Открытый урок по окружающему миру на тему " Дикие и домашние животные" ( 1 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Багавиева Нурания Салимовна

Данный урок разработан по требования ФГОС. Разработана технологическая карта урока, где четко изображена деятельность учителя и ученика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novyy_urok_fgos_bagavieva_n.s.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большебитаманская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Автор разработки: Багавиева Нурания Салимовна

Квалификационная категория: первая

Наименовании работы: Методическая разработка урока технологическая карта

Название работы: «Дикие и домашние животные »  на основе системно- деятельностного подхода.

 Предмет: окружающий мир  А.А.Плешаков  М.Ю.Новицкая

Класс:1 класс

УМК: “Перспектива”

Введение

В разработке представлена технологическая карта урока по окружаюшему миру по теме  «Дикие и домашние животные», которая изучается в разделе «Наш дом наша семья » в первом  классе по УМК «Перспектива ».  Данный урок является  уроком нового знания.

Целью урока является научить учащихся отличать диких животных от домашних по существенным признакам.

В ходе урока реализуются следующие задачи:

  • Выявить и обобщить знания о представителях диких и домашних животных.
  • Расширить знания о диких и домашних животных.
  • Формировать умение выделять и обобщать существенные признаки диких и домашних животных, умение работать в группе, выступать перед аудиторией
  • Формировать умение доказывать принадлежность животного к одной из групп.
  • Формировать способность к пошаговому самоконтролю и самооценке.
  • Развивать интерес к окружающему миру, речь, память, любознательность, наблюдательность, логическое мышление, способность к анализу, классификации и обобщению.
  • Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие, любовь к природе.

Технологическая карта построена на основе требований ФГОС НОО. 

Содержание данного урока построена на концепции системно-деятельностного подхода. При формировании структуры и содержания технологической карты были использованы материалы УМК «Перспектива».

Технологическая карта урока позволит учителю:

- реализовать планируемые результаты ФГОС;

- сформировать у учащихся УУД в процессе изучения темы, раздела, всего учебного курса;

- спроектировать свою деятельность на четверть (триместр), полугодие, год;

- спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

-  выполнить диагностику достижений планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

- соотнести результат с целью обучения;

- обеспечить повышения качества образования.

  1. Актуальность урока

Современный федеральный стандарт предъявляет новые требования к структуре и содержанию уроков окружающий мир.  Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.

 Стандарт исходит из признания ценностно-нравственного и системообразующего значения образования в социокультурной модернизации современного российского общества, удовлетворении актуальных и перспективных потребностей личности и общества, развитии  государства, укреплении его обороны и безопасности, развитии отечественной науки, культуры, экономики и социальной сферы. [ФГОС]

Современный учитель испытывает трудности при разработке учебно-методического обеспечения окружающего мира в соответствии с новыми требованиями, так  как недостаточно готовых разработанных материалов таких как  технологические карты, поурочные разработки. Все выше изложенное  обуславливает актуальность темы.

Технологическая карта  урока.  

ЛУУД – личностные УУД

КУУД - коммуникативные УУД

РУУД – регулятивные УУД

ПУУД – познавательные УУД

Тема

Дикие и домашние животные 

Тип урока

Изучения нового материала

Цель:

формирование образовательных компетенций (информационных, проекционных, коммуникативных и др.) учащихся I класса в предметной области окружающий мир «Дикие и домашние животные»

Задачи: 

Выявить и обобщить знания о представителях диких и домашних животных.

Расширить знания о диких и домашних животных.

Формировать умение выделять и обобщать существенные признаки диких и домашних животных, умение работать в группе, выступать перед аудиторией

Формировать умение доказывать принадлежность животного к одной из групп.

Формировать способность к пошаговому самоконтролю и самооценке.

Развивать интерес к окружающему миру, речь, память, любознательность, наблюдательность, логическое мышление, способность к анализу, классификации и обобщению.

