Предмет: окружающий мир. Класс 2
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Цель:  познакомить учащихся с царством грибов;

- дать понятие о грибах как отдельном царстве живой природы;

- познакомить со строением  шляпочных грибов;

- учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов;

- воспитывать бережное отношение к природе, экологическую   грамотность учащихся;

- показать значение грибов в жизни  растений, животных и человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет   окружающий мир      Класс       2 «А»             Дата   17.04.2015

Тема урока:  Грибы

Цель:  познакомить учащихся с царством грибов.

дать понятие о грибах как отдельном царстве живой природы; познакомить со строением  шляпочных грибов; учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов; воспитывать бережное отношение к природе, экологическую   грамотность учащихся;  показать значение грибов в жизни  растений, животных и человека.

Задачи:

предметные: изучить строение гриба; показать разнообразие грибов; научить отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;

метапредметные: учить принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов, производить сравнение и классификацию, развивать мышление речь, воображение, кругозор, познавательный  интерес учащихся; воспитывать  бережное отношение к природе родного края, к своему здоровью; учить принимать разные мнения и сотрудничать.
Создать условия для
формирования УУД:
личностные – выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
регулятивные – анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности;
познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
коммуникативные – воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; составлять небольшие устные монологические высказывания; слушать и понимать речь других договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Планируемые результаты: 

  • понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы;
  • познакомиться со строением грибов;
  • научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

Тип урока: изучение нового материала                                                                                                                                                                                                              

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: компьютер; проектор; учебник «Окружающий мир» 2 класс; презентация «Грибы»; картинки с различными разновидностями грибов; бумажные корзиночки для детей; сигнальные карточки; сообщения учащихся.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.Организационный

      этап

Эмоциональный и психологический настрой

Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!

Проверяют готовность к уроку

Л: смыслообразование (Я должен посмотреть…).

Р:волевая саморегуляция.

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.Актуализация

 знаний

- Сегодня мы отправимся в путешествие, а куда вы узнаете, отгадав загадку.

СЛАЙД 1

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем! (Лес)

- Ребята, а что такое лес?

- Какое значение имеет лес в природе?

- Какое значение имеет лес для человека?

- Итак, мы отправляемся в лес на природу.

Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя окружают гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Сидит «отчего» на зелёном листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень.

Вопрос за вопросом, и так целый день.

Пойдёмте, друзья, по тропинке лесной

Ответы искать под зелёным шатром.

- А давайте вспомним, что такое природа?

- Какая бывает природа? (Живая и неживая).

Отвечают на вопросы

СЛАЙД 1

К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использование критериев для обоснования своего суждения.

П:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; подведение под понятие.

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Работа в группах. «Найди лишнюю картинку»

1 гр. – картинки живой природы (лишняя картинка дождь – это явление природы)

2 гр. – картинки неживой природы (лишняя картинка дом – это искусственное тело, сделанное руками человека)

3 группа – картинки, предметы сделанные руками человека (лишняя картинка животное – это живая природа)

4 гр. – картинки явления природы (лишняя картинка солнце – это неживая природа)

5 гр. – картинки четыре царства природы (лишняя картинка – горы)

(1 ученик из каждой группы выходит к доске с лишней картинкой, если картинка выбрана правильно переворачивают картинку и собирают слово грибы)

 СЛАЙД 2

Мы сегодня отправимся в царство грибов.

- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Какие цели поставим?

- Сегодня мы вспомним все, что нам известно о грибах, и узнаем о них много нового.

Работают в группах. Определяют тему урока, ставят задачи

СЛАЙД 2

Л:самоопределение

П:целеполагание.

4.Первичное усвоение новых знаний.

- Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?
- Какие грибы вам известны? (Опята, подберезовики, сыроежки.)
- Как вы думаете, грибы - это живая или неживая природа? (Живая)
- Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают...)
- А к какому царству живой природы можно отнести грибы? ( Дети могут ответить: “К миру растений”)
- Почему? (Они растут на земле.)
- А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод.)
- Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток.)
- А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”.
- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет.)

- Чем грибы отличаются от растений?

-А можно ли грибы отнести к миру животных? (Тоже нет).

- Так что же это такое - грибы? Оказывается,

СЛАЙД 3

Грибы - это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. Существует 120 000 разновидностей грибов.

УЧЁНЫЙ  СЛАЙД 4

- В переводе с латыни «наука» - это «логос», а «грибы» - это «микос». Наука о грибах называется «микология». 
- Самая важная часть у гриба – грибница (мицелий) состоит из тонких нитей (гифов), которая живёт более 100 лет. Наземная часть гриба, состоящая из ножки и шляпки, называется плодовое тело. По ножке продвигаются питательные вещества. В шляпке созревают грибные споры. Споры разносятся ветром. Попав в почву, в тёплые и влажные условия, споры образуют грибницу и появляются новые грибы.
- Деревья и грибы дружат между собой. Грибы дают дереву воду и соли, а дерево грибам – питательные вещества. 

