Особенности формирования навыков общения у детей с интеллектуальной недостаточностью
статья по окружающему миру (1 класс) на тему

Куницына Антонина Степановна

Формирование у детей с нарушением интеллекта познавательных и личностных мотивов общения. Развитие коммуникативной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности формирования навыков общения у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Актуальность.  Младший школьный возраст – большой период жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок  открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще не совсем доступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождаются межличностные взаимоотношения со сверстниками – самостоятельная сфера общения детей, моделирующая межличностные отношения взрослых.                                                                                                                                             Дети постоянно меняются, как и сама жизнь. Они больше умеют, знают, чем, например 20 лет назад. Изменяется и их отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. С появлением компьютера в жизни детей они  меньше внимания стали уделять общению со сверстниками.                                                                                                                          Проблема данной темы актуальна еще и тем, что именно в этот период происходит формирование личности. Это определяют Л.С. Выготский  (1984), Д.И. Аугене (1987), А.А. Леонтьев (1999), В.Г. Петрова (2004). Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.Поэтому необходимо знать причины затрудненного общения у младших школьников, чтобы во время провести коррекционную работу с ребенком.                          Дети с нарушением интеллекта, поступающие в коррекционные учреждения, не обладают необходимым уровнем социальной зрелости, являющейся одним из важнейших аспектов психологической готовности к обучению: у них отсутствует потребность в общении со сверстниками, умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Большую часть пропедевтического периода педагогу приходится использовать на попытки упорядочить процесс общения в классе, что является весьма нелегкой задачей.  Низкий уровень речевой активности; Ситуативный характер общения; Дефицит эмоциональной отзывчивости; Однообразие и бедность познавательных контактов; Инфантилизм; Страдает произвольная регуляция эмоциональной сферы; Наблюдается несформированность морально- нравственных качеств;                                                              Исследования в области специальной психологии и педагогики  Н.Л. Коломинский (1978), Ж.И. Намазбаева (1986) показали, что наличие интеллектуального дефекта у школьников отрицательно влияет на развитие межличностного общения, приводят к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними. Специфика нарушений общения учащихся коррекционных школ VIII вида обусловлена трудностями поведения, недоразвитием смысловой стороны речи, являющейся основным средством общения, особенностями самовосприятия и самооценки, особенностями восприятия и понимания  личностных особенностей других людей. Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. Большое значение уделяется к проблеме психологической адаптации детей к школе и  обществу, где ведущую роль играет общение детей с взрослыми, как центральное звено когнитивного и волевого развития ребенка.                                                                                       Наша задача заключается в том, чтобы, опираясь на характеристики общения          нарушенным интеллектом, в коррекционной работе создать условия для формирования навыков межличностного общения, умений применять определённую стратегию поведения в процессе взаимодействия с человеком в зависимости от сложившейся социальной ситуации .Наиболее крупными исследованиями, специально посвященными проблеме общения школьников начальных классов с нарушением интеллекта, являются работы В.Г. Петровой (2004), которая выявила ряд особенностей восприятия и понимания человека учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида. Школьникам с нарушением интеллекта доступно выражение основных человеческих эмоций, однако восприятие интеллектуальных эмоций вызывает значительные затруднения Дети с интеллектуальной недостаточностью в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении Это объясняется рядом причин. Прежде всего, низким уровнем развития речи этой категории детей.  Речь у ребенка с нарушением интеллекта появляется не только значительно позже, но и характеризуется специфическим недоразвитием всех компонентов речи от фонематического до семантического ее уровней. В этой связи речь школьника с интеллектуальным недоразвитием не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения, что обедняет все виды его деятельности. Отсутствие речевой инициативы способствует возникновению у школьников с нарушением интеллекта речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций.                                                                                                                   Одной из причин нарушений в общении у детей является недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции учеников начальных классов с нарушением интеллекта отличаются недостаточной дифференцированностью, с характерной нестабильностью и резкими перепадами в настроении. Эмоциональные реакции ученика бедны, их проявления носят негативный характер, а его оценки в большинстве случаев неадекватны в ситуациях, что устойчиво влияет на все формы социальных контактов с окружающими людьми.                                                                                                                                                                 Уровень самостоятельности при взаимодействии, как со взрослыми, так и со сверстниками, проявляется на неудовлетворительном уровне ,ситуация с возрастом изменяется в лучшую сторону, но показатели общения у детей с психическим недоразвитием остаются низкими в сравнении с показателями детей с задержанным развитием.В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость (они слишком подвижны, трудноуправляемы), а иные, наоборот – вялость, апатию (они не проявляют интереса к играм, чтению им книжек). Среди таких детей встречаются ребятишки с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма (желанию делать все наоборот), излишней агрессивности, либо ранимости, обидчивости. Учителя и воспитатели постоянно сталкиваются с необходимостью искать подход к трудным и неконтактным детям. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание.                                                                                       Общение является одним из самых основных видов деятельности в школьном возрасте. Дети разного возраста общаются с взрослыми и друг с другом. Потребность в общении у ребенка появляется рано. Поэтому эту потребность необходимо удовлетворять, так как дефицит общения может привести к замкнутости и дезадаптации ребенка к жизни. Общение представляет важный развивающий компонент, так как общение проявляется в различных формах.                                                                                                                                          Ребенку будет легче всего освоить формы общения через сюжетно-ролевые игры, песни, сценки, танцы, рисование. В перечисленных видах упражнений ребенок многократно может повторять одни и те же звуки, слова фразы, предложения, и в самых разных формах общенияУчителя и воспитатели постоянно сталкиваются с необходимостью искать подход к трудным и неконтактным детям. Непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых невозможно полноценное обучение и воспитание.                                                             Дети с нарушением интеллекта развиваются по тем же законам, что и дети с нормальными интеллектуальными возможностями, их жизнь и социальный опыт складываются под влиянием общественных отношений и связей, поэтому направленное формирование речи у этой категории детей следует также рассматривать в контексте развития навыков коммуникации и общения. Для школьника с нарушением интеллекта чрезвычайно важен не только сам процесс участия в общении, но, прежде всего, понимание ситуации, в которой осуществляются способы воздействия участников коммуникативного процесса.                                                                                                 Необходимо обучение детей с недостатками интеллекта технологиям общения, направленного формирования у них коммуникативных умений и навыков.                                        С этой целью в программу для 0 — IV классов школы VIII вида Э.В. Якубовской, И.М. Бгажноковой (1997) введен курс «Устная (разговорная) речь». Задачи названного курса заключаются в том, чтобы ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов; помочь детям осмыслить и обобщить имеющийся у них речевой опыт; улучшить такие качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикцию, интонацию, выразительность; повысить общую культуру речевой коммуникации и общения. С нового учебного года будет введён этот предмет.                                                                                                                                             Проблема коррекции общения у детей с нарушением интеллекта в подавляющем большинстве случаев является комплексной медико-психолого-педагогической проблемой, то есть преодолевать коммуникативные трудности, необходимо комплексно, проводить не только уроки всех предметов, логопедические занятия и развитие речи, а также систематически проводить занятия по развитию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста, уделять большое внимание речи ребенка между сверстниками. В диалоге ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, а значит, он учится общаться с ними.