Воспитывать взаимопомощь, дружелюбие, любовь к природе

Планируемые результаты

Предметные: Выявить и обобщить знания о представителях диких и домашних животных, показывают и называют  их; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работают в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; осуществляют  самопроверку; отвечают на вопросы и оценивают свои знания.

Метапредметные :

Регулятивные УДД – определяют,   формулируют цель на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; планируют своё действие с поставленной задачей, вносят коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные УДД – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передают  информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; осваивают  способы решения проблем творческого и поискового характера; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.

 Коммуникативные УДД – формируют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, договариваются  и приходят к общему решению при работе в группе;  излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий

Личностные: развиваются  навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находят выход из спорной ситуации; формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, формируют уважительное отношение к иному мнению.

Основные понятия

 Понятия: дикие и домашние животные, признаки диких и домашних животных,

Ресурсы:

 основные

дополнительные

Учебник «Окружающий мир » А.А.Плешаков  М.Ю.Новицкая

 Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах

Этапы урока

Ресурсы

Содержание учебного материала

Формирование УУД

Вид УД

I этап.  

Организационный

Цель– мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Буквы

 2  слайд

I этап.   Организационный

Эмоциональный настрой. (Настроить детей на работу.)

Найдите себе пару и пожелайте друг-другу доброго дня, поменялись парами пожелайте  друг-другу хорошие эмоции к данному уроку.  

  1. Сообщение темы урока.

Перед детьми на парте  набор букв.

– Давайте посмотрим, какая же тема сегодняшнего урока.

(…) (  и о в ж т е ы н)(Животные.)

работа в группе

- Ой, ребята, я для вас тему написала, а кто-то напроказничал, все буквы рассыпал. Попробуете отгадать, какая была написана тема? Соберите  из данных букв слово, которое является темой нашего урока.

ЛУУД

КУУД

Поприветствовать  учителя и друг друга. Настроиться на работу

осознание учебной задачи;

II этап. Актуализация знаний

Цель  -  актуализировать  знания

Доска,

3 слайд  

II этап. Актуализация знаний

Внедрение в учебную деятельность. ( Создать проблемную ситуацию, через которую обучающиеся смогли бы  назвать тему урока.)

Беседа с целью выявления признаков домашних и диких животных.

– Сегодня мы поговорим о животных. А вот о каких именно, вы узнаете, если разгадаете ребусы.

А) На доске ребусы

E:\data\articles\62\6258\625807\img1.jpg

ПУУД

КУУД

ЛУУД

наблюдение, сравнение, сопоставление,

Что общего между всеми этими животными?

Проектор, экран, ноутбук, презентация к уроку.

4 слайд

5 слайд

(Это домашние животные.)

– А как вы это определили? По каким признакам?

(Дети высказывают различные предположения.)

- посмотрите на экран и скажите почему эти животные разделены на две группы?(Дикие.)

– Приведите примеры диких животных.

***

Хорошо. А к какой группе животных относится таракан?

-Посоветуйтесь соседом.

-Что сказал твой сосед ?

– Надо знать признаки, по которым животное можно отнести к диким или домашним.

ЛУУД

РУУД -  Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

КУУД   Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

ПУУД -  пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Диалог с учителем

в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Участие в учебном диалоге, высказывание и обоснование своей точки зрения

Оценивать правильность выполнения заданий.

III этап.  
Введение в новую тему.

Цель: подвести уч-ся к постановке темы и целей урока

6 слайд

Давайте все вместе составим сравнительную таблицу.

Вопрос 1-й.

– Где живут эти животные?

(Дикие – в природе, домашние – с человеком.)

Вопрос 2-й.

– Как животные добывают пищу?

Вопрос 3-й.

– Какие жилища бывают у диких животных?

(У медведя – берлога, у волка – логово, у лисы – нора, у муравьев – муравейник, у бобров – хатки, у белки – дупло, у сороки – гнездо и т.д.)

– А кто строит эти жилища?

(Сами животные строят их или находят.)

– А кто строит жилища для домашних животных?

(Человек.)

Вопрос 4-й.

– Кто заботится о животных и о их потомстве?

