Урок окружающего мира на тему "Как из зерна получилась булка", 1 класс, УМК "ШКОЛА 21 ВЕКА"
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс) на тему

  Урок окружающего мира "Как из зерна порлучилась булка" способствует созданию условий для расширения знаний о пользе хлеба, его ценности; формированию умения искать информацию. Способствует развитию речи, памяти, наблюдательности. Содействует воспитанию чувства бережного отношения к хлебу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_iz_zerna_poluchilas_bulka.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по окружающему миру на тему:

«Как из зерна получилась булка» УМК «ШКОЛА 21 ВЕКА», 1 класс.

Акимова Е.Ю.

учитель начальных классов

Цели:

  • создать условия для расширения знаний о пользе хлеба, его ценности, о труде хлебороба;
  • формировать умение искать информацию;
  • способствовать развитию речи, памяти, наблюдательности;
  • содействовать воспитанию чувства бережного отношения к хлебу.

Планируемые результаты

Предметные: научатся характеризовать деятельность людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, приводить примеры профессий; рассказывать на тему «Что делает хлебороб», называть хлебобулочные изделия, из чего их делают.

Регулятивные: планирование – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; оценка – оценивать результаты труда.

Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – знакомиться с трудом хлебороба, с тем, как растения кормят человека; называть хлебобулочные изделия, из чего их делают; знать о пользе хлеба, его ценности; логические – строить рассуждения.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – строить сообщение в соответствии с учебной задачей; взаимодействие – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Личностные: нравственно-эстетическая ориентация – уважать труд хлебороба и людей, связанных с производством хлеба, бережно относиться к хлебу; смыслообразование – понимать чувства одноклассников, учителя.

Средства обучения: учебник и  рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс, интерактивная доска,  презентация, задания для работы в группах.

I.  Мотивация к учебной деятельности.

Громко прозвенел звонок

Начинается урок.

Ровно встали, тихо сели,

На меня все посмотрели

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

II. Постановка проблемы:

1) Речевая разминка: «Какие хлебобулочные изделия ты знаешь»

Отгадайте загадку:

Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол

И от бабушки ушел.

У него румяный бок.

Кто же это? ( Колобок)

-Что хотели сделать с колобком все герои русской народной сказки?

- Почему они хотели съесть колобка? 

-Из чего был сделан Колобок? (из муки)

-А муку из чего делают?

-Предлагаю поиграть. Проведем речевую разминку. Кто больше назовет  изделий из муки, или как правильно их называют хлебобулочных изделий. (каравай, булочка, бублик….

2) Создание проблемной ситуации;

  На экране открывается  дерево, на котором развешаны изображения хлебобулочных изделий. (С.31 учебника.)

-Что вы видите на экране?

- Булки, баранки, батоны растут на дереве, сказал Вова.

-Оно так и называется: «хлебное дерево».

-Почему дети засмеялись?

 Может ли такое быть? Почему?

Учитель: - Хлебное дерево-уроженец Индии, но его разводят в тропических странах повсюду. Хотя плоды  дерева считаются безвкусными, индейцы их очень любят, а кроме того, они поджаривают и съедают многочисленные семена, которые скрыты в мякоти плода.

-Ребята, задумайтесь, о чём будет наш урок, какова его тема? 

-Что вы хотите узнать о хлебе?

- О хлебе.

- О булке.

- О муке и т.д.

- Как родился хлеб, булка. ?

- Как булка пришла к нам на стол?

-Кто назовет тему урока?

- Как родился хлеб, булка.      – Как из зерна получилась булка.

-Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы. Узнаем, как рождается хлеб.

 Желаю успехов в работе на уроке.

 Чтобы каждый в конце урока смог сказать:

Я понял…

Я умею…

Я знаю…

III. Реализация построенного проекта.

1). Начнем с практической работы.

-Назовите, что лежит у вас на столе. (карточки)

Работа в парах.

- Сейчас вы будете работать в парах. Давайте вспомним правила работы в паре.

  • Говори  спокойно
  • Не перебивай
  • Умей договориться

- Составьте цепочку, как получился  батон?( зерно- мука- тесто-булка )

С/Р

ПРОВЕРКА:

-Какую карточку вы положили первой?

