Зона степей
материал по окружающему миру (4 класс) на тему

Пчёлкина Мария Вячеславовна

В данной папке находятся все необходимые материалы для проведения урока по теме "Зона степей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon zona_stepey.zip1.76 МБ

Предварительный просмотр:

Пчёлкина Мария Вячеславовна

учитель начальных классов

МБОУ СШ № 10 г. Павлово

Класс: 4

Тема урока: Зона степей

Предмет: окружающий мир

Авторы учебника: Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова.

УМК: «Начальная школа XXI века»

Тема урока:  Зона степей

Цель: познакомить с особенностями неживой природы, растительным и животным миром зоны степей

Задачи:

- сформировать у учащихся представление о природных особенностях зоны степей, учить самостоятельно добывать знания;

-  развивать речь учащихся, мыслительные операции (обобщение, анализ, сопоставление);

-  продолжать воспитывать у детей уважительное отношение к выступающим одноклассникам, чувство взаимопомощи, умения организовывать работу в паре, в группе.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Оборудование: учебник: Окружающий мир: 4 класс : учебник для учащихся общеобразовательных организаций/Виноградова Н. Ф., Калинова Г. С. – М.: Вентана-Граф, 2014.; гербарий растений зоны степей, карта природных зон, сообщение ученика о кулане (см. приложение), презентация учителя.

Ход урока:

Этап урока

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

1 мин

Настроить на позитивный лад

- И вновь один из наших любимых предметов – окружающий мир. Надеюсь, он принесёт вам радость открытия  новых знаний. Садитесь, пожалуйста, проверьте посадку.

Дети садятся, проверяют посадку.

Повторение

3 мин.

Отработать ошибки, допущенные в проверочной работе.

- На прошлом уроке вы писали проверочную работу. Большинство из вас справилось хорошо. Результаты вы видели в своих тетрадях.

- Поднимите руки, кто доволен результатом своей работы?

- Кто считает, что мог бы лучше справиться с заданием?

- К сожалению, часть ребят допустила ошибки. Давайте вместе разберёмся, что неправильно, чтобы в следующий раз в подобных заданиях ошибок стало ещё меньше.

- Откройте тетради. Прочитайте вопрос А.

- Просмотрите варианты ответов. Как вы думаете, какую ошибку допустили 6 человек нашего класса?

- Совершенно верно. Ребята, которые так ответили, попробуйте объяснить, в чём ваша ошибка?

- Молодец, что сам смог исправить ошибку.

- В остальных заданиях ошибок мало. Кто не согласен с исправлениями?

- Спасибо, что помогли товарищам разобраться. Продолжим урок.

Дети поднимают руки.

Дети открывают страницу 30 в тетради, 1 ученик читает задание:

 - Вопрос А) Какие ты знаешь растения тайги?

- Они, возможно, отметили ответы «дуб», «клён», «липа», «ясень».

- В тайге растут хвойные деревья, а я отметил ещё и лиственные деревья.

Если ребёнок не согласен, учитель просит его доказать свою точку зрения, другие ученики попытаются переубедить товарища. В результате дебатов, дети должны прийти к общему мнению.

Например, ребёнок, неверно выполнивший задание, скажет: «Я понял, в чём ошибся».

Целеполагание

1 мин.

Поставить задачи изучения темы

- Откройте, пожалуйста, учебники, найдите материал сегодняшнего урока.

- По какой теме будем работать?

- Какие задачи изучения материала поставите перед собой?

- Верно. Работать будем по предложенному вами плану. (Слайд 2).

Дети открывают страницу 95.

- Зона степей.

- Мы должны узнать, где расположена зона степей, каковы особенности неживой природы, растительного и животного мира зоны степей.

Дети зрительно фиксируют пункты плана, глядя на слайд.

Изучение нового материала

Работа в паре

Отчёт о проделанной работе

Работа в микрогруппах

Обобщающий вывод по 3 вопросу (элемент проблемности).

23 мин.

2 мин.

7 мин.

3 мин.

9 мин.

2 мин.

Познакомить с природными особенностями зоны степей.

Развитие навыков коммуникации

Развитие  речи

Развитие наблюдательности, мышления, умения устанавливать причинно – следственные связи, умения работать в группе.

- Посмотрите на карту в очередной раз. (Слайд 3)

- Кто помнит, каким цветом на ней обозначена зона степей?

- Верно. (На слайде появляются стрелки с указанием территории зоны).

- Расскажите, где расположена зона степей, какую по площади территорию она занимает?

- Как вы понимаете значение слова «степь»?

- Приготовьте, пожалуйста, черновики для работы в паре. Задание: самостоятельно прочитать содержание материала на странице 95. Затем каждый человек из пары составляет вопросы для соседа по прочитанному тексту. После подготовки вопросов задайте их товарищу, если он ошибётся – разберитесь вместе, кто неправ: отвечающий, неточно ответивший на вопрос, или человек, задавший неправильно составленный вопрос. На задание отводится 7 минут. Вопросы ко мне?

Приступайте к работе.

- Ребята, кто хочет продемонстрировать вашу работу в паре?

