Разнообразие растений
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Постникова Ксения Вадимовна

урок окружающего мира 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока "Разнообразие растений" в 3-м классе по программе А.А. Плешакова.

Тема: Разнообразие растений.

Тип урока: Вводный урок.

Цели:

  1. Сформировать понятия:  ботаника, водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения; Узнать значение растений в природе и жизни человека;
  2. Уметь распределять растения по группам, пользуясь основными признаками групп;
  3. Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к окружающей нас природе.

Оборудование: 1) для учителя: Мультимедийный проектор, экран, учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», гербарий, таблицы.

                               2) для учеников:  учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас».

Ход урока

Этапы урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организация класса

- Здравствуйте, ребята!

- Проверьте свою готовность к уроку. Всё ли у вас лежит на парте?

- Стоят возле своих парт.  

- Садятся на места.

II. Систематизация имеющихся знаний

- Обратите внимание на иллюстрации на экране. Назовите, что вы видите (На экране слайд 2).

- Как можно назвать все эти иллюстрации одним словом?

 - А давайте вспомним,  как называется наука, которая изучает природу?  

- От каких слов произошло это название?      

 - Наука, которая изучает только растения, называется БОТАНИКОЙ. Ботаника – один из разделов биологии.

- А теперь подумайте: «на сколько групп можно разделить эти растения?».

- Поднимите руку, кто разделил растения на две группы?

- Расскажите, по какому признаку вы это сделали.

- Поднимите руку, кто разделил растения на три группы? - Расскажите, по какому признаку вы это сделали.

- Поднимите руку, кто разделил растения на четыре группы?

- Расскажите, по какому признаку вы это сделали.

- Теперь поднимите руки те, у кого другие версии деления растений.

 

- Ребята, а почему одни и те же растения можно разделить на большое количество групп?

- Ребята, как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?

 -Учащиеся перечисляют названия растений: : морская капуста, мох сфагнум,  папоротник щитовник, сосна, ель, ромашка, малина, береза.

- растения

- Биология

- «Биос» - жизнь, «логос» -наука

- Дети поднимают руки.

- культурные – малина и дикорастущие – все остальные. За культурными ухаживает человек, дикорастущие растут сами.

 - по среде обитания:  вода -  морская капуста или суша -  мох сфагнум, папоротник щитовник, сосна, ель, ромашка, малина, береза.

- высота растений или ярусность: Деревья – береза, ель, сосна; кустарники – малина; травы – ромашка, папоротник щитовник, а мох и морская капуста не входят ни в одну из этих групп.

- по среде обитания: в саду, в лесу, на лугу, в воде.

- Растения очень разные, у них много разных признаков, поэтому их можно разделить на много разных групп.

- Разнообразие растений (растения).

III. Формирование новых представлений и понятий

 - У нас возникло 4 версии, которые прозвучали от вас. А я хочу предложить вам свою версию (Учитель оформляет пятую схему на доске, в которой нет названий групп, но есть примеры)

- Как вы думаете, а каким я признаком пользовалась?

 - Я вам помогу (на экране появляется схема «Органы растений»)

- Что вы видите на экране

(Учитель просит любого ребёнка назвать части растений)

- Теперь вы догадались, какой признак я использовала?

 - Верно! Учёные – ботаники делят все растения на несколько групп. А выяснить, на какие группы делят растения и почему, мы сможем с вами, поработав в группах.

-  Расскажите о результатах своей работы. Озвучьте опорную карточку. Дополните мою версию, изменив вопросительные знаки на названия групп.

- Давайте заполним итоговую таблицу и сформулируем ответ на наш вопрос: Почему растения разделяют на пять групп по признаку органы растений?

 - Дети молчат

- Схему растения

- Ребенок называет органы растений

- У всех растений есть части, вы разделили растения на группы по их органам.

 - Группы получают:

1.На экране схема “Органы растений”.

2.Учебник А.А.Плешакова.

3.Таблицу.

4. Схема (она на доске. Зарисовать и заполнить).

10 минут на всё!

 - Один ребёнок выходит к доске и подписывает группы растений.