В словаре С.И. Ожегова написано: «Грибы – особый организм, не образующий цветков и семян и размножающийся спорами».

В старину многие думали, что грибы появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство. В нашей стране 200 видов грибов.  Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25.

СЛАЙД 5

Грибы бывают разные. Одни со шляпками – это шляпочные грибы. Другие похожи на продолговатые белые камни, третьи – на цветы. И растут они не только на земле, но и на деревьях, камнях, старых пнях и стенах погребов.

СЛАЙД 6

Зеленоватая плесень на старом куске хлеба, - варенье, овощах – тоже грибы (мукор), и круглые рыжие пятна на листьях смородины – тоже грибы, и

СЛАЙД 7-9  твёрдые наросты на деревьях – тоже грибы (трутовик), на берёзе растёт берёзовый гриб (чага) – это твёрдый нарост крупных размеров. Гриб проникает вглубь стволов и разрушает древесину, вызывает гниение. Чайный гриб завезён из Японии. Напоминает медузу. Сохраняется дома в банке с сахарным раствором с добавлением заварки.

Строение грибов. 

- Изготовьте из пластилина модель гриба.

- Ребята, с какой целью, вы выполняли это задание? (Знать строение гриба, уметь создавать модель гриба.)

ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 10

С вами мы заходим в лес,

Сколько здесь кругом чудес!

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти стряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

слайд 11-12

- Назовите части гриба.

- Как называются все созданные вами грибы? (шляпочные)

- Все эти грибы называются шляпочными.

- Рассмотрите рисунок учебника стр.70, что вы можете сказать о внешнем строении гриба? (Одна часть грибов находится над землей, другая - под землей.)
- Как их можно назвать? (Надземная и подземная.)
- Из чего состоит надземная часть? (Из ножки и шляпки).

По ножке же к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть, имеют название “плодовое тело”.

СЛАЙД 13

- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину.)
- Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей).

- Посмотрите на названия частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?

СЛАЙД 14-15 (Грибница важнее, чем плодовое тело.)
Кроме того, что
грибница- 1)это белые тонкие ветвящиеся нити (гриб), 2) это ещё любительница собирать грибы, 3) ещё это - теплица для выращивания грибов и 4) грибная похлёбка.


- Давайте заглянем под шляпку. Что мы видим?

СЛАЙД 16

Мы видим множество мелких трубочек, внутри которых находятся споры, с помощью которых размножаются грибы. Эти грибы и получили название трубчатые (табличка на доске).

СЛАЙД 17

У них на нижней стороне шляпки находятся пластины, на которых образуются споры. Какое название дали бы вы этим грибам? Пластинчатые (табличка на доске).

В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. Грибы имеют важное значение для человека. Почти 150 представителей этого цapcтвa употребляется людьми в пищу. Плодовые тела шляпочных грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещecтва.

- Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете, почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела.)

- Почему грибы называют подосиновик, подберёзовик? (Потому что они растут под осиной, под берёзой.)

- Многие грибы «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Грибы начинают расти, когда хорошо прогреется и напитается влагой земля.

СЛАЙД 18-19

Подосиновик любит сырые осинки. Другие грибы попрятались, не видать. А этот, пожалуй, торчит из травы как яркая пуговка.

Лисичек особенно много в сырое лето. Высыпают они ярко – оранжевыми дорожками среди зеленого мха.

Подберезовик ищи под березами.

Сыроежки, как цветы, рассыпаны по всему лесу в изобилии. И шляпки у них бывают всех цветов радуги.

Груздь – мечта грибника. Он ловко маскируется под бугорки, кочки, опавшую листву. Особенно много груздей там, где березняк сходится с ельником.

Хвойные молодые посадки – любимое место маслят.

В сосновых и еловых лесах, растут колониями рыжики.

Опята – необычные грибы. Все грибы растут на земле, а эти – на пнях и деревьях.

А самый вкусный и душистый гриб – боровик (белый гриб). Растет он в березовых, сосновых, и дубовых лесах. Ножка у него толстая, шляпка мясистая, темно – бурая.

Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница оплетает корни деревьев и получает от них органические вещества (готовый сахар). Гриб же даёт дереву минеральные вещества, которые он берёт из почвы. Гриб не может существовать без дерева. Например, если грибницу белого гриба пересадить от дерева, то белый гриб погибнет, так как не будет получать питательные органические вещества.

Есть старинная русская пословица: “Леса нет - гриб не растет”. Да и деревья на лесных делянках, где нет грибов, плохо растут.

СЛАЙД 20-21 «Съедобные грибы» «Несъедобные грибы»

Но опасайся несъедобных, ядовитых грибов: бледную поганку, ложных опят, ложных лисичек, ложных груздей!

