Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Тема "Мир глазами географа"
    методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

    Рукасова  Людмила  Владиславовна

    Урок окружающего мира в 4 классе по программе "Перспектива", автора А.А. Плешакова

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ekzamen_po_kompyuteru.doc41.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                         Окружающий  мир.( 4 класс)

    Тема урока: « Мир глазами  географа. Что изучает

    география. Изображение Земли с помощью глобуса

    и географической карты.»

    Цели урока:  - познакомить учащихся с наукой, изу -

                             чающей Землю, географией;

                           - сформировать представление о глобу-

                              се и географической карте;

                           - развивать умение работать с картой и

                             глобусом, наблюдать, сравнивать,ана-

                             лизировать, делать выводы;

                           - прививать любовь к природе, воспи –

                             тывать бережное к ней отношение.

    Оборудование: физическая карта, карта полушарий,

                               глобусы, слайды, атласы, словари.

                                    Ход  урока.                                                              1.Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

    - Ребята, наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать со слов вели -

    кого  писателя –  натуралиста  К.Г.Паустовского. Он говорил: « Я  не

     знаю ничего более прекрасного, чем  наша  Земля.» Сегодня  мы  по-

    смотрим  на окружающий нас мир глазами  географов, узнаем, что та-

    кое география  и  что она  изучает.

    2. Проверка  домашнего  задания.

    3. Работа  над  новой  темой.

    На доске – фотография « Галактика Млечный Путь».

    - Мы с вами- жители галактики Млечный Путь, в ней находится наш

    дом – планета Земля. Сегодня мы посмотрим на мир глазами геогра –

    фов. (Запись на доске: « Мир глазами географа.»)

    - Запишите тему в своих тетрадях. Нам предстоит выяснить, что такое

    география. Ведь вы не раз, я думаю,слышали это слово. Предлагаю по-

    пробовать вам объяснить смысл этого слова.

    - Прочитайте, что об этом говорится на стр. 22 нашего учебника. Что

    же  такое география? (читают)

    - Хотелось бы добавить, что «ге» - это сокращение от « Гея»- так звали

    греческую богиню Земли.А как толкует слово «география»С.И.Ожегов?

    (работа со словарём)

    - А кто такие географы, как вы думаете? Что изучает география?( отве-

    ты детей)

    - Давайте обратимся за помощью к нашему незаменимому помощнику-

    учебнику (стр.22-23).

    - Что же нам может объяснить современная география?

    ( Рассказ учителя и показ слайдов  1, 2, 3.)

    География- одна  из самых  древнейших  наук.Для учёных – географов

    предметом  изучения  является наша с вами  планета, её материки, оке-

    аны, реки, горы и равнины, страны, народы. Современные  географы –

    учёные, исследователи- не только описывают Землю, изучают её  стро-

    ение, но  и  стараются объяснить, почему происходит то или иное  явле-

    ние на Земле, без чего на ней невозможна жизнь. Например, отчего во-

    да в море солёная? Как на планете появились горы? Что окружает  Зем-

    лю? Почему в одних местах Земли лежат вечные снега, а в других  про-

    израстают вечнозелёные леса? (1)

    Земля является третьей  по счёту планетой от Солнца нашей Солнечной

    Системы.Она единственная из известных планет, на которой есть жизнь.

    Жизнь на Земле  невозможна  без атмосферы, потому что она защищает

    Землю от вредного излучения Солнца, регулирует тепловой режим  пла-

    неты, даёт всему живому необходимый для жизни кислород. Ещё очень

    важно знать, что жизнь на Земле невозможна  без  воды. Вода- самое ра-

    спространённое вещество на нашей планете. Большую часть поверхнос-

    ти Земли  занимает Мировой океан. Интересно ещё и то, что Земля - это

    не твёрдый шар; она окутана тонкой оболочкой из горных  пород,  кото-

    рая  называется земной корой.(2)

    Что у Земли внутри? Древние люди думали, что под землёй лежит зага-

    Дочное Царство тьмы. Пора бы и нам заглянуть в это  Царство и  выяс-

    нить, что же у Земли внутри. Возраст нашей планеты – около  4,5 млрд.

    лет. Земля образовалась из газов и частичек пыли, которые  в процессе

    вращения и сжатия разогревались, плавились и образовали земной шар.