Опрос 1-2 пар (в зависимости от времени, затраченного на подготовку).

- Выступление какой пары понравилось? Почему? Какие вопросы показались самыми интересными, точными?

- Дайте оценку своей работы.

- Молодцы, вы отлично разобрались с особенностями неживой природы степей.

- Вспомните, какой следующий пункт плана изучения зоны степей?

- Объединитесь в микрогруппы по 4 – 5  человек.

- 1 представитель группы подойдёт к моему столу, выберет любой гербарий, вернётся к группе.

- Предлагаю вам изучить гербарий доставшегося вам растения. Рассмотрите его внешний вид, подумайте, как данное растение приспособилось к жизни в засушливом климате. Обобщите высказывания. На задание  - 5 минут. Вопросы ко мне есть? Приступайте к работе.

- Пожалуйста, представители 1 группы, расскажите, что вы узнали о растении степи.

Аналогично выводами делятся представители оставшихся 5 групп.

- Спасибо всем наблюдателям за работу. Дайте оценку своей работы.

- А вы задумались после выступлений одноклассников, какие общие черты имеют растения степи и с чем это связано?

- Молодцы, всё верно. От себя добавлю, что опушение стеблей или листьев (часто делающее растения мохнатыми) отражает часть солнечных лучей. Посмотрите, например, на ковыль – волосатик. (Слайд 4)

- Чтобы нормально развиваться, растения придумали множество приспособлений. Вам же для нормального развития необходимы движения. Объявляю физкультминутку.

- Жёлтым.

- Зона степей расположена южнее лесной зоны. Занимает небольшую территорию, по сравнению с лесной зоной.

Высказывания детей. Возможно, некоторые ученики скажут, что степь – огромное безлесное пространство.

Дети открывают черновики и пишущие средства. Слушают задание.

Дети читают текст индивидуально каждый или по абзацу), составляют вопросы (Давай ты составишь вопросы к 1 и 2 абзацу, а я -  к остальным. Договорились?), задают вопросы друг другу и обсуждают ответы, попутно поправляя товарища, как сделать лучше. Учитель оказывает индивидуальную помощь. Дети поднимают руки, если у них возникают затруднения. Учитель советует, как лучше поступить, как точнее составить вопросы.

Пары поднимают соединённые вместе руки.

Примерный ответ пары:

1 уч. Что такое степь?

2 уч. Степь – это обширное безлесное пространство, покрытое травянистой растительностью.

2 уч. Каковы особенности неживой природы зоны степей?

1 уч. В степях много света, мало влаги.

1 уч. Назови главную особенность зоны степей.

2 уч. В степи чётко выражены 4 времени года: холодная зима, прохладная весна, жаркое лето, засушливая осень.

Дети поднимают 5, 4 или 3 пальца.

- Растительный мир степи.

Дети, сидящие впереди, разворачиваются лицом к детям следующей парты, дети, сидящие по одному, быстро подсаживаются к любой микрогруппе.

- 1 человек берёт гербарий. На обложке дано изображение растения.

Ребята рассматривают гербарий под лупой, совещаются, дискутируют, доказывают друг другу свою правоту. Составляют общий устный ответ. Дети подготовившейся группы поднимают соединённые руки.

Выходят 1-2 человека.

- Наша группа изучила особенности ковыля (Слайд 4). (Учитель демонстрирует слайды с изображениями растений, о которых рассказывают дети). Мы заметили, что у него длинные узкие листья, жёсткие, как проволока. А корней много. Они тонкие недлинные.

- Это полынь (Слайд 5). Листья у неё тонкие, похожи на перья, нижние листья больше верхних. Цвет серовато – зеленоватый. Семена –мелкие шарики. А стебель – длинный прямой.

- Наша группа рассматривала тюльпан (Слайд 6). Листья тюльпана неширокие, но и не узкие, зато у тюльпана есть корень – луковица, содержащий запас питательных веществ. Мы знаем, что цветут тюльпаны весной, когда в земле ещё много влаги.

Другие группы рассказывают о клевере, маке, крокусе (Слайды 7-8).

Дети поднимают 5, 4 или 3 пальца.

- У растений зоны степей мелкие или узкие листья, чтобы расходовать меньше влаги, которой в степи мало; корни – луковицы содержат запас питательных веществ на период цветения, короткие корни очень разветвлённые, чтобы добывать из почвы влагу.

Динамическая пауза

2 мин.

Забота о здоровье детей

Физкультминутка под музыку. 2- 3 упражнения, которые показывает дежурный ученик.

Дети встают у своих парт, повторяют движения дежурного.

Поставновка проблемного вопроса

3 мин.

Активизация знаний

- Садитесь, проверьте посадку.

- Мы много говорили о травянистых растениях, а почему ни слова не сказали о деревьях?

- А почему безлесные?

- Подтвердить или опровергнуть свои предположения вы сможете, прочитав материал на странице 98. Кто будет готов обосновать причину отсутствия в степи деревьев, поднимет руку. Готовы? Начали.

- Кто объяснит, почему степи почти без деревьев?

