Урок окружающего мира "Горы-поднятия земной поверхности"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок "открытие нового знания" во 2 классе ("Школа 2100"), соответствует требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir._gory.docx | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир, 2 класс «Школа 2100».
Тема: Горы-поднятия земной поверхности.
Цель: познакомить обучающихся с особенностями и природой гор, объяснить причины их возникновения и разрушения, научить находить горы на карте.
Планируемые результаты:
1. Общепредметные:
Минимум - должны знать характерные особенности гор и уметь их определять на карте.
Максимум - объяснять смысл понятий «горы», «землетрясения», «вулканы», «выветривание», знать названия гор, расположенных на материке Евразия.
2. Метапредметные:
А) регулятивные – контролировать и оценивать свою деятельность по ходу выполнения задания, определять тему и цели урока, планировать свою деятельность;
Б) познавательные – работать с разными видами информации и ориентироваться в ней, выполнять действия по образцу, задавать вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
В) коммуникативные – работать в паре, группе, выслушивать разные точки зрения и принимать коллективное решение;
Г) личностные – осознание необходимости учения, умение работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха и неуспеха в учебной деятельности, умение выражать своё мнение.
Оборудование: учебник А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А. С. Раутиан «Окружающий мир», 2 класс, 1 часть, интерактивная доска, ноутбук, документ-камера, физическая карта материка Евразия, словарь Ожегова, кусочки ткани и листы бумаги для моделирования способов образования гор, карточки с индивидуальным заданием, карточки для групповой работы, карточки с изображением горы для самооценивания, карточки с изображением снежного барса, таблицы для индивидуальной работы детей, оборудование для опыта (спиртовка, спички, камень, емкость с водой, пинцет).
Ход урока:
I. Организованное начало урока.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира буду вести я, Светлана Минивалиевна. СЛАЙД 1
- Внимательно послушайте, если вы согласны с моим утверждением, хлопните в ладоши 1 раз, если думаете иначе, то хлопать не надо. Давайте попробуем.
«Я пришёл сегодня в школу с хорошим настроением».
«У меня в классе много друзей».
«Я люблю наблюдать и узнавать что-то новое».
«Я люблю читать».
«Я готов помогать товарищам в трудную минуту».
«Мне нравится путешествовать».
- Я благодарна вам за эти минуты откровения. Оказывается у нас с вами много общего: я тоже люблю узнавать что-то новое, помогаю людям и тоже люблю путешествовать.
- А можно ли путешествовать, не выходя из дома?
-Сегодня мы с вами совершим путешествие по нашей Земле, не выходя из класса. Для этого нам понадобятся определённые знания. Многое вы уже знаете, а что-то новое, возможно, узнаете сегодня.
II. Актуализация опорных знаний.
-С какой темой вы познакомились на прошлом уроке окружающего мира? (Равнины). СЛАЙД 2
-Давайте «освежим» наши знания по данной теме.
а) -Два ученика будут работать у доски. Кто желает? Подчеркните предметы и явления, встречающиеся только на равнинах. (Поле, вулкан, вершина, река с медленным течением, снежная лавина, болото, скалы).
СЛАЙД 3, интерактивная панель.
б) -Остальные ребята взяли таблицу. Вам нужно выбрать правильные ответы и обвести кружком. (Карточки на столах).
(Даю время, пройдусь между рядами и проверяю).
-Давайте проверим вашу работу. Все ли слова подчёркнуты?(обращаюсь к классу)
1 вариант – Молодцы! Думаю можно поставить пятёрки!
2 вариант – Каких слов не хватает (лишние)? Вам следует еще поработать по данной теме, оценки поставим позже, в зависимости от того, как вы будете работать дальше на уроке.
-Сейчас проверим заполнение таблиц. (Вывожу СЛАЙД 4).Кто покажет основные равнины материка Евразии?
-У кого совпали все ответы, ставит на карточке восклицательный знак, у кого были затруднения - вопросительный знак.
-Кто поставил восклицательный знак? Молодцы!
III. Определение темы и цели, задач урока.
1)-Думаю, с таким багажом знаний не страшно отправляться в наше путешествие.
- А вот для того, чтобы узнать, куда мы с вами отправимся, я предлагаю послушать замечательные строки (звучит музыка): СЛАЙД 5
«То, о чём я хочу рассказать, для меня лучшее, что создала природа. Кто хоть раз побывал там, поймёт, какая красота скрывается за этим великолепием. Эти огромные возвышенности могут быть зелёными и уютными, белыми и холодными, манящими и пугающими. Но это и влечёт людей! Дух захватывает, когда ты поднимаешься высоко-высоко! Смотришь сверху вниз и весь мир у твоих ног! Стоит только раз побывать там, ты оставишь навсегда частичку своего сердца!»
-Догадались? Верно, мы отправляемся в горы. Кто был в горах? Понравились горы? СЛАЙД 6
2) -Что вы уже знаете о горах?