    Если его мысленно разрезать, то можно обнаружить внутри  несколько

    ко слоёв.В самом центре Земли на глубине почти 3000 км  располагает-

    ся шарообразное земное ядро. Внутренняя часть ядра твёрдая, а  внеш-

    няя состоит  из расплавленного  жидкого металла,  которая  называется

    магма. Со всех сторон ядро Земли окружено твёрдой оболочкой манти-

    ей. А мантия в свою очередь  покрыта самым верхним  слоем – твёрдой

    земной корой.(3)

    4. Физкультминутка. « Музыкально- танцевальная пауза».

        ( Звучит музыка из худ. фильма « Кавказская  пленница»: «Где-то на

           белом свете…).

    5. – А теперь, ребята, давайте  попутешествуем по нашей  планете. Как

           вы  думаете, какие  изобретения человека  помогут  нам  в этом?

         - На  ваших столах стоят маленькие модели  планеты Земля, давайте

           познакомимся  с  ними  поближе. Рассказать  о  глобусе  вам  помо-

           жет  этот  вопросник.( Вопросник  лежит  на  каждом  столе.)

                           - Какую форму имеет глобус?

                           - Какую он имеет окраску? Почему?

                           - Почему глобус называют  «мяч в сетке»?

                           - Какие две точки глобуса остаются на месте при его

                             вращении?

                           - Что вы скажете о линиях, расположенных горизонтально?

                           - Что вы скажете о вертикальных линиях?

                           - Как называют « главный пояс Земли»?

                                            (Работа ведётся в парах.)

    Комментарий  учителя и работа со слайдами  4, 5, 6, 7.

    ( Глобус не всегда был таким, как сейчас. Самый первый глобус был из-

    готовлен  приблизительно  во 2 в. до н. э. древнегреческим  географом

    Кратесом  из пергамента. Но он не сохранился до наших дней. Поэтому

    создателем  первого глобуса, который  сохранился до наших дней ,при-

    нято считать немецкого  географа  Мартина  Бехайма. Вы можете  про-

    читать  о  нём  на  24 стр. вашего учебника. Самый  большой  глобус  на

    Земле  диаметром  10 метров  и  весом 30 тонн  находится  в г. Пезаро в

    Италии. Человек  на  протяжении  дня  делает  до 30.000 шагов, т.е. око-

    ло  20 км. За  каждые  5лет 6 месяцев он  незаметно проходит путь, рав-

    ный длине  экватора.

    6.- По мере изучения Земли на глобусе появлялось всё больше и больше

    географических объектов. Представьте  себе, что вы отправляетесь в да-

    лёкое  путешествие  по  земному  шару. Удобно ли  вам  будет  ориенти-

    роваться  по  глобусу? Значит  нужен  другой  помощник. Что  это?

    - Какие  виды  географических  карт  вы  уже  знаете? А кто  из  вас зна-

    ет, что  такое  « географическая  карта»?

    Комментарий  учителя  и  работа  со  слайдами  8, 9.

    Географическая  карта – это условное изображение поверхности  нашей

    Земли  на плоскости. Карты- это картины Земли, которые видны с очень

    большой высоты. На  карты  наносят различную  информацию, которую

    сможет  прочесть  каждый. Раньше  карты  составляли, проводя  точные

    измерения  суши  и  моря. Теперь для этой  цели используют  фотосним-

    ки  с самолётов и  с космических  спутников. В атласе  карты  изобража-

    ют  на  плоских  листах  бумаги, хотя  на  самом  деле  Земля  круглая.

    Около 40 лет  назад, недалеко  от  Киева, была  найдена  одна  из  самых

    древних  карт. Её  составили  наши  далёкие  предки  около  15.000  лет

    назад. Первая  карта  России  была  отпечатана  в  1613 году. Карты  бы-

    вают  разных  видов.( Работа с атласами. Предлагается  провести  срав-

    нительную  характеристику  глобуса и  карты  полушарий.)

    7. Закрепление. ( Можно  провести  по  рядам  в  виде  игры.)

    8.Итоги  урока.

       Подведение  итогов  урока. Выставление оценок. Работа с 10 слайдом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

    Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

    Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

    Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

    Урок окружающего мира 4 класс "Мир глазами географа. Географическая карта. Глобус"

    Структура и ход  урокаI. Организационный момент.II. Мотивация, актуализация знаний.III. Самоопределение к учебной деятельности.IV. Работа над новой темой.V. ФизкультминуткаVI. Осмысление и закреп...

    Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

    Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

    Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

    На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

    конспект урока по окружающему миру 4 класс "Прошлое и настоящее глазами эколога"

    конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ технологий, проблемного метода обучения...