             

 


. У умственно отсталых детей отмечается длительное отсутствие активной речи, недостаточное понимание обращенного к ним высказывания, что затрудняет формирование коммуникативной функции .В.В. Воронкова предлагает обратить внимание на начальный этап обучения умственно отсталых детей, а именно на соблюдение общедидактических требований к постановке вопросов, что способствует правильному формированию речевого высказывания:                                                             1. Вопросы задаются всему классу, чтобы привлечь внимание школьников, учить их слушать и понимать обращенную к ним речь.                                                                                                           2. Учащимся дается время на обдумывание ответа.                                                                              3. Вопросы не должны предполагать односложного ответа «да» или                                        4. Нельзя задавать вопросы, которые требуют двойного ответа («Каких диких и домашних животных вы знаете?»).                                                                                                                    5. Необходимость включать в вопрос почти все слова, которые войдут в ответ ученика, чтобы облегчить ребенку задачу правильного построения фразы (Как зовут этого мальчика? Этого мальчика зовут Коля).                                                                        6.Требование полного, правильно построенного ответа и обобщений о полученных знаниях.                                                                                                                                                                         Также для развития навыка речевого общения необходимо использование различных игр и методических приемов. Существует несколько видов данных приемов:

  • сопряженная речь;
  • отраженная речь;
  • хоровая речь;
  • речь с движением.

