"Экологическая безопасность"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» Тема урока: «Экологическая безопасность» Цели: Контроль ранее изученного материала по разделу «Наша безопасность» и формирование знаний по теме «Экологическая безопасность»; прививать навыки экологической культуры; показать значимость окружающей нас действительности; активизировать познавательную деятельность к происходящим событиям в окружающем обществе. Задачи урока: 1. Познавательные. Активизировать и обогатить субъективный опыт учащихся об окружающей среде, формируя новые понятия: «экологическая безопасность», «цепь загрязнений», «эколог». 2. Развивающие. На основе выявления индивидуальных особенностей учащихся развивать индивидуальные познавательные способности, творческую активность. 3. Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, к собственному здоровью и здоровью окружающих; Способствовать воспитанию коммуникативной направленности личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_bezopasnost.docx36.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по предмету  «Окружающий мир»

Тема урока: «Экологическая безопасность»

Цели:

Контроль ранее изученного материала по разделу «Наша безопасность» и формирование знаний по теме «Экологическая безопасность»;

прививать навыки экологической культуры;

показать значимость окружающей нас действительности;

активизировать познавательную деятельность к происходящим событиям в окружающем обществе.

Задачи урока:

 1. Познавательные.

Активизировать и обогатить субъективный опыт учащихся об окружающей среде, формируя новые понятия: «экологическая безопасность», «цепь загрязнений», «эколог».

2. Развивающие.

На основе выявления индивидуальных особенностей учащихся развивать индивидуальные познавательные способности, творческую активность.

3. Воспитательные.

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, к собственному здоровью и здоровью окружающих;

Способствовать воспитанию коммуникативной направленности личности.

 

Оборудование: карточки-термины, кроссворд, презентация к уроку, конверты с заданиями, памятки с правилами экологической безопасности, опыт,  учебник А.Плешаков «Мир вокруг нас» ч.2, тетрадь ч.2.

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Быстренько проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку “5”!

ΙΙ. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

– Сядьте удобно. Сегодня на уроке  понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

- Давайте сначала проверим знания, полученные на предыдущем уроке. О чем мы говорили на прошлом уроке? У вас на столах лежат тесты. Поработайте над ними.

Проверка домашнего задания. (2-3 слайд – 5 мин.)

Взаимопроверка (работа в парах). У меня получились такие ответы, а у вас? Карандашом ставят оценку.

Ответы на доске. СЛАЙД

- Ребята какой мы с вами изучаем раздел?( «Наша безопасность»)

- Какие виды  безопасности  мы с вами изучили? ( пожарная, ПДД, личная,…

- Посмотрите внимательно на ответы ваших тестов  и составьте из букв слово. Какое  слово получилось? (экология)

- Что такое экология?

-Ответить правильно на этот вопрос вам помогут  словари. Откройте их и найдите слово экология. Прочитайте,  что там написано.

 (Экология – это наука о доме, Земле. «В переводе с греческого «экос» – дом, «логос» – учение».

Экология – это наука о доме, которая изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и о том, как люди должны беречь и защищать свой дом – нашу планету Земля.) Итак, экология пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.  

-Какие специалисты следят за окружающей средой? (экологи)

- Как вы думаете о какой безопасности мы сегодня будем говорить?

–  Какая  же тема нашего урока? «Экологическая безопасность». (Слайд 4)

– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? Чему будем учиться?

(будем говорить о проблемах в природе, учиться бережному отношению к природе)

(Постараемся понять, что же это такое – экологическая безопасность. Познакомимся с

понятиями: «экологическая безопасность», «цепь загрязнений», «эколог».  Научимся бережно относиться к окружающей среде, рассмотрим правила экологической  безопасности.)

II. Работа по новой теме

-Давайте вспомним, без чего невозможна жизнь на Земле, для этого нам нужно отгадать задания кроссворда.

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\Мои рисунки\img2.gif

1. Звезда, благодаря которой существует жизнь на Земле.

2. Вещество, которое существует на нашей планете в трёх состояниях.

3. Плодородный слой Земли.

4. Смесь газов.

Ответы: 1. Солнце. 2. Вода. 3. Почва. 4. Воздух.

