Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, школа россии. «На свет появился - с людьми породнился»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Денисова Елена Анатольевна.

Конспект урока по окружающему миру, 3 класс, школа россии. «На свет появился - с людьми породнился»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nazvaniya.docx106.03 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 16.10.2018                                                                         Учитель: Нестерова Лариса Александровна __________

Школа: № 104                                                                         Студент: Денисова Елена, 45 группа

Класс: 3-Б                                                                                 Методист: Сачкова Татьяна Андреевна_____________

Кабинет: 210

Урок: 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема:  «На свет появился - с людьми породнился»

Цели деятельности учителя: знакомство детей с традиционными терминами родства и свойства, принятыми в русской народной культуре;

Планируемые результаты:

-Предметные:

          знать: понятия: золовка,  деверь, невестка, шурин, бабушка, тесть, брат, свекровь.

уметь: использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи

Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

Тип урока: «открытие» нового знания.  

Оборудование: Окружающий мир 3 класс. Ч 2/:  А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013, карточки,  презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые
УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словес.: слово учителя

1 мин.

Фронтальная работа

Давайте все встанем, выпрямим спинки, улыбнитесь своему товарищу.

Добрый день,  ребята!  Меня зовут Елена Анатольевна, и  сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Приветствовать учителя.

Р.: личностное включение в учебную деятельность.

II. Актуализация знаний и мотивация

Наглядный: презентация.

Словес.: эвристическая беседа..

3 мин.

Фронтальная работа

- Ребята, сегодня мы приступим к изучению новой темы. Но прежде, я предлагаю вам вспомнить то, что вы изучили на прошлых уроках.

- Как называются жилища  народов нашего края? 

- От чего зависят особые черты традиционного жилища разных народов

- Как внешне выглядят старинные дома нашего края?

- Как они устроены внутри?

- Где в них находится почётное место?

- Молодцы! Я вижу, что у вас не возникло проблем с изучением этого материала, я надеюсь, что с нашей сегодняшней темой вы тоже справитесь на «ура».

(Юрта, Яранга, Иглу, Мазанка) 

(От особенностей природы, своеобразия хозяйственной жизни и от различий в религиозных представлениях)

Л.: самоопределение к учебной деятельности.

К.: участвовать в учебном диалоге.

III. Постановка учебной задачи

Словес.: эвристическая

беседа.

Наглядный: презентация.

4 мин.

Фронтальная работа

Послушайте стихотворение:

Моя семья, моя святыня

Ко мне в наследство перешла.

В ней доброты на всех хватает,

На всех хватает в ней тепла.

Моя семья, тобой горжусь я,

На весь оставшийся мой век.

Ты подарила мне не имя,

Дала мне званье – Человек!

О чем говорится в стихотворении?

Прочитайте предложение на слайде. «На свет появился - с людьми породнился» как вы понимаете значение этой фразы?

Давайте обратим внимание на слово «породнился». Помогите мне определить корень этого слова.

Давайте вспомним, какие слова могут быть производным от корня  -род-?

Кто догадался, о чем будем говорить на уроке?

Кто прочитает тему урока?

Какие цели поставим на урок?

Слушать стихотворение

О семье.

Предположения детей.

Подбирать однокоренные слова.

Предположения детей.

Читать тему с слайда.

«На свет появился - с людьми породнился»

Познакомиться с родственными связями и связями по свойству.

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевых высказываний.

П.:самостоятельное формулирование темы и цели урока.

IV.«Открытие» нового знания

Словес.: беседа

Фронтальная работа

Итак, человек в семье живёт среди многих родственных людей. И каждый друг для друга зовётся по-своему. Как кого и кому называть зависит от степени родства. Для того, что бы в этом разобраться мы прочитаем  второй и третий абзацы на странице 22. Читаем по цепочке. Все внимательно следим по тексту.

Все это названия по родству.

 А теперь представьте, живут в разных семьях мальчик и девочка. Кем они являются друг другу? (Друзьями) 

 Но друзья - это не родственная связь. Так вот, они выросли, стали юношей и девушкой, полюбили друг друга.   Кем они теперь являются друг другу? (Парой) 

 Но пара - это тоже ещё не родственники.

Продолжим, наши молодые люди влюбились и решили пожениться. Теперь они? (Муж и жена) 

 Правильно, ребята! Теперь их родственники, чужие для каждого из них до свадьбы, после свадьбы станут своими.

Давайте узнаем, кем же родственники теперь станут друг для друга.

На стр. 23 так же по цепочке прочитаем первый и второй абзац.

Это мы узнали названия по свойству.

Ответы на вопросы

Читать текст по цепочке.

Читать текст по цепочке.

К.: умение полно и точно выражать своё мнение.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практич.: разгадывание кроссворда.

6 мин.

Фронтальная работа

- А сейчас, давайте разгадаем кроссворд на слайде, а я проверю как вы запомнили названия.

1. Мама родителей для ребёнка. (Бабушка)

2. Мама мужа для его жены. (Свекровь)

3.Так друг друга называют родители мужа и жены. (Сваты) 

4. Отец жены для её мужа. (Тесть)

5. Мальчик для родной сестры. (Брат)

6. Сестра мужа для его жены. (Золовка)

7.Так муж зовёт брата своей жены. (Шурин)

8. Жена сына для его матери. (Невестка)

Отгадывать кроссворд со слайда.

К: формулирование ответов;

П: построение реч. высказываний.

Динамическая пауза

Словес.: слово учителя

1 мин.

Чтобы выполнить заданья,
Чуть-чуть надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем,
Надо косточки встряхнуть.
Руки в стороны, вперед,

Вверх, назад прогнулись,

К солнцу потянулись.
На носочки встали,
Лучики достали.
На корточки сели,
Вокруг посмотрели.
А теперь за парты
Тихо-тихо сели.

-Выполнение действий.

-Встать.

-Развести руки в стороны, вперед.
-