Исходя из теоретического положения и тех умений, которые должны развиваться в добукварный период, можно использовать упражнения, направленных на формирование речевого навыка.                                                                                                                       НАПРИМЕР:                                                                                                                                 Упражнение № 1 «Говорим и показываем»                                                                                                     Цель: формировать умение слушать и понимать обращенную речь. Оборудование:наглядные картинки с изображением действий.                                               Способ выполнения: Предлагаем детям выполнить следующие действия (после каждого действия озвучить, его название): встать, попрыгать, сесть. Затем показать и озвучить действия по словесной инструкции: ест, пьет, умывается, спит, рисует, читает. Упражнение № 2 «Кто, где живет»                                                                                                                       Цель: формировать умение слушать и понимать обращенную речь.                            Оборудование:  интерактивная  доска (интерактивное задание)                                                  Способ выполнения: практический.                                                                                       Упражнение № 3 «Вопрос-ответ»                                                                                                    Цель: развивать умение давать полный ответ на вопрос с опорой на наглядный материал. Оборудование: мяч, наглядные картинки, доска.                                                                        Способ выполнения: Учитель вывешивает на доску изображение, задает вопрос и кидает мяч ребенку. Например:                                                                                                                  Учитель:– Что моет девочка?                                                                                                  Ребенок:– Девочка моет посуду.                                                                                        Примечание: даем ребенку время на обдумывание ответа на вопрос.                           Упражнение № 4 «Что купила мама?»                                                                                                          Цель: развивать умение давать полный ответ на вопрос.                                               Оборудование: наглядные картинки с изображением предметов, мешочек.                           Способ выполнения: Подносим мешочек, наполненный картинками, предлагаем ребенку закрытыми глазами достать одну картинку, ребенок смотрит что изображено, затем отвечает на вопрос «Что купила мама?». Например: учащийся достает изображение машины и говорит: - Мама купила машину.                                                                         Упражнение №5 «Зоопарк»                                                                                                                              Цель: формировать навык развернутой речи с опорой на сюжетные картинки и вспомогательные вопросы.                                                                                                  Оборудование: интерактивная доска (интерактивное задание)                                                                                                                                                Способ выполнения: практический.:                                                                                                            Учитель: - Что вы видите на картинке?                                                                                                         Учитель: – Кто пришел в зоопарк?                                                                                        Учитель: – Кого видели в зоопарке?                                                                                         Учитель: – Кто из животных понравился больше всего?                                           Примечание: даем время на обдумывание ответа. Следим за полнотой и развернутостью ответов.                                                                                                                                 Упражнение № 6 «Цирк»                                                                                                                       Цель: формировать умение при ответе на вопрос выделять интонацией то слово, которое несет основную смысловую нагрузк                                                                                                     Способ применения: На доске записывается предложение. Учитель задает вопросы, интонационно выделяя то, на что следует в ответе сделать смысловую нагрузку. Затем учащиеся отвечают на вопросы.                                                                                          Например: Дети завтра пойдут в цирк.

