Проект урока по окружающему миру на тему "Осень" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Проект урока по окружающему миру на тему "Осень" для 1 класса. Составлен по программе УМК "Планета знаний", но применим идля другтх УМК. Ставит основной предметной целью - установление взаимосвязей между живой и неживой природой, знакомство с видами перелетных и оседлых птиц. На уроке формируются умения сравнивать, анализировать, классифицировать объекты, устанавливать между ними причинно-следственные связи  с опорой на иллюстрации, собственные знания и наблюдения; умение делать выводы на основе анализа объектов; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Урок сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_osen_1_klass.docx46.01 КБ
Office presentation icon ptitsy_rodnogo_kraya.ppt2.39 МБ

Предварительный просмотр:

Проект урока

Учебный предмет: окружающий мир

Класс: 1 класс

УМК «Планета знаний»

Авторы учебника и рабочей тетради:

Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов «Окружающий мир», Издательство «Астрель»,Москва 2011г.

Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся по изучаемой теме.

Знают: о сезонных изменениях в живой и неживой природе; названия и внешние признаки распространенных видов птиц.

Различают объекты живой и неживой природы.

Имеют представление о перелётных и оседлых птицах.

Умеют: сравнивать объекты по внешним признакам; получать информацию с помощью рисунков; привлекать сведения из жизненного опыта; устанавливать причинно-следственные связи.

Тема урока: Осень.

Планируемые результаты:

Предметные:

учащиеся знают взаимосвязи живой и неживой природы; различают перелетных и оседлых птиц.

Личностные:

испытывают чувство ответственности и сопричастности родной природе.

Метапредметные:

Познавательные: формирование умения сравнивать, анализировать, классифицировать объекты, устанавливать между ними причинно-следственные связи  с опорой на иллюстрации, собственные знания и наблюдения; формировать умение делать выводы на основе анализа объектов; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Регулятивные: формирование умения оценивать действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: Формирование умения строить фразы при ответах на вопросы; формирование умения работать в парах, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь, мультимедийный проектор, презентация «Птицы родного края», карточки с изображением  

План урока:

Этап урока.

Хронометраж.

Организационный момент. Актуализация знаний о птицах родного края.

8 мин

Определение учениками темы урока в ходе сравнения и классификации птиц.

3 мин

Совместное открытие новых знаний о взаимосвязях в живой природе.

10мин

Обобщение знаний о взаимосвязях в живой природе в ходе установления причинно-следственных отношений между объектами.

5 мин

Физкультминутка.

1 мин

Закрепление изученного о сезонных изменениях в природе.

8 мин

Рефлексия с опорой на систему вопросов.

4 мин

Домашнее задание.

1 мин

Этап урока.

Деятельность учителя.

Деятельность  учащихся.

Теоретическое обоснование.

Организационный момент.  Актуализация знаний.

- Вчера мы были на экскурсии в осеннем парке и видели много птиц. Кто может изобразить одну из них, чтобы остальные ребята угадали? Постарайтесь показать важные особенности этой птицы, чтобы мы могли определить, кто это.

- Давайте посмотрим на фото других птиц. Узнайте их.

Учитель показывает слайды № 1-6.

 - Кого из этих птиц можно назвать лишней?

- Почему?

- А заметили ли вы в парке вот эту птицу? Кто это? (Слайд № 7)

- Каких птиц, обитающих в нашем крае, мы ещё не видели?

- Почему? Мы были невнимательны?

- Кто знает, как называют птиц, улетающих с наступлением осени?

- Почему птиц назвали «перелетными»?

- Как называют остальных птиц?

- Давайте проверим наш вывод на странице 22 учебника.

- Молодцы, вы правильно назвали!

- Найдём значение слова «оседлые» в справочнике учебника на стр. 139.

- Как вы поняли значение слова «оседлые»?

Самостоятельная работа в тетради на стр. 19 вверху.

- Кого ещё нельзя увидеть осенью? Закрась кружок красным.

- Какую картинку отметили? Почему?

2-3 ученика изображают разных птиц. При сильном затруднении учитель может на ушко подсказать движение.

Просматривают фотографии, узнают и называют птиц.

Сопоставляют изображения и свои знания об этих птицах, делают вывод: лишний попугай, он не из нашей местности.

Узнают и называют птицу, вспоминают, что её не видели. Перечисляют птиц.

Дети выдвигают предположения, обсуждают их, соглашаются или нет, делают вывод: некоторых птиц не видели, потому что они улетели.

Названия данных групп птиц детям знакомы, поэтому они дадут точный ответ.

