Экологическая безопасность.Конспект урока
методическая разработка (окружающий мир, 3 класс) на тему

Для урока по окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon temaekologicheskaya_bezopasnost.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное общеобразовательное учреждение

Лицей №35 ОАО «Российские железные дороги».

               Урок «Мир вокруг нас».

   Тема: «Экологическая  

          безопасность».

                                                        Выполнила:

                                                        Надежда Павловна Туманова,

                                                        учитель начальных классов

                                                        Лицей №35 ОАО «РЖД».

                                                        Адрес:г.Ржев, ул.Московское

                                                        шоссе, д.5.

                                                        Личные данные:

                                                         172387 г.Ржев, Тверская область,

                                                         ул.Автодорожная, д.3, кв 2.

                                                         Телефон:8-903-808-47-59

       

                           Урок- исследование.

  Тема: «Экологическая безопасность».

Цели:

Образовательная: Ознакомление с понятием « экологическая безопасность», формирование представления о  понятиях                  « экологическая безопасность» и «цепь загрязнения».

Расширение круга знаний о защите организма от поступления загрязняющих веществ;

Воспитательная:Воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать правильное отношение к охране своего здоровья.

Показать, что оберегая природу, мы бережём и своё здоровье.

Развивающая: развивать речь, мышление, обогащать словарный запас.

Практическая: научить пользоваться простейшими бытовыми фильтрами для очистки воды, дать знания  простейших способов  удаления нитратов из овощей.

 Оборудование: таблицы с ядовитыми растениями и грибами, овощи: капуста, лук, морковь, свёкла, укроп, петрушка.Бытовой фильтр, раздаточный материал:карточки, иллюстрации. Мультимедиапроектор.

Введение в тему: Ребята,  Закройте на минутку глаза. Представьте, что вы видите сверкающий шар.Это наша голубая планета Земля. откройте глаза.   Мир ослепительно переливается разными красками, очень важно, чтобы так было всегда.Но  сейчас мы всё чаще, вместе со словом Земля, слышим слово «экология».

Как вы думаете, почему?

-(Сейчас природа находится в большой опасности, так как человек долгое время пользовался богатствами природы, не задумываясь о том, что этим наносит вред природе.)

Как вы понимаете значение слова «экология»?

-Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их природой, о связях между человеком и природой.

Учитель: действительно, слово «экология» было  впервые введено  немецким биологом, учёным Эрнстом Геккелем в 1866 г. Оно состоит из двух слов «экос» в переводе с греческого означает –дом, а «логос»-наука. Значит экология- наука о доме, в котором мы все живём.(слайд)

Как вы думаете, кто такой эколог? (слайд)

Эколог, это человек, который пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа, и как добиться, чтобы взаимоотношения человека и природы достигли взаимопонимания.

Сейчас опасность грозит не только природе, но и самому человеку.

 Проверка домашнего задания: рассказ детей об экологических знаках, которые они подготовили по защите от укуса змей, собак , по поведению во время грозы.

 Сообщения о   ядовитых растениях и грибах .

Учитель:

Мы узнали, что человек должен очень быть внимательным при употреблении в пищу грибов и растений, так как они могут быть опасны.

Но не только в ядовитых растениях таится угроза для здоровья человека.

Постановка проблемы:

Подумайте, без чего человек не сможет жить?

-Без пищи, воды, воздуха.А всегда ли бывает чистым воздух, вода, продукты питания?

Оказывается, что именно воздух, вода и пища  являются путями поступления в организм человека загрязняющих веществ.(слайд)

По данным ООН каждый миллион жителей любого города ежегодно потребляет в среднем до 2000 тонн продовольствия, 9500 тонн топлива, 625  кубических метров воды. При этом  в водоёмы сбрасывается  свыше 500 тысяч тонн сточных грязных вод, а в атмосферу  до 950 тонн вредных веществ.(слайд)

модель поступления загрязняющих веществ: (слайд)

                                     человек

                                                               

продукты питания                        вода

                                       воздух  

 

Как защитить себя от загрязнений?

Сегодня я принесла на урок овощи и воду. Дома я хотела сварить борщ, но задумалась над тем, можно ли, не опасаясь за здоровье , употреблять в пищу эти овощи.А ещё я не знаю годна ли для питья эта вода?

Актуальность(слайд)

 Я знаю  о том, что в овощах есть вредные для здоровья нитраты? А ещё я  знаю,что в нашем городе очень плохая вода .Она не  годна для употребления, потому, что плохо очищается. Воздух в нашем городе тоже не всегда бывает чистым, особенно вблизи заводов, железной дороги, на  центральных улицах, где много транспорта.

