конспект открытого урока по окружающему миру "Зима.Зимние месяцы."
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Власова Светлана Михайловна

Урок знакомит ребят с зимними явлениями, учит отличать признаки зимы, устанавливать связь между похолоданием и жизнью растений. Способствует расширению кругозора и увеличению словарного запаса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        ОАУ С(К)О школа-интернат  III-IV вида

Конспект открытого урока по окружающему миру

« Зима. Зимние месяцы».

4 класс. 8 вид.

Учитель начальных классов

Власова С.М.

2015 г.

       Урок окружающего мира на тему «Зима. Зимние месяцы».

Цели: познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы ; научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений ; развивать внимание, память, мышление, речь, кругозор, представление;  воспитывать организованность, самостоятельность, аккуратность.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

3) формируем умение устанавливать аналогии;

4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Оборудование: 

- учебник  Окружающий мир, 4 класс  для СКОУ VIII вида Н.Б. Матвеева, М.А. Попова, Т.О. Куртова  Москва, Просвещение  2014 г.

- карточки с названиями зимних месяцев, признаками зимы,  словами « холодно»,

«короткий день и длинная ночь», «люди тепло одеваются», « идет снег», « деревья и кусты стоят голые».

- зимняя одежда;

-  сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева»,

- модели снежинок (белые кружки);

- словарь русского языка С. И. Ожегова;

- мультимедийная установка.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Психологический настрой.  

Прозвенел звонок для нас. Вы зашли спокойно в класс.                                                                                                                                                                                                                                                          Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво.                                                                                                                                                                                                                                                       Повернитесь-ка друг к другу. Улыбнётся друг пусть  другу.                                                                                                                                                                                                                 Да и мне улыбка ваша очень-очень уж нужна.                                                                                                                       Вот спасибо! Как я рада! Что сегодня к вам пришла.                                                                                                          Тихо сели, спинки прямо.                                                                                                                                                           Все легонечко вздохнём,                                                                                                                                                   Разговор наш заведём...

  1. Актуализация знаний и постановка проблемы.
  1. Показ  кадров из мультфильмов. (слайд 2, 3, 4, 5)

- Посмотрите на экран.

- Угадайте, из каких мультфильмов взяты следующие кадры. («Ну, погоди!», «Зимняя сказка», «Падал прошлогодний снег», «Зима в Простоквашино»)

- Что объединяет эти кадры?

- В какое время года происходят действия в мультфильмах? (слайд 6)

- Сегодня мы будем говорить… Продолжите мою мысль. (О зиме)

Открыть тему урока. (слайд 7)

- Принято считать, что зима – это покой природы.

- Как вы понимаете слово покой? (Если не отвечают, то прочитать значение слова в словаре)

Покой – состояние тишины, отдыха, спокойствия. (слайд 8)

- Ребята, а действительно ли зима – это покой природы?

- Давайте постараемся в этом разобраться.

  1. Совместное открытие новых знаний.
  1. Отгадывание загадок.

– Прежде всего, определимся с зимними месяцами. Помогут нам в этом загадки.

а) Какой месяц год кончает, зиму начинает?  (декабрь)

б) Этот месяц – году начало, зиме середина!  (январь)

в) А этот месяц лютый: спрашивает, как обутый. У него два друга-метель да вьюга.  (февраль)

Названия месяцев повесить на доску.

2.   Прежде, чем приступим к работе в учебнике, давайте сделаем зарядку для глаз

А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками.

3.Работа в учебнике на с..

- В учебнике на с.  рассмотрите рисунок.

- Какое время года изображено на рисунке?

- По каким признакам вы догадались, что это зима?  

Дети называют признаки зимы.

- Внимательно рассмотрите рисунки в учебнике на с. . Сравните их (назвать сходства и различия).                                                                                                                          - На каком рисунке за окном утро? Почему вы так решили?

- Что можно сказать о продолжительности дня в зимнее время? Как вы думаете, это признак зимы?

 Повесить на доску карточку с признаком - короткий день и длинная ночь.

4)  Игра «Магазин».

- А сейчас я вас приглашаю в магазин.

На столе лежат кепка, шапка, варежки, сапоги, туфли, легкий шарф, теплый шарф, шуба, шорты.

- Купить у меня можно то, что подходит для зимнего времени года.

По одному человеку выходят и «покупают» одежду. С купленной одеждой стоят у доски.

- Почему ребята выбрали эту одежду? (зимой холодно, поэтому надо тепло одеваться) Это еще один признак зимы – люди одеваются тепло.

Признак зимы «люди тепло одеваются» повесить на доску.

- Ребята, одежда нас не греет, когда холодно, а поддерживает тепло нашего тела. Подробнее об этом вы узнаете в старших классах.

5) Сравнение двух рисунков (осенней и зимней природы) на с.  учебника.

- Внимательно рассмотрите два верхних рисунка на с.  учебника.

- Давайте, их сравним.

- Как вы думаете, почему замёрзла река и пошёл снег? Назовите главную причину этих изменений. (Главная причина изменений – холод.) Повесить карточку с признаком  «холодно» на доску.