- Что же такое солнце, воздух, вода, почва? (окружающая среда)

- Чем загрязняется окружающая среда? (фабрики и заводы выбрасывают сточные воды в реку – загрязняется вода, вырубаются леса – грязнее воздух, выброс выхлопных газов, дым заводов – загрязняется воздух)

Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа…

Человек выбросил ведро мусора в компостную кучу. Прошел год, и мусор превратился в компост, который затем используют для подкормки растений.  Природа сама справляется с такими отходами.

Но заводы выбрасывают в атмосферу десятки тысяч тонн вредных  веществ: газы и пыль, вредные для всего живого. С этим природа уже не может справиться самостоятельно, и тогда проливаются кислотные дожди, убивающие все живое. Новая экологическая беда. Что же произойдет с нами и нашей планетой, если её загрязнять? ( Все погибнет, погибнет планета)

- Что такое экологическая безопасность?

– Это умение защищать и беречь свой дом Землю, а значит себя и своё здоровье. Каждому человеку необходимо соблюдать не только правила личной гигиены, но и ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ!

- Откройте учебник с. 30 , прочитайте. Что такое ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ?

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – это защита от вредного воздействия загрязняющей среды.

3) Составление схемы «Цепь загрязнения». Коллективная работа.

– Ребята, а теперь давайте вспомним, что является источником загрязнения окружающей среды и как загрязнённые вещества поступают в наш организм.

- Перед вами на доске карточки со словами.

– Я буду задавать вам вопросы, а вы должны найти карточку с ответом и разместить её на нужное место . Будьте внимательны,  не торопитесь.

– Что является источником загрязнения окружающей среды? (Источником загрязнения окружающей среды являются: фабрики, транспорт, дома).

– Разместите,  пожалуйста, карточки со словами  в  нижнем ряду.

– Куда попадают вредные вещества? (Вредные вещества попадают в воздух, воду, почву).

– Разместите,  пожалуйста, карточки со словами  в следующем ряду.

– Что образуют воздух, вода и почва вместе? (Всё это окружающая среда).

– Разместите, пожалуйста, карточки со словами в  среднем ряду.

– Куда попадают вредные вещества из окружающей среды? (Из воздуха, воды, почвы загрязнённые вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания, которые употребляет человек).

– Разместите, пожалуйста, карточки со словами в верхнем ряду.

– Ребята, обратите внимание: загрязняющие вещества «движутся» по цепочке. Её называют «ЦЕПЬ ЗАГРЯЗНЕНИЯ».

- Давайте попробуем составить «Цепь загрязнения»

Приведите примеры.

(Грязная река – рыба – человек – больница.)

(Автомобильные дороги - грибы и ягоды, собранные у дорог – человек – больница.)

(Огород возле завода – овощи – человек – больница.)

– Вы видите, самое страшное, что человек сам загрязняет окружающую среду и к нему же эти загрязняющие вещества и возвращаются.

– Надеюсь, что эта «цепь загрязнений»  заставить вас задуматься  о бережном отношении к природе.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА СЛАЙД

Электронная зарядка для глаз

V. Работа в подгруппах

-Мы узнали, что негативное воздействие на окружающую среду  человека делает его слабым и больным.

Сегодня, вам предлагаю поработать юными экологами. Для этого разделимся на 3 группы.

Первая подгруппа –Эковода.

Вторая подгруппа – Эковоздух.

Третья подгруппа – Экопитание.

Ребята, у вас на столах лежит конверт с  заданиями, возьмите их, пожалуйста. Вам необходимо

 выбрать правила экологической безопа,сности которые соответствуют вашей группе. Вам понадобится учебник страницы 31-33 Работая в группах, поступайте по товарищески, не забывайте  что, « один за всех, все за одного»!

1  – правила экологической безопасности о воде.

2 – правила экологической безопасности о воздухе.

3 – правила экологической безопасности о продуктах питания.

ПРОВЕРКА РАБОТЫ В ГРУППАХ

Подведем  итоги ваших исследований

Группа 1

Один человек объясняет, как рассуждали. Зачитывает правила экологической безопасности о воде.

