Как мы общаемся с миром
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Климова Елена Алексеевна

Важность всех органов чувств в организме человека для полного восприятия окружающего мира. Органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Мы все разные.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 1 классе по курсу «Окружающий мир» №8.  

Тема: Как мы общаемся с миром.

Педагогическая цель

Создать условия для восприятия знаний  об общении с  окружающим миром с помощью зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, их общей роли в организме человека, применения полученных знаний в окружающей жизни

Тип урока

Урок открытия новых знаний. Урок-исследование.

Планируемые

результаты:

предметные

В совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться определять подходящими словами ощущения от восприятия окружающего мира с помощью зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния; знать способы восприятия окружающего мира с помощью пяти чувств; определять и называть органы чувств;

личностные

Осознавать красоту мира природы и культуры, которую дают нам почувствовать зрение, слух, осязание, вкус, обоняние; проявлять положительное отношение к учебному предмету «Окружающий мир», осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: в совместной  деятельности с учителем и одноклассниками учиться принимать учебную задачу (через проблемные вопросы), сохранить ее в течение всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении исследовательской работы в группе, заданий из учебника, на экране интерактивной доски); фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке.

Познавательные: через исследование и работу с учебником прийти к решению учебной задачи; совместно с одноклассниками или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации ( при исследовании предмета в группе, при работе с учебником – иллюстрации, репродукции картин), понимать простейшие модели; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; учиться строить простые рассуждения и выводы.

Коммуникативные: делиться своими впечатлениями от восприятия картин отечественных художников, учиться договариваться и работать в группе, использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя.

Основное содержание темы, понятия и термины

Важность всех органов чувств в организме человека для полного восприятия окружающего мира. Органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Мы все разные.

Образовательные ресурсы

А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Окружающий мир. 1 класс.

Этапы урока

Используемые технологии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся (УУД)

Приемы

контроля

осуществляемые
действия

формируемые
умения

1

2

3

4

5

6

I.Организацион-

ный момент

Ну-ка, проверяй, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте? Всё в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Личностные: Позволяют сделать учение осмысленным, увязывая с реальными целями, позволяя ориентироваться в нравственных нормах и правилах.

Проверка готовности к уроку.

II. Повторение пройденного материала.

Технология проблемного диалога

- На прошлом уроке шла речь о том, что все мы – люди, но и о том, что все мы различаемся. Вспомните и скажите, по каким признакам отличаются люди. Расскажите о себе по плану.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Коммуникативные: С помощью учителя повторяют имеющиеся знания о половых, возрастных и национальных различиях людей, рассказывают о себе.

Устные ответы

III. Актуализация знаний.

ИКТ, игровая технология.

- Какими бы мы разными не были, нас  всех объединяет любовь к мультфильмам. Поднимите руку те, кто любит их смотреть. Попробуйте отгадать название мультфильма. В каких русских сказках вы читали о «волшебных» предметах и, какие это предметы?

- Кто из вас хотел бы иметь таких  помощников?  А ведь вы имеете помощников, которые помогают вам узнавать мир и при этом они всегда с вами.

Смотрят фрагмент мультфильма «Вовка в тридевятом царстве», отвечают на вопросы учителя.

Познавательные:

Отбор необходимой информации.

Коммуникативные: Умение слышать, слушать и понимать одноклассников.

IV. Открытия новых знаний.

Технология проблемного диалога.

- Вспомните нашу осеннюю экскурсию. Кому она понравилась? Давайте и сегодня подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне, и на уроке у нас все получится.

- Расскажите, что на экскурсии вы увидели, услышали, почувствовали?

- Какие органы вашего организма помогали вам при этом?

Тема нашего урока: Органы чувств.

 Отгадывание загадок, первого правильно отгадавшего, пригласить вперед и надеть шапочку с соответствующим словом. Показать модели уха и носа, дать потрогать. Объяснить значение слова «кровля».

Два соседа - непоседа:

День на отдыхе, ночь на работе. (Глаза)

На скале сидит лягушка,

А спрыгнуть не может. (Нос)

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

Что мягче всего на свете? (Рука)

Две куколки на кровельке сидят. (Уши)

- Глаза, нос, язык, кожа и уши – это органы чувств: зрения,  обоняния, вкуса, осязания и слуха. Всего в организме человека 18 органов чувств, но сегодня мы поговорим только о пяти.