-Какова цель нашего урока? (Получить новые знания о горах). СЛАЙД 7
-Чтобы хотели узнать?
-Как много вопросов у вас возникло! Но, к сожалению, одного урока нам не хватит, чтобы ответить на все возникшие вопросы, поэтому давайте остановимся на некоторых из них. СЛАЙД 8
План:
1. Что такое «горы»?
2. Как рождаются горы?
3. Какие явления природы сопровождают образование гор?
4. Почему горы разрушаются?
5. Какие горы существуют на земле?
3) Я предлагаю сыграть в игру «Верю-не верю»
-Если верите тому, что я сказала, поднимаем руки вверх, если не верите - то показываем так (показ движения).
А) Горы рождаются и умирают.
Б) Горы есть даже в Антарктиде.
В) Верите ли вы, что «сейсмолог» - профессия, связанная с изучением гор?
Г) Верите ли вы, что в нашей Республике есть горы?
-Я думаю, на нашем уроке вы сможете найти точные ответы на все поставленные вопросы.
IV. Открытие новых знаний.
1)-Продолжите предложение «Горы - это…». Где мы можем проверить наши ответы? (В книге, словарике). Откройте учебники настр.137, найдите в вашем словаре определение. Кто уже нашел? Зачитай.
-Чтобы запомнить определение, давайте прочитаем его ещё раз хором.
2) А) - Теперь вы представляете, как выглядят горы. А сейчас попробуйте образовать их с помощью ткани или двух листов бумаги, которые лежат на ваших партах. Работаем сообща, в паре.
Б) - Молодцы! Вы работали, как настоящие исследователи. А сейчас разберем подробнее эти способы.
1 способ с тканью. (Пара выходит, показывает через документ - камеру).
-Действительно существует такой способ, предлагаю посмотреть отрывок из фильма. СЛАЙД 9
-Ткань изображает земную поверхность, под действие подземных сил она поднимается и образуются горы!
-Рассмотрим 2 способ с листами бумаги. (Выходит 2 пара, показывает).
-Чтобы понять этот способ, обратимся к нашим верным помощникам-учебникам. Находим стр.116, 1 абзац под рисунком. Читаем вслух (3человека). ). СЛАЙД 10
-Два листа бумаги –это 2 больших участка земной поверхности, которые сталкиваясь друг с другом порождают горы!
- Подробнее об образовании гор вы будете проходить в старших классах на уроках географии.
3)-Читаем дальше. СЛАЙД 11
-Какие природные явления сопровождают рождение гор? Вы только что о них прочитали? (землетрясения и извержения вулканов).
4) -Перелистните страницу. На стр.119 дана репродукция картины Карла Павловича Брюллова. Как она называется? Почему именно «последний» день? Что произошло? СЛАЙД 12
-Действительно, это извержение вулкана Везувия (показ на карте), которое произошло почти 2000 лет назад, весь город был засыпан пеплом и камнями.
- Удалось ли художнику изобразить весь ужас бедствия? (С помощью выражений лиц, цвета).
-Существуют ли в наше время действующие вулканы?
-Да, есть. На нашем материке самыми крупными являются: вулкан Этна и Ключевская Сопка. Последние извержения были зафиксированы в 2015 году, буквально месяц назад. СЛАЙД 13
-Можно ли предсказать извержения вулканов?
- Есть учёные, которые занимаются изучением и предсказыванием землетрясений и извержений вулканов. (Вывожу слайд, дети читают «про себя»)
-Чем занимаются «сейсмологи»? А «вулканологи»? СЛАЙД 14
Физкультминутка (подвижная)
3). –Вернёмся к плану нашего урока. На сколько вопросов ответили? Какой следующий пункт? СЛАЙД 15
-Для того чтобы узнать, отчего разрушаются горы, проведём опыт.
-Если эту процедуру повторить несколько раз, то камень разрушится.
Вывод: Какие силы воздействовали на наш камень? (Тепло, холод).
Что произошло с камнем? (Разрушился).
-А какие ещё природные силы разрушают горы? (Дети предполагают, затем вывожу слайд: жара, мороз, вода, ветер). СЛАЙД 16
-Как называется процесс разрушения гор под воздействием природных сил? (Выветривание). СЛАЙД 17, слайд 18
4) –Чтобы ответить на последний вопрос нашего плана, СЛАЙД 19
предлагаю объединиться в группы.
-Но сначала вспомним правила работы в группе (кратко). СЛАЙД 20
( Затем вывожу слайд с заданиями для групп). СЛАЙД 21
1 группа – Найти и показать на карте Евразии, перечисленные на карточке, горы. Точно такая же карта есть у вас в учебнике на стр.130 (Альпы, Кавказ, Гималаи, Тянь-Шань, Алтай, Уральские горы).
(1 выходит к доске ,показывает и называет горы на карте).
-Каким цветом обозначены горы на карте?
-А какие из них самые высокие? Как догадались?
