Урок окружающего мира "Формы земной поверхности"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Урок окружающего мира по теме "Формы земной поверхности". 2 класс. УМК "Школа России". Урок открытия новых знаний. На уроке ребята знакомятся с основными формами земной поверхности: равниной и горами, учатся их отличать друг от друга; сравнивают гору и холм, выявляют особенности их строения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок окружающего мира по теме "Формы земной поверхности". 2 класс | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир 2 класс
Тема урока: Формы земной поверхности.
Цели урока: Сформировать представление об основных формах земной поверхности: горах и равнинах, видах равнин. Познакомить со строением холма и горы.
Ход урока
1.Организационный момент
Стали ровно, настроились на работу. Садитесь. Ручки положили правильно, спинка ровная.
2. Наблюдение за погодой
-Урок окружающего мира начнём, как обычно, с наблюдения за погодой. Охарактеризуйте погоду сегодня. (Облачность, температура воздуха, осадки, ветер)
3. Рефлексия
-Погода за окном всегда влияет на наше настроение. А с каким настроением вы сегодня пришли на урок? Если у вас на душе радостно, хорошо, спокойно, значит у вас ясное настроение. Если кто-то с утра грустит, печален – значит у вас пасмурное настроение. Давайте, определим погоду в нашем классе. Поднимите руки те, у кого пасмурное настроение. Теперь те, у кого ясное настроение. Ну что ж, я вижу погода у нас в классе хорошая. Я думаю, что хорошее настроение поможет нам сегодня на уроке. Продолжим его проверкой домашнего задания.
4. Проверка домашнего задания
Беседа
Она и летом и зимой –
Между небом и землёй.
Хоть всю жизнь ты к ней иди –
Она всё будет впереди. (линия горизонта)
-Скажите, что такое горизонт и линия горизонта?
-Назовите основные и промежуточные стороны горизонта.
Качается стрелка туда и сюда,
Укажет нам север и юг без труда.
-Для чего служит компас? Назовите и покажите, из каких частей он состоит. Кому нужен компас? (Геологам, военным, туристам) А нам он может пригодиться? Когда? Расскажите, как пользоваться компасом.
Давайте отправимся на прогулку в лес. Что мы должны сделать, прежде чем войти в лес и почему? Если мы идём на север, то назад возвращаемся …, если идём на запад, то возвращаемся …., если идём на юго-восток, то возвращаемся… Определим стороны горизонта с помощью компаса.
Практическая работа с компасом
-Итак, мы в лесу. Лес всегда нас встречает с радостью пёстрым ковром цветов, россыпью ягод на полянке, пением птиц и шелестом листвы. Какие правила поведения нужно соблюдать в лесу, чтобы не разрушить эту красоту? (Не шуметь, не брать в руки яйца из гнезда, детёнышей зверей, не мешать насекомым)
На полянке можно встретить такие ягоды. Как они называются? Все ли из них являются съедобными?
А что это за грибы?
Что ж нам пора спешить домой. В каком направлении нам нужно возвращаться? Если в кармане компас, выбрать нужное направление очень легко. Но не всегда и не у всех он оказывается под рукой. Тогда можно воспользоваться местными природными признаками.
(Определение сторон горизонта по мху на деревьях и камнях, по коре берёзы, по муравейнику) Какие ещё признаки вы знаете? Всегда ли природные признаки бывают точными, что нужно делать?
Письменная работа
Начертите маршрут для путешественника. 1час пути – 1 клетка в нужном направлении.
Путешественник вышел из точки А и 2 часа шел на север, затем 2 часа – на запад, 2 часа – на север и 2 часа – на восток. Затем он сделал привал и отправился дальше: 1 час шел на север, 1 час – на восток, 2 часа – на юг и 3 часа – восток. Здесь он переночевал. Утром он отправился дальше:1 час шел на север, 1 час на восток, 4 часа на юг и 2 часа на запад. Путешественник устал и сделал привал. Затем он отправился дальше: 2 часа шёл на север, 1 час – на запад, 2 часа – на юг, 2 часа на запад… И вернулся домой.
Проверка
Покажите, пожалуйста, ваши листочки. У всех путешественник вернулся домой.
ОЦЕНКИ.
Физминутка
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали!
4. Изучение нового материала
1.Путешествуя по планете, люди оказываются в самых различных уголках нашего земного шара. Посмотрите, как красива природа Земли. Глядя на эти фотографии, может быть кто-то уже догадался, что мы будем изучать сегодня на уроке?
(Одинакова ли земная поверхность на этих фотографиях? Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке?) Тема нашего урока: формы земной поверхности.
2.Чем отличается земная поверхность на этих слайдах? (Слева мы видим горы, а справа – ровную поверхность.) Таким образом, горы и равнины – это основные формы земной поверхности.
Носит бабка снежную шапку.
Каменные бока закутаны в облака. (Гора)
- А как бы вы объяснили, что такое гора?
3. Горы – это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.
Одиночную гору встретишь редко, чаще всего горы располагаются горными хребтами.
4. Равнины – это ровные или почти ровные участки земной поверхности.
Сравните эти равнины между собой, чем они отличаются? Как бы вы их назвали?
Равнины бывают плоские и холмистые. Плоские равнины имеют очень ровную поверхность, а на холмистой равнине есть возвышения.
