Конспект урока "Здоровье и питание"
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Загребельная Любовь Анатольевна

Конспект урока

по предмету «Окружающий мир»

Тема: «Здоровье и питание»

Цели:

  • формировать у учащихся представление о том, что пища – разнообразные блюда, которые мы употребляем;
  • ознакомить учащихся с правилами полноценного питания;
  • подвести к пониманию того, что правильное питание – одно из условий крепкого здоровья, что переедание вредно для человека;
  • продолжать формировать у учащихся культурно-гигиенические навыки поведения за столом; развивать умения составлять меню;
  • воспитывать аккуратность.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_i_pitanie.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по предмету «Окружающий мир»

Тема: «Здоровье и питание»

Цели:

  • формировать у учащихся представление о том, что пища – разнообразные блюда, которые мы употребляем;
  • ознакомить учащихся с правилами полноценного питания;
  • подвести к пониманию того, что правильное питание – одно из условий крепкого здоровья, что переедание вредно для человека;
  • продолжать формировать у учащихся культурно-гигиенические навыки поведения за столом; развивать умения составлять меню;
  • воспитывать аккуратность.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Мотивация научной и познавательной деятельности учащихся.

Продукты питания, а попросту – наша еда, создают нам различное настроение, вызывают самые разные эмоции: одни продукты мы любим, от других отказываемся, к третьим ещё не привыкли.

  • Как вы думаете, для чего нужна пища?

Пища нужна не просто для удовольствия. У неё есть важная функция в организме.

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться,

Чтоб расти и развиваться,

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

  • Зачем человек ест?

Без пищи человек не может жить: расти, двигаться, поддерживать тепло своего организма и бороться с болезнями.

  • А знаете, сколько съедает каждый человек за всю свою жизнь?

Примерно пятьдесят тонн, целый товарный вагон.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы выясним, что же есть такого в еде, что без неё невозможно жить. Ознакомимся с правилами полноценного питания, узнаем о вреде переедания.

  1. Первичное восприятие и осознание нового материала.

  1. Рассказ учителя с элементами беседы о значении питательных веществ для роста и развития организма.

Рассмотрим рисунок с изображением «цветного человека».

  • Какого цвета больше? (голубого)
  • Как вы думаете, что это? (вода)

Белый цвет – это белки, оранжевый – углеводы, жёлтый – жиры, зелёный – витамины и минеральные вещества.

Вода, жиры, углеводы, минеральные вещества (соли), витамины – это питательные вещества, которые просто  необходимы для человека.

Вывод:

Наша пища состоит из множества веществ. Они необходимы для нормальной жизнедеятельности организма, его роста и развития. Называются они питательными веществами и входят в продукты питания.

  • На какие группы мы можем разделить продукты питания по тому питательному веществу, которое составляет его основу? (можно разделить на три группы: белки, жиры, углеводы).
  • Зачем они нужны нам?

Чтобы вы росли, нужен белок. Белок – строительный материал для клеток. Без него человек не сможет расти. Основной источник белков – молоко и молочные продукты. Ещё белки содержаться в мясе, рыбе, яйцах.

Чтобы вырасти ты мог,

В пище должен быть белок.

Он в яйце, конечно, есть,

В твороге его не счесть,

В молоке и в мясе тоже

Есть он, и тебе поможет.

Углеводы – топливо для клеток, как уголь для паровоза и бензин для машины. Они являются источником энергии для физической и умственной работы. Углеводы содержаться в хлебе, сахаре, овощах, мёде, злаковых кашах.

Фрукты, овощи и крупы –

Удивительная группа –

Нам в тепло и непогоду

Поставляют углеводы.

Нам клетчатку посылают,

Витамины добавляют

И энергией питают.

Жиры – продовольственные и топливные склады.

Жиры – строительный материал для нервной ткани и мозга. Они содержатся в растительном и сливочном масле, в различных видах жиров, майонезе, в некоторых мясных и молочных продуктах.

Жир, что в пище мы едим,

Очень нам необходим,

Сохранит температуру,

Повлияет на фигуру,

Защитит от холодов,

Шубой нам служить готов.

Витамины необходимы для нормального роста и развития организма человека. Их около 30. Обозначают витамины латинскими буквами: А, В, С, D, Е и т.д.  Каждый витамин выполняет в организме определённую функцию.

Например, витамин А способствует росту организма и влияет на остроту зрения. Он содержится в молочных продуктах, сливочном масле, яйцах, печени, рыбе, моркови, горохе, рыбьем жире, капусте.

