Открытый урок окружающего мира во 2 классе. Тема: "Правила вежливости".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Данный урок разработан в рамках районного смотра-конкурса "Учитель года-2016".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока окружающего мира во 2 классе по теме «Правила вежливости»

УМК

«Школа России».

Учебник:

А.А.Плешаков. Окружающий мир. 2 кл.: Москва «Просвещение» 2012 г.

Тема:

Правила вежливости

Цель:

формировать навыки культуры общения и поведения: взаимоотношения с окружающими людьми.

Задачи:

1.Расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях.

2. Развить адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

3. Воспитать в детях чувство собственного достоинства, бережного отношения друг к другу.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми;
  • обсуждать вопросы о культуре поведения.

Формируемые УУД:

Личностные:

  • Проявлять способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу;
  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь систематизировать и преобразовывать информацию;
  • регулятивные: уметь планировать свою деятельность; осознавать, что уже усвоено и что нужно усвоить;

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение;

  • коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь работать в паре: находить общее решение; уметь аргументировать свое предложение.

Предметные: 

  • Знание о группах  «вежливых» слов, навыках культуры общения и поведения.

Используемые технологии:

ИКТ,  здоровьесберегающие,  игровая.

Тип урока

открытие новых знаний

Формы работы учащихся

фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.

Оборудование:

презентация, карточки со словами, карточки с вопросами,  учебник, рабочая тетрадь, рабочее место учителя с ПК

Технологическая карта

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые

УУД

1. Организационный момент.

Цель: подготовить  учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный  настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.

Включает обучающихся в деловой ритм, ставит задачу — проверить готовность рабочего места.

Ты проверь скорей дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Регулятивные

Обеспечение

учащимся

организации их учебной

деятельности.

Коммуникативные

Создание ситуации успеха, доверия.

2.  Актуализация знаний.  

Цель: получить

представление о качестве усвоения учащимися ранее изученного материала, определить опорные знания.

Организует повторение изученных правил поведения в школе. К нам в гости пришли Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха.

Муравьишка невнимательно слушал Мудрую Черепаху, и когда она стала задавать ему вопросы, вот что он отвечал. Прав ли он?

  1. Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос учителя? Я думаю, что если хочешь ответить на вопрос учителя,  нужно крикнуть с места.  Правильно ли я  думаю?  
  2. Как приветствуют входящего в класс взрослого человека? Я считаю, что входящему в класс можно крикнуть: «Привет!»   Права ли я?  
  3. Как нужно вести себя на перемене? На перемене нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову. Правильно ли я  говорю?  
  4. Можно ли перебивать разговор взрослых? Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.  Так ли это?  А как надо поступить?  
  5. Надо ли  помогать друг другу в школе? В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно. Права ли я?  

Какие вы молодцы, вы хорошо знаете, как надо себя вести в школе и всегда будете выполнять правила поведения.

Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.

Входящего в класс взрослого человека приветствуй стоя.

Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке.

Надо дождаться, когда разговор закончится, и только потом спросить о чём-то.

Помогать друг другу нужно всегда и всюду. «Один за всех, и все за одного».

Коммуникативные.   Развитие  устной  речи, внимания,  мышления, воображения  учащихся.

Познавательные: проверка знаний учащихся о правилах поведения в школе,  выявление пробелов в знаниях и умениях.

3.        Самоопределение к деятельности

Цель: организовать деятельность обучающихся по определению понятия «вежливые слова»;  вовлечение учащихся в главные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение...); систематизировать знания учащихся,  необходимые для введения новой темы.

А теперь я предлагаю вам послушать историю, которая случилась с одним мальчиком (видеозапись рассказа В.Осеевой «Волшебное слово»)

Какое волшебное слово назвал старичок мальчику?

Как мы называем эти слова?

Какие еще «вежливые» слова вы знаете?

Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, какая тема урока?

Какие задачи мы  поставим перед собой?

