Перспектива 3 класс Конспект урока окружающий мир «На свет появился - с людьми породнился»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Козлова Наталия Владимировна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_svet_poyavilsya_-_s_lyudmi_porodnilsya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

окружающий мир

Выполнила студентка 46 гр.        

Козлова Наталия                        

Проверила: Палченкова В. В.

Отметка:                                

                                                                                                                                                                              Дата: 18.02.16                                

Челябинск, 2016

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3 «б»

Тема урока: «На свет появился - с людьми породнился»

Цели урока:  познакомить детей с традиционными терминами родства и свойства, принятыми в русской народной культуре; сопоставить их с соответствующей терминологией в культуре народов своего края; научить пользоваться этой терминологией при определении степеней родства в своей семье; дать представление о духовном родстве через общее вероисповедание.

Планируемые результаты:

  • Предметные: иметь представление о терминологии родства в применении к членам своей семьи; находить аналоги в терминологии родства народов своего края; использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи; понимать, каково различие между терминами родства и свойства, в чём различие между кровным родством и родством духовным.
  • Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Оборудование: Учебник - Окружающий мир: 3 класс, 2 часть, А.А. Плешаков. Перспектива. «Просвещение» 2014; Рабочая тетрадь; Презентация в формате PowerPoint 97-2003.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

Учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг. Момент.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

1 мин.

- Давайте настроимся на работу и проверим, все ли у нас на месте? Руки на месте? Ножки на месте? Глазки все видят? Ушки все слышат? Здорово! Посмотрите, чтобы у вас на парте обязательно лежали учебник и рабочая тетрадь. А теперь покажите мне, как должен сидеть настоящий ученик? Молодцы!

Проверять готовность к уроку.

Садиться на места.

Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя.

Постановка учебной задачи и ее решение 

Словесный: ответы на вопросы.

Иллюстративный: работа с изображениями на слайде.

4 мин.

Актуализация опорных знаний:

- Ребята, сегодня мы приступим к изучению новой темы. Но прежде, я предлагаю вам вспомнить то, что вы изучили на прошлых уроках.

- Как называются жилища  народов нашего края? (Юрта, Яранга, Иглу, Мазанка)

- Соотнесите картинки жилищ, на слайде с их названиями.

- От чего зависят особые черты традиционного жилища разных народов? (От особенностей природы, своеобразия хозяйственной жизни и от различий в религиозных представлениях)

- Как внешне выглядят старинные дома нашего края?

- Как они устроены внутри?

- Где в них находится почётное место?

- Молодцы! Я вижу, что у вас не возникло проблем с изучением этого материала, я надеюсь, что с нашей сегодняшней темой вы тоже справитесь на «ура».

Отвечать на вопросы учителя.

Выполнять задание учителя.

Участвовать в беседе.

Оценивать свои знания.

Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения;

строить речевые высказывания в устной форме.

Проверка домашнего задания

Словесный: ответы учеников.

5 мин.

- Вашим домашним заданием было нарисовать любое жилище народов нашего края. Прикрепите свои рисунки на доску. Посмотрите, какая замечательная выставка у нас получилась!

- Так же, одна ученица приготовила сообщение о некоторых жилищах. Давайте послушаем и оценим её выступление.

Осматривать выставку.

Слушать выступление.

Оценивать выступление.

Коммуникативные - уметь слушать и слышать.

Открытие нового знания

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

Практический:

работа с учебником, со спец тетрадью, с кластером;

работа в парах, в группах.

15 мин.

- Прочитайте предложение на слайде. «На свет появился - с людьми породнился» как вы понимаете значение этой фразы?

- Давайте обратим внимание на слово «породнился». Запишите его себе в тетради. Помогите мне определить корень этого слова. Возьмите в руки карандашики и выделите корень в записанном слове.

- Давайте вспомним, какие слова могут быть производным от корня  -род-? (родители, родня, родина и т.д.)

- Объединитесь в группы, по четыре человека. Приготовьте листочек. По моей команде, за минуту, вы должны записать на листочек, как можно больше слов с корнем -род-.

- Давайте послушаем, что у вас получилось.

- Итак, человек в семье живёт среди многих родственных людей. И каждый друг для друга зовётся по-своему. Как кого и кому называть зависит от степени родства. Для того, что бы в этом разобраться мы прочитаем  второй и третий абзацы на странице 22. Читаем по цепочке. Все внимательно следим по тексту.

- А теперь представьте, живут в разных семьях мальчик и девочка. Кем они являются друг другу? (Друзьями) 

- Но друзья - это не родственная связь. Так вот, они выросли, стали юношей и девушкой, полюбили друг друга. Кем они теперь являются друг другу? (Парой) 

- Но пара - это тоже ещё не родственники.

- Продолжим, наши молодые люди влюбились и решили пожениться. Теперь они? (Муж и жена) 

- Правильно, ребята! Теперь их родственники, чужие для каждого из них до свадьбы, после свадьбы станут своими.

