Конспект урока по окружающему миру на тему: "Экономика и экология", 3 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представление о двух сторонах экономики- полезной и опасной (положительной и отрицательной) создание условий для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экономике и экологии.

                      

Планируемые результаты:

 

Предметные:

-знать: определение понятий «экономика» и «экология».

- уметь: синтезировать знания о экономике и экологии; обнаруживать связи между ними; осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека и необходимость бережного отношения к природным ресурсам;

Личностные:

-делиться со сверстниками и взрослыми эмоционально-эстетическими впечатлениями по отношению к природе.

- способность самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

 

Тип урока: урок «открытие» нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_ekonomika_i_ekologiya.docx257.09 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 02.04.19

Школа: 152

Класс: 3 ж

Кабинет: 201                            

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Экономика и экология»

Цель деятельности учителя: формирование представление о двух сторонах экономики- полезной и опасной (положительной и отрицательной) создание условий для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экономике и экологии.

Планируемые результаты:

Предметные:

-знать: определение понятий «экономика» и «экология».

- уметь: синтезировать знания о экономике и экологии; обнаруживать связи между ними; осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека и необходимость бережного отношения к природным ресурсам;

Личностные:

-делиться со сверстниками и взрослыми эмоционально-эстетическими впечатлениями по отношению к природе.

- способность самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Тип урока: урок «открытие» нового знания

Оборудование: Учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. 3 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); тетрадь к учебнику 1класс 2 часть, учебная презентация, раздаточный материал.

 

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

Метод: словесный

1 мин

-Здравствуйте, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. -Подровнялись. Сделали глубокий вдох, выдох, вдох, выдох. Спокойно сели. - Посмотрите на ребят своего класса, подарите друг другу улыбки. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе и своим одноклассникам. -Хлопните в ладоши те, у кого хорошее, солнечное настроение.

Приветствуют друг друга. Приветствуют учителя.

Готовят рабочее место

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актулизация знаний и мотивация

Словесный

беседа

1 мин

На предыдущих уроках вы узнали, что природу нужно беречь.

Прежде, чем начать новую тему, нам необходимо повторить изученный материал. 

Я предлагаю вам провести блиц-опрос на знание предыдущей темы.

Вопросы:

- Молодцы, вы хорошо усвоили тему прошлого урока. Сегодня мы с вами продолжим изучать сферу экономики и не только.

Воспринимают на слух

- б

- г

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

3.Постановка учебной задачи

Словесный

беседа

3 мин

Что нам нужно для существования на Земле?

-Назовите это одним словом.

Дополни предложения:

- Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой называется …

 - Удовлетворение разнообразных потребностей людей – главная задача …

Слова ЭКОНОМИКА и ЭКОЛОГИЯ

- Как вы думаете, связаны ли между собой экономика и экология?

Чем похожи эти слова?

ЭКОС – «дом»

- Какая тема урока?

- Какие задачи мы поставим для изучения этой цели?

- Молодцы!

Необходимы воздух, вода, свет, тепло, пища…

- самое необходимое

- экология

- экономики

- да

- общим корнем слова

Тема нашего урока «Экономика и Экология»

Цель: учится обнаруживать связь между экономикой и экологией.

Узнаем какое влияние оказывает экономика на окружающую среду.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

4. «Открытие» нового знания

Словесный: беседа

Наглядный

Иллюстрация

Словесный

рассказ

Работа с учебником

Словесный:

беседа

5 мин

- Откройте учебник на старице 79

Рассмотрим рисунок.

Кто пострадал?

Что угрожает им?

Земля – наш общий Дом. И как важно, чтобы в нём не было печали, горя, чтобы царили мир и счастье.

Но в наш беспокойный век на планете далеко не всё благополучно.

- Кто прочитает текст на этой странице. Потом мы обсудим это.

-Какие эмоции возникли у вас при просмотре иллюстрации и чтения информации?

- Что произошло?

Да, ребята, случилась беда. Пострадала живая природа. Кто знает, как называются эти бедствия?

-А кто виноват в такой катастрофе?

Да. Но почему же человек допустил такое?

- Какая наука занимается предотвращением этого?

- посмотрите на доску. Кто прочитает определение понятию экология?