Дикие животные

Домашние животные

Живут в дикой природе.

Живут с человеком.

Пищу добывают самостоятельно.

Кормит человек.

Сами находят или строят себе жилище.

Человек заботится о жилище для животных.

Самостоятельно заботятся о себе и о потомств

О животных и их потомстве заботится человек.

КУУД

ЛУУД

ПУУД

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

работа в малых группах, осуществление сотрудничества, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

IVэтап. Первичное закрепление новых знаний  

Цель:

актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнения, обобщение

Проектор, экран, ноутбук, презентация к уроку.

Слайд

№6

Работа с предметными картинками.

Составление опорного конспекта

1. Где они живут?

2. Кто их кормит?

3. Кто им строит жилище?

4. Кто о них заботится?

Продолжение работы в группе. Обсуждение доказательства принадлежности данного животного к одной из групп.

Выступление каждой группы. Коллективное обсуждение.

Ответ на поставленный в начале урока проблемный вопрос с доказательством.

Кому необходимо – пользуются опорным конспектом или сравнительной таблицей.

– Как же мы будем делать вывод о принадлежности животного к диким или домашним, пользуясь этим конспектом?

***

Таракан???

ПУУД

РУУД

ЛУУД

КУУД

Работа с предметными картинками

Дать характеристику

животному  по эталону

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

выбор наиболее эффективных способов решения,

Высказывают свое мнение.

Физ-ка

Цель: Развивать любознательность , воспитывать дружелюбие.

Ноутбук, музыка

Играет музыка, танцуют, останавливается музыка, называю разных животных.

 Если это домашнее животное, вы  образуйте пару и приседаете, если дикое, образуйте группу из трех человек и стоите.

Лев,  кошка,  лошадь, крокодил, кабан, теленок, жираф, овца, индюк, лягушка, таракан, крот.

ЛУУД

КУУД

ПУУД

продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками

Vэтап Обобщение и систематизация знаний.

Цель:

Выявление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями познавательной деятельности по разделу.

Экран, ноутбук, презентация. Слайды №7-21

Работа по дальнейшему углублению знаний.

- Много тысяч лет назад люди не имели домашних животных. Убивая на охоте диких животных, они иногда приносили их детенышей домой. Детеныши вырастали и привыкали к человеку. Люди стали разводить прирученных животных, от которых они гарантированно могли получить продукты питания, материалы на одежду и обувь.

Но как вы думаете, должен ли что-нибудь делать человек, чтобы получить от домашних животных то, что ему необходимо?

Продолжение работы в группах.

Каждой группе я назову домашнее животное. Вам нужно будет посовещаться друг с другом и вспомнить, какую пользу приносит это животное человеку, что оно ему дает. Отвечает самый высокий ученик в группе

Рассказы детей.

Демонстрация слайдов.

Корова.

Молоко, молочные продукты (сливки, сметана, творог, сыр, простокваша, кефир, ряженка, сгущенка), мясо, жир.

Лошадь.

Продукты питания (мясо, молоко), средство передвижения и перевозки грузов.

Коза.

Мясо, молоко, молочные продукты (сыр, брынза, творог, сметана), шерсть, пух.

Собака.

Охрана жилищ и человека.

Спасение людей (в горах).

Средство передвижения (на севере собачьи упряжки).

Друг человека.

Кошка. 

Защищает жилище человека от грызунов.

Куры.

Яйца, пух, мясо.

– Как вы считаете, а о диких животных человек может заботиться?

-Беседа с учениками.

ПУУД

ЛУУД

- обобщение (осознание, структурирование и формулирование того нового, что освоено на уроке);

работа в малых группах, осуществление сотрудничества, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Высказывают свое мнение.

VI этап.  Контроль. Самопроверка знаний.

Цель : Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре)

Проектор экран, ноутбук, презентация к уроку.

Слайд №22.

1.Игра “Четвёртый лишний”.

Учитель. Ребята, посмотрите на экран и найдите в каждой строке лишнее слово. И объясните, почему именно это слово, вы считаете лишним.

