Урок окружающего мира "Формы земной поверхности"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Танкова Светлана Михайловна

Урок окружающего мира по теме "Формы земной поверхности". 2 класс. УМК "Школа России". Урок открытия новых знаний. На уроке ребята знакомятся с основными формами земной поверхности: равниной и горами, учатся их отличать друг от друга; сравнивают гору и холм, выявляют особенности их строения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир  2 класс

Тема урока: Формы земной поверхности.

Цели урока: Сформировать представление об основных формах земной поверхности: горах и равнинах, видах равнин. Познакомить со строением холма и горы.

Ход урока

1.Организационный момент

Стали ровно, настроились на работу. Садитесь. Ручки положили правильно, спинка ровная.

2. Наблюдение за погодой

-Урок окружающего мира начнём, как обычно, с наблюдения за погодой. Охарактеризуйте погоду сегодня. (Облачность, температура воздуха, осадки, ветер)

3. Рефлексия

-Погода за окном всегда влияет на наше настроение. А с каким настроением вы сегодня пришли на урок? Если у вас на душе радостно, хорошо, спокойно, значит у вас ясное настроение. Если кто-то с утра грустит,  печален – значит у вас пасмурное настроение. Давайте, определим погоду в нашем классе. Поднимите руки те, у кого пасмурное настроение. Теперь те, у кого ясное настроение. Ну что ж, я вижу погода у нас в классе хорошая. Я думаю, что хорошее настроение поможет нам сегодня на уроке. Продолжим его проверкой домашнего задания.

4. Проверка домашнего задания

Беседа

Она и летом и зимой –

        Между небом и землёй.

        Хоть всю жизнь ты к ней иди –

        Она всё будет впереди.        (линия горизонта)        

-Скажите, что такое горизонт и линия горизонта?

-Назовите основные и промежуточные стороны горизонта.

        Качается стрелка туда и сюда,

        Укажет нам север и юг без труда.

-Для чего служит компас? Назовите и покажите, из каких частей он состоит. Кому нужен компас? (Геологам, военным, туристам) А нам он может пригодиться? Когда? Расскажите, как пользоваться компасом.  

        Давайте отправимся на прогулку в лес. Что мы должны сделать, прежде чем войти в лес и почему? Если мы идём на север, то назад возвращаемся …, если идём на запад, то возвращаемся …., если идём на юго-восток, то возвращаемся… Определим стороны горизонта с помощью компаса.

Практическая работа с компасом

        -Итак, мы в лесу. Лес всегда нас встречает с радостью пёстрым ковром цветов, россыпью ягод на полянке, пением птиц и шелестом листвы. Какие правила поведения нужно соблюдать в лесу, чтобы не разрушить эту красоту? (Не шуметь, не брать в руки яйца из гнезда, детёнышей зверей, не мешать насекомым)  

На полянке можно встретить такие ягоды. Как они называются? Все ли из них являются съедобными?

А что это за  грибы?

Что ж нам пора спешить домой. В каком направлении нам нужно возвращаться? Если в кармане компас, выбрать нужное направление очень легко. Но не всегда и не у всех он оказывается под рукой. Тогда можно воспользоваться местными природными признаками.

(Определение сторон горизонта по мху на деревьях и камнях, по коре берёзы, по муравейнику) Какие ещё признаки вы знаете? Всегда ли природные признаки бывают точными, что нужно делать?

Письменная работа

        Начертите маршрут для путешественника. 1час пути – 1 клетка в нужном направлении.

Путешественник вышел из точки А и 2 часа шел на север, затем 2 часа – на запад, 2 часа – на север и 2 часа – на восток. Затем он сделал привал и отправился дальше: 1 час шел на север, 1 час – на восток, 2 часа – на юг и 3 часа – восток. Здесь он переночевал. Утром он отправился дальше:1 час шел на север, 1 час на восток, 4 часа на юг и 2 часа на запад. Путешественник устал и сделал привал. Затем он отправился дальше: 2 часа шёл на север, 1 час – на запад, 2 часа – на юг, 2 часа на запад… И вернулся домой.

Проверка

 Покажите, пожалуйста, ваши листочки. У всех путешественник вернулся домой.

ОЦЕНКИ.

 Физминутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли,

 И немножечко устали!

4. Изучение нового материала

1.Путешествуя по планете, люди оказываются в самых различных уголках нашего земного шара. Посмотрите, как красива природа Земли. Глядя на эти фотографии, может быть кто-то уже догадался, что мы будем изучать сегодня на уроке?

        (Одинакова ли земная поверхность  на этих фотографиях? Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке?) Тема нашего урока: формы земной поверхности. 

2.Чем отличается земная поверхность на этих слайдах? (Слева мы видим горы, а справа – ровную поверхность.) Таким образом, горы и равнины – это основные формы земной поверхности.

        Носит бабка снежную шапку.

        Каменные бока закутаны в облака.  (Гора)

        - А как бы вы объяснили, что такое гора?

3. Горы – это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.

Одиночную гору встретишь редко, чаще всего горы располагаются горными хребтами.

