Открытый урок по окружающему миру «Строение тела человека» 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Воробьева Тамара Ивановна

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по окружающему миру «Строение тела человека» в рамках Кузбасской ярмарки. По УМК "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_rabota_vorobevoy_t._i.doc615 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт повышения квалификации»

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: «Формирование универсальных учебных действий  на уроке окружающего мира «Строение тела человека»

                      (УМК  «Перспектива», 3класс)

Выполнила:  Воробьева Т.И.

МБОУ «СОШ № 102»

Курс № 29/4

Научный руководитель:

Автайкина Т.О. к.п.н., зав. кафедрой нач. и доп. образования

 МАОУ ДПО ИПК

Новокузнецк, 2013

Содержание

  1. Введение____________________________________________________ 3

  1. Основная часть_______________________________________________ 4

Проект урока по окружающему миру «Строение тела человека»_____  4

  1. Заключение__________________________________________________ 9

  1. Список литературы___________________________________________ 11

  1. Приложение_________________________________________________ 12

  1. Введение

         Утверждение в РФ нового федерального государственного образовательного стандарта, основанного на системно - деятельностном подходе к организации обучения, направленного на образовательные результаты  как систему трех типов компетенций: предметных, метапредметных и личностных, создает принципиально новую ситуацию в отечественном образовании. При этом целенаправленное формирование универсальных учебных действий происходит не вне работы с предметным содержанием, а напротив, в условиях адресно организованной работы с ним.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

        Универсальные учебные действия   младшего школьника - это важная составляющая системно - деятельностного подхода. Таким образом, УУД становятся источником внутреннего развития младшего школьника, формируют творческие способности и его личностные качества, его личностное восприятие, эмоциональное, оценочное отношение к миру.

         Значение курса «Окружающий мир» состоит  в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании.

      В моей творческой разработке представлен  проект урока окружающего мира для 3 –го  класса, УМК "Перспектива",  по теме «Строение тела человека».

 Целью творческой работы стало овладевать  педагогическими  технологиями, с помощью которых  можно реализовать новые требования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Моя творческая разработка является шагом на пути к достижению поставленной цели.

  1. Проект урока по окружающему миру «Строение тела человека»

                

Цели:        

1)        Формирование представления внешнего и внутреннего строения человека;

2)        Развитие психических процессов (мышление, память, речь, внимание);

3)        Формирование бережного отношения к своему организму.

   Планируемые результаты:

  Личностные:

Смыслообразование, самоорганизация;

Метапредметные  результаты:

 Регулятивные УУД-  выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Познавательные УУД-   осуществлять смысловое чтение ;

Коммуникативные УУД -        предлагать помощь и сотрудничество.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь,  раздаточный материал, презентация.

I Организационный момент.  Мотивация.

1, 2, 3, 4, 5.

Я зову тебя опять,

Ты внимание приди

И во всем нам помоги.

Давайте вспомним:

- Какие части имеются у растений? (корень, стебель, листья, цветок)

- Расскажите о строении животного? (птицы – голова, шея, крылья, хвост, ноги; рыбы – голова, плавники (спинные, брюшные, хвостовой), хвост; собака – голова, туловище, хвост, конечности (задние, передние))

II Актуализация знаний. Формулирование проблемы.

У: Человек – часть природы ее живого мира. Вы уже хорошо знаете, как устроены растения и животные.

- Наши герои Аня и Ваня хотят разобраться, как устроено тело человека?

- Аня на вопрос ответила так:  (голова, шея, туловище, руки, ноги, сердце)

- Ваня ответил так: (голова, шея, туловище, руки, ноги)

- Кто из них прав? Как вы считаете? Почему?  (Права Аня или оба не правы, прав Ваня)

- Вы уверены?

III. Постановка учебной задачи. Открытие нового знания.

Какую задачу вы можете перед собой поставить? (Я хочу разобраться кто прав; Я хочу сам узнать про тело человека)

Что поможет решить проблему?  (Учебник)

Работа с информацией в парах

3.1 Работа с учебником, с.48

  1. Прочитай текст на стр. 48.
  2. Рассмотри макет.
  3. Назови части тела.
  4. Какие это части тела?

- Какие еще части тела обнаружили?

- Что назвала Аня вместе с частями тела?  (Сердце)

- Где находится сердце?  (Внутри)

- Что еще у человека внутри?  (Головной мозг, легкие, печень, желудок, кишечник, сердце и кровеносные сосуды);

  1. Называют.
  2. Находят.
  3. Наклеивают на макет.
  4. Показывают.

Выводы.  Различаются внешнее и внутреннее строение человека.

3.2. Фронтальная работа.

Работа с учебником с. 49.

- Хотите узнать каким, словом называют внутренние части человека?  (Хотим)

- Где можно найти ответ на поставленный вопрос? (В учебнике)

- Найдите ответ на стр. 49.  (Орган – это часть организма, которая имеет определенное строение и выполняет определенную работу)

- Как называется множество внутренних органов?  (Множество внутренних органов называется организмом)

- А как называются органы, выполняющие общую работу? (Органы, выполняющие общую работу, образуют систему органов)

Выводы. Организм человека состоит из частей – органов

-  Ване хочется разобраться в системе органов? Как ему помочь? На что обратить внимание?  (Обратить внимание на символ)

- Что означает символ?  (Узнать  подробнее) Поможем ему?

