Цветок , его роль в жизни растения
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Моисеева Светлана Олеговна


На уроке окружающего мира в 3 классе у учащихся формируется представление о разнообразии цветков, о строении цветка,о цветке как органе размножения растений.Продолжается работа по воспитанию бережного и экологически грамотного отношения к цветковым растениям. Актуализация опорных знаний проводится в форме игры, в которой создаются условия для формиирования умения работать в группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir_tsvetok.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира УМК «Гармония».

Учитель: Моисеева Светлана Олеговна ГБОУ СОШ №3

Класс: 3-б класс

Тема: "Цветок и его роль в жизни растений"

Тип урока: урок открытия новых знаний на основе деятельностного метода.

Планируемые результаты:

- формирование умения объяснять, как строение цветка связано с его выполняемой функцией.

- формирование умения понимать смысл терминов: цветок, цветоножка, венчик, чашечка, пестик, тычинка, околоцветник.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

- продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

- продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

- продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой

Коммуникативные УУД

- продолжить формирование умения осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

 - продолжить формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД

- продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Личностные УУД

- создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Формы работы:

Методы: словесные, наглядные.

Задачи урока:

  • формировать представление о разнообразии цветков, о строении цветка, о цветке как органе размножения растений;
  • развивать воображение, эмоциональное восприятие природы;
  • продолжить развивать умения выявлять взаимосвязи между растениями и животными,
  • моделировать целостный объект из его частей;
  • продолжить воспитание бережного и экологически грамотного отношения

            к цветковым растениям.

Оборудование:

карточки с изображением одиночных цветков и разных соцветий, цветущие комнатные растения, детали для моделирования строения цветка., правила игры,задания.

                                                   Ход урока.

  1. Актуализация опорных знаний. Игра «Крестики- нолики»

 «В мире растений».

  1. Изучение нового материала.

- Перечислите названия цветущих растений сада, поля, луга, леса, водоёмов.

- Чем они различаются? «одиночный цветок» и «соцветие».

      3. Постановка  новой познавательной задачи.

 – найти сходство в строении разных цветков.

-   учебная статья  с. 98. Читать текст, моделировать строение цветка у доски.

      4. Ставим перед учениками проблему:

- для чего цветёт цветок?

Выделяем основную функцию цветка – создать плод с семенами.

Цветок – орган размножения растения.

-   как на месте цветка образуются семена. читаем текст (с. 99–100).

Венчик, состоящий из лепестков, окружает тычинки (мужскую часть цветка) и пестик (женскую часть цветка). Если цветок не имеет пестиков или тычинок, он называется

соответственно мужским или женским.

 В задании №37 приводятся примеры растений, у которых цветки различаются тем, что у тыквы цветки одиночные, а у орешника – соцветия. Сходство этих растений в том, что у этих растений одни цветки мужские (с тычинками), другие – женские (с пестиками). В отличие от тыквы и орешника, у кислицы (задание №39) и тычинки, и пестик находятся в одном цветке.

Для образования семени прежде всего необходимо, чтобы созревающая на тычинках пыльца попала на верхнюю часть (рыльце) пестика, т. е. произошло опыление. Пыльцевые зёрна – это мужские клетки. Клетки семязачатка в пестике – женские. Растения идут на самые разнообразные «уловки» с единственной целью – осуществить опыление. Окраска и запах играют большую роль в жизни цветковых растений, в их размножении. Цветкам, которые опыляются птицами, нужна яркая окраска: птицы хорошо видят, но плохо ощущают запах. Цветки посылают в воздух «ароматные» молекулы, привлекая насекомых, и те опыляют их. Цветки, которые опыляются ночными насекомыми, имеют сильный запах. Ночные насекомые

плохо видят, а запах чувствуют хорошо. Опыляются цветки и ветром,

однако около 80% цветковых растений опыляются насекомыми.Что происходит после опыления? Попав на рыльце пестика, пыльца быстро прорастает: выпускает пыльцевую трубку, которая растёт внутрь пестика. Внутри пестика происходит оплодотворение – мужская и женская клетки сливаются, дав начало зародышу.

Если оплодотворение произошло, начинает развиваться питательная ткань.

        5.Для закрепления полученных знаний выполняется задание № 38.

По иллюстрациям (с. 99–100) ученики увидят, как сильно отличаются плоды и семена разных цветковых растений (по форме,размерам, цвету, вкусу, твёрдости, сочности и прочее).

Называются плоды цветковых растений по-разному.

         6.Вопросы для беседы.

-Как называется привлекающая насекомых сладковатая жидкость, образующаяся в цветках? (Нектар.)

-Почему нектарники располагаются в глубине цветка?

-Для чего на лепестках некоторых цветков имеются яркие отметины? (Отметины называют медоуказателями, они помогают насекомым найти нектар.)

-Какую часть цветка называют женской? мужской? (Пестик, тычинки.)

-Как называют мельчайшие пылеобразные зёрнышки, которые образуются в тычинках? (Пыльца.)

-Какой процесс называют опылением?

-Есть ли цветки с лепестками, тычинками и пестиками у хвойных деревьев? (Нет.) Где развиваются семена этих растений?(В шишках.)

-У каждого ли цветка есть и тычинки, и пестик? (Нет.)

-Что означает слово «соцветие»? Приведите примеры соцветий.

-Цветки каких сортов капусты используются в пищу? (Цветной, брокколи.)

-Цветки каких растений используются при приготовлении мыла, шампуня?

-Почему становятся редкими некоторые цветковые растения?

-Какие растения вашей местности занесены в Красную книгу?

       7.В конце урока можно выполнить экспресс-тест No 2

. Ответы к тестовым заданиям

(тетрадь 2013 года издания со знаком ФГОС)

Экспресс-тест No 2, вариант 1

Галочки у номеров – 1, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12.

Экспресс-тест No 2, вариант 2

Галочки у номеров – 1, 3, 6, 7, 9, 12.

Высказывание под No 11 неверно, потому что фотосинтез идёт

с обязательным участием углекислого газа!

        8.Дома

с.97-100- самопроверка своих знаний,

задачник

Ответы к кроссворду:

кислород, очерёдное, стебель, семена, ты-

чинки, кислица, побег, плоды, лист, цветок, корень, семядоля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"

План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...

Использование элементов современных педагогических технологий на уроке окружающего мира «Жизнь растений. Какие бывают растения?»

В разработке урока применены современные технологии проблемного обучения, при подготовке к уроку учащимися были проведены исследования...

Конспект урока по технологии. Тема "Вода в жизни растений. Вода в жизни животных. Проращивание семян". 1 класс.

Конспект урока по технологии. Тема "Вода в жизни растений. Вода в жизни животных. Проращивание семян". 1 класс. ...

Конспект урока по технологии на тему: "Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. (проращивание семян)" 1 класс

Конспект урока по технологии на тему: "Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. (проращивание семян)" 1 класс...

Цветок, его строение и значение в жизни растений. Соцветия.

Цветок, его строение и значение в жизни растений. Соцветия....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ "КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ"...