Гипотеза;

 А вы, ребята, как думаете, можно ли употреблять в пищу эти овощи и воду?

(предположения детей)

Обратимся к справочному материалу:

После чтения вы должны ответить на вопрос: Как загрязняются продукты питания?

(чтение текста на дополнительном раздаточном материале)

(слайд)

Чтобы урожай овощей был хорошим, растения подкармливают специальными веществами, которые называются удобрениями.     Если человек вносит удобрений больше, чем требуется растениям, то избыток удобрений растения накапливают в себе.Эти вещества называются нитратами.(слайд, что такое нитраты?))

   Ещё растения обрабатывают  пестицидами и гербицидами. (слайд) Они особенно опасны для здоровья человека.

   К тому же в грязных овощах могут быть и болезнетворные микробы.

Таблица.Как загрязняются продукты питания? (слайд)

1 группа:

Продукты питания:

удобрения( нитраты)

ядохимикаты (пестициды, гербициды)

болезнетворные микробы

  Ядовитые вещества  испаряются с поверхности земли и поднимаются в воздух. Вместе с дымом из труб в воздух попадают частицы тяжёлых металлов:свинца, железа, меди, ртути

   Воздух ещё загрязняется бытовыми отходами и  отходами производства заводов и фабрик.

Кроме того, на улицах городов сейчас очень много разного транспорта, а выхлопные газы машин тоже загрязняют воздух, которым мы дышим.

   Автомобили поднимают пыль.Она тоже вредна для здоровья.

   В воздух  попадает сернистый газ, который, растворяясь в воде, образует серную кислоту.

   Большие пожары в городах и лесные пожары также загрязняют воздух вредными газами и пеплом.

Как загрязняется воздух? (слайд)

 2 группа:

Воздух:

ядовитые вещества

отходы производства и тяжёлые металлы

выхлопные газы автомобилей

пыль

дым и пепел пожаров

  Все ядовитые и опасные вещества и тяжёлые металлы вместе с  водой стекают в реки и озёра, из которых к нам поступает вода для бытовых нужд и питья.

  В воду попадают и бытовые отходы, которые загрязняют её болезнетворными микробами.

  Соединяясь с каплями дождя, сернистый газ образует серную кислоту и  выпадает на землю.Такие дожди называют кислотными. Многие часто наблюдали, как после кислотных дождей желтелют листья на деревьях, а часто засыхают и гибнут и сами растения.

   По склонам стекают в реку бензин, мазут и другие нефтепродукты.

Как загрязняется вода? (слайд)

3 группа:

Вода:

 ядовитые вещества и опасные тяжёлые металлы

 бытовые отходы и болезнетворные микробы

 кислотные дожди

 нефтепродукты

Гипотеза: Какое предположение мы можем сделать?

-Если человек будет употреблять в пищу растения, пить воду, дышать загрязнённым воздухом, то он нанесёт вред своему здоровью.(слайд)

Решение проблемы:

             

Что мы должны предпринять, чтобы обезопасить себя?

Цель: научиться правильно защищать свой организм от  вредного воздействия окружающей среды, т.е. соблюдать экологическую безопасность.

Что такое «экологическая безопасность»? (слайд)

(чтение в учебнике.)

Что мы должны делать , чтобы сохранить своё здоровье?

Задачи:

-соблюдение правил личной экологической безопасности.

-не допускать загрязнения окружающей среды, охранять воду, воздух, почву.  (слайд)

-Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её обычно назыают

  цепь загрязнения ( сдайд)

 (Рассмотри на рисунке стр.29 как происходит загрязнение.)

                                цепь загрязнения

В воду вылилась нефть       рыба заражена     человек поймал рыбу и съел      попал в больницу с отравлением.

Соберите цепочки и составьте схемы поступления в организм загрязняющих веществ. ( Практическая работа по карточкам.)

Как человеку защититься от загрязнённого воздуха, воды,уберечься от продуктов питания, содержащих опасные вещества?

- Сейчас вы будете работать в группах.Вам предлагается прочитать материал учебника и составить правила экологической безопасности от загрязняющих веществ .

Работа в группах.

Разработать правила  экологической безопасности.

1 группа. Как защититься от загрязнённого воздуха? стр.31-32.

2 группа. Как защититься от загрязнённой воды? стр.32.

3 группа. Как защититься от загрязнённых продуктов питания? стр33.

Дополнительный материал для работы в группах:

1 группа.