Формулируют ответ, составляя связное предложение.

Самоконтроль.

Дети продолжают знакомиться с устройством учебника, учатся ориентироваться в нем.

Формулируют ответ, составляя связное развернутое предложение.

Рассматривают картинки в тетради, анализируют их, закрашивают.

Отвечают на вопрос, аргументируя свой выбор.

Познавательные логические УУД -

Синтез. Классификация -

Задание «Определи кто это».

Предметные знания -

Определение птиц по внешнему виду, названия птиц.

Познавательные логические УУД -

Сравнение. Классификация -

Задание «Кто лишний?».

Познавательное общеучебное УУД - Умение на основе наблюдений и собственного опыта делать выводы.

Предметные знания -

названия групп птиц.

Коммуникативное УУД – умение строить фразы в ответах на поставленный вопрос.

Регулятивное УУД – Самоконтроль – сравнение собственных выводов с выводами в учебнике.

Личностное УУД – действия  смыслоопределения – формирование позитивной оценки себя, своей успешности.

Познавательное общеучебное УУД – поиск и работа с информацией – работа со справочником.

Коммуникативное УУД – умение строить фразы в ответах на поставленный вопрос – задание «Объясни значение слова».

Удержание учебной задачи во время самостоятельной работы.

Познавательное логическое УУД -

Умение на основе анализа объектов делать вывод.

Определение учениками темы урока в ходе сравнения и классификации птиц.

Слайд № 8

- Как назвать одним словом всех изображенных?

- Какое фото «лишнее»? Почему?

- Как назвать одним словом оставшихся животных?

- На какие две группы мы можем их разделить?

- Какой вопрос вы хотели бы задать о группах этих птиц? Подумайте, можно только один вопрос!

- Как думаете, на какой вопрос нам предстоит найти ответ сегодня?

Сравнивают картинки, обобщают по принадлежности к миру животных.

Классифицируют животных.

- Птицы.

- Оседлые и перелетные. (Слайд № 9)

Предлагают свои варианты вопросов, выбирают тот, который интересен всем.

- Почему некоторые птицы улетают, а другие нет?  (Слайд № 10)

Познавательное логическое УУД -

Синтез – задание «Назови одним словом».

Познавательное логическое УУД -

Классификация – задания «Найди лишнее»,  «Раздели на группы».

Регулятивное УУД – самоконтроль – Задание «задай только один вопрос».

Совместное определение темы урока.

Совместное открытие новых знаний о взаимосвязях в живой природе.

- Что нужно птицам для жизни? Обозначим значками.

- Чем питаются птицы?

Работа по схеме:

- Назовите любую оседлую птицу. Расскажите о её жизни, используя значки. Сможет ли она прожить в нашем крае зимой?

- Теперь расскажите о перелётной птице.

- Как ты думаешь, что может измениться в схеме?

- Сравним схемы и сделаем вывод.

Перечисляют факторы и придумывают обозначения.

( На доску вывешиваются карточки)

- еда

- вода

 тепло -

Составляют несколько предложений на заданную тему с опорой на схему.

- Солнышку нарисовать мало лучиков, а тарелку пустой.

Сравнивают схемы и приходят к выводу, что перелетным птицам не хватает зимой тепла, но особенно еды.

Предметные знания  о связях живой и неживой природы, условиях жизни птиц.

Познавательное общеучебное УУД – работа с информацией с опорой на условные знаки – задание «Расскажи о птице, опираясь на значки».

Коммуникативное УУД – оформление собственных мыслей в устной форме.

Регулятивное УУД – прогнозирование – вопрос «что может измениться?»

Предметные знания о взаимосвязи живой и неживой природы.

Обобщение знаний о взаимосвязях в живой природе в ходе установления причинно-следственных отношений между объектами.

Работа с иллюстрацией в учебнике на стр.23.

- Назовите признаки осени, изображенные на картинке.

- Почему насекомые исчезают с приходом осени?

- Расскажите об осенних изменениях в природе последовательно, по порядку.

Отвечают на вопросы, с помощью учителя делают вывод: в природе всё взаимосвязано – осенью солнце слабее грет, становится короче день, желтеют и опадают листья, холодает, чаще льют дожди, насекомые прячутся, птицам нечего есть. (Слайд №11)

Познавательное логическое УУД – установление причинно-следственных связей – система вопросов.

Физкультминутка.

- Совушка сова, большая голова, на суку сидит, головой вертит, Крыльями хлоп-хлоп, лапами топ-топ. Уф!

- Сова - перелетная птица?