Витамин С гарантирует высокую сопротивляемость болезням. Он содержится в фруктах, чёрной смородине, цитрусовых, зелёном луке, помидорах, шиповнике.

Витамины нужны в небольших количествах. Нельзя ими злоупотреблять.

Витамины – просто чудо!

Столько радости несут!

Все болезни и простуды

Перед ними отвернут.

Минеральные вещества (кальций, фосфор, железо, йод, калий и др.) принимают участие в строении и работе всех органов, входят в состав крови и гормонов. Обеспечивают рост и развитие скелета.

Микроэлементы содержатся в овощах, фруктах, мясе, рыбе, молочных продуктах и т.д.  Поэтому дети должны употреблять много овощей и фруктов.

Скажем вам без хвастовства

Истину простую –

Минеральные вещества

Играют роль большую.

  • Говорят, что вода – источник жизни. Почему?

Без воды человек может прожить не более 3-5 дней. Богаты водой овощи, фрукты, ягоды, молоко.

  • Что может произойти при обезвоживании и при переизбытке воды в организме?

Вывод:

Питательные вещества – это белки, жиры, углеводы, воды, витамины и минеральные вещества. Они входят в состав продуктов питания и составляют основу полноценного питания.

Вот поэтому всегда

Для нашего здоровья

Полноценная еда-

Важнейшее условие.

  1. Сюжетно-ролевая игра «Консилиум врачей».

К нам приехала скорая помощь и привезла больного. Вы – врачи. Нам предстоит вылечить больного. (Один из «врачей» рассказывает с какими жалобами обратился больной. Задача консилиума – определить, что с больным, почему это произошло и как ему помочь.)

Симптомы – плохое самочувствие, снятся кошмары, тяжесть в желудке.

  • Почему это произошло? Почему снятся кошмары?

Диагноз: переедание.

Вывод: мальчик не соблюдал режим питания, нельзя есть незадолго до дневного или вечернего сна. Ешь достаточно, но не переедай.

  1. О вреде переедания.

  • Что мы чувствуем, когда переедаем?
  • Как можем помочь себе и своему желудку?
  • Какая пища вредна для организма?
  • Почему вредно переедание?

Увеличивается вес → повышается кровяное давление → увеличивается нагрузка на сердце → плохое самочувствие.

Вывод:

Вы послушайте, друзья,

Несколько советов:

Лучше не переедать

Ни зимой, ни летом…

Даже если целый стол

Завален сладким;

Если в гости ты пришел

И аппетит в порядке.

А также необходимо уменьшить потребление жирной, сладкой и слишком соленой пищи.

  1. О вреде сухомятки

  • Как вы понимаете значение слова «сухомятка»?
  • Какова роль напитков (соков, молока, чая, кофе)?
  • Какие из них надо ограничивать, почему?
  • Как доказать, что жидкость поступает в организм не только с напитками и жидкими блюдами, но и с другими продуктами? (Выдавить сок из лимона, апельсина)
  • Есть ли жидкость в крупах и макаронах? (Жидкость содержится практически во всех продуктах)
  • Полезно ли употреблять много булочек, ватрушек, бутербродов? Почему?

Знаете ли вы, что закрытый бутерброд  (сэндвич) изобрел англичанин Джон Монтас Сэндвич? У него постоянно не хватало времени на еду, и он придумал закрытые бутерброды.

  • Что полезно съесть? Сделай выбор:

яблоко

булочка

конфета

морковь

бутерброд

банан

виноград

пирожное

Вывод: 

Желудку вредят: еда в сухомятку, переедание, газированные напитки, излишнее употребление сладостей, горячие мучные продукты.

  1. Закрепление и осмысление изученного материала.

  1. Значение режима питания.

  • Сколько раз в день вы едите? В какое время?
  • Когда пища обильнее? Через сколько часов вы едите?

Здоровое питание невозможно без соблюдения режима.

Соблюдать режим питания – значит, есть регулярно, в одно и тоже время.

Редкие приемы пищи вызывают ощущение сильного голода, аппетит становится бесконтрольным. А переедание приводит к неприятным последствиям.

Вывод:

И еще совет дадим:

Соблюдать в еде режим.

  1. Практическая работа (Класс делится на 4 группы)

Задание. Составьте меню на завтрак, обед, полдник, ужин, таким образом, чтобы в него были включены все основные группы продуктов и соблюдался принцип умеренности.

(После выполнения задания «эксперты» оценивают правильность подбора продуктов.)