-Оцените работу группы, поставив цветной магнит на нужную ступеньку.
-Дружно ли вы работали? Справились ли с заданием?
2 группа – Помните игру «Верю-не верю», в которой говорилось про горы в Антарктиде? Прочитайте текст и дайте ответ на наш вопрос.
«Горы Антарктиды – гигантские пласты льда, достигающие в высоту до 4 тысяч метров. На Земле Королевы Мод советскими исследователями были открыты десятки гор, позднее названных Русскими. А на земле Элсуэрта находится самая высокая гора Антарктиды - гора Винсон 5 140 м. Надо льдами возвышается единственный действующий вулкан Антарктиды Эребус (3794 м)». СЛАЙД 22
- Кто будет отвечать? Есть ли горы в Антарктиде? Какая самая высокая гора?
-Ребята, каким цветом они обозначены? Почему?
-Оцените работу своей группы. Объясните свою оценку.
3 группа - Вам нужно узнать, что такое шиханы? Есть ли они на территории Республики Башкортостан?
«На Урале шиханами называют скалистые вершины гор. Состоят из четырёх гор-одиночек: Торатау, Шахтау, Юрактау и Куштау, образующих узкую цепочку, вытянутую вдоль реки Белой на 20 км. Они расположены вблизи городов Стерлитамака, Ишимбая и Салавата».
-Итак, что такое шиханы? Есть ли они у нас в Республике? СЛАЙД 23
-Почему здесь только 3 шихана?
-В настоящее время один из названных шиханов почти полностью разрушен – Шахтау. Виной тому стерлитамакское предприятие «Сода». СЛАЙД 24
Вывод: Горы разрушаются не только под воздействием природных сил, люди тоже могут их разрушать.
4 группа – На карточке написаны предложения, допишите пропущенные слова .
(«Под воздействием подземных сил возникают крупные возвышения земной поверхности __________. Горные системы на карте обозначены ______________цветом. Самая высокая гора на материке Евразия ___________________________ .)
-Какие вы молодцы! Смогли сравнить такие большие числа!
-Прочитайте свои предложения. Сверьте свои ответы с образцом (для проверки вывожу слайд). СЛАЙД 25
-Оцените работу своей группы.
-Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали в группах.
V. Закрепление полученных знаний.
-Помните, в начале урока мы заполняли таблицу по теме «Равнины», сейчас предстоит заполните похожую таблицу, только про горы. (Дети отвечают, появляются ответы). СЛАЙД 26
Что такое «горы»? | |
Каким цветом на карте обозначаются горы? | |
Назовите горы материка Евразия. |
VI. Итог урока. Рефлексия.
- На все ли поставленные вопросы мы нашли ответы? (СЛАЙД 27 с планом).
-А помните игру «Верю-не верю», вы мне тогда дали разные ответы. А теперь-то вы мне верите? Замечательно.
-Где пригодятся полученные знания?
-Кто из ребят больше всего помог в открытии знаний? (Ставим оценки).
- Оцените свою работу на уроке, д ля этого нарисуйте флажок на карточке с изображением горы.
-Взгляните на свою гору знаний. Кому удалось подняться на вершину?
-Молодцы! А вы знаете, что покорителям вершин вручается значок «Покоритель высочайших гор» или по-другому «Снежный барс»
(СЛАЙД 28 со значком) . Сегодня я всем на память хочу подарить фигурки обитателя гор - снежного барса. ( Показываю и даю учителю)
-Ну, а домашнее задание, записано на доске : стр.37№6, рабочая тетрадь.
-Спасибо за урок! СЛАЙД 29
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Формы земной поверхности" 2 класс УМК "Школа России"
Предоставляю конспект урока, презентацию к уроку и соответствующие приложения к уроку....
Урок окружающего мира "Формы земной поверхности"
Урок окружающего мира по теме "Формы земной поверхности". 2 класс. УМК "Школа России". Урок открытия новых знаний. На уроке ребята знакомятся с основными формами земной поверхности...
Урок окружающего мира «Формы земной поверхности», УМК «Школа России».
Открывая новые знания, дети совершают виртуальное путешествие, учатся различать формы земной поверхности; замечать и ценить красоту природы. Применяя современные методы и формы работы на уроке, ребята...
Конспект урока окружающего мира «Формы земной поверхности» (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся о формах земной поверхности.Планируемые результаты:Предметные:знать, какие формы земной поверхности бывают;уметь сравнивать формы земно...
Конспект урока окружающего мира "Формы земной поверхности" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование знаний об основных формах земной поверхности и понятиях «равнина», «гора», «овраг», «холм»; формирование знаний ...
Конспект урока окружающего мира "Формы земной поверхности" (2 класс) УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления у учащихся о формах земной поверхности.Планируемые результаты:Предметные: знать, какие формы земной поверхности бывают;уметь сравнивать формы земн...
Презентация к уроку окружающего мира "Формы земной поверхности". 2 класс
Материал презентации будет полезен учителю начальных классов....