Урок окружающего мира в 4 классе " Пищеварительная система"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Хачатурян Инна Сергеевна

 На уроке ребята ознакомятся с органами пищеварения,  их функцией, просмотрят видеофильмы на данную тему, узнают о  роли питания и питательных веществах- белках, углеводах, жирах, витаминах.  В итоге проведено будет тестирование,  ребята   проверят работы друг у друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oom_otkrytyy_urok_pishchevaritelnaya_sistema.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа№9»

Открытый урок окружающего мира

в 4 классе.

Тема: « Пищеварительная система ».

                                                      Провела -  

учитель начальных классов

Хачатурян И.С.

                              г. Благодарный, 2016

Цели урока:  

Предметные:  формировать  первоначальное  представление о пищеварительной системе человека, её органами и  их  функциями, познакомить  с названиями питательных веществ и их ролью в организме человека.

Формирование УУД:

личностные (знать основные моральные нормы поведения  на уроке);

регулятивные (  самостоятельно  формулировать цели урока, принимать  учебную  задачу, соответствующую этапу обучения; работать по плану, оценивать результаты своих действий в  устной работе, игре, при решении задачи, и при необходимости , исправлять ошибки с помощью учителя);

познавательные  ( в соответствии с заданным вопросом строить речевое высказывание в устной  форме, знать органы пищеварительной системы и их функции)

коммуникативные ( умение слушать собеседника, работая в группах, в  парах,  а также формулировать собственное мнение и позицию ,  эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества).

1.Создание эмоционального  фона урока

(организационный момент).

Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения. Успехов  и удачи, ребята! Пусть вам помогут  сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели.

2. Проверка домашнего задания ( фронтальный опрос).

- Ребята, напомните мне, пожалуйста, какой раздел мы с вами начали изучать?

( Человеческий организм.)

- Давайте с вами вспомним, что нового мы уже узнали из этого раздела?

Вспомогательные вопросы:

1.Из чего состоит организм человека?

3.Что называют системой органов? (органы, выполняющие общую работу)

4.Приведите пример систем органов, назовите органы, которые входят в данные системы?

5. Какие органы чувств знаете? ( Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания).

3. Постановка темы и цели урока.                           Слайд1

 Прочитайте высказывание древнего мудреца и врача Авиценны: «В еде не будь до всякой пищи падок, знай точно время,  место и порядок».             Слайд

- Как вы  понимаете слова древнего мудреца и врача Авиценны? 

 - Какая тема урока?            Слайд2

 -   Какие цели поставим перед нами? Что хотели бы узнать?

-  Используя знания русского языка, скажите,   из каких корней состоит слово «пищеварительная»? ( повесить  табличку со словом на доске)

- Как называются такие слова?

- Какие орфограммы  спрятались в этом слове? (Подчёркиваю орфограммы)

4. Работа над темой урока.

- Может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени?

- Расскажите о своих ощущениях, когда вы хотите кушать, что вы чувствуете?

- Человеку нужна пища – как бензин машине. Питательные вещества необходимые для поддержания жизни и работы организма. Правильно, когда человек не ест, он испытывает чувство голода, слабость, усталость. При длительном голодании человек слабеет, через 2-3 дня начнутся «голодные»  обмороки, а через 10-15 дней он умрет.

- Сколько раз в день должен есть человек?

( 4 раза: завтрак, обед, полдник, ужин)

- Какую пищу должен употреблять человек? (нужно употреблять разнообразную пищу)

- Ребята, а теперь я предлагаю вам игру.  На  столе расположены картинки с продуктами.   Каждой команде нужно распределить их по  группам.1 группа- продукты, которые можно назвать полезными, а  во 2 группе -  неполезные продукты.

(Рыба, пепси, кефир, фанта, чипсы, геркулес, мясо, подсолнечное масло, торты, «Сникерс», морковь, капуста, шоколадные конфеты, яблоки, груши, хлеб.

Полезные продукты: рыба, кефир, геркулес, подсолнечное масло, морковь, капуста, яблоки, груши, хлеб.