Учитель:- КТО пойдет в цирк?                                                                                                                        Ребенок:- ДЕТИ завтра пойдут в цирк.                                                                                                                                                    Учитель:- КОГДА дети пойдут в цирк?                                                                                                                                                                                                                                                               Ребенок:- Дети ЗАВТРА пойдут в цирк.                                                                                                                        Примечание: следим за правильным интонационным ударением в ответе, даем время на обдумывание ответа.                                                                                                                      Упражнение № 7 «Скажем вместе»                                                                                                                           Цель: формировать умение слушать и повторять вместе с учителем различные чистоговорки; развивать у детей неторопливый темп, правильную артикуляцию и дикцию, соблюдать паузы, интонационно выделять нужные слова.                                                                       Способ применения: Учитель зачитывает чистоговорку учащимся, а затем дети повторяют ее вместе с учителем. Например:                                                                                                                                 Была у Алёнки болонка,                                                                                                                                                                  Была у болонки Алёнка.                                                                                                                            Алёнка гуляла с болонкой                                                                                                                                                 Болонка гуляла с Алёнкой. 

Кукушка кукушонку                                                                                                                                        Купила капюшон.Надел кукушонок капюшон                                                                                                                    В капюшоне кукушонок смешон                                                                                                                  Упражнение № 8 «Зеркало»                                                                                                                                                              Цель: формировать умение слушать и повторять самостоятельно; развивать у детей неторопливый темп речи, правильную артикуляцию и дикцию, соблюдать паузы, интонационно выделять нужные слова.                                                                                      Оборудование: школьные принадлежности.                                                                                                                Способ применения: Учитель выкладывает на парту различные школьные принадлежности (ручка, карандаш, пенал, рюкзак, тетрадка и т.д.). Учитель берет один предмет и произносит предложение, это предложение повторяет учащийся, затем этот ученик берет другой предмет и тоже произносит предложение, его повторяет уже следующий первоклассник. Игра продолжается по цепочке. Например:                                                                              Учитель: (берет ручку) - У меня в руках ручка.                                                                                         Первый ребенок: - У меня в руках ручка, (потом берет пенал) - У меня в руках пенал.  Второй ребенок: – У меня в руках пенал, (потом берет тетрадь) - У меня в руках тетрадь.                                                                                                                                                  Упражнение № 9 «Зимушка-зима»                                                                                                                     Цель: формировать у детей плавную, четкую и выразительную речь.                                               Способ применения: Учитель делит учащихся на ряды, затем зачитывает стихотворение, дети слушают, потом повторяют данное стихотворение сначала один ряд хором, потом другой. Например:                                                                                                                                                      Зимушка-зима.                                                                                                                                По дороге по прямой                                                                                                                                                                        Шла зима с морозами,                                                                                                                                                         Шла зима к себе домой –                                                                                                                              Снег стелила розовый.                                                                                                                                            За зимою две метели                                                                                                                                               Снег тот веяли, мели,                                                                                                                                           Снег взвивали, как хотели,                                                                                                                                         И кидали хрустали.                                                                                                                                    Примечание: Следим за плавностью, четкостью и выразительностью речи каждого ребенка.

Упражнение № 10 «Бабочка» 

Цель: развивать моторику первоклассников.

Способ применения: Учитель без участия первоклассников зачитывает стихотворение и на каждую строчку указывает действие, затем вместе с учащимися повторяет каждую строчку, при этом выполняя определенные действия. Например:

Бабочка                                                                                                                                                                  Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)                                                                            Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)                                                                               Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)                                                                                        Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)                                                                                                             Солнце утром лишь проснется,                                                                                                                                                Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Таким образом, обучение первоклассников речевому общению, в частности правильному высказыванию, способствует повышению уровня их общего развития. В процессе работы по развитию речи дети узнают назначение предметов окружающего быта, узнают и показывают действия бытового характера, по возможности называют все это, учатся строить простую фразу, знакомятся с предметами и явлениями окружающего мира. У детей расширяется пассивный словарь, активизируется собственная речь, она становится в большей мере средством коммуникации и помогает в дальнейшем.