- Все растения разные, части растений есть не у всех. Водоросли не имеют частей. Мхи имеют только стебель и лист. Папоротники состоят из корня, стебля и листа, но не имеют цветов и плодов. Хвойные растения имеют корень, стебель, лист – хвою и семена, которые созревают в шишках. Только цветковые растения имеют все части.

VI. Работа с текстами

Все тексты внизу

V. Домашнее задание

Написать на доску

VI.Подведение итога

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились?

  1. Цветковые растения

   Как вы уже поняли, те растения, у которых есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами называются цветковыми растениями.

   Это самая молодая и в тоже время самая многочисленная группа царства Растения. 250 тысяч видов растений насчитывают учёные – ботаники. Среди цветковых растений есть и деревья, и кустарники, и травы. Значение цветковых растений для человека исключительно велико. Среди них много культурных растений,  которыми питается человек. Кормовые растения специально выращивают для сельскохозяйственных животных.

  1. Хвойные растения

   Как мы с вами узнали, хвойные растения имеют только стебель, корень и листья. Это только наземные вечнозелёные, реже листопадные деревья и кустарники. Семена хвойных растений находятся в защищающих их шишках. В один из сухих дней чешуйки шишек раскрываются, освобождая созревшие семена.  Как и другие зелёные растения, они образую органические вещества, поглощают углекислый газ из воздуха и выделяют кислород. Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал. Из древесины ели изготовляют бумагу.

3.Папоротник.

    Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Они широко распространены по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники  растут высоко в горах. Даже в пустынях встречаются папоротники.

   Листья папоротников рассечены на маленькие, как перья птицы. Молодые листья папоротников скручены в форме улитки.

   Папоротники никогда не цветут. У папоротников нет семян.

Вырасти папоротник можно и домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение.

2. МХИ

   Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад.

Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту.

   Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Вытягивать воду из почвы не надо, поэтому у мхов нет корней.

   Герои народных сказок, заблудивших в лесу, находят путь к спасению, используя мох в качестве природного компаса. В самом деле, мох обычно лучше растёт на северной стороне древесных стволов, поскольку, она, как правило, более влажная и тёмная.

Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо. А из торфа древесный спирт, смолу и т.д.

  1. Водоросли.

   Вы, наверное, замечали, что летом вода в реке или в пруду становится зелёной. «Вода зацвела», - говорят в таком случае. А знаете  ли вы, что произошло? В тёплой воде стали быстро размножаться особые растения – водоросли. Они и окрасили воду в зелёный цвет.    

    Слово « водоросли» произошло от двух слов: вода и расти. Значит, водоросли, в основном это водные растения.

   Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров.

    По цвету водоросли бывают зеленые, сине - зелёные, бурые и красные.

        Мелкие водоросли, плавающие у поверхности воды, - пища рачков и других небольших морских животных. Среди водорослей нет ядовитых, поэтому многие животные не прочь полакомиться легко доступной пищей. Они обогащают воду кислородом. Некоторые водоросли, в основном морские, человек использует в пищу, например, морская капуста.

   Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, спирт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разнообразие растений.Дыхание и питание растений»

Тема: Разнообразие растений. Питание и дыхание растений.Цели урока: познакомить детей с новой классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; связь солнца, растений, людей.Вос...

Презентация "Разнообразие природы родного края", ученицы 3 Г класса Агальцовой Алины Константиновны. Проект:"Разнообразие растений на Земле".

Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

"Разнообразие растений. Группы растений."

Урок -исследование по окружающему миру "Разнообразие растений" по развивающей системе Л.В.Занкова...

Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду"

Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ по теме " Разнообразие растений на Земле. Растения встречаются повсюду."  Цели: расширение представлений школьников о разнообразии флоры, ...

Разнообразие растений. Культурные растения.

Самостоятельная работа  по теме: "Разнообразие растений. Культурные растения"  (в 2-х вариантах). УМК "Перспективная начальная школа". Материал можно использовать по любому УМК....

Открытый урок окружающего мира в 3 классе УМК «Школа России» Тема:« Разнообразие растений. Комнатные растения»

Цели урока:• Закрепить знание о классификации растений;• Познакомить учащихся с видами комнатных растений;• Дать представление о значении комнатных растений для человека и окружающей среды;• Научить п...