- Молодцы. Виды растений и способы приспособления к условиям степи поняли. Какие растения запомнили?

- А какой заключительный пункт плана сегодняшнего урока?

Дети проверяют посадку.

- Потому что в учебнике сказано, что степи – безлесные пространства.

Высказывание предположений детей.

Дети читают материал, находят нужную цитату, поднимают руку.

- В учебнике сказано, что влаги в степи хватает лишь для травянистых растений. То есть они меньше её расходуют.

- Тюльпан, ковыль, типчак, полынь, ирис…

- Животный мир степей.

Изучение нового материала

Работа в паре

Дополнительная информация

9 мин.

5 мин.

4 мин.

Заинтересовать детей знаниями о неизвестном им животном

- Прочитайте задание учебника на странице 99.

 -Задание лёгкое. У вас 2 минутки.

- О животных зоны степей и пищевых цепочках расскажет нам пара…

- Прокомментируйте работу этой пары.

- Молодец, внимательно слушал товарищей.

- Оцените свою работу в паре с учётом комментариев Пети.

- Примеры других пищевых связей продумайте дома. Можно, как обычно оформить работы творчески (Дети приучены рисовать «пищевые цепочки», создавать их на компьютере или же 2-3 связи составлять устно).

- Что общего заметили у животных степи?

- К сегодняшнему дню Даша взялась самостоятельно подготовить сообщение о редком животном степи – кулане.

- Слушайте внимательно. Готовьтесь прокомментировать ответ одноклассницы и ответить на её вопросы.

Ученик в роли учителя.

Выступает с сообщением.

(Слайды 9 - 13)

- А теперь я задам вам несколько вопросов по моему выступлению.

Задаёт вопросы, дети отвечают.

- Спасибо моей помощнице.

- Посмотри рисунок (с. 96 – 97) и расскажи соседу по парте о животных, обитающих в степи. А он расскажет тебе о «пищевых связях» между обитателями степной зоны.

(Ученики распределяют задания: кто перечислит животных, кто приведёт примеры пищевых цепочек, выполняют задание).

Пары, выполнившие задание, поднимают соединённые вместе руки.

1 чел. -В степи обитают волки, лисы, суслики, мыши, перепела, хомяки, орлы, ящерицы.

2 чел.  – Мышь ест стебли и зерна травянистых растений, мышь ест лиса.

- Мне понравилось, что Вася перечислил большинство животных, изображённых на картинке. А у Кати я заметил неточность…

Дети поднимают 5, 4, 3 пальца.

- Небольшие размеры тела, окраска под цвет окружающей среды, мощные передние лапы и когти.

Дети слушают сообщение. Затем отвечают на вопросы ученицы. Потом дают оценку выступлению. Например: «Из сообщения я узнал много интересного. Например,…», «Даша смогла так рассказать о кулане, что я понял…», «Сообщение было чётко продумано. Можно назвать пункты плана. Рассказ был связным, чётким» и т. п.).

Домашнее задание

2 мин.

Дать возможность самостоятельного выбора задания.

- К следующему уроку мои помощники подготовят сообщения по темам «Дрофа»  и «Суслик». Есть желающие? (Даю листочки с названием животного).

- О других животных степи узнаете дома, самостоятельно прочитав страницу 99. Кроме того, как обычно, можете выполнить творческие работы по темам «Пищевые цепи степи», выступления о растениях и животных степи, кроме тех, что дала я; Можете подготовить дополнительную информацию по теме следующего урока. Как думаете, что за тему будем изучать?

Запишите задание:  Стр.95 – 100, вопросы, творческие задания (по желанию).

- Спасибо за хороший урок.

- Степь и человек.

Оценка и самооценка. Рефлексия.

1 мин.

Подведение итогов, выражение самооценки своей работы и оценки урока.

- Оцените свою работу за урок.

- Какие задачи ставили на урок?

- Все ли задачи выполнили?

- Что нового для себя узнали?

- Что больше всего запомнилось?

- Что удивило?

- В чём бы хотели поучаствовать на следующем уроке?

- Кто из ребят помог нам в открытии нового знания?

- Так держать. Спасибо всем. Перемена.

Дети поднимают пальцы.

- Узнать особенности неживой природы, растительного и животного мира степей, определить её местоположение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Зона степей.Степь и человек.

Урок в 4 классе. Ребята самостоятельно  работают в группах("географы", "биологи". "зоологи", "экологи"). У каждой группы своё задание. Они работают с учебником, картой, энциклопедиями. Ответы уча...

Природная зона нашей страны: зона степей

Конспект   урока  в  4  классе    "Природные   зоны   нашей  страны: зона   степей" ( УМК  "Школа   России")...

3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей

Урок окружающего мира (система Занкова Л.В., 3 класс, 2 четверть) Учебник: Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Окружающий мир», 3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей...

Зона степей. Степь и человек.

Зона степей. Степь и человек....

Цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь

Продолжаю цикл занятий "Путешествия по природным зонам" в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы Школьное лесничество; Тропинка.Часть 2. Знакомство с природной зоной Степь....