Автомобиль стал злейшим врагом природы и  человека.Он занимает первое место по выбросам вредных веществ в атмосферу.Кроме выхлопных газов один автомобиль выбрасывает в воздух за год 10 килограммов резиновой пыли, поднимая при этом клубы пыли на дороге. Но в наше время люди не могут обходиться без автомобилей.Значит нужно придумать такое экологически чистое топливо для автомобилей, чтобы оно было безопасным. Люди сами загрязняют воздух, выбрасывая на улицу различные бытовые отходы. При их гниении выделяются ядовитые вещества.Значит, чтобы не создавать опасность для своего здоровья, люди должны научиться правильно обращаться с бытовыми отходами.Комнатные растения и зелёные насаждения очищают воздух от пыли и вредных газов.Значит нужно больше насаждений в городах.

2 группа.

Большой вред водоёмам приносит отравление нефтяными продуктами.От них погибает всё живое.

Закон об охране природы запрещает спускать в водоёмы отходы производства и сточные воды.

Воду загрязняет бытовой мусор, пластиковые упаковки.

Кислотные дожди поражают не только растения, но и наносят вред человеку.Поэтому в дождь лучше укрыть открытые участки тела.

3 группа.

Чтобы получать экологически чистые продукты, люди должны научиться правильно использовать плодородный слой почвы.Нужно не только знать когда и сколько удобрений требуется для роста растений, но и соблюдать последовательность в посевах.Это называется севооборот.Например, пшеница потребляет больше азота и фосфора, чем гречиха. Зато гречихе более необходимы калий и кальций. Значит неразумно  сеять из года в год на одном поле одно и то же  растение, нужно соблюдать очерёдность посевов.Экологически чистые продукты- это продукты, в которых нет вредных веществ-нитратов. Нитраты можно удалить и в домашних условиях.

Отчет групп:

1 группа.

-Не находиться вблизи работающего автомобиля, чтобы не дышать вредными газами.

-Не гулять по улицам во время пожаров, не дышать дымом костра.

-Не находиться в одном помещении с курящими.

-Нужно гулять там, где больше зелени.

-Дома чаще делай влажную уборку.

-Комнатные цветы очищают воздух в помещении, разводи комнатные растения.

-Не выбрасывай бытовые отходы на улицу.

2 группа.

-Не купайся в загрязнённых водоёмах.

-Если дождь застал в пути, накрой голову, чтобы защититься от кислотного дождя.

-Пей только кипячёную или очищенную воду.

-Старайся очищать воду в домашних условиях с помощью фильтра, серебряной ложки, вымораживания.

В зависимости от степени и характера загрязнения применяют специальные методы очистки воды:

1)Механический метод-когда удаляется мусор и нерастворимые вещества с помощью  отстаивания и фильтрации.

2) Химический метод- когда воду очищают с помощью обеззараживающих веществ, например, хлора, хлорамина,  используют озонирование воды, применяют соли тяжёлых металлов,ультразвук, ультрафиолетовые лучи.Так  убиваются болезнетворные микробы.Самым современным и благоприятным, менее вредным считается  способ обеззараживания воды с помощью ионов серебра.1 миллиграмм серебра обезвреживает 1 литр воды на 98 процентов.

3)Биологический метод - когда для очистки воды используют растения:осоку, рогоз, хвощ. Есть и животные-фильтры(беззубка, перловица, рачки). Они фильтруют, прогоняя через себя до 30 литров воды в сутки.

4. Вымораживание- доступный и надёжный способ очистки воды , даже в домашних условиях.Таким способом удаляются различные соли.Верхний слой льда отделяется и используется. т. к. соли оседают в нижней части льда.

Во время отчета 2 группы учитель проводит опыт с очисткой воды.

Знакомит учащихся с устройством бытового фильтра.

Вода, используемая в быту, после анализа на пригодность подвергается очистке.Но из-за большой загрязнённости очистные сооружения не всегда хорошо справляются с очисткой.Поэтому водопроводная вода не всегда годна для питья.Такую воду нужно очищать дополнительно.В домашних условиях можно использовать бытовые фильтры.Природная вода способна самоочищаться. Вода , проходя через слои почвы, песка, мелкого камня  очищается, фильтруется через естественный фильтр.

Лучшего способа фильтрации воды придумать трудно.Поэтому все фильтры устроены по этому же принципу.

В обычных очистных сооружениях фильтры наполнены песком, керамзитом (пористый камень, который получают из шлака) и антрацитом (уголь).Чем мельче частички этих наполнителей, тем лучше фильтруется вода.

Бытовые фильтры имеют катриджи, наполненные углем.Но фильтры загрязняются, поэтому катриджи нужно менять.

Опыт с фильтрацией воды.