- Что поможет ответить на этот вопрос?  (Учебник стр. 50) Как работать будем? (В группах)

Перед исследованием наберемся сил.

IV  Физминутка для улучшения мозгового кровообращения:

1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

3.3. Работа в группах

Каждая из групп получит задание. Вам надо будет указать ответы на вопросы, и назвать причину первого шага животных  на сушу.

На доске плакат «Правила (критерии работы в группе)»

  1. Работать тихо;
  2. Выполнить все задание правильно;
  3. Убедительно представить результат.

«План  работы в группе»

  1. Прочитайте задание каждый про себя.
  2. Обсудите между собой, что нужно сделать в задании, в каком виде надо представить результат.
  3. Договоритесь, как вы будете выполнять задание.
  4. Договоритесь, кто будет отвечать.
  5. После того как результат представлен, каждый участник группы может дополнить ответ.
  6. Ответ группы оценивается сначала самой группой, потом всеми присутствующими в классе.

Задание:

  1. Прочитай текст.
  2. Заполни таблицу.
  3. Защитить.
  4. Найти на слайде.

1 группа -  опорно-двигательная система.

Название системы органов

Из чего состоит

Какую работу выполняет

2 группа -  пищеварительная система.

Название системы органов

Из чего состоит

Какую работу выполняет

3 группа – дыхательная система.

Название системы органов

Из чего состоит

Какую работу выполняет

4 группа – кровеносная система.

Название системы органов

Из чего состоит

Какую работу выполняет

5 группа – нервная система.

Название системы органов

Из чего состоит

Какую работу выполняет

Представление результатов.

 

Обобщение

Органы, выполняющие общую работу, образуют системы органов.

V. Первичное закрепление

Работа в тетради с.26.

  VI.  Рефлексивный  (итог урока).    

Вернёмся к поставленным на уроке вопросам.

- Из чего состоит организм человека?

- Какое строение человека различают?

- Что является органом?

- Что образуют органы, выполняющие  общую работу?  (Систему органов)

Закончите предложения:

- О чем можете теперь сказать, что вы знаете…

- Теперь я смогу…

- Теперь я знаю …

 

Самооценивание:

  1. Что нужно было сделать?
  2. Удалось ли сделать?
  3. Все правильно выполнили или есть недочеты?
  4. Сделал сам или нуждался в помощи?
  5. Какую поставишь себе отметку?

Оцени себя с помощью цветных карандашей . «5»- красный, «4»-синий, «3»-желтый.

VIII Домашнее задание ( на выбор)

  1. Р.Т.С. 26 – 27 (3, 4);
  2. Р.Т.С. 29 (5, 6);        
  3. У.С. 49,«Страницы Умного Совёнка»

  1. Заключение

 Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: задачи урока определяли  ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика  к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования третьеклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

В процессе обучения школьники учились овладевать элементами знаково- символического моделирования: сами  моделировали внутреннее строение человека на основе полученной информации об изучаемом явлении.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных задач на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей третьеклассников.

ВЫВОД: Новый стандарт нацеливает на смену образовательной цели: вместо суммы знаний – развитие личности учащихся на основе освоения способов действий.  ФГОС нацелен не только на получение предметных результатов, но и метапредметных . Метапредметные результаты ФГОС соотносятся с основной целью  нашего УМК, направленной на формирование функционально грамотной личности. Функционально- грамотная личность – это ЧЕЛОВЕК самостоятельный, познающий мир, умеющий жить среди людей. Все эти результаты должны формироваться с помощью универсальных учебных действий, которые отражены в ФГОС.

 

  1. Список  литературы
  1.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к  мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
  2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост. Е.С. Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 .
  3. Миронов,  А . В . Методика изучения окружающего мира в начальных классах  [Текст] : методическое пособие / А . В . Миронов . – М. : Педагогическое сообщество России, 2002. – 189 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
  5.  Учебник  часть  2 «Окружающий мир» УМК «Перспектива» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, М. : Просвещение, 2010г.
  6. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»  УМК «Перспектива» А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, М. : Просвещение, 2010г.

  1. Приложение

J:\открытый урок - строение тела человека 3 класс\Открытый урок 3 класс окр. мир\c48.jpg

J:\открытый урок - строение тела человека 3 класс\Открытый урок 3 класс окр. мир\с49 1.jpg

Рабочая тетрадь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Строение тела человека" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру "Строение тела человека" 2 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Строение тела человека"

Конспект урока по окружающему миру "Строение тела человека" для 2 класса (А.А.Плешаков"Окружающий мир"2 класс УМК "Школа России")...

Конспект урока по окружающему миру - строение тела человека, 3 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему СТРОЕНИЕ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА для 3 класса...

Свидетельство о публикации методического материала:Открытый урок по окружающему миру "Строение тела человека"

Свидетельство о публикации методического материала:Открытый урок по окружающему миру "Строение тела человека"...

конспект урока по окружающему миру "Строение тела человека"

Дать первоначальные сведения о работе внутренних органов человека....

Конспект урока по окружающему миру «Строение тела человека» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения различать внешнее и внутреннее строение тела человека, дать  первоначальные  сведения  о  работе  внутренних органов человека.Пл...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Строение тела человека» 2 класс

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование знаний о строении тела человека; изучить такие понятия, как внешнее строение и внутреннее строение тела человека Задачи...