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные: умение формировать тему урока по известным данным.

Коммуникативные: Умение слышать, слушать и понимать одноклассников.

V. Физминутка.

Первичное закрепление понятий.

Здоровьесберегающая и  игровая технологии.

Учитель перечисляет вышедшим вперед детям чувства и показывает движения, соответствующие этим понятиям. Затем называет их всем детям, меняя порядок слов, а дети должны не ошибиться в движениях. В качестве варианта на следующем уроке в целях повторения, можно называть понятия с повторами и ускорением темпа. Можно путать детей, показывая им неверные движения.

Выполняют движения за учениками в шапочках.

Регулятивные: Обеспечивают возможность управления познавательной деятельностью и применение полученных знаний в жизненных ситуациях.

Правильность выполнения движений, соответствующих понятиям.

VI. Постановка учебной задачи

Технология проблемного диалога. Построение проекта выхода из затруднения, групповая технология.

Обращаясь к детям – «Чувствам») – Как вы думаете,  кто из вас главнее, важнее в организме человека?

 

1 группа – «Зрение»: - Не трогая предмет, а только внимательно  рассмотрев его, опишите друг другу и нарисуйте. (На столе маленький красный пластмассовый мячик.)

2 группа – «Слух»: - по очереди взять в руки таинственную коробочку, послушать, что в ней перекатывается и попробовать нарисовать этот предмет. (В коробке зеленый карандаш.) Показать модели уха и носа, дать потрогать.

3 группа – «Вкус»: попробовать на вкус и нарисовать, из чего он приготовлен, поставив в правом верхнем углу № пакета. (Несколько заклеенных бумагой упаковок с соком и соломинки).

4 группа – «Обоняние»: - Не раскрывая коробочки, а только осторожно понюхав, нарисуйте, что это может так пахнуть. (В коробках апельсиновая кожура и ватка, смоченная в эфирном масле «Пихта».)

5 группа – «Осязание»: - по очереди пощупайте предмет в мешочке и попробуйте угадать, что это может быть. (В непрозрачном мешочке резиновая небольшая игрушка.)

Выступление группы «Зрение» с рисунками и описанием формы, цвета и размера мяча.

- Как вы думаете, легко ли на «глаз» определить легкий мяч или тяжелый, как он звучит, из какого он сделан материала, пахнет приятно или нет. Вывод: Без осязания руками и обоняния не обойтись.

Выступление группы «Слух» с рисунками и описанием.

- Можно ли только на «слух» определить форму, размер, цвет, температуру предмета, из какого он сделан материала, как пахнет, какой на вкус? (Вскрыть коробку и показать карандаш.)Вывод: Без других органов чувств не обойтись.

Выступление группы «Вкус» с рисунками и описанием.

- Трудно ли вам было распознать вкус сока? Какие еще чувства вам помогали? В каких жизненных ситуациях прежде чем попробовать нужно увидеть, потрогать, понюхать предмет? Вывод: одним чувством вкуса не обойтись.

Выступление группы «Обоняние» с рисунками. Вскрыть коробки и убедиться, не ошиблись ли дети. Вывод: Одним обонянием не обойтись.

Выступление группы «Осязание» с описанием предмета в мешочке.  Достать и показать предмет.

Вывод: Без зрения, обоняния, вкуса не узнать предмет.

Все 5 чувств выйдите вперед. Все вы важны для человека и дружно работайте, помогая нам жить в окружающем мире.

Исследуют и зарисовывают воображаемый предмет.

Регулятивные: учиться принимать учебную задачу, сохранять ее в течение всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме. Познавательные: совместно с одноклассниками или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, учиться строить простые рассуждения и выводы.

Коммуникативные: учиться договариваться и работать в группе. Использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем и сверстниками.

VII. Закрепление.

Использова

ние

ИКТ.

Работа по учебнику с. 18-19.