Учись у взрослых отличать съедобные грибы от несъедобных. (Учебник стр.72)

Отвечают на вопросы

Работают по учебнику

СЛАЙД 3

СЛАЙД 4

СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7-9

Изготавливают из пластилина модель гриба

СЛАЙД 10

СЛАЙД 11-12

Отвечают на вопросы

СЛАЙД 13

СЛАЙД 14-15

СЛАЙД 16

СЛАЙД 17

Слушают учителя

СЛАЙД 18-19

СЛАЙД 20-21

Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения; познавательная инициатива.

П:постановка и формулирование проблемы; определение основной и второстепенной информации; структуирование знаний.

К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; разрешение конфликтов.

5.Первичная проверка понимания.

Работа в парах.

«Корзинка с грибами»

- В корзинке спрятались грибы. Найдите их.

- Какие грибы вы возьмете с собой, а какие нет? Почему?

Белый гриб

Самый знаменитый и наиболее ценный из всех грибов – белый. Его называют царём грибов. Вид у него действительно царственный: ножка крепкая, белая, шляпка бархатистая. Стоит гордо, величаво.

Есть ещё одна причина называть белый гриб царём леса. Не так давно учёные обнаружили в нём вещества, которые убивают в организме человека вредные бактерии. А немецкие учёные приписывают белому грибу способность предупреждать самые опасные заболевания. Первые положительные результаты уже получены в опытах с животными.

Опята 

Почти все грибы, даже бледная поганка, приносят лесу только пользу, заботливо опекают деревья и «дружат» с ними. А опёнок – настоящий агрессор и захватчик.

Со своих «укреплённых пунктов» - пней- он то и дело устраивает «набеги» на соседние живые деревья, дотягиваясь до них шнурами своей грибницы. Плохо придётся дереву, до которого дотянулся опёнок. Медленно и верно он разрушит древесину, отравит его своими соками и в конце концов убьёт его.

Невольно радуется грибник, попавший в лес, сплошь заросший грибными «шубами» опёнков. Но этот лес ослаблен и очень болен. Может и  стоит в таком лесу начать нарочно рвать коричневые нити, похожие на электрошнуры, расползающиеся по лесу и опутывающие всё новые и новые деревья.

Мухомор в лесу всем нужен: и животным, и растениям, и человеку. Да. Он ядовит, опасен для человека. Но его с удовольствием едят слизни, и белки откусывают понемножку, и сороки. А лоси проглатывают целиком, бывает, по пять-шесть штук за один раз. Для лосей мухоморы – лекарство.

Соснам и другим деревьям мухомор помогает расти, срастаясь своей грибницей с их корнями. Отдаёт деревьям часть воды и питательных веществ, которые всасывает из почвы.

А для опытного грибника он – как сигнальная лампочка. Появились в лесу мухоморы – жди белых грибов. Верная примета.

А ещё – как он радует глаз своим ярким нарядом, как украшает лес! Ведь человеку нужна не только еда, но и красота! 

-  Как  узнать самый ядовитый гриб, бледную поганку?

 (Её отличительные признаки – кольцо на ножке, чашечка у основания и белый цвет пластинок шляпки).

Работают в парах

Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

П:выдвижение гипотез и обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

К:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций.

6. Первичное закрепление.

- Тест по теме «В царстве грибов»

1.В каком ряду верно названы части гриба?

А) шляпка, ножка, корень;

Б) шляпка, столбик, грибница;

В) Шляпка, ножка, грибница.

2.Какая часть гриба является подземной?

А) шляпка;

Б) ножка;

В) грибница.

3.Где можно собирать грибы?

А) в лесу;

Б) в городских скверах;

В) у автомобильных дорог.

4.С какими растениями тесно связаны грибы в лесу?

А) с травами;

Б) с кустарниками;

В) с деревьями.

5.В каком ряду названы только съедобные грибы?

А) белый гриб, подосиновик, бледная поганка;

Б) подберёзовик, шампиньон, сыроежка;

В) лисичка, опёнок осенний, мухомор. 

Работают с тестом

П:моделирование и преобразование моделей разных типов; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму.

К:учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

7. Рефлексия. Подведение итогов

8. Информация о д/з, инструктаж по его выполнению

-Ребята, подведём итог урока.

- Где можно использовать полученные знания?

- А как человек использует грибы? (В пищу.)

- Грибы на самом деле – очень полезный продукт. Они являются источником белка, клетчатки, микроэлементов (таких, как калий, кальций, фосфор, желез, магний, натрий и т.д.) и витаминов (в первую очередь А, витамины В, Д, РР, аскорбиновой кислоты). Но есть одно «но» - эти ценные вещества трудно усваиваются. Все потому, что они скрываются под своеобразной защитной оболочкой, напоминающей хитиновый панцирь. Хитин трудно усваивается даже взрослыми, ну, а детям, которые не имеют достаточного количества ферментов, он попросту противопоказан. Поэтому детям до 5-7 лет грибы есть ни в коем случае нельзя!

И самое большое коварство таких отравлений заключается в том, что они заявляют о себе только через 6-35 часов после приема пищи, когда содержащиеся в грибочках токсины начинают выходить через почки и печень.

