   впечатления от урока.

МЕТОД НЕОКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.(слайд №12)

1.Сегодня я узнал(а)…

2. Мне было интересно…

3. Было трудно…

4. Меня удивило…

5. Урок дал мне для жизни…

Свои впечатления, понравился ли вам урок,  покажите на дереве радости. Это яблонька, но без  яблок. Поместите свои яблочки из бумаги на веточки дерева.

Условие такое: мне понравился урок- яблочко на яблоньке,

Мне не очень понравилось, я не всё понял - яблочко падает с ветки.

Мне не понравилось - яблочко на травке.

Высказывают свои впечатления от урока, продолжая предложения.

Украшают яблоньку.

VII. Домашнее задание
( 1 мин)

С. 34-35 , ТПО №16,18

Спасибо за урок!(слайд №13)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

презентация к уроку окружающего мира "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"

презентация к уроку "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)

Урок окружающего мира и  изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...