  1. Основные правила питания.

  • Питаться надо регулярно, 4 раза в день в одно и то же время.
  • Не переедать.
  • Завтрак должен быть горячим. Утром полезно употреблять кашу.
  • На обед должно быть 3 блюда.
  • На ужин лучше съедать блюдо из овощей или фруктов.
  • Остерегайся острой, жирной и соленой пищи.
  • Во время еды не разговаривай и не отвлекайся.

  1. Игра «Дополни предложения»

  • Я знаю полезные продукты: ___________________________________________________________.
  • Нашему желудку вредят: _____________________________________________________________.
  • Ешь досыта, но _____________________________________________________________.
  • Не увлекайся пищей: _____________________________________________________________.
  • Соблюдай в еде: _____________________________________________________________.

  1. Работа в тетради с печатной основой (с. 11-12)

  • Какие пословицы и поговорки о здоровье и питании знаете? Объясните их значение.

- Не годится на еду сердится.

- Аппетит приходит во время еды.

- Вкусна рыбка, да опасна косточка.

- Чай горячий пей, на себя не лей.

- Лук – от семи недуг.

- Когда я ем, я глух и нем.

  1. Обобщение и систематизация занятий.

  1. Правила поведения за столом.

  • Рассмотрите рисунок. Какие правила приема пищи и поведения за столом знаете?

  • «Соедини по смыслу строки»

Нельзя

должны быть тщательно вымыты.

Руки перед едой

брать себе что получше, следует брать то, что лежит на краю.

За столом нельзя

проверь свой внешний вид.

Прежде, чем сесть за стол,

раскачиваться, сидя на стуле.

Нельзя опаздывать к столу -

сидеть, сгорбившись, низко склонившись над тарелкой.

Также за столом

класть руки на стол.

За столом не ведут

вытягивать ноги.

Неприлично

это неуважение к тем, кто тебя ждет.

Некрасиво

слишком громких разговоров.

  1. Традиционные украинские блюда.

Культура приготовления и приема пищи составляет неотъемлемую часть культуры человека. По тому, как и что человек есть, можно многое сказать о нем самом, его семье. Даже о его стране.

Украинской системе питания свойственны интересные обычаи, связанные с приготовлением блюд. Среди них: употребление в пищу большого количества зерновых и овощных культур, а также фруктов, ягод, грибов.

Среди способов обработки продуктов для приготовления блюд преобладали 2 способа: украинцы варили и тушили (в меньшей мере жарили). При заготовке на зиму продукты сушили, солили.

  • Назовите традиционные украинские блюда (хлеб, борщ, вареники, галушки, голубцы, деруны, капустняк, тыквенная каша, коржики с маком, узвар и др.)

  1. Приготовление оздоровительного чая из лекарственных растений.

Издавна в Украине вместо чая пили травяные отвары зверобоя, мяты, шиповника, листьев малины, земляники, смородины, липового цвета и др.

Рецепт приготовления чая из шиповника и смородины.

Состав: по 5 частей плодов шиповника и смородины.

Способ приготовления: сушеные плоды шиповника измельчить, залить холодной водой, довести до кипения и кипятить 3-5 минут.

В большой чайник положить сушеные листья смородины и заварить их отваром шиповника.

Дать чаю настояться в течение 10-15 минут.

Вывод: 

Травяной чай – это витаминное средство. Он незаменим при простуде, болях в сердце, переутомлении.

  1. Итоги урока

  • Вспомните названия основных питательных веществ.
  • Назовите продукты, в которых содержаться питательные вещества.

  • Какие основные правила питания?

Эти правила питанья

Нужно помнить, соблюдать,

Чтоб здоровым взрослым стать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Здоровое питание - здоровые зубы"

О правильном питании и сохранении здоровья зубов...

Конспект урока "наше питание"

План-конспект урока...

Конспект занятия "Здоровое питание"

Конспект о здоровом питании...

Методическая разработка. Конспект занятия "Правильное питание - залог здоровья"

Цель:формирование у воспитанников  представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья....

Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему «Органы питания. Здоровое питание»

Конспект занятия по внеурочной деятельностина тему «Органы питания. Здоровое питание»...

Конспект классного часа "Питание и здоровье"

Классный час "Питание и здоровье"знакомит с полезными продуктами, учит делать выбор, чем и как питаться, учит применять те или иные продукты для профилактики заболеваний....

конспект урока Продукты питания человека.

конспект урока "Продукты питания человека"...