5. Эти возвышения называются холмами. Но на равнинах бывают не только возвышенности, но и углубления с крутыми склонами. Это овраги.
Таким образом, существуют 2 основные формы земной поверхности: горы и равнины, равнины бывают плоскими и холмистыми.
Заполните схему на вашем листе.
6. Определите форму земной поверхности. Когда возникали сложности? Что было трудно отличить друг от друга?
5. Работа со схемой в учебнике
Давайте рассмотрим схемы горы и холма в учебнике на с.77. Найдем сходство и различие.
Что общего? 1. Это возвышенности. 2. Холм и гора имеют одинаковые части. Прочитаем, как они называются.
-Итак, подошва или подножие – это место, где начинается холм или гора. Вершина – это самая высокая точка горы или холма. Между вершиной и подошвой расположен склон. Склоны бывают крутые и пологие.
Отличие: 1. Горы выше, чем холмы. Холмы имеют высоту до 200 метров, а горы - более 200 метров. 2. Холмы всегда покрыты растительностью, а в горах есть выходы скальных пород, на которых ничего не растёт.
Итак, как называются части холма?
6. Рассказ учителя
Высота гор бывает разной. Одни возвышаются на несколько сотен метров, а другие устремляются ввысь на несколько километров.
Уральские горы протянулись с севера на юг через всю страну. Слово «Урал» в переводе с татарского означает «каменный пояс». На Урале много бурных рек и ручьёв, которые берут своё начало в горных ледниках. В горах Урала очень много озёр, богатых рыбой. На Урале добывают много различных полезных ископаемых, среди них нефть, природный газ, уголь и другие. А знаменит Урал своими самоцветами: яшмой, аметистом, хризолитом, изумрудом. Именно об уральских мастерах писал П.П.Бажов в своих сказах «Хозяйка Медной горы», «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка». Уральские горы невысокие, частично уже разрушились.
Кавказские горы самые высокие в России. На Кавказе находится самая высокая горная вершина России – гора Эльбрус. Её высота 5642 метра. Эльбрус это потухший вулкан. Он имеет две вершины Западную и Восточную. Западная вершина достигает в высоту 5642 м, Восточная — 5621 м. Они отстоят друг от друга примерно на 3 км.
Пожалуй, в мире нет другой вершины, у которой было бы столько имён, сколько у Эльбруса. Её называют «блестящая гора», «гора ветра», «гора вечного льда».
Впервые восхождение на Эльбрус было совершено в 1829 году, более 180 лет назад. Но и до сих пор люди со всего мира приезжают на Кавказ, чтобы подняться на Эльбрус и увидеть его красоту
Красота гор
Издали все горы синие. Манящая даль синих хребтов, невесомо плывущих в небе.
Идёшь, идёшь, а синие горы не приближаются, а как бы поднимаются ввысь. И нет уже сил, а они всё такие же недосягаемые.
Но вот наконец подножие; горы закрыли небо и нависли над головой. И видно теперь: не синие они, а зелёные, бурые, рыжие.
Земля, вставшая на дыбы! Облака и птица в горах пролетают глубоко под ногами, а реки, бывает, шумят высоко над головой.
Можно пройти под радугу, как под арку. Можно наяву парить в облаках.
А вдали – снова горы. Снова хребет за хребтом, всё дальше, всё выше. Всё невесомей и всё заманчивей.
7. Итог урока
Вот мы, не выходя из кабинета, побывали в горах, увидели их красоту. Урок подходит к концу. Скажите, что нового вы узнали на уроке?
-Назовите основные формы земной поверхности.
-Какие бывают равнины
-Какая поверхность в нашем крае?
-Назовите части горы и холма.
-Какая гора является самой высокой в России?
С каким настроением вы заканчиваете урок?
У меня тоже хорошее настроение. Вы хорошо поработали. Спасибо за урок!
8. Домашнее задание
С. 76-79
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по окружающему миру "Земная поверхность"1 класс
Данная презентация соотвтетствует содержанию урока окружающего мира по системе Л.В.Занкова....
Урок окружающего мира 2 класс УМК "Школа России" "Формы земной поверхности"
Комбинированный урок с использованием ИКТ Цели урока.: - формировать у учащихся представление о равнинной и гористой поверхности Земли, дать понятия «холм», «овраг», «гора...
Урок окружающего мира.Программа и УМК: «Школа России», УМК « Окружающий мир.2 класс» А. А. Плешаков.Тема: Формы земной поверхности.
Урок с использованием ТРКМ....
Урок окружающего мира.Программа и УМК: «Школа России», УМК « Окружающий мир.2 класс» А. А. Плешаков.Тема: Формы земной поверхности.
Урок с использованием ТРКМ....
Урок окружающего мира.Программа и УМК: «Школа России», УМК « Окружающий мир.2 класс» А. А. Плешаков.Тема: Формы земной поверхности.
Урок с использованием ТРКМ....
технологическая карта урока по окружающему миру " Земная поверхность"1 класс
технологическая карта урока по теме "Земная поверхность" УМК Система развивающего обучения Л.В. Занкова, 1 класс...
Технологическая карта урока изобразительного искусства. «Земная поверхность» (Осенний пейзаж. Пуантилизм.) 3 класс.
Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о понятии «Пуантилизм» Задачи урокаДидактические:1. Познакомить обучающихся с понят...