  1. Узнать, что такое вежливые слова.
  2. Значение вежливых слов.
  3. Учиться использовать вежливые слова в различных ситуациях.

Итак, задачи мы перед собой поставили, давайте их постараемся решить. За работу!

Смотрят, анализируют

Пожалуйста.

Вежливые.

Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.

О вежливости.

Узнать, что значит быть вежливым, вспомнить какие бывают вежливые слова, научиться употреблять их в разных ситуациях.

Правила вежливости.

Личностные: способствовать формированию  интереса к учебному материалу.

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

4. Работа по теме урока.

Цель: знакомство с понятием « вежливые слова»; формировать познавательную деятельность учащихся  через учебную ситуацию «что я знаю?» «что я узнаю?» и закреплять знания о вежливых словах.

Сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя.

Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному и этому надо учиться. Какие же это слова?

  1. Коллективная работа, работа в парах

Давайте составим дерево «волшебных» слов, которые мы знаем.

У меня на  доске написаны  названия групп, на которые мы должны разделить все  наши «волшебные» слова. На карточках, лежащих у вас на столах, написаны слова. Поработайте в паре, обсудите с соседом по парте к какой группе можно отнести ваше слово.  Выходим  к доске,  читаем слово и прикрепляем  карточку к нужной вам группе.

  1. Здравствуйте, привет (приветствие);
  2. До свидания, пока (прощание);
  3. Извините, простите (извинение);
  4. Будьте добры, пожалуйста (просьба);
  5. Спасибо, благодарю (благодарность).

Видите, как много «волшебных» слов мы с вами знаем. А как по-другому мы называем все эти слова?  

В каких же случаях мы используем вежливые слова?    

Как мы называем человека, который никогда  не забывает употреблять в своей речи эти «волшебные» слова?    

Верно, воспитанным, а ещё такого человека называют вежливым. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

А кто из вас знает, как появилось слово «вежливость»?    

До XVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям.

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

А кто из вас знает, что обозначает слово «здравствуйте»?  

Правильно, мы желаем человеку здоровья, т.е. здравия.

Кого можно так приветствовать?

Какими словами можно заменить это слово?

А что обозначает выражение «до свидания»?

До свидания – т.е. мы надеемся увидеть человека ещё раз.

Кому и когда так говорят?

Какими словами можно заменить эти слова?  

Здравствуйте.

Спасибо, пожалуйста, извините…

Составление кластера

(Вежливые)

(При приветствии, при прощании, при извинении, при выражении просьбы, благодарности.)  

(Такого человека можно назвать воспитанным). 

 (Ответы детей)

(Ответы детей)

(Ответы детей)

Предметные:

формировать знания о группах  «вежливых» слов, навыках культуры общения и поведения.

Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

уметь работать  коллективно, в парах.

Личностные:

Интерес к способу решения и общему способу действия.

5. Физкультминутка

Цель: создание условий для психоэмоциональ-ной  разгрузки.

По выбору обучающихся

Выполняют физкультминутку

Коммуникативные:

уметь выполнять физические упражнения по команде, вместе.

  1. Первичное закрепление. Работа с учебником.  

Рассмотрите рисунки на с. 52. Мы с вами разделимся на  группы и обсудим ситуации, которые произошли с  героями каждой картинки.

        Вы хорошо поработали. Я считаю, что вы усвоили одну мудрую истину «Доброе слово человеку, что дождь в засуху». Как вы её понимаете?

Ведь доброе слово всегда поможет в трудную минуту, рассеет плохое настроение и превратит зло в добро. А что такое доброта?  

Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других.

(После  подготовки заслушиваются выступления групп).

(Ответы детей)

(Ответы детей)

Регулятивные:

уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

уметь находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

7.  Работа по теме урока. (Продолжение)

Цель: выявить  уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию; развивать устную и письменную речь учащихся, мышление, воображение.

Вежливых слов не одно и не два,    

Помни и знай эти чудо-слова!

Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятным своим собеседникам.

Иначе может произойти вот что. Прочитайте телефонный разговор героев нашего учебника - попугая Ильи, пса Рыжика и Сережи на с.53

Получился ли разговор  вежливым и понятным?

Давайте мы с вами сейчас  составим правила общения по телефону.  

Каким тоном нужно разговаривать по телефону?

Какие слова нужно использовать при общении?

Как долго по времени может продолжаться телефонный разговор?

Задание по карточкам. Кроссворд.

Работа в парах.  

А сейчас мы с вами поработаем в парах и  поиграем в игру «Разговор по телефону» Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным.

Для составления разговора я предлагаю воспользоваться вам следующим планом: 

1. «Алло»

2. Приветствие

3. Объяснение цели своего звонка.

4. Благодарность.

5. Прощание.

(Проверить одну пару.)

(Дети читают диалог из учебника на с. 53).

Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.

(Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.)

Не следует говорить слишком долго.

Регулятивные:

уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Контролировать свои действия с заданным планом.

Личностные:

интерес к способу решения и общему способу действия.

Познавательные:

уметь самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

8.  Рефлексия (Подведение итогов урока)

Цель: выявить осознанность усвоения знаний по изучаемому материалу.

Наш урок подходит к концу, и я вам предлагаю поиграть ещё в одну игру, которая называется «Вопрос – ответ». У меня на карточках написаны вопросы, вы вытаскиваете карточку, читаете вопрос, даёте свой ответ.

Примерные вопросы

  1.  Что нужно сделать, прежде чем войти в чей-либо дом или квартиру?
  2.  Какие слова произносят при встрече и прощании?
  3.  Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?
  4.  Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?
  5. Что ты сделаешь с фантиком, когда съешь конфету?
  6.  Почему не нужно рвать цветы в лесу?
  7.  Почему нельзя ловить жуков и бабочек?
  8.  Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?
  9. Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?

Оцените свои достижения на уроке.

Солнышко – я отлично потрудился.

Солнышко с тучкой – я испытывал трудности.

Тучка с грозой – мне ничего не понятно.

(Учитель вручает за работу на уроке жетон «Самый вежливый»). Выставление оценок.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

Регулятивные:

Уметь соотносить цель и результат.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

9. Домашнее задание.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании.

с. 54 - 55   (прочитать текст, объяснить «странное» поведение папы).

Регулятивные:

соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира 1 класс "Что такое экология?"

Открытый урок  окружающего мира в  доступной форме даёт ответ первокласснику на вопрос "Что такое экология?". На уроке используется игровая, парная, икт, проблемная технологии ...

Открытый урок окружающего мира 4 класс Природная зона. Пустыня.

Открытый урок окружающего мира 4 класс по программе Школа России....

Открытый урок окружающего мира. 2 класс. Тема: "Разнообразие животных".

Целью данного урока является: создание условий для формирования представлений о классах животных «пресмыкающихся» и «земноводных».Были определены задачи педагога: систематизировать материал об известн...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира 1 класс

Технологическая карта открытого урока окружающего мира в начальной школе (1 класс)...

Открытый урок окружающего мира, 3 класс "Круговорот воды в природе"

Тема: «Круговорот воды в природе»Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока:Закрепить знания детей о разных состояниях воды.Сформировать представление о круговороте воды в природе.Развить...

Открытый урок окружающего мира 4 класс 2018 год Данный урок включён в раздел « Страницы истории России»-час 2. Тема урока: «Во времена Древней Руси»

Цели урока: - формировать  у учащихся представление о Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян , их вероисповедания;- дать представление о крещении Руси;- развивать устную речь...

Технологическая карта открытого урока окружающего мира 1 класс Н.Ф.Виноградова. Тема "Что мы знаем о птицах"

Технология деятельностного метода обучения.«Любая деятельность может быть либотехнологией, либо искусством.Искусство основано на интуиции,технология – на науке.С искусства все начинается,т...