Главные вкладки

    конспект урока по окружающему миру 4 класс "Прошлое и настоящее глазами эколога"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ технологий, проблемного метода обучения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proshloe_i_nastoyashchee_glazami_ekologa.docx22.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Прошлое и настоящее глазами эколога

    Тип урока: «открытие новых знаний»

    Цель урока: способствовать обогащению представлений учащихся о последствиях влияния человека на природу, об экологических проблемах, которые нужно решать человечеству на современном этапе.
    Задачи:

    • Образовательные: Ознакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе; раскрыть необоснованность мотивов преследования людьми некоторых животных; формировать правила поведения с этими животными; познакомить учащихся с системой экологических знаний; формировать умения самостоятельно работать с художественным и научным текстом;
    • Развивающие: содействовать развитию познавательной активности, формированию умения выделять главное из информации учителя и учебника, формированию способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации, умению делать сравнение, обобщение, выводы, умению работать и взаимодействовать в группах.
    • Воспитательные: способствовать расширению кругозора учащихся, развивая желание познавать новое; воспитывать гуманные чувства к окружающей среде; формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром.

    Методы и методические приёмы: метод постановки проблемы, побуждающий от проблемной ситуации диалог, метод поиска решения, подводящий к знанию диалог, сопоставление «открытого» знания с научной формулировкой учебника, с образцом, продуктивное применение «открытого» знания.
    Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в группах
    Оборудование:

    • доска,
    • видеопроектор,
    • компьютер.

    Средства обучения:

    • мультимедийная презентация,
    • учебник,
    • рабочая тетрадь,
    • пособие для учащихся общеобразовательных организаций.

    Литература:

    1. А.А. Плешаков учебник «Окружающий мир», 4 класс, в 2 ч. Ч. 1. («Мир вокруг нас») – М.: Просвещение, 2008, стр. 47-53.
    2. А.А. Плешаков Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 4 класс («Мир вокруг нас») – М.: Просвещение, 2013, стр.15.
    3. Оборудование: компьютер, глобус, информационные листы, таблица «Признаки грозной беды», экологический календарь.

    ХОД УРОКА.
    I.Мотивация учебной деятельности
    II. Актуализация знаний
    Берегите Землю!
    Берегите, жаворонка в голубом зените,
    Бабочку на листьях повилики,
    На тропинке солнечные блики…
    Берегите молодые всходы
    На зеленом празднике природы,
    Небо в звездах, океан и сушу
    И в бессмертье верящую душу, –
    Всех судеб связующие нити.
    Берегите Землю!
    Берегите…
    -Для нас, землян, нет планеты прекрасней, чем наша родная Земля.

    III. Проверка домашнего задания
    – В настоящее время мы знаем, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Кто рассказал нам об этом? 
    (О жизни первых людей рассказали археологи, они производят раскопки и по останкам восстанавливают когда-то происшедшие события).
    – Какая наука занимается изучением первобытного человека?
     (Археология).
    – Как вы думаете, первобытные люди жили в нашей эре или до нашей эры? 
    (Первобытные люди жили до нашей эры).
    – С какого события отсчет времени идет в нашей эре? 
    (Отсчет времени в нашей эре идёт от Рождества Христова).

    IV. Совместное открытие знания
    – Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы.
     СЛАЙД 4
    – Где жили первобытные люди?
     СЛАЙД 5
    – Какой материал требовался первобытному человеку?
     СЛАЙД 6
    – Чтобы выжить, человеку необходима пища. Как добывали пищу? 
    (Охотились, собирали съедобные плоды, коренья).
    – А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни.
     СЛАЙД 7

    Работа в учебнике.
    – Откройте учебник на с. 47.(Чтение статьи "Сын или покоритель?" с третьего абзаца).
    – Что же решил человек? 
    (Человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники). СЛАЙД 8
    – К чему привело такое покорение? СЛАЙД 9
     (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных). СЛАЙД 10, СЛАЙД 11
    – Может ли человек господствовать над природой? 
    (Нет, такое господство может погубить ее). СЛАЙД 12
    – Кто такой человек по отношению к природе? 
    (Он часть природы).  СЛАЙД 13
    – Поднимите руку, те кто когда-нибудь болел? СЛАЙД 14
    – Что вы чувствовали? СЛАЙД 15
    А может ли планета заболеть? СЛАЙД 16

    – Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня мы раскроем и обсудим эти проблемы. Но необычным способом: мы проведем заседание малого экологического совета (4 класса). СЛАЙД 17
    На повестке нашего заседания три вопроса, 
    три экологические проблемы: загрязнение океана, вырубка лесов, как избавиться от мусора. СЛАЙД 18
    – Чтобы обосновать (доказать или опровергнуть) данные проблемы, мы заслушаем докладчиков, воспользуемся текстом учебника и планом исследования. Посмотрите, пожалуйста, пункты исследования.
    Разбиться на группы, собрать информацию, обсудить собранные сведения.
    Выявить причины проблем.
    Сделать вывод, предлагая меры по решению этих проблем.
    – На три творческие группы мы уже разбились, распределили обязанности. Эксперты сегодня будут оценивать нашу с вами работу.
    А вот собрать информацию, обсудить собранные сведения?
    – Нам понадобятся сведения о наблюдениях и исследованиях людей. Здесь нам помогут учебник и книга «Великан на поляне или первые уроки экологической этики».

    Группа «Вода» – с.157-158 «Золотое правило»;

    группа «Земля» – с.147-148 «Свой мусор всегда с собой», с. 143-144 – «Бутылочная почва»;

    группа «Лес» – с. 129-132 – «Горит костер, с. 133-138 «Горит трава».