-Почему первое слово «зерно»?

- Второй? Третьей? Четвертой?

ОЦЕНИТЕ себя на этом этапе работы, используя наши огоньки светофора.

-Я напомню:

    Я все сделал быстро, легко и правильно

    Я немного затруднялся, может у меня где-то неправильно, есть ошибка

    Стоп,  я не справился, мне нужна помощь

-Сколько слов в нашей цепочке?

-Посмотрите, у нас с вами получился план нашей работы. Мы должны будем последовательно найти ответы на каждое звено цепочки.

-Какие вопросы мы зададим себе?

-Откуда берётся зерно?

- Как и из чего получают муку?

 - Как делают тесто?

- Как выпекают хлеб, булочки и т.д.

2). Работа по учебнику.

- Рассмотрите картинки в учебнике. Попробуйте составить задание. 

           (расположи картинки по порядку, подумай, какой не хватает)

- Верно. И если мы правильно выполним это задание, то у нас выстроится алгоритм получения хлеба из зерна.

Самостоятельная работа с самооценкой, проверкой и обсуждением.

а) самостоятельная работа;

б)самооценка;

ОЦЕНИТЕ себя на этом этапе работы, используя наши огоньки светофора.

-Я напомню:

    Я все сделал быстро, легко и правильно

    Я немного затруднялся, может у меня где-то неправильно, есть ошибка

    Стоп, я не справился, мне нужна помощь

в)проверка и обсуждение.

Дети называют картинку, учитель прикрепляет ее к доске и обсуждают.

1.Вспашка поля.

-Землю    надо    вспахать, посеять   зерна, поливать  и  ухаживать за всходами.

2. Комбайн убирает зерно.

Специальные машины-комбайны убирают зерно.

3. Машина увозит зерно на элеватор.

-Зерно   хранят  на  элеваторе. Здесь   его очищают и  проветривают.

4. Переработка зерна на мельнице.

- Как вы думаете, что нужно сделать с зерном дальше?

- Видим ли мы этот момент в учебнике? (нет, эта картинка пропущена)

-С  элеватора   зерно  идет на  мельницу, где его  перемалывают  в  муку.

- Давайте посмотрим видеосюжет на эту тему.

5. Хлебозавод.

- Мука с элеватора поступает на хлебозавод, где специальные машины (роботы) замешивают тесто.

- А кто знает, видел, как мама замешивает тесто? Расскажите.

 (В муку добавляют воду, молоко, дрожжи, сахар и соль.)

- Чтобы испечь много хлеба или других изделий работают целые хлебозаводы. Где человеку помогают машины.

-И сейчас я вам предлагаю посмотреть, как выпекают батоны на хлебозаводе.

- Давайте просмотрим видеосюжет.

6. Хлебобулочный магазин.

-С хлебозавода все изделия развозят в магазины, где мы их и покупаем.

3). Работа в группах.

 - Следующее задание вы попробуете выполнить группой.

Группа большая – ряд. Какие правила работы в группе вы должны вспомнить?

  • Говори по очереди, спокойно
  • Не перебивай
  • Слушай говорящего
  • Обращайся по имени
  • Учитывай мнение своего одноклассника
  • Умей договориться

                                       (Дети садятся группами)

-Как вы уже поняли, прежде, чем хлеб придет к нам на стол, он совершит долгий путь, пройдет через добрые руки многих людей.                                     Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

-Сейчас мы должны будем найти ответ на вопрос: «Людям каких профессий мы должны сказать спасибо за хлеб?»

                        Ответы групп выводятся на экран. Работа каждой группы проверяется учащимися других групп, правильность оценивается кружками.

1). Тракторист, водитель, парикмахер, контролер.

2). Комбайнер,  мукомол, полицейский, почтальон.

3). Пекарь, продавец, учитель, врач.

-Раньше, людей,  которые работали на мельнице, называли мельниками, потом мукомолами. Сейчас труд людей заменили машины. А люди только следят за их работой. И теперь эта профессия называется- оператор по управлению тем оборудованием, которое вы видели.

Вывод: посмотрите, сколько много людей разных профессий стараются для того, чтобы получить хлеб.