- Кто из вас ходил в лес за грибами?

- А кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы?

- Какое главное правило грибника вы знаете?

(Нельзя брать гриб, который не знаешь, срезать ножом, не повредив грибницу).

- Какие меры предосторожности нужно соблюдать, чтобы в вашей корзинке не оказалось ядовитых грибов?

Слайд 22

Обобщив, знания, можно составить памятку:

1. Собирай только знакомые съедобные грибы.

2. Грибы нельзя выдёргивать – их срезают ножом.

3. Не бери старые, червивые грибы. Они могут содержать опасный для человека яд.

4. Не собирай грибы возле  дорог и промышленных предприятий, в                     городской черте.

5. Никогда не срывайте   грибы  зря: грибами питаются и лечатся многие животные.

Учащиеся читают по цепочке.

- Грибы могут быть съедобными или несъедобными для человека, но и те и другие полезны для деревьев и лесных зверей. А люди часто сбивают поганки, и особенно мухоморы. 

Вывод: Всё в природе взаимосвязано. Уничтожая одно, вы приносите вред многим.

- Посмотрите, как, оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах!

Рефлексия учебной деятельности.

- Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

- Как вы считаете, нам удалось достичь цели?

- С каким новым царством мы познакомились? (Царством грибов)

- У каждого из вас на парте лежат грибы, выберите тот, который соответствует вашей работе на уроке, и прикрепите в корзину на доске.
Белый гриб – на уроке всё было понятно, интересно, узнал что-то новое;
мухомор   – на уроке было интересно, узнал новое, но что-то не понял;
бледная поганка – на уроке было непонятно, нового ничего не узнал.

 - Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас даром. Во время нее вы узнали много нового, а чтобы стать настоящими микологами, прочитайте дома материал по учебнику стр.70-73 и нарисуйте в знак «Как нельзя вести себя в лесу». Найдите пословицы о грибах.

Подводят итог урока

СЛАЙД 22

Записывают домашнее задание

П:рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Л:адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности.

Р: волевая саморегуляция.

П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий.

Литература

  1. Окружающий мир. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 1/ А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.: ил.
  2.  Рабочая тетрадь 1 к учебнику для 2 класса «Окружающий мир» / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. – М.: Просвещение, 2014.
  3. Васильева Т.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 416с. – (В помощь школьному учителю).
  4. Великан на поляне или первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А.Плешаков, А.А. Румянцев. – М.: Просвещение, 2010. – 160с.: ил.


Предварительный просмотр:

ФИ___________________________________

Тест по теме «В царстве грибов»

1.В каком ряду верно названы части гриба?

А) шляпка, ножка, корень;

Б) шляпка, столбик, грибница;

В) Шляпка, ножка, грибница.

2.Какая часть гриба является подземной?

А) шляпка;

Б) ножка;

В) грибница.

3.Где можно собирать грибы?

А) в лесу;

Б) в городских скверах;

В) у автомобильных дорог.

4.С какими растениями тесно связаны грибы в лесу?

А) с травами;

Б) с кустарниками;

В) с деревьями.

5.В каком ряду названы только съедобные грибы?

А) белый гриб, подосиновик, бледная поганка;

Б) подберёзовик, шампиньон, сыроежка;

В) лисичка, опёнок осенний, мухомор.

ФИ________________________________

Тест по теме «В царстве грибов»

1.В каком ряду верно названы части гриба?

А) шляпка, ножка, корень;

Б) шляпка, столбик, грибница;

В) Шляпка, ножка, грибница.

2.Какая часть гриба является подземной?

А) шляпка;

Б) ножка;

В) грибница.

3.Где можно собирать грибы?

А) в лесу;

Б) в городских скверах;

В) у автомобильных дорог.

4.С какими растениями тесно связаны грибы в лесу?

А) с травами;

Б) с кустарниками;

В) с деревьями.

5.В каком ряду названы только съедобные грибы?

А) белый гриб, подосиновик, бледная поганка;

Б) подберёзовик, шампиньон, сыроежка;

В) лисичка, опёнок осенний, мухомор.

ФИ___________________________________

Тест по теме «В царстве грибов»

1.В каком ряду верно названы части гриба?

А) шляпка, ножка, корень;

Б) шляпка, столбик, грибница;

В) Шляпка, ножка, грибница.

2.Какая часть гриба является подземной?

А) шляпка;

Б) ножка;

В) грибница.

3.Где можно собирать грибы?

А) в лесу;

Б) в городских скверах;

В) у автомобильных дорог.

4.С какими растениями тесно связаны грибы в лесу?

А) с травами;

Б) с кустарниками;

В) с деревьями.

5.В каком ряду названы только съедобные грибы?

А) белый гриб, подосиновик, бледная поганка;

Б) подберёзовик, шампиньон, сыроежка;

В) лисичка, опёнок осенний, мухомор.