- Чтобы понять, что чувствуют и видят герои картин, станем маленькими, как наши пальчики и тихонько подойдем к персонажам на картине и понаблюдаем вокруг. (на экране сменяются репродукции.)

Устные ответы детей.

Познавательные: исследование, отбор информации, моделирование изучаемого материала.

Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать одноклассников.

Работа по учебнику, рассматривание, обсужде

ние. Правиль

ность высказы

ваний.

VIII.Пальчиковая

физминутка.

Здоровьесберегающая и  игровая технологии.

Мы делили апельсин, много нас, а он один.

Эта долька – для ежа, эта долька – для чижа,

Эта долька – для утят, эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра, а для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда.

Разбегайся кто куда!

Выполняют движения под руководством учителя.

Регулятивные: Коррекция своих действий.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Технология самаоценки.

- Что полезного для себя узнали на уроке? Что вам

 понравилось? Почему? Что вызвало затруднение? Почему? Сколько органов чувств мы сегодня изучали? Перечислите их.

- Сколько пальцев на руке? Тоже 5.

- Обведите свою ладошку на листе бумаги, карандашом любого цвета и в центре ладошки нарисуйте солнышко. Если вы запомнили все, чем мы занимались на уроке, и вам все было понятно, то нарисуйте улыбку на нем. Если что-то вызвало затруднения или было непонятно, то нарисуйте строгое лицо. Если вы плохо поняли тему урока, то нарисуйте унылое лицо.

- Наш урок закончен. Вы все сегодня молодцы. Берегите себя!

нарисованные ладошки и солнышки на них.

Регулятивные: Оценивание своей успешности усвоения нового материала. Умение точно формулировать свои мысли.

Правильное выполнение движений.

Климова Е.А. Окружающий мир


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов первой квалификационной категории Климова Елена Алексеевна

Слайд 2

Муниципальное автономное образовательное учреждение гимназия №5 г. Новороссийск Краснодарский край

Слайд 3

Урок в 1 классе по курсу «Окружающий мир» УМК «Перспектива» Плешаков А. А. Тема: «Как мы общаемся с миром» Тип урока: Открытия новых знаний. Урок-исследование. Цель урока: Создание условий для восприятия знаний об общении с окружающим миром с помощью зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, их общей роли в организме человека, применении полученных знаний в жизни. Задачи: Учиться определять подходящими словами ощущения от восприятия окружающего мира и способы восприятия с помощью чувств, называть органы чувств; Осознавать красоту мира природы и культуры с помощью органов чувств; Проявлять положительное отношение к учебному предмету, осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу.

Слайд 4

Повторение пройденного материала Фронтальная форма работы

Слайд 5

Актуализация знаний

Слайд 6

Открытия новых знаний

Слайд 7

Открытия новых знаний

Слайд 8

Физминутка Первичное закрепление понятий .

Слайд 9

Постановка учебной задачи

Слайд 10

Группа «Зрение » Группа «Обоняние»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Группа «Слух»

Слайд 2

Группа «Вкус»

Слайд 3

Группа «Осязание» Осознание важности всех чувств

Слайд 4

Закрепление осознание уникальности и толерантности в ощущениях окружающего мира развитие умения точно формулировать свои мысли

Слайд 9

Пальчиковая физминутка

Слайд 10

Рефлексия Осуществление самооценки работы учащихся на уроке и итогового контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Как мы общаемся с миром"

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Как мы общаемся с миром"...

Презентация к уроку окружающего мира "Как мы общаемся с миром"

Презентация к уроку окружающего мира "Как мы общаемся с миром"...

Родительское собрание «Как научить ребенка общаться в мире людей. Поговорим о дружбе».

Цель: сформировать у родителей понимание значимости эффективного общения ребенка с окружающими людьми. Задачи: - определить значение умения общаться в жизни человека; -проанализировать ...

Как мы общаемся с миром

Материал можно использовать на уроке окружающего мира....

Конспект урока окружающего мира по теме: "Как мы общаемся с миром", 1 класс, УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с  органами чувств и признаками, отличающих человека от других живых существ.Планируемые результаты:Предметные:Знать:-органы чувств;- признаки, от...

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Как мы общаемся с миром". 1 класс.

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Как мы общаемся с миром". 1 класс....