    Обсуждение проблем.
    – 
    Первая проблема – "Как защитить океан от загрязнения?". Заслушаем докладчика 1 творческой группы.
    Докладчик:  Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы – бутылки, банки, сети – тоже серьезная опасность. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.
    – Что является причинами загрязнения океана?
    – 80% загрязнений океана – результат деятельности человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. Особенно тяжелая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного моря. А какие принимаются меры по охране океанов? Заслушаем спикера этой группы.
    Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные "суда-губки", они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. Созданы «Красная книга Международного союза охраны природы»,«Красная книга РФ».
    Выступление спикера группы:
    – И так мы записали на своей страничке «Зеленной книги»:
    Причины загрязнения океана – нефтепродукты, пластмассовые отходы, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, радиоактивные отходы.

    Меры защиты океана от загрязнения–Эффективные химические препараты, «Суда-губки», ограничение отлова рыбы, очистительные сооружения на предприятиях.
    – А что самое главное должно быть в людях, на ваш взгляд? 
    (Люди должны по-сыновьи обращаться с Природой, уважать ее, быть ей благодарными.А главное – не причинять Природе боль, ведь океан – это тоже часть Природы).
    – Переходим к обсуждению 
    второй проблемы.
    «Как спасти тропические леса?»
    Предоставляем слово 2 группе – «лес»
    Докладчик: Тропические леса – это "лёгкие" нашей планеты. Ученым удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть свое определенное место в этой цепи. Это приведет к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению ее плодородия, вымиранию растений и животных.
    Выступление спикера группы:
    – И так мы записали на своей страничке «Зеленной книги»:
    Причины уничтожения тропических лесов – Тропические леса безжалостно вырубают, выжигают, выкорчевывают.
    Результаты уничтожения лесов
    -Нарушаются цепи питания, уменьшается количества кислорода, разрушается почва, гибнут растения и животные.
    – Вырубка лесов может привести к изменению климата, опустыниванию.
    Меры защиты тропических лесов
    – запретить вырубку и выкорчёвывание деревьев;
    – усилить меры пожаробезопасности в лесах.
    – Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф.
    – Перейдем к обсуждению 
    третьей проблемы: "Как избавиться от мусора?"
    Выступление докладчика 3 группы – « Земля».
    Выступление спикера группы:
    Причины появления мусора
    – Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы.
    Меры по борьбе с мусором
    Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. Существуют заводы по сортировке мусора. А некоторые предметы можно использовать вторично, например, стеклянные банки, бутылки.

    V. Физкультминутка. Слайд19

    VI. Применение нового знания
    Работа в учебнике
    – Мы уже говорили, что планета, как и мы с вами может болеть.СЛАЙД 20
    – Что к этому приводит? 
    (Загрязнение океана, вырубка леса).
    – А может ли один человек вылечить планету? 
    (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).
    – Да, охрана окружающей среды – задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы узнаете, прочитав статью "Лечить планету сообща" на с.50 – 52. СЛАЙД 21

    Учащиеся читают статью под руководством учителя.– А теперь опираясь на этот текст попробуем ответить на вопросы в рабочей тетради на печатной основе. СЛАЙД 22, СЛАЙД 23

    Работа в рабочей тетради (с. 15) 1 4 СЛАЙД 24
    – Что такое экологическая проблема?
    – А какие экологические проблемы вас волнуют? Запишите. (№1)
    – Задание №2. Прочитайте.
    – Приведите примеры международных соглашений по охране окружающей среды. Запишите.
    – Назовите экологические организации. Запишите.
    – Назовите Международные экологические дни. Запишите несколько примеров.
    – Ребята, подумайте, обсудите с родителями вопрос: "Для чего объявлены международные дни, посвященные защите природы?"
    Подведение итогов 4 5 1 1
    – Какие экологические проблемы мы с вами решали?
    – Отчего возникает и к чему приводит загрязнение океана?
    – В чем причины уничтожения лесов? Чем это опасно?
    – Почему и как людям приходится бороться с мусором?
    – Назовите международные экологические организации.
    – Какая экологическая организация имеет эмблему с изображением панды?
    – Если люди погубят окружающую природу, смогут ли они сами выжить?

    А сейчас нам предстоит не менее важное задание. Пользуясь страничками нашей «Зеленой книги» составьте вопросы, которые вы могли бы задать при повторении сегодняшней темы на следующем уроке. Заполняя наши листы «Тонкие и толстые вопросы.
    – Помните, что мы можем задавать вопросы, на которые можно ответить «Да-нет», и есть вопросы, требующие рассуждений.
    – Ну что, ребята, я могу сказать, что все вы: МОЛОДЦЫ!!!!!

    VII. Рефлексия учебной деятельности

     Ребята, вы сегодня очень хорошо потрудились, понравился вам наш совместный урок? Какое у вас сейчас настроение, поднимите фигурки с вашим настроением ( у детей на столах лежат смайлики, с помощью их они показывают свое настроение)

    – Понравилось ли вам быть исследователями?
    – Что нового вы сегодня узнали?
    – Какая работа на уроке вам понравилась больше всего?
    – Что вызвало наибольшие затруднения?

    VIII. Домашнее задание

    Ответь на вопросы «Проверь себя» на стр.53
    Пересказ текста
    Выполнить задание №2 на стр.53


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру по теме " Наука экология" . 2 класс.

    Конспек урока  окружающего мира по теме  "Наука экология" Целью  урока является  формирование  представления о  взаимосвязи человека с окружающей средой и ответствен...

    Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Тема "Мир глазами географа"

    Урок окружающего мира в 4 классе по программе "Перспектива", автора А.А. Плешакова...

    Конспект урока по окружающему миру "Органы чувств (глаза)"

    Конспект урока по окружающему миру "Органы чувств (глаза)"...