ФИ________________________________

Тест по теме «В царстве грибов»

1.В каком ряду верно названы части гриба?

А) шляпка, ножка, корень;

Б) шляпка, столбик, грибница;

В) Шляпка, ножка, грибница.

2.Какая часть гриба является подземной?

А) шляпка;

Б) ножка;

В) грибница.

3.Где можно собирать грибы?

А) в лесу;

Б) в городских скверах;

В) у автомобильных дорог.

4.С какими растениями тесно связаны грибы в лесу?

А) с травами;

Б) с кустарниками;

В) с деревьями.

5.В каком ряду названы только съедобные грибы?

А) белый гриб, подосиновик, бледная поганка;

Б) подберёзовик, шампиньон, сыроежка;

В) лисичка, опёнок осенний, мухомор.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Предмет   окружающий мир      Класс       2 «А»             Дата   17.04.2015

Тема урока:  Грибы

Цель:  познакомить учащихся с царством грибов.

дать понятие о грибах как отдельном царстве живой природы; познакомить со строением  шляпочных грибов; учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов; воспитывать бережное отношение к природе, экологическую   грамотность учащихся;  показать значение грибов в жизни  растений, животных и человека.

Задачи:

предметные: изучить строение гриба; показать разнообразие грибов; научить отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;

метапредметные: учить принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов, производить сравнение и классификацию, развивать мышление речь, воображение, кругозор, познавательный  интерес учащихся; воспитывать  бережное отношение к природе родного края, к своему здоровью; учить принимать разные мнения и сотрудничать.
Создать условия для
формирования УУД:
личностные – выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь; воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
регулятивные – анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности;
познавательные – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
коммуникативные – воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; составлять небольшие устные монологические высказывания; слушать и понимать речь других договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Планируемые результаты: 

  • понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы;
  • познакомиться со строением грибов;
  • научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

Тип урока: изучение нового материала                                                                                                                                                                                                              

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: компьютер; проектор; учебник «Окружающий мир» 2 класс; презентация «Грибы»; картинки с различными разновидностями грибов; бумажные корзиночки для детей; сигнальные карточки; сообщения учащихся.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.Организационный

      этап

Эмоциональный и психологический настрой

Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!

Проверяют готовность к уроку

Л: смыслообразование (Я должен посмотреть…).

Р:волевая саморегуляция.

К:планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.Актуализация

 знаний

- Сегодня мы отправимся в путешествие, а куда вы узнаете, отгадав загадку.

СЛАЙД 1

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем! (Лес)

- Ребята, а что такое лес?

- Какое значение имеет лес в природе?

- Какое значение имеет лес для человека?

- Итак, мы отправляемся в лес на природу.

Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя окружают гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Сидит «отчего» на зелёном листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень.

Вопрос за вопросом, и так целый день.

Пойдёмте, друзья, по тропинке лесной

Ответы искать под зелёным шатром.

- А давайте вспомним, что такое природа?

- Какая бывает природа? (Живая и неживая).

Отвечают на вопросы

СЛАЙД 1

К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; использование критериев для обоснования своего суждения.

П:анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация; подведение под понятие.

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Работа в группах. «Найди лишнюю картинку»

1 гр. – картинки живой природы (лишняя картинка дождь – это явление природы)

2 гр. – картинки неживой природы (лишняя картинка дом – это искусственное тело, сделанное руками человека)

3 группа – картинки, предметы сделанные руками человека (лишняя картинка животное – это живая природа)

4 гр. – картинки явления природы (лишняя картинка солнце – это неживая природа)

5 гр. – картинки четыре царства природы (лишняя картинка – горы)

(1 ученик из каждой группы выходит к доске с лишней картинкой, если картинка выбрана правильно переворачивают картинку и собирают слово грибы)

 СЛАЙД 2

Мы сегодня отправимся в царство грибов.

- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Какие цели поставим?

- Сегодня мы вспомним все, что нам известно о грибах, и узнаем о них много нового.

Работают в группах. Определяют тему урока, ставят задачи

СЛАЙД 2

Л:самоопределение

П:целеполагание.

4.Первичное усвоение новых знаний.

- Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?
- Какие грибы вам известны? (Опята, подберезовики, сыроежки.)
- Как вы думаете, грибы - это живая или неживая природа? (Живая)
- Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают...)
- А к какому царству живой природы можно отнести грибы? ( Дети могут ответить: “К миру растений”)
- Почему? (Они растут на земле.)
- А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод.)
- Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток.)
- А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”.
- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет.)

- Чем грибы отличаются от растений?

-А можно ли грибы отнести к миру животных? (Тоже нет).

- Так что же это такое - грибы? Оказывается,

СЛАЙД 3

Грибы - это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. Существует 120 000 разновидностей грибов.