Формирование навыков общения детей в коллективной деятельности                                     Л.С. Выготский, развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении, что именно коллектив выступает на первое место как фактор развития и коррекции недостатков психических функций ребенка В процессе общения помогаем детям устанавливать контакты: хочешь, чтобы тобой дружили - старайся без ссор и крика договариваться; вежливо обращаться с просьбой; если надо, то уступать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать ход игры шумным вторжением. Учись проявлять к товарищу внимание, вежливость и заботливость,  благодари за оказанную помощь и умей сдержанно выслушать замечания в свой адрес. Акцент при этом  ставится на понятие«дружба», как важной нравственной ценности.                                                                                          Не рекомендуемые фразы для общения:                                                                                            Я тысячу раз говорил тебе,                                                                                                                                                   -Сколько раз надо повторять…
-О чём ты только думаешь…
-Неужели тебе трудно запомнить, что…
-Ты становишься…
-Ты такой же как,…
-Отстань, некогда мне…
-Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…                                                                                                 Играем в такие игры как:                                                                                                                                              1. «Волшебный мяч». Дети бросают мяч друг другу, приветствуют других детей добрыми словами.                                                                                                                                       2. «Давайте поздороваемся». Дети здороваются друг с другом определённым образом: один хлопок-здороваются за руку, два хлопка-здороваемся плечиками, три-спинками.        3.  «Деревья». Все «деревья» (дети) растут хорошо, а одно не растёт, засыхает. Что делать? Поливаем, рыхлим землю, собираем вредителей. А если это не дерево, а человек, которому  плохо? Можно погладить, обнять, пожалеть и т. д.                                                     4.   «У нас гости»,  «Комплименты», «Фотография на память», «Переговори соседа»,(скороговорки), «Доскажи словечко», «Помоги животным», «Большой – маленький», »Волшебное слово», «Четыре секрета общения»( называть только по имени, второй секрет – улыбка, третий секрет – не перебивать собеседника, четвёртый секрет – жесты, мимика)                                                                                                                                                                                         5. Тренинги уверенного поведения:  «Знакомство», «Комплименты», тренинг формирования коммуникативной компетенции -  «Дружба начинается с улыбки»  ,  «Мой класс»  и др.                                                                                                                                      Игровая деятельность, драматизация  как нельзя лучше подходят для развития коммуникативных навыков. Помогает детям овладеть средствами коммуникации
В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.                                                            Играя, дети учатся следовать правилам, постигать социальные отношения, учатся переносить неудачи, поражения, переживать успех, учатся общению. Игра – это удовольствие для детей и школа общения.

Просмотр презентации»Формирование навыков общения у детей с интеллектуальной недостаточностью в коллективной деятельности, 1 класс»                                (из жизни класса)                                                                                                                                           Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.                                                              

ЛИТЕРАТУРА

  Намазбаева Ж. И. Развитие личности учащихся вспомогательной школы: автореф. дис. канд. психол. наук. - М.: АПН СССР, НИИ дефектологии, 1986. - 34 с.

  Петрова В.Г  Психология умственно отсталых. – М.: Академия, 2004. – 160 с.

  Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. – М.: АПН РСФСР, 1969. - 392                                                                                         Якубовская Э.В. Особенности речевого развития учащихся 1 класса // Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка/ Под ред. М.Н. Перовой. – М., 1997. – С. 15-26.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   


                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование природоведческих представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью через региональное содержание предметов "Живой мир", "Занимательный труд", "Изобразительное искусство""

В статье представлен материал о познавательных уроках усвоение обучающимися определенных знаний о родном крае, начальные представления о самобытности культуры Русского Севера....

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Чтобы рационально построить  работу,по формированию математических представлений у обучающихся с ОВЗ, педагогу необходимо знать характер возникающих у них трудностей. Причиной затруднений мо...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА «Особенности формирования фонематического восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью»

Данный материал будет интересен педагогам-дефектологам, логопедам. В Дипломной работе освещены теоретические аспекты проблемы формирования фонематического восприятия у детей с интеллектуальной недоста...

«Специфика работы по формированию у детей с интеллектуальной недостаточностью гигиенических навыков и навыков самообслуживания»

СОДЕРЖАНИЕ1. Особенности формирования гигиенических навыков и навыков самообслуживания  у обучающихся с нарушениями интеллекта ……………………&hel...

Особенности нарушения письменной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью

Презентация "Особенности нарушения письменной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью"...