Неполезные продукты: пепси, фанта, чипсы, жир, торты, «Сникерс», шоколадные конфеты.

- Но как, же понять, полезен продукт или нет?

- Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые содержатся в них.

- Давайте узнаем, какие же это вещества и какую роль они играют.

- Что такое белки и для чего они нужны расскажет  Казиахмедов Рамин.

Слайд3

Белками  богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль. Человеку необходимо 100 грамм белков в сутки. Белки - вещества, как кирпичики для строительства дома, нужные для роста и развития организма.

  (Вывешивается дом)  - Ребята, для чего нужны белки?

 О жирах расскажет  Сванидзе Никита.

Слайд 4

Жиры содержатся   в сливочном и растительном масле, орехах, сметане, молоке и маслянистых растениях кукурузы, подсолнечника.   Жиры обеспечивают организм энергией. Но избыточное употребление жиров приводит к их отложению во внутренних органах. Жир затрудняет работу мышц и это вредно.

Жиры - вещества, как крыша для нашего домика. ( Кроем крышей дом)

 -Чем обеспечивают наш организм жиры?

 Об углеводах расскажет  Безух Ольга.

Слайд 5

Углеводы. Главные поставщики энергии. Мы их получаем в виде крахмала и сахара. Содержатся в хлебе,  разных крупах, картофеле, макаронах, мёде, сахаре, во фруктах и ягодах.

Углеводы  -  вещества и двери в нашем домике.

 -Чем обеспечивают наш организм углеводы?

- Итак, какие питательные вещества содержатся в еде?

Трагической была судьба экспедиции знаменитого русского путешественника Георгия Седова, отправившегося в Арктику. В течение длительного времени участники экспедиции питались консервами, сухарями, сахаром. Они совсем не употребляли овощей, фруктов, молока. Через некоторое время люди заболели - появилась сильная слабость, зубы стали выпадать, пропал аппетит. Многие участники экспедиции, в том числе и ее руководитель Георгий Седов, погибли от авитаминоза. Те участники, которым удалось вернуться, как только начали питаться свежим мясом, овощами, фруктами, быстро поправились.

- Что должно содержатся в продуктах, чтобы мы были здоровыми?

( витамины) (Вывешиваю окна в доме).

-Какие витамины вы знаете?

-Где содержатся витамины?

- Для чего витамин А, С?

Физминутка.

- Ребята, сейчас я вам буду читать утверждения. Если правильное утверждение- хлопните в ладоши, если услышите вредный совет- топните ножками. Приготовились!

1. Нужно стараться есть разнообразную пищу.

2. Если хочешь - ешь пельмени, хоть целый месяц.

3. В твоем рационе должно быть как можно больше булочек и сладостей.

4. Сладкого и жирного надо есть поменьше.

5. Не надо есть много жареного, копченого, соленого и острого.

6. Нужно стараться кушать в одно и тоже время.

7. Перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.

18. Перед сном надо плотно покушать.

 Работа в парах.

Схематически  правильный рацион можно  изобразить в виде  круга.

 У вас на столе один круг.

-  Диетологи считают,  что правильный рацион  человека должен состоять из равной  массы белков и жиров, а  углеводов должно быть в четыре раза больше.    Раскрасьте синим цветом белки, жёлтым – жиры, зелёным - углеводы.

Работа по учебнику. (с 21-22)  Прочитайте.

- Где начинается пищеварительный процесс? Перескажите, что узнали  нового?

- Какую роль выполняют зубы?  

- Какую роль выполняет язык?

- Какую пословицу нужно помнить при приёме пищи? Почему?

                         Слайд 6

Да, надгортанник опускается при приёме пищи, тем самым перекрывая отверстие трахеи для того, чтобы пища не попала  в дыхательную систему, а попала  куда?

-Закончите предложение.      Пища  из-за рта попадает в …………,  из  гортани………..   .

 Из пищевода пища продолжает путь……

Слайд 7    - Какие орфограммы  в слове желудок?

