конспект урока по окружающему миру 4 класс "Прошлое и настоящее глазами эколога"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ технологий, проблемного метода обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proshloe_i_nastoyashchee_glazami_ekologa.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Прошлое и настоящее глазами эколога

Тип урока: «открытие новых знаний»

Цель урока: способствовать обогащению представлений учащихся о последствиях влияния человека на природу, об экологических проблемах, которые нужно решать человечеству на современном этапе.
Задачи:

  • Образовательные: Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; раскрыть необоснованность мотивов преследования людьми некоторых животных; формировать правила поведения с этими животными; познакомить учащихся с системой экологических знаний; формировать умения самостоятельно работать с художественным и научным текстом;
  • Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и учебника, формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации, умению делать сравнение, обобщение, выводы, умению работать и взаимодействовать в группах.
  • Воспитательные: способствовать расширению кругозора учащихся, развивая желание познавать новое; воспитывать гуманные чувства к окружающей среде; формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром.

Методы и методические приёмы: метод постановки проблемы, побуждающий от проблемной ситуации диалог, метод поиска решения, подводящий к знанию диалог, сопоставление «открытого» знания с научной формулировкой учебника, с образцом, продуктивное применение «открытого» знания.
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в группах
Оборудование:

  • доска,
  • видеопроектор,
  • компьютер.

Средства обучения:

  • мультимедийная презентация,
  • учебник,
  • рабочая тетрадь,
  • пособие для учащихся общеобразовательных организаций.

Литература:

  1. А.А. Плешаков учебник «Окружающий мир», 4 класс, в 2 ч. Ч. 1. («Мир вокруг нас») – М.: Просвещение, 2008, стр. 47-53.
  2. А.А. Плешаков Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 4 класс («Мир вокруг нас») – М.: Просвещение, 2013, стр.15.
  3. Оборудование: компьютер, глобус, информационные листы, таблица «Признаки грозной беды», экологический календарь.

ХОД УРОКА.
I.Мотивация учебной деятельности
II. Актуализация знаний
Берегите Землю!
Берегите, жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, –
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите…
-Для нас, землян, нет планеты прекрасней, чем наша родная Земля.

III. Проверка домашнего задания
– В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом? 
(О жизни первых людей рассказали археологи, они производят раскопки и по останкам восстанавливают когда-то происшедшие события).
– Какая наука занимается изучением первобытного человека?
 (Археология).
– Как вы думаете, первобытные люди жили в нашей эре или до нашей эры? 
(Первобытные люди жили до нашей эры).
– С какого события отсчет времени идет в нашей эре? 
(Отсчет времени в нашей эре идёт от Рождества Христова).

IV. Совместное открытие знания
– Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы.
 СЛАЙД 4
– Где жили первобытные люди?
 СЛАЙД 5
– Какой материал требовался первобытному человеку?
 СЛАЙД 6
– Чтобы выжить, человеку необходима пища. Как добывали пищу? 
(Охотились, собирали съедобные плоды, коренья).
– А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни.
 СЛАЙД 7

Работа в учебнике.
– Откройте учебник на с. 47.(Чтение статьи "Сын или покоритель?" с третьего абзаца).
– Что же решил человек? 
(Человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники). СЛАЙД 8
– К чему привело такое покорение? СЛАЙД 9
 (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных). СЛАЙД 10, СЛАЙД 11
– Может ли человек господствовать над природой? 
(Нет, такое господство может погубить ее). СЛАЙД 12
– Кто такой человек по отношению к природе? 
(Он часть природы).  СЛАЙД 13
– Поднимите руку, те кто когда-нибудь болел? СЛАЙД 14
– Что вы чувствовали? СЛАЙД 15
А может ли планета заболеть? СЛАЙД 16

– Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня мы раскроем и обсудим эти проблемы. Но необычным способом: мы проведем заседание малого экологического совета (4 класса). СЛАЙД 17
На повестке нашего заседания три вопроса, 
три экологические проблемы: загрязнение океана, вырубка лесов, как избавиться от мусора. СЛАЙД 18
– Чтобы обосновать (доказать или опровергнуть) данные проблемы, мы заслушаем докладчиков, воспользуемся текстом учебника и планом исследования. Посмотрите, пожалуйста, пункты исследования.
Разбиться на группы, собрать информацию, обсудить собранные сведения.
Выявить причины проблем.
Сделать вывод, предлагая меры по решению этих проблем.
– На три творческие группы мы уже разбились, распределили обязанности. Эксперты сегодня будут оценивать нашу с вами работу.
А вот собрать информацию, обсудить собранные сведения?
– Нам понадобятся сведения о наблюдениях и исследованиях людей. Здесь нам помогут учебник и книга «Великан на поляне или первые уроки экологической этики».

Группа «Вода» – с.157-158 «Золотое правило»;

группа «Земля» – с.147-148 «Свой мусор всегда с собой», с. 143-144 – «Бутылочная почва»;

группа «Лес» – с. 129-132 – «Горит костер, с. 133-138 «Горит трава».

Обсуждение проблем.
– 
Первая проблема – "Как защитить океан от загрязнения?". Заслушаем докладчика 1 творческой группы.
Докладчик:  Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы – бутылки, банки, сети – тоже серьезная опасность. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.
– Что является причинами загрязнения океана?
– 80% загрязнений океана – результат деятельности человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. Особенно тяжелая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного моря. А какие принимаются меры по охране океанов? Заслушаем спикера этой группы.
Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные "суда-губки", они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. Созданы «Красная книга Международного союза охраны природы»,«Красная книга РФ».
Выступление спикера группы:
– И так мы записали на своей страничке «Зеленной книги»:
Причины загрязнения океана – нефтепродукты, пластмассовые отходы, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, радиоактивные отходы.