- Посмотрите, у вас на столе лежит кластер, в парах заполните его. Покажите свою готовность.

- Давайте прочитаем первый и второй абзацы на странице 23.

- Теперь давайте откроем, спец тетради на странице 14 и выполним первое задание, опираясь на полученные знания. Если при выполнении задания  возникнут трудности, просто поднимите руку, и я вам обязательно помогу.

Читать предложение на слайде.

Высказывать предположение.

Определять корень слова.

Подбирать однокоренные слова.

Работать в группах.

Читать текст в учебнике.

Отвечать на вопросы учителя.

Высказывать предположения.

Работать в парах.

Заполнять кластер.

Читать текст.

Выполнять задания в спец тетради.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать.

Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения; обсуждать проблемные вопросы;

строить речевые высказывания в устной форме; выполнять задания учителя.

Физ. Минутка

Практический: выполнение двигательных упражнений.

1 мин.

- Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним физминутку.

Раз - подняться, потянуться

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Выполнять двигательные упражнения.

Личностные - установка на здоровый образ жизни.

Решение частных задач

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы.

Практический: работа с кроссвордом на слайде; со спец тетрадью; с понятием на слайде; работа в парах.

Иллюстративный: работа с изображениями в учебнике.

15 мин.

- А сейчас, давайте разгадаем кроссворд на слайде.

По вертикали:

1. Сестра мужа для его жены. (Золовка)

2. Жена сына для его матери. (Невестка)

3. Мама мужа для его жены. (Свекровь)

4. Мама родителей для ребёнка. (Бабушка)

По горизонтали:

5. Отец жены для её мужа. (Тесть)

6.Так друг друга называют родители мужа и жены. (Сваты)

7. Мальчик для родной сестры. (Брат)

8.Так муж зовёт брата своей жены. (Шурин)

- Молодцы! Теперь открываем страницу 24. Я предлагаю вам ознакомиться с данными фотографиями.

- На первой и второй фотографиях, как вы могли понять из надписи ниже, представлены два поколения семьи российского императора Николая второго.

- А вы знаете, что значит слово «император»?

-Давайте прочитаем определение на слайде. (Император - глава империи, а империя в свою очередь-это могущественная военная держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство.)

- На третьей и четвёртой фотографиях вы можете увидеть целых три поколения российского полковника. А с пятой по восьмую фотографию нам представлены обычные современные семьи.

- Что вы можете предположить,  внимательно рассмотрев эти фотографии? (Раньше в семьях было большее количество детей и т.п.)

- А теперь давайте откроем тетради на печатной основе на странице 14 и выполним второе задание, опираясь на полученные знания.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- А сейчас, объединитесь в пары, я раздала вам листочки. На этих листочках, придумайте свой кроссворд по пройденной теме, на 10 вопросов.

- Обменяйтесь листочками с соседней партой, разгадайте кроссворд своей соседней пары.

Слушать учителя.

Разгадывать кроссворд.

Отвечать на вопросы учителя.

Работать с учебником.

Рассматривать иллюстрации в учебнике.

Знакомиться с понятием на слайде.

Отвечать на вопросы учителя.

Выполнять задание в рабочей тетради.

Работать в парах.

Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Познавательные - высказывать предположения;

строить речевое высказывание в устной форме; выполнять задания учителя.

Итог урока.

Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение.

2 мин.

- Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги. Что нового вы сегодня узнали? Давайте вспомним:

- Как родители называют рождённых ими мальчика или девочку?

- Как дети называют сестру/брата своих мамы или папы?

- Как дети называют родителей своих мамы и папы?

- Кого называют своими двоюродными братьями/сестрами?

- Кто такие тесть и тёща? Свёкор и свекровь?

- Кто кого называет свояченицей или шурином? Деверем или золовкой?

- В чём заключается разница между кровным родством и родством по свойству?

Отвечать на вопросы учителя.

Анализировать проделанную работу.

Делать выводы.

Регулятивные -выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного.

Домашнее задание

1 мин.

- Запишите домашнее задание.

Учебник стр. 22-27 читать. Спец тетрадь стр. 14 номер 3.

Записывать Д/З.

Рефлексия

Словесный: самоанализ.

1 мин.

- Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей»

Оценивать свои достижения.

Регулятивные - анализировать проделанную  работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, школа россии. «На свет появился - с людьми породнился»

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, школа россии. «На свет появился - с людьми породнился»...

Окружающий мир 3 кл. УМК "Перспектива" "На свет появился – с людьми породнился"

Цели деятельности учителя:ознакомление детей с традиционными терминами родства и свойства, принятыми в русской народной культуре; сопоставление их с соответствующей терминологией в культуре народов св...

Конспект урока окружающего мира "На свет родился - с людьми породнился."

Конспект урока окружающего мира "На свет родился - с людьми породнился" для 3 класса....

Технологическая карта урока окружающего мира "На свет появился — с людьми породнился" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о названиях людей по родству.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) познакомить с традиционными терминами родства;2) научить определять ...