4. Равнины – это ровные или почти ровные участки земной поверхности.

Сравните эти равнины между собой, чем они отличаются? Как бы вы их назвали?

Равнины бывают плоские и холмистые. Плоские равнины имеют  очень ровную поверхность, а на холмистой равнине есть возвышения.

5. Эти возвышения называются холмами. Но на равнинах бывают не только возвышенности, но и углубления с крутыми склонами. Это овраги.

Таким образом, существуют 2 основные формы земной поверхности: горы и равнины, равнины бывают плоскими и холмистыми.

Заполните схему на вашем листе.

6. Определите форму земной поверхности. Когда возникали сложности? Что было трудно отличить друг от друга?

5. Работа со схемой в учебнике

Давайте рассмотрим схемы горы и холма в учебнике на с.77. Найдем сходство и различие.

Что общего? 1. Это возвышенности. 2. Холм и гора имеют одинаковые части. Прочитаем, как они называются.

        -Итак, подошва или подножие – это место, где начинается холм или гора. Вершина – это самая высокая точка горы или холма. Между вершиной и подошвой расположен склон. Склоны бывают крутые и пологие.

Отличие: 1. Горы выше, чем холмы. Холмы имеют высоту до 200 метров, а горы - более 200 метров. 2. Холмы всегда покрыты растительностью, а в горах есть выходы скальных пород, на которых ничего не растёт.

Итак, как называются части холма?

6. Рассказ учителя

Высота гор бывает разной. Одни возвышаются на несколько сотен метров, а другие устремляются ввысь на несколько километров.

Уральские горы протянулись с севера на юг через всю страну. Слово  «Урал» в переводе с татарского означает «каменный пояс». На Урале много бурных рек и ручьёв, которые берут своё начало в горных ледниках. В горах Урала очень много озёр, богатых рыбой. На Урале добывают много различных полезных ископаемых, среди них нефть, природный газ, уголь и другие. А знаменит Урал своими самоцветами: яшмой, аметистом, хризолитом, изумрудом. Именно об уральских мастерах писал П.П.Бажов в своих сказах «Хозяйка Медной горы», «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка». Уральские горы невысокие, частично уже разрушились.

Кавказские горы самые высокие в России. На Кавказе находится самая высокая горная вершина России – гора Эльбрус. Её высота 5642 метра. Эльбрус это потухший вулкан.  Он имеет две вершины Западную и Восточную. Западная вершина достигает в высоту 5642 м, Восточная — 5621 м. Они отстоят друг от друга примерно на 3 км.

Пожалуй, в мире нет другой вершины, у которой было бы столько имён, сколько у Эльбруса. Её называют «блестящая гора», «гора ветра», «гора вечного льда».

Впервые восхождение на Эльбрус было совершено в 1829 году, более 180 лет назад. Но и до сих пор люди со всего мира приезжают на Кавказ, чтобы подняться на Эльбрус и увидеть его красоту

Красота гор

Издали все горы синие. Манящая даль синих хребтов, невесомо плывущих в небе.

        Идёшь, идёшь, а синие горы не приближаются, а как бы поднимаются ввысь. И нет уже сил, а они всё такие же недосягаемые.

        Но вот наконец подножие; горы закрыли небо и нависли над головой. И видно теперь: не синие они, а зелёные, бурые, рыжие.

        Земля, вставшая на дыбы! Облака и птица в горах пролетают глубоко под ногами, а реки, бывает, шумят высоко над головой.

        Можно пройти под радугу, как под арку. Можно наяву парить в облаках.

        А вдали – снова горы. Снова хребет за хребтом, всё дальше, всё выше. Всё невесомей и всё заманчивей.

7. Итог урока

Вот мы, не выходя из кабинета, побывали в горах, увидели их красоту. Урок подходит к концу. Скажите, что нового вы узнали на уроке?

-Назовите основные формы земной поверхности.

-Какие бывают равнины        

-Какая поверхность в нашем крае?

-Назовите части горы и холма.

-Какая гора является самой высокой в России?

С каким настроением вы заканчиваете урок?

У меня тоже хорошее настроение. Вы хорошо поработали. Спасибо за урок!

8. Домашнее задание

С. 76-79

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по окружающему миру "Земная поверхность"1 класс

Данная презентация соотвтетствует содержанию урока окружающего мира  по системе Л.В.Занкова....

Урок окружающего мира 2 класс УМК "Школа России" "Формы земной поверхности"

Комбинированный урок с использованием  ИКТ  Цели урока.: - формировать у учащихся представление о равнинной и гористой поверхности Земли,  дать понятия «холм», «овраг», «гора...

технологическая карта урока по окружающему миру " Земная поверхность"1 класс

технологическая карта урока по теме "Земная поверхность"  УМК  Система развивающего обучения Л.В. Занкова, 1 класс...

Технологическая карта урока изобразительного искусства. «Земная поверхность» (Осенний пейзаж. Пуантилизм.) 3 класс.

Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о понятии «Пуантилизм» Задачи урокаДидактические:1. Познакомить обучающихся с понят...