Группа 2

Один человек объясняет, как рассуждали. Зачитывает правила экологической безопасности о воздухе.

Группа 3

Один человек объясняет, как рассуждали. Зачитывает правила экологической безопасности о продуктах питания.

Вывод: Работа в группах прошла успешно, все группы справились с  заданиями.

Практическая работа. Опыт. Каждая группа конструирует свой водяной фильтр. У вас на столах стоят ящички с необходимыми  материалами.

Описание процесса эксперимента по очистке воды

           В большой пластиковой бутылке с завинчивающейся пробкой сделай отверстие диаметром равным толщине соломки для коктейлей . Вставь соломку в дырочку так, чтобы снаружи осталось четыре см. Отрежь у бутылки донную часть и переверни горлышком вниз. На дно горловой части положи слой ваты, на него поочерёдно слой крупных и мелких камешков, затем слой крупного и мелкого песка. Всё это накрой вырезанным по диаметру кружком промокательной бумаги. Вылей на промокашку грязную воду, то есть воду, смешанную с грязью. Из соломки польётся совершенно чистая вода.

ПРОВЕРКА РАБОТЫ В ГРУППАХ

Подведем  итоги ваших исследований

Группа 1

Один человек объясняет, как они конструировали фильтр.

Группа 2

Один человек объясняет, как они конструировали фильтр.

Группа 3

Один человек объясняет, как они конструировали фильтр.

- Как вы думаете, такую воду можно пить? (Нет). Мы очистили воду только от механических загрязнителей, но в ней остались химические примеси и бактерии.

- Какие способы очистки воды вы знаете? (с помощью серебра, кипячения, заморозки).

Вывод: Если питьевая вода, которая течёт из вашего крана, имеет неприятный запах, вкус или цвет, её надо дополнительно очищать с помощью бытового фильтра или покупать чистую воду в бутылках. Чтобы обезопасить себя.  Виды фильтров, используемые дома. У кого они есть? Я рада что ваши родители заботятся о вашей безопасности, вашем здоровье.

Оценивание. Давайте оценим ваш труд.

Итог урока

– Наш урок подошел к концу. Вы сегодня получили очень важную  информацию.  Какую? Как защитить себя от воздействия загрязняющих веществ окружающей среды. Познакомились с новыми терминами и понятиями. Составили памятки безопасности.

Но закончить наш урок мне хотелось  такими словами, давайте их прочитаем вместе.

Домашнее задание (разноуровневое).

1.Придумайте и нарисуйте условные  знаки к правилам личной экологической безопасности.

2. Прочитайте текст в учебнике «Экологическая безопасность» (стр. 29 – 33);

    ответьте на вопросы раздела «Проверь себя»   (стр. 33).

Всем спасибо за работу. Урок окончен.

– Благодарю за работу на уроке и хочу дать некоторые рекомендации:

1. Читайте книги о природе (животных и растениях)

2. Собирайте информацию о растениях и животных, которые находятся под охраной.

3. Для определения незнакомых растений и животных пользуйтесь дополнительной литературой и атласом – определителем «От земли до неба»

4. Помните о правилах поведения на природе и всегда умейте доказать любому человеку, что нельзя уничтожать природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая безопасность Земли.

Урок по предмету "Окружающий мир", автор Плешаков А.А. по программе "Школа России" в 3 классе....

Экологическая безопасность - урок окружающего мира

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Экологическая безопасность" в 3 классе....

Экологическая безопасность.Конспект урока

Для урока по окружающему миру....

Интегрированный урок окружающего мира и информатики "Экологическая безопасность Земли"

Цель данного урока: воспитание бережного отношения к окружающейприроде. Урок проведён с использованием интерактивной доски....

Урок по окружающему миру в 3 классе "Экологическая безопасность"

Тема: Экологическая безопасность.Цели:          1. Познакомить  детей терминами  «экологическая безопасность», « цепь загрязнения», «эколог»; док...

Методический материал социально-экологической направленности Неделя экологической безопасности Досуговое мероприятие « Земля –наш общий дом»

Актуальность проекта:       Экологическое воспитание младших школьников остаётся на первом месте среди вопросов мирового масштаба. Для ее решения следует с...