  4).Народная мудрость о хлебе.

        а). Работа в парах.

- Как же мы должны относится к хлебу?

- Сейчас вы снова поработаете в парах. Правила работы вы помните, мы сегодня уже работали.

- Слова рассыпались, попробуйте составить пословицу, объяснить, как  вы  ее понимаете. 

«Хлеб – всему голова»

        б).- А сейчас, я предлагаю вам послушать стихотворение С. Михалкова «Булка» и ответить на вопросы.

Три паренька по переулку,

Играя, будто бы в футбол!

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя.

Остановился и вздохнул,

И на ребят, почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись, сердито,

Он долго пыль с неё сдувал.

И вдруг спокойно и открыто

При всех её поцеловал.

- Вы кто такой? – спросили дети,

Забыв на время про футбол.

- Я – пекарь! – человек ответил

И с булкой медленно ушёл.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой политы под небом,

Моря пшеницы золотой.

Учитель:-Как вы относитесь к поступку детей? Почему?

-Кто является главным героем стихотворения?

-Почему пекарь поцеловал булку?

-Нет для человека более приятного запаха, нежели аромат свежеиспеченного хлеба. Отношение к хлебу должно быть особое, как к святыне. О хлебе написано множество художественных произведений: рассказов, повестей, а также пословиц и поговорок.

       в).- А знаете ли вы пословицы или поговорки о хлебе?

IV. Итог урока и рефлексия учебной деятельности.

-  Какие маленькие открытия вы сделали для себя?

- Что для себя нового вы узнали?

-Где могут пригодиться в жизни они?

-Какая была тема нашего урока?

-Какие цели и задачи мы поставили перед собой?

-Достигли ли мы задач урока? Цели?

-Что вы узнали для себя нового на уроке?  

- Что вам понравилось на уроке?

-Ответим на  вопрос:

- Что приятнее всего? (Достичь желаемого).

- Какое задание больше всего понравилось на уроке?

- Какое задание вызвало затруднения? Почему?

- Что нового узнали на уроке?

-Что вспомнили?

- Повторите, где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания?

-Посмотрите, у вас у каждого на парте лежит колобок.  Нарисуйте ему:

- улыбку, если вы довольны своей работой и у вас все получилось

- удивленные бровки, если не все получалось, временами было непонятно

- знак вопроса, если было сложно, осталось много непонятного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока окружающего мира " Родина- что это значит" во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Конспект урока окружающего мира «Родина – что это значит?»,2класс, УМК Начальная школа 21 века.Учитель: Астахова Дарья Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ п. Пробуждение»Предмет: окружаю...

Конспект урока окружающего мира с применением Сингапурской структуры УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» 1 КЛАСС ТЕМА «О РЕЖИМЕ ДНЯ»

Конспект урока окружающего мира с применением Сингапурской структуры УМК "Начальная школа ХХI века" 1класс тема "О режиме дня"...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Как возникла письменность" 4 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

Публикация содержит подробный конспект урока + приложения (презентация, сообщения)...

Конспект урока окружающего мира "Луг и его обитатели" (УМК Начальная школа XXI века, 2 класс)

Тема: «Луг и его обитатели»Цели деятельности учителя: формирование знаний о природном сообществе “луг”; формирование представлений о животных луга, а также определение значения...

Урок окружающего мира "Что мы знаем о воде?" 2 класс, УМК "Школа XXI века"

Урок открытия новых знаний. Создание условий для открытия и ситематизации знаний о воде и ее своёствах. На уроке используется ется презентация "Вода и ее свойства"....

Технологическая карта урока окружающего мира "Лес и его обитатели" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс 2 часть)

Цель урока: формирования знаний о лесе, как природном сообществе, его обитатели и ярусыЗадачи урокаДидактические:Учить искать и выделять необходимую информацию в тексте;Обобщить и систематизировать зн...

Технологическая карта урока Окружающего мира "Среда обитания-что это такое?" (2 класс, УМК "Начальная школа XXI века")

Цель урока: формирование знаний о понятии «среда обитания», в котором живая и неживая природа взаимосвязаны и понятие «цепь питания».Задачи урокаДидактические:1. Знать понятие ...