- Самое красивое осеннее явление в природе – листопад. Покажите, как плавно кружатся и падают листья.

Дети выполняют движения, подражая сове.

Подражают движениям падающих листьев.

Закрепление изученного  о сезонных изменениях в природе.

Дети принесли с экскурсии красивые листья.

-  По каким признакам можно сравнить листья?

- Расскажи о своих листочках соседу по парте. Попытайся сравнить их.

Задание внизу со стр.23 учебника озвучивает учитель.

- Кто правильно сравнил листья? Почему?

- Как сравнить правильно?

- А теперь послушай начало фразы, придумай ее продолжение и скажи соседу на ушко. Пусть начинает тот, кто в прошлый раз был вторым. «Если бы я был волшебником, то сделал бы так, чтобы осенью…»

- Кому понравилось волшебство соседа? Спроси его разрешения и расскажи всем о его волшебстве.

Работа в тетради на стр. 18 вверху. Самостоятельно.

Определяют критерии для сравнения – форма, размер, цвет.

Работают в парах, составляют рассказ на заданную тему. Учатся сравнивать.

Определяют ошибочность суждений из-за сравнения по разным признакам.

Строят речевое высказывание по заданному правилу и на заданную тему.

Работают в парах. Учатся справедливому сотрудничеству в паре.

Разукрашивают рисунок.

Познавательное логическое УУД – сравнение – определение критериев для сравнения, сопоставление по ним объектов.

Коммуникативное УУД – умение сотрудничать – работа в парах.

Регулятивное УУД – оценивание – выявление причины ошибки.

Коммуникативное УУД – Построение речевого высказывания в соответствии с поставленной задачей – задание «продолжи фразу по е началу».

Коммуникативное УУД – умение сотрудничать – работа в парах.

Рефлексия с опорой на систему вопросов.

- На какие вопросы мы искали ответы на уроке?

- Почему же улетают птицы?

- На какие группы можно разделить птиц по этому признаку?

- Распределите птиц в таблице.

- Как мы можем помочь оседлым птицам?

- За что бы вы похвалили на сегодняшнем уроке?

Отвечают на вопросы,  дополняют ответы друг друга, осмысливают полученные знания.

Осознание своей деятельности на уроке.

Познавательное общеучебное УУД – рефлексия – система вопросов.

Личностное УУД – действия нравственно-этического оценивания.

Личностное УУД – самопознание – вопрос «За что похвалишь себя?»

Домашнее задание.

- Кому какая птица понравилась больше всего?

- Поищите рассказы, сведения о ней в книгах, энциклопедиях, спросите у взрослых.

-Посмотрите, какую необычную птицу нарисовали  в учебнике на стр.23. Кто это? Из чего сделана? Какие ещё фигурки можно сделать из природного материала? Если хочешь, сделай их дома.

- Спасибо за работу на уроке! (Слайд № 12)

Запоминают домашнее задание.

Анализируют поделки на рисунке.

Предметные знания о птицах родного края.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Компьютерная презентация к уроку окружающего мира. Тема «ОСЕНЬ».

Слайд 10

Животные

Слайд 11

Перелётные Осёдлые

Слайд 12

Почему некоторые птицы улетают осенью, а другие нет?

Слайд 14

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" ( "Школа России")

В материале представлена разработка проекта урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" с методическим обоснованием в соответствии со ФГОСами  второго поколения ( проект урока, старто...

Проект урока по окружающему миру в 4 классе "Жизнь луга"

Данная работа содержит разработку по разделу окружающего мира в 4 классе "Родной край-часть большой страны" - проект урока по теме "Жизнь луга"...

Проект урока по окружающему миру в 1 классе Тема: « Животные растительноядные и хищники ».

В данном уроке показана исследовательская работа учащихся по методике Савенкова....

Проект урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Деревья леса".

Проект урока, направленного на формирование читательской грамотности младших школьников.Учебный предмет «Окружающий мир», 2 класс.Тема урока: «Деревья леса».Цель: сформировать у учащихся умение ...

проект урока по окружающему миру в 1 классе "Почему нужно есть много овощей и фруктов"

В данной разрабртке постаралась проедусмотреть варианты формируемых у обучающихя УУД на каждом этапе урока...

Проект урока по окружающему миру "Влияние человека на окружающую среду" 3 класс

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок обобщения).Тема урока: Влияние человека на окружающую природу.Цель: Выяснить какое влияние на окружающую природу оказывает человек  (...

Проект урока по окружающему миру. Тема : "Разнообразие животного мира" 2 класс "Школа России"

Урок построен , используя технологию критического мышления...