УЧЁНЫЙ  СЛАЙД 4

- В переводе с латыни «наука» - это «логос», а «грибы» - это «микос». Наука о грибах называется «микология». 
- Самая важная часть у гриба – грибница (мицелий) состоит из тонких нитей (гифов), которая живёт более 100 лет. Наземная часть гриба, состоящая из ножки и шляпки, называется плодовое тело. По ножке продвигаются питательные вещества. В шляпке созревают грибные споры. Споры разносятся ветром. Попав в почву, в тёплые и влажные условия, споры образуют грибницу и появляются новые грибы.
- Деревья и грибы дружат между собой. Грибы дают дереву воду и соли, а дерево грибам – питательные вещества. 

В словаре С.И. Ожегова написано: «Грибы – особый организм, не образующий цветков и семян и размножающийся спорами».

В старину многие думали, что грибы появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство. В нашей стране 200 видов грибов.  Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25.

СЛАЙД 5

Грибы бывают разные. Одни со шляпками – это шляпочные грибы. Другие похожи на продолговатые белые камни, третьи – на цветы. И растут они не только на земле, но и на деревьях, камнях, старых пнях и стенах погребов.

СЛАЙД 6

Зеленоватая плесень на старом куске хлеба, - варенье, овощах – тоже грибы (мукор), и круглые рыжие пятна на листьях смородины – тоже грибы, и

СЛАЙД 7-9  твёрдые наросты на деревьях – тоже грибы (трутовик), на берёзе растёт берёзовый гриб (чага) – это твёрдый нарост крупных размеров. Гриб проникает вглубь стволов и разрушает древесину, вызывает гниение. Чайный гриб завезён из Японии. Напоминает медузу. Сохраняется дома в банке с сахарным раствором с добавлением заварки.

Строение грибов. 

- Изготовьте из пластилина модель гриба.

- Ребята, с какой целью, вы выполняли это задание? (Знать строение гриба, уметь создавать модель гриба.)

ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 10

С вами мы заходим в лес,

Сколько здесь кругом чудес!

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти стряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

слайд 11-12

- Назовите части гриба.

- Как называются все созданные вами грибы? (шляпочные)

- Все эти грибы называются шляпочными.

- Рассмотрите рисунок учебника стр.70, что вы можете сказать о внешнем строении гриба? (Одна часть грибов находится над землей, другая - под землей.)
- Как их можно назвать? (Надземная и подземная.)
- Из чего состоит надземная часть? (Из ножки и шляпки).

По ножке же к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, т. е. надземная часть, имеют название “плодовое тело”.

СЛАЙД 13

- А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? (Состоит из нитей, похожа на паутину.)
- Какое бы вы ей дали название? (Ответы детей).

- Посмотрите на названия частей гриба и скажите: как, по-вашему, какая из них играет более важную роль в жизни гриба? Почему?

СЛАЙД 14-15 (Грибница важнее, чем плодовое тело.)
Кроме того, что
грибница- 1)это белые тонкие ветвящиеся нити (гриб), 2) это ещё любительница собирать грибы, 3) ещё это - теплица для выращивания грибов и 4) грибная похлёбка.


- Давайте заглянем под шляпку. Что мы видим?

СЛАЙД 16

Мы видим множество мелких трубочек, внутри которых находятся споры, с помощью которых размножаются грибы. Эти грибы и получили название трубчатые (табличка на доске).

СЛАЙД 17

У них на нижней стороне шляпки находятся пластины, на которых образуются споры. Какое название дали бы вы этим грибам? Пластинчатые (табличка на доске).

В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. Грибы имеют важное значение для человека. Почти 150 представителей этого цapcтвa употребляется людьми в пищу. Плодовые тела шляпочных грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещecтва.

- Грибы растут группами, семейками, их можно собрать несколько в одном месте. Как вы думаете, почему? (Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробиваются вверх плодовые тела.)

- Почему грибы называют подосиновик, подберёзовик? (Потому что они растут под осиной, под берёзой.)

- Многие грибы «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Грибы начинают расти, когда хорошо прогреется и напитается влагой земля.

СЛАЙД 18-19

Подосиновик любит сырые осинки. Другие грибы попрятались, не видать. А этот, пожалуй, торчит из травы как яркая пуговка.

Лисичек особенно много в сырое лето. Высыпают они ярко – оранжевыми дорожками среди зеленого мха.

Подберезовик ищи под березами.

Сыроежки, как цветы, рассыпаны по всему лесу в изобилии. И шляпки у них бывают всех цветов радуги.

Груздь – мечта грибника. Он ловко маскируется под бугорки, кочки, опавшую листву. Особенно много груздей там, где березняк сходится с ельником.

Хвойные молодые посадки – любимое место маслят.

В сосновых и еловых лесах, растут колониями рыжики.

Опята – необычные грибы. Все грибы растут на земле, а эти – на пнях и деревьях.

А самый вкусный и душистый гриб – боровик (белый гриб). Растет он в березовых, сосновых, и дубовых лесах. Ножка у него толстая, шляпка мясистая, темно – бурая.

Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница оплетает корни деревьев и получает от них органические вещества (готовый сахар). Гриб же даёт дереву минеральные вещества, которые он берёт из почвы. Гриб не может существовать без дерева. Например, если грибницу белого гриба пересадить от дерева, то белый гриб погибнет, так как не будет получать питательные органические вещества.

Есть старинная русская пословица: “Леса нет - гриб не растет”. Да и деревья на лесных делянках, где нет грибов, плохо растут.

СЛАЙД 20-21 «Съедобные грибы» «Несъедобные грибы»

Но опасайся несъедобных, ядовитых грибов: бледную поганку, ложных опят, ложных лисичек, ложных груздей!

Учись у взрослых отличать съедобные грибы от несъедобных. (Учебник стр.72)

Отвечают на вопросы

Работают по учебнику

СЛАЙД 3

СЛАЙД 4

СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

СЛАЙД 7-9

Изготавливают из пластилина модель гриба

СЛАЙД 10

СЛАЙД 11-12

Отвечают на вопросы

СЛАЙД 13

СЛАЙД 14-15

СЛАЙД 16

СЛАЙД 17

Слушают учителя

СЛАЙД 18-19

СЛАЙД 20-21

Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения; познавательная инициатива.

П:постановка и формулирование проблемы; определение основной и второстепенной информации; структуирование знаний.

К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; разрешение конфликтов.

5.Первичная проверка понимания.

Работа в парах.

«Корзинка с грибами»

- В корзинке спрятались грибы. Найдите их.

- Какие грибы вы возьмете с собой, а какие нет? Почему?

Белый гриб

Самый знаменитый и наиболее ценный из всех грибов – белый. Его называют царём грибов. Вид у него действительно царственный: ножка крепкая, белая, шляпка бархатистая. Стоит гордо, величаво.

Есть ещё одна причина называть белый гриб царём леса. Не так давно учёные обнаружили в нём вещества, которые убивают в организме человека вредные бактерии. А немецкие учёные приписывают белому грибу способность предупреждать самые опасные заболевания. Первые положительные результаты уже получены в опытах с животными.

Опята 

Почти все грибы, даже бледная поганка, приносят лесу только пользу, заботливо опекают деревья и «дружат» с ними. А опёнок – настоящий агрессор и захватчик.

Со своих «укреплённых пунктов» - пней- он то и дело устраивает «набеги» на соседние живые деревья, дотягиваясь до них шнурами своей грибницы. Плохо придётся дереву, до которого дотянулся опёнок. Медленно и верно он разрушит древесину, отравит его своими соками и в конце концов убьёт его.

Невольно радуется грибник, попавший в лес, сплошь заросший грибными «шубами» опёнков. Но этот лес ослаблен и очень болен. Может и  стоит в таком лесу начать нарочно рвать коричневые нити, похожие на электрошнуры, расползающиеся по лесу и опутывающие всё новые и новые деревья.

Мухомор в лесу всем нужен: и животным, и растениям, и человеку. Да. Он ядовит, опасен для человека. Но его с удовольствием едят слизни, и белки откусывают понемножку, и сороки. А лоси проглатывают целиком, бывает, по пять-шесть штук за один раз. Для лосей мухоморы – лекарство.

Соснам и другим деревьям мухомор помогает расти, срастаясь своей грибницей с их корнями. Отдаёт деревьям часть воды и питательных веществ, которые всасывает из почвы.

А для опытного грибника он – как сигнальная лампочка. Появились в лесу мухоморы – жди белых грибов. Верная примета.

А ещё – как он радует глаз своим ярким нарядом, как украшает лес! Ведь человеку нужна не только еда, но и красота! 

-  Как  узнать самый ядовитый гриб, бледную поганку?

 (Её отличительные признаки – кольцо на ножке, чашечка у основания и белый цвет пластинок шляпки).

Работают в парах

Р:волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

П:выдвижение гипотез и обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; построение логической цепи рассуждений, доказательство.

К:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование разных позиций.

6. Первичное закрепление.

- Тест по теме «В царстве грибов»

1.В каком ряду верно названы части гриба?

А) шляпка, ножка, корень;

Б) шляпка, столбик, грибница;

В) Шляпка, ножка, грибница.

2.Какая часть гриба является подземной?

А) шляпка;

Б) ножка;

В) грибница.

3.Где можно собирать грибы?

А) в лесу;

Б) в городских скверах;

В) у автомобильных дорог.

4.С какими растениями тесно связаны грибы в лесу?

А) с травами;

Б) с кустарниками;

В) с деревьями.

5.В каком ряду названы только съедобные грибы?

А) белый гриб, подосиновик, бледная поганка;

Б) подберёзовик, шампиньон, сыроежка;

В) лисичка, опёнок осенний, мухомор. 

Работают с тестом

П:моделирование и преобразование моделей разных типов; использование знаково-символических средств; выполнение действий по алгоритму.

К:учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

7. Рефлексия. Подведение итогов

8. Информация о д/з, инструктаж по его выполнению

-Ребята, подведём итог урока.