Сравним по цвету воду до фильтрации и после.

3 группа.

-Не собирай грибы и ягоды вдоль дорог, вблизи свалок, рядом с промышленными предприятиями.

 -Не ешь рыбу, выловленную в загрязнённой воде.

-Мой фрукты и овощи тёплой кипячёной водой.

-Не ешь продукты с истёкшим сроком использования.

-Перед употреблением овощей удали те части, где скапливаются нитраты .

Показ опыта с удалением частей растений, содержащих нитраты.

Как удалить нитраты из овощей?

Ещё люди должны знать как можно сделать продукты менее вредными для здоровья.Можно удалить нитраты из овощей простыми способами.

Например,у капусты нитраты скапливаются в кочерыжке и в зелёных листьях. Значит, кочерыжку надо вырезать, а листья замочить в тёплой воде.

У репчатого лука нитраты находятся в донце,его нужно отрезать.

У свёклы и картофеля нитраты содержатся в кожуре.Значит нужно очистить кожуру.

У зелёных овощей : лука, петрушки, укропа – нитраты скапливаются в листьях. Чтобы их обезвредить, нужно поставить овощи в банку с водой и поставить на солнце на 2-3 часа. На солнце нитраты исчезают.

У моркови нитраты скапливаются в сердцевине. Её лучше вырезать и вымочить в тёплой воде.

Подводя итоги нашего исследования, мы попробуем построить экологически чистый город «Экоград». (на слайдах –верные ответы и построение Экограда.)

Для этого вы должны  выбрать надписи на кирпичики, которые будут нужны для строительства города Экограда.

воздух:

1.Выхлопные газы автомобилей.

2.Экологически чистое топливо для автомобилей.

3.Газоулавливающие фильтры.

4.Дым заводов и фабрик.

5.Больше зелёных насаждений.

6.Лесные пожары.

7.Пыльные дороги.

8.Поливальные машины на улицах.

вода:

1.Сброс горюче- смазочных веществ в водоёмы.

2.Современные очистные сооружения.

3.Вредные отходы в сточных водах.

4.Кислотные дожди.

5.Очистка использованной воды на предприятиях.

6.Правильное использование и уборка бытовых отходов.

7.Меньше аварий судов в водоёмах.

продукты питания:

1.Использование ядохимикатов.

2.Производство экологически- чистой продукции.

3.Больше удобрений для выращивания овощей и фруктов.

4.Грамотные специалисты в сельском хозяйстве.

5. Умение защищать себя от загрязняющих веществ.

6.Здоровые и счастливые люди.

Вывод:Чтобы уберечь себя от загрязняющих веществ нужно уметь самому защищать свой организм, соблюдать экологическую безопасность.

Кроме того человек должен научиться соблюдать все правила

поведения в природе и защищать природу, свой дом.

А теперь ответьте на вопрос, могу ли я сварить борщ из этих овощей, не опасаясь за своё здоровье?

Что я для этого должна сделать?

(Очистить овощи, промыть и вымочить в тёплой воде, профильтровать воду.)

 Что такое экологическая безопасность?

Назовите пути поступления в организм вредных веществ.

Самооценка:

Полезен ли для вас был урок? Что полезное для себя вы можете взять из урока?

Оценки за урок:

                       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательский проект учащихся "Экологические задачи на уроках математики".

Математические задачи экологической направленности могут использоваться при интегриривании экологии, окружающего мира и математики....

экологические задачи для уроков математики в начальной школе

В данной разработке представлены математические задачи на экологическую тему, которые можно использовать на уроках в начальной школе....

элементы экологического воспитания на уроках математики

презентация с материалом по экологическому воспитанию на уроках математики....

"Экологическое образование на уроках в начальной школе"

Особое место в системе непрерывного эколгического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начал...

Особенности экологического воспитания на уроках изучения предмета «Окружающий мир».

   Одно из перспективных направлений в совершенствовании школьного образования – отказ от единой программы по той или иной дисциплине, представление учителю права выбора системы обуче...

Экологическое воспитание на уроке окружающего мира. Нестандартный урок "Сохраним мир цветным"

Открытый урок по экологии в начальной школе. Предусматривает использование медиа презентации. На уроке отслеживаются основные навыки работы в группе, используются фоновые знания по литературному чтени...

Презентация"Экологические катастрофы" к уроку окружающий мир 3 класс по пограмме Школа России тема урока "Две стороны экономики"

В презентации представлены основные виды экологических катастроф: лесные пожары, загрязнение воздуха, сточные воды, отходы и мусор, разлив нефти. Дан экологический прогноз на будущее....