Слайд 8    Просмотрим   мультфильм: « А что происходит с едой, которую мы едим?»

- Что вырабатывают железы,  находящиеся в мускулистых  стенках желудка?

- Что способен сделать желудочный сок с пищей?

- Сколько длится  переваривание пищи?

 Учитель.   Желудочный сок кислый, потому что в нём много кислоты, и способен растворить большую часть веществ, из которых состоит пища. В желудке пережёванная пищевая масса делает первую длительную остановку. Здесь под воздействием желудочного сока начинается основное переваривание, которое может длиться от 2 до 5 часов. Правда, с фруктами и сладостями желудок справляется значительно быстрее, чем с мясом, яйцами, рыбой.

Продолжите предложение.

- Из желудка пища отправляется……

 ( Продолжается просмотр  мультфильма) Слайд 8   

- Какие два кишечника существуют?

- Что происходит с пищей в тонком кишечнике? Слайд 9  

Учитель.  Кишечник состоит из  толстой и тонкой кишки.

 Тонкий кишечник – самая длинная  часть пищеварительной системы – 6-7 м.

Туда  выходят протоки  печени, выделяя особую жидкость, необходимую для пищеварения – желчь. Она растворяет жиры. По мере того как пища переваривается, питательные вещества через стенки тонкой кишки всасываются в кровь.  Прежде чем она понесёт их по всему телу, кровь пройдёт через печень, которая очистит её от ядовитых веществ.

 Непереваренные вещества продвигаются в последний отдел – в  толстую кишку. Её длина около полутора метров. В ней всасывается большая часть воды из пищевой массы.  

      Полезные кишечные микробы - бифидобактерии, постоянно живущие в кишечнике,  перерабатывают остатки пищи. Они не допускают туда опасные болезнетворные микробы. Беда только в том, что сами бифидобактерии кишечника большие «неженки». Они гибнут от антибиотиков и плохой пищи. Беде  легко помочь, если каждый день выпивать стакан молочнокислого продукта: кефира, йогурта, простокваши.  

Вот так за 5- 6 часов наш организм извлекает из продуктов питательные вещества. А непереваренные остатки пищи  продвигаются в прямую кишку и удаляются из организма.

5.Закрепление.

 - Какие питательные вещества человек  получает с пищей?

Слайд 10  ролик «Органы пищеварения»  

- Из каких органов состоит пищеварительная система?

- Какова же задача  органов пищеварительной системы?

Выбери правильный ответ.

1.  Для чего человеку нужна пища.

а) для получения  кислорода;

б) для  получения питательных веществ;

в) для получения воды и витаминов.

2. Что в желудке помогает переваривать пищу.

а) слюна;

б) кровь;

в) желудочный сок

3. Какой орган окончательно переваривает пищу, удаляет из организма остатки пищи.

а) толстый кишечник;

б) тонкий кишечник;

в) желудок.

4. Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу.

а) благодаря крови;

б) благодаря нервным волокнам;

в) благодаря мышцам.

(Самопроверка по доске) Слайд 11  

6. Итог.

- Какую тему изучали?  Что полезного  запомнили  для вашего здоровья?

7.  Рефлексия.

 Оцените свою работу на уроке:

Зелёный – я активен и доволен своей работой, жёлтый – я старался, но у меня не всё получилось.

8. Д/з         Слайд 12  

с. 21-24 пересказ

п/т с 10 задание 17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

урок окружающего мира "Планеты солнечной системы"

урок разработан по программе УМК "Планета знаний", во 2 классе...

Разработка урока Окружающего мира ( по сингапурской системе) 3-4 классы

обобщение и расширение ранее усвоенных знаний  с привлечением краеведческого материала  - воспитание бережного отношения к живой и неживой природе...

Урок окружающего мира "Планеты Солнечной системы"

Урок окружающего мира "Планеты Солнечной системы" дан в рамках проведения региональной стажировочной площадки по астрономии. Место урока в учебном плане: урок окружающего мира в 4 ...