- Где можно использовать полученные знания?

- А как человек использует грибы? (В пищу.)

- Грибы на самом деле – очень полезный продукт. Они являются источником белка, клетчатки, микроэлементов (таких, как калий, кальций, фосфор, желез, магний, натрий и т.д.) и витаминов (в первую очередь А, витамины В, Д, РР, аскорбиновой кислоты). Но есть одно «но» - эти ценные вещества трудно усваиваются. Все потому, что они скрываются под своеобразной защитной оболочкой, напоминающей хитиновый панцирь. Хитин трудно усваивается даже взрослыми, ну, а детям, которые не имеют достаточного количества ферментов, он попросту противопоказан. Поэтому детям до 5-7 лет грибы есть ни в коем случае нельзя!

И самое большое коварство таких отравлений заключается в том, что они заявляют о себе только через 6-35 часов после приема пищи, когда содержащиеся в грибочках токсины начинают выходить через почки и печень.

- Кто из вас ходил в лес за грибами?

- А кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы?

- Какое главное правило грибника вы знаете?

(Нельзя брать гриб, который не знаешь, срезать ножом, не повредив грибницу).

- Какие меры предосторожности нужно соблюдать, чтобы в вашей корзинке не оказалось ядовитых грибов?

Слайд 22

Обобщив, знания, можно составить памятку:

1. Собирай только знакомые съедобные грибы.

2. Грибы нельзя выдёргивать – их срезают ножом.

3. Не бери старые, червивые грибы. Они могут содержать опасный для человека яд.

4. Не собирай грибы возле  дорог и промышленных предприятий, в                     городской черте.

5. Никогда не срывайте   грибы  зря: грибами питаются и лечатся многие животные.

Учащиеся читают по цепочке.

- Грибы могут быть съедобными или несъедобными для человека, но и те и другие полезны для деревьев и лесных зверей. А люди часто сбивают поганки, и особенно мухоморы. 

Вывод: Всё в природе взаимосвязано. Уничтожая одно, вы приносите вред многим.

- Посмотрите, как, оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах!

Рефлексия учебной деятельности.

- Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

- Как вы считаете, нам удалось достичь цели?

- С каким новым царством мы познакомились? (Царством грибов)

- У каждого из вас на парте лежат грибы, выберите тот, который соответствует вашей работе на уроке, и прикрепите в корзину на доске.
Белый гриб – на уроке всё было понятно, интересно, узнал что-то новое;
мухомор   – на уроке было интересно, узнал новое, но что-то не понял;
бледная поганка – на уроке было непонятно, нового ничего не узнал.

 - Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас даром. Во время нее вы узнали много нового, а чтобы стать настоящими микологами, прочитайте дома материал по учебнику стр.70-73 и нарисуйте в знак «Как нельзя вести себя в лесу». Найдите пословицы о грибах.

Подводят итог урока

СЛАЙД 22

Записывают домашнее задание

П:рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Л:адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности.

Р: волевая саморегуляция.

П: поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий.

Литература

  1. Окружающий мир. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 1/ А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.: ил.
  2.  Рабочая тетрадь 1 к учебнику для 2 класса «Окружающий мир» / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. – М.: Просвещение, 2014.
  3. Васильева Т.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 416с. – (В помощь школьному учителю).
  4. Великан на поляне или первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А.Плешаков, А.А. Румянцев. – М.: Просвещение, 2010. – 160с.: ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: окружающий мир Класс: 1 Тема урока: «О дружбе»

Место урока в теме: первый урок в разделе «Я и другие люди»Тип  урока: открытия новых знанийЦель и ожидаемый результат: Формировать понятие дружба и вывести правила дружбы.(Цель урока одна. Ее фо...

Конспект урока. Предмет: окружающий мир класс: 3 Тема урока: « Мир растений»

Тема: « Разнообразие растений» Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.Цели:Познакомить учащихся с о...

Конспект урока. Предмет: окружающий мир класс: 3 Тема урока: « Мир растений»

Тема: « Разнообразие растений» Дидактическая цель:  создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приём проектного обучения.Цели:Познакомить учащихся с о...

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по  теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·...

Предмет: окружающий мир Класс: 3 Тема урока: "Разнообразие растений на Земле " по программе "Начальная школа 21 век"

Урок разработан на основе технологии развития критического  мышления через чтение и письмо.Цель: познакомить учащихся с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы рас...

Предмет: окружающий мир Класс: 4 класс Технология деятельностного обучения Тема: «Как человек использует свойства воды».

Предмет: окружающий мирКласс: 4 классТехнология  деятельностного обученияТема: «Как человек использует свойства воды»....

Предмет: окружающий мир Класс: 1 класс Тип урока: урок получения новых знаний Вид урока: урок-исследования

План урока (этапы)УУД1. ОрганизационныйЛичностные-самоопределение2. Мотивационный  Познавательные:логические (сопоставление) расширение кругозора, умение находить ответы на вопрос...