Меры защиты океана от загрязнения–Эффективные химические препараты, «Суда-губки», ограничение отлова рыбы, очистительные сооружения на предприятиях.
– А что самое главное должно быть в людях, на ваш взгляд? 
(Люди должны по-сыновьи обращаться с Природой, уважать ее, быть ей благодарными.А главное – не причинять Природе боль, ведь океан – это тоже часть Природы).
– Переходим к обсуждению 
второй проблемы.
«Как спасти тропические леса?»
Предоставляем слово 2 группе – «лес»
Докладчик: Тропические леса – это "лёгкие" нашей планеты. Ученым удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть свое определенное место в этой цепи. Это приведет к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению ее плодородия, вымиранию растений и животных.
Выступление спикера группы:
– И так мы записали на своей страничке «Зеленной книги»:
Причины уничтожения тропических лесов – Тропические леса безжалостно вырубают, выжигают, выкорчевывают.
Результаты уничтожения лесов
-Нарушаются цепи питания, уменьшается количества кислорода, разрушается почва, гибнут растения и животные.
– Вырубка лесов может привести к изменению климата, опустыниванию.
Меры защиты тропических лесов
– запретить вырубку и выкорчёвывание деревьев;
– усилить меры пожаробезопасности в лесах.
– Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф.
– Перейдем к обсуждению 
третьей проблемы: "Как избавиться от мусора?"
Выступление докладчика 3 группы – « Земля».
Выступление спикера группы:
Причины появления мусора
– Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы.
Меры по борьбе с мусором
Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. Существуют заводы по сортировке мусора. А некоторые предметы можно использовать вторично, например, стеклянные банки, бутылки.

V. Физкультминутка. Слайд19

VI. Применение нового знания
Работа в учебнике
– Мы уже говорили, что планета, как и мы с вами может болеть.СЛАЙД 20
– Что к этому приводит? 
(Загрязнение океана, вырубка леса).
– А может ли один человек вылечить планету? 
(Нет, здесь надо потрудиться всем людям).
– Да, охрана окружающей среды – задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы узнаете, прочитав статью "Лечить планету сообща" на с.50 – 52. СЛАЙД 21

Учащиеся читают статью под руководством учителя.– А теперь опираясь на этот текст попробуем ответить на вопросы в рабочей тетради на печатной основе. СЛАЙД 22, СЛАЙД 23

Работа в рабочей тетради (с. 15) 1 4 СЛАЙД 24
– Что такое экологическая проблема?
– А какие экологические проблемы вас волнуют? Запишите. (№1)
– Задание №2. Прочитайте.
– Приведите примеры международных соглашений по охране окружающей среды. Запишите.
– Назовите экологические организации. Запишите.
– Назовите Международные экологические дни. Запишите несколько примеров.
– Ребята, подумайте, обсудите с родителями вопрос: "Для чего объявлены международные дни, посвященные защите природы?"
Подведение итогов 4 5 1 1
– Какие экологические проблемы мы с вами решали?
– Отчего возникает и к чему приводит загрязнение океана?
– В чем причины уничтожения лесов? Чем это опасно?
– Почему и как людям приходится бороться с мусором?
– Назовите международные экологические организации.
– Какая экологическая организация имеет эмблему с изображением панды?
– Если люди погубят окружающую природу, смогут ли они сами выжить?

А сейчас нам предстоит не менее важное задание. Пользуясь страничками нашей «Зеленой книги» составьте вопросы, которые вы могли бы задать при повторении сегодняшней темы на следующем уроке. Заполняя наши листы «Тонкие и толстые вопросы.
– Помните, что мы можем задавать вопросы, на которые можно ответить «Да-нет», и есть вопросы, требующие рассуждений.
– Ну что, ребята, я могу сказать, что все вы: МОЛОДЦЫ!!!!!

VII. Рефлексия учебной деятельности

 Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, понравился вам наш совместный урок? Какое у вас сейчас настроение, поднимите фигурки с вашим настроением ( у детей на столах лежат смайлики, с помощью их они показывают свое настроение)

– Понравилось ли вам быть исследователями?
– Что нового вы сегодня узнали?
– Какая работа на уроке вам понравилась больше всего?
– Что вызвало наибольшие затруднения?

VIII. Домашнее задание

Ответь на вопросы «Проверь себя» на стр.53
Пересказ текста
Выполнить задание №2 на стр.53


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему "Мир глазами эколога"

Конспект урока по окружающему миру на тему "Мир глазами эколога"...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Экономика и экология", 3 класс, УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: формирование представление о двух сторонах экономики- полезной и опасной (положительной и отрицательной) создание условий для организации деятельности учащихся по восприятию...

Конспект урока по окружающему миру по теме «Мир глазами историка».

Цель урока: сформировать у учащихся представление об истории, как науке изучающей длинный путь развития человечества;Задачи: 1) Образовательные: раскрыть понятие "история", как науки, показа...

Конспект урока по окружающему миру по теме - мир глазами астронома

Конспект урока по окружающему миру  по теме - мир глазами астронома (4 класс)...

Конспект урока по окружающему миру на тему «Что такое экология?», 3 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему «Что такое экология?»...