  • лиса, волк, медведь, коза
  • теленок, лось, лошадь, собака
  • котёнок, жеребёнок, щенок, корова

Дети. Коза, лось, корова.

  1. Работа с учебником  на стр 80. Найдите на нем дикие и домашних животных.

Проверь соседа по парте   на « Страничках умного Совенка»( сверяют ответы с ответвами на стр 93.

  1. Выполнение заданий в рабочей тетради.

№2 на стр 64.

( Кто лишний? Среди домашних надо выделить дикую, среди диких- домашнюю)

- работу проверяется  поменяв тетрадями по лицу.

РУУД

КУУД

ЛУУД

Оценивать правильность выполнения заданий.

VII этап.  Рефлексия учебной деятельности

Цель -  научить осознавать свои достижения

Проектор, экран, ноутбук, презентация к уроку.

Слайд №23.

VII этап.  Рефлексия учебной деятельности.

 (Организует рефлексию.)

Чему вы должны были научиться на уроке? Научились?

Расскажите по схеме:

На уроке я узнал (а)…

Мне было интересно узнать…

Мне хотелось бы еще узнать …

- Оцени смайликом соседа по плечу, за работу на сегодняшнем уроке.

-Дома творческое задание вместе с родителями

  « Придумать сказочную историю о диком или домашнем животном.»  

ЛУУД

КУУД

РУУД

- обобщение (осознание, структурирование и формулирование того нового, что освоено на уроке);

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Высказывают свое мнение.

Самооценка.

Заключение

    В данной технологической  карте урока описывается  процесс  деятельности, а также  все  операции деятельности и  ее составляющие. В ней  четко  отражено  взаимодействие  учителя  и  ученика на уроке, планирование  деятельности на каждом этапе  урока. Эта технологическая карта может быть использована на уроках окружающий мир в начальных классах, также в классном часу. Презентация и технологическая карта может быть дополнена материалом для следующих классов.

Список использованных документов и источников информации

1.Интернет ресурсы  nsportal.ru

2.Начальная школа требования стандартов второго поколения к урокам. С.П.Казачкова, Изд-во «Планета» Москва

3.Планируемые результаты начального общего образования под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой.

4.Поурочные разработки по курсу окружающий мир к УМК А.А.Плешакова и др (« Перспектива»)

5. Учебник «Окружающий мир», А.А.Плешаков М.Ю. Новицкая  стр80-81.

6. Рабочая тетрадь по окружающему миру для 1 класса А.А.Плешаков М.Ю. Новицкая  

7.Диск по окружающему миру.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока естествознания (окружающего мира) по теме: "Дикие и домашние животные".

Конспект открытого урока по естествознанию во 2 классе по программе Плешакова А.А. «Школа России». Тема: «Дикие и домашние животные».Цели:1)дать представление о диких и домашних животн...

Урок окружающего мира по теме "Дикие и домашние животные" 3 класс

Цель:1. Дать учащимся представление о диких и расширить знания о      домашних животных, установить их отличительные способности в устройстве жизни.2. Учить группировать...

Урок окружающего мира по теме:"Дикие и домашние животные".2 класс, Школа России.

Урок позволяет детям узнать на какие группы делятся все животные. Дети узнают особенности их проживания, питания. Идет сравнение диких и домашних животных и делаются выводы. Развивается речь, мышление...

Аннотация методической разработки к уроку по окружающему миру по теме: «Дикие и домашние животные»

Введение в действие ФГОС НОО ОВЗ актуально. В России проживает свыше 0,5 млн. детей- инвалидов и детей с отклонением в развитии, среди которых являются дети с ЗПР. Все дети нуждаются в получении образ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Дикие и домашние животные", 2 класс, УМК "Школа России"

   Тема: «Дикие и домашние животные»Цели деятельности учителя: формирование знаний о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; расширение кругозора о разнообрази...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Дикие и домашние животные", 2 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний о диких и домашних животных, их сходстве и различиях; расширение кругозора о разнообразии домашних животных и их значении для человека; закрепление ...