- Такой признак вы уже называли и его мы только что подтвердили.

6) Беседа о снеге.

- Мы выяснили, что зимой выпадают осадки в виде снега, потому что холодно. Карточку с признаком «идёт снег» повесить на доску.

- Снег – что это такое? (замёрзшая вода)

- Как образуются снежинки, кто знает?

- Получить на это ответы поможет сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева».

 Показать слайд 9, на котором изображён момент из сказки. 

- Поднимите руки, кто знает эту сказку? Учитель читает отрывок из сказки.

«Снежная королева подхватила Кая и они оказались в заоблачных высотах. Кай узнал там тайну рождения снежинок. Когда воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо, водяной пар превращается в воду, она на морозе замерзает, превращаясь в кристаллики льда. Попав в тучу, они становятся всё больше и принимают форму снежинок, которые сплетаются вместе и образуют густые пушистые хлопья. Упав на землю, они образуют сугробы».

- Если вы заинтересовались книгой, то попросите родителей, чтобы они вам ее прочитали. А кто хорошо читает, может прочитать книгу самостоятельно.

7) Рисование снежинок.

- Ребята, в мире нет одинаковых снежинок.

- Давайте посмотрим, получатся ли у вас одинаковые снежинки. За одну минуту нарисуйте свою снежинку. Покажите их.

- Видите, у вас получились разные снежинки. Положите снежинки на край стола, они нам еще понадобятся.

8) Физминутка.

А сейчас все встаньте. Давайте полетаем как снежинки.

Но вот их закружила вьюга. Давайте покружимся.

А теперь тихо опускаемся на землю. Садитесь.

      9) – Снег – не только зимнее украшение, но и тёплая одежда для растений.

10) – Какие изменения происходят с деревьями зимой?

- Большинство деревьев стоят голые, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее они «дремлют», т. к. хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы. Ещё один признак зимы – деревья и кусты стоят голые. Повесить этот признак на доску.

- Все ли деревья сбрасывают листья? Как называют такие деревья? (хвойные)

- Хвойные деревья не сбрасывают свои иголочки, потому что они покрыты восковым налётом и поэтому им не страшен мороз.

  1. Самостоятельное применение знаний.

Самостоятельно выполнить задание № 4 на с. 36  в  тетради.

Проверка с объяснением - вызвать 1 ученика.

Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

V. Подведение итогов урока.  Рефлексия.

- Можем ли мы теперь утверждать, что сейчас за окном - зима?

- Какие признаки характеризуют зиму?  

- Ребята возьмите свои снежинки и на обратной стороне нарисуйте свою улыбку.

- Покой и умиротворение зимней природы выразили в своих стихах русские поэты. Давайте послушаем.

VI. Домашнее задание: (по желанию) выполнить задание № 3 в рабочей тетради на с.  (слайд 11)

Использованные источники.

  1. Х. К. Андерсен «Снежна королева». – М.: Книжный дом, 2004 г.
  2. Мультфильм «Мороз Иванович». http://teramult.org.ua/m/1/1981_su_moroz/moroz.mp4
  3. Кадр  из мультфильма «Ну, погоди!».  http://abya.ru/load/russkie_multfilmy/russkie_multfilmy_smotret_onlajn/nu_pogodi_vypusk_8_volk_i_zajac_v_novyj_god/6-1-0-74
  4. Кадр  из мультфильма  «Зимняя сказка». http://films.imhonet.ru/element/215108/gallery/
  5. Кадр  из мультфильма «Падал прошлогодний снег». http://animashki1.ru/2013-6-4-493/chto-iskal-muzhik-v-multfilme-padal.php
  6. Кадр из мультфильма «Зима в Простоквашино». http://donbass.ua/news/culture/2012/12/22/chetyre-gavani-cheburashkinogo-papy.html
  7. Стихотворение  И. Сурикова «Зима». http://allforchildren.ru/poetry/winter29.php
  8. Стихотворение М. Познанской «Снег идёт». http://ny.uaua.info/article/sneg-idet/
  9. Стихотворение С. Есенина «Берёза». http://www.stihi-rus.ru/1/Esenin/3.htm

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

4 класс Зима. Зимние месяцы. Учитель нач.классов Власова С.М. Урок окружающего мира

Слайд 7

Зима . Зимние месяцы. Тема урока:

Слайд 11

Домашнее задание: (по желанию) выполнить задание № с. в тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру "Февраль месяц вьюг и метелей"

Открытый урок по окружающему миру "Февраль месяц вьюг и метелей"...

Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

Конспект открытого урока по окружающему миру (ПДД) на тему «Дорога от школы до дома, правила безопасного поведения на дорогах. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей».

Цели и задачи:проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;учить понимать сигналы светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки;воспитывать навыки выполнения основных пр...

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе. Тема урока: "Строение тела человека"

Конспект открытого урока с презентацией по окружающему миру во 2 классе. УМК "Школа России". Тема урока: "Строение тела человека"...