-Какие новые словосочетания вы узнали?

- Что означает это понятие?

Должен ли человек понять причины возникновения этих катастроф, чтобы избежать их?

- Хотите вы в этом разобраться?

- Почему люди развивают экономику, строят заводы, атомные электростанции, вырубают леса и допускают такое?

- Давайте порассуждаем, может ли современный человек обойтись без экономики?

-Давайте вспомним, из каких отраслей состоит экономика?

Что даёт людям сельское хозяйство?

-Что производят другие отрасли для удовлетворения потребностей человека?

- Можем мы обойтись без товаров и услуг?

- Какой вывод мы можем из этого сделать?

Назовите главную задачу экономики

Наука, которую мы называем экономикой, имеет 2 стороны.

- Какие?

Одна- эта необходимая и полезная продукция, без которой ни отдельному человеку, ни всему обществу не прожить.

- Назовите положительную сторону экономики

-Какая отрасль экономики изготовляет эти предметы? (бутылка, салфетка, пакет)

-Использует ли эти предметы человек для удовлетворения своих потребностей?

-Что мы сделаем, когда они нам не будут нужны?

-Куда выбросим?

-Что произойдёт с планетой, если мусор будет накапливаться?

-Так какая же есть опасная сторона экономики?

- какой вывод мы можем сделать?

-

Птицы, рыбы, водоросли, морские моллюски, крабы.

- Они могут задохнуться

Один учащийся читает о экологической катастрофе.

- печаль, огорчение.

- пострадала живая природа

- катастрофа

- В этом виноваты люди.

- Он привык все брать для себя не думая, что будет дальше.

- Экология

- Наука о связях между живыми существами и окружающей их средой называется

- экологическая катастрофа

Экологи́ческая катастрофа — необратимое изменение природных комплексов, связанное с массовой гибелью живых организмов.

- да

- Им нужны продукты питания, вещи и т.д.

- нет

- Из промышленности, сельского хозяйства, электроэнергетики, металлургии, машиностроения

- Продукты питания

- Материалы, необходимые для изготовления вещей

- нет

- человек не может обойтись … без экономики.

- удовлетворение потребностей человека

- положительную и отрицательную.

-  производство товаров и услуг

- промышленность

- да

- выбросим

- на свалку

- она будет загрязнена

- загрязнение окружающей среды

Все отрасли экономики в той или иной степени приносят не только пользу, …но и вред природе и здоровью людей и могут привести к экологическим катастрофам.

П: cвободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Физ. Минутка

Динамическая пауза

Практический

1 мин

Мы путешествовали по лесу, немного устали. А сейчас закройте глаза, положите голову на руки и послушайте звуки леса. Ваши ручки, ножки и лицо ощущают приятную лесную прохладу. Вдохните… Вы чувствуете запахи леса, лесной травы, коры деревьев. Вы слышите звуки леса.

Выполняют действия по заданию.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков

5. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа

Работа с учебником

Наглядный:

иллюстрация

12 мин

- Прочитайте информацию на странице 81 и 82.

- Правильно ли мы с вами выявили две стороны экономики?

- Сейчас вы будете работать в группах над проблемой загрязнения окружающей среды.

Каждая группа получает отдельное задание. Я буду следить за процессом и оценивать работу каждого человека и всей группы в целом.

1 группа

Ваша задача: выявить основные способы и причины загрязнения, а также возможные последствия.

Используя учебник, с. 80 – 82 выявите, какой вред хозяйственная деятельность людей наносит воздуху, воде, почве, растениям, животным, здоровью людей .

2 группа решает экологические задачи - Хочется услышать ваши рассуждения

 1)Не будет ли природе вреда,если ты, собирая орехи, сломаешь несколько веток орешника или сорвешь всего три цветка?

 

2)На берегу озера было решено построить завод в отходах которого содержится ртуть. Какую опасность это производство представляет для природы?

 человеком.

3) Можно ли шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры?

- 3 группа, вам предлагается ситуация. Если герой ситуации не должен так поступать, то вы объясняете как нужно поступить, если действия не вредят природе, то расскажите почему его действия (Подумайте и напишите в тетрадях 1-2 предложения на тему "Что я могу сделать для экологического благополучия своего города?")

Ситуация.

Валера встал утром поздно. Чтобы не опоздать в школу, побежал не по обычному маршруту по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. А побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабые росточки. Когда он прибежал в класс. Прозвенел звонок.

-Не опоздал! – радостно подумал Валера.

- Мы с вами обсудили очень важные проблемы.

Может ли человек избежать негативного , отрицательного влияния экономики на природу, чтобы не было катастроф?

А как не должен поступать человек? Каким он должен быть?

- Какой вывод мы можем сделать?

- Одной из важнейших задач для человечества 21 века - это сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы.

Читают информацию

- да

- Высыхание водоемов, загрязнение воздуха, отравление почвы ядохимикатами, истребление цветов, гибель животных, заболевание людей

-природе будет нанесен вред. Каждая попусту сломанная ветка, - это маленькая рана, нанесенная природе

-соединения ртути отравят все живое в озере, рыба станет непригодна для пищи, в озере нельзя купаться и отдыхать.

-Нет, нельзя. Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверей – искать укромные места.

 Не правильно поступил, т.к. он затоптал слабые ростки и растения не смогут взойти и вырасти.

- может

- Должен беречь природу

- Экономика должна быть полезной

П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

П: свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

Упражнение

10 мин

- Повторим, что мы узнали на этом уроке.

 У вас на партах лежат маленькие листочки выполните задание.

- обменяйтесь листочками и проверьте свои ответы по эталону.

- если есть ошибки, поставьте карандашом рядом минус, если все верно, то +

Закрепляют материал

-в

- б

Выполняют задания

Сверяют ответы с эталоном

Р: осуществлять итоговый контроль;

Р: осуществлять итоговый контроль;

7. Включение в систему знаний

Словесный

беседа

3 мин

- Откройте рабочую тетрадь на странице 51.

- Посмотрите на рисунок в задании №2.

- Кто зачитает свой прогноз?

- Как вы определили, что будущее в данной ситуации будет именно такое?

Выполняют задания

Р: осуществлять итоговый контроль;

Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения

8. Рефлексия деятельности (по продукту)

 Словесный

беседа

3 мин

Какую тему мы изучали сегодня на уроке?

Какую цель мы ставили?

-Мы достигли эту цель?

Молодцы, я за вас рада! - А теперь возьмите в руки ваши карандаши: зеленый, желтый и красный. Поднимите ЗЕЛЕНЫЙ карандаш, если - вы довольны собой, вам понравился урок, у вас все получилось, во время урока не возникало трудностей. ЖЕЛТЫЙ, если - у вас не все получилось, что-то было непонятно, но вы постараетесь на следующем занятии. И КРАСНЫЙ – вам ничего не понятно.

- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок.

Оценивают свою работу на уроке

Тема нашего урока «Экономика и Экология»

Цель: учится обнаруживать связь между экономикой и экологией.

Узнаем какое влияние оказывает экономика на окружающую среду

Отвечают на вопросы

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Р: анализировать собственную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме Экономика и экология в 3 классе

Урок посвящён поисково- исследовательской работе....

Конспект урока окружающего мира "Мы – зрители и пассажиры" 2 класс Школа России

Предмет: Окружающий мирКласс: 2Тема урока: Мы – зрители и пассажирыЦели урока:- изучить правила поведения в общественных местах: в театре, кино, транспорте; развивать умения анализировать ситуа­цию, о...

Конспект урока окружающего мира по теме "Экономика и экология" 3 класс УМК "Школа России"

Тема: Экономика и экологияЦели деятельности учителя: Формирование представления о взаимосвязи экономики и экологииПланируемые результатыПредметные:Знать: понятия экономика и экология, экологическая ка...

Конспект урока окружающего мира Зачем мы спим ночью, 1 класс, Школа России

Конспект урока по окружающему мируТема: «Зачем мы спим ночью». Цель деятельности учителя: формирование представлений о значении сна в жизни человека; повторение правил подготовки ко с...

Конспект урока окружающего мира по теме "Экономика и экология" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения различать понятия «экономика» и «экология».Планируемые результаты»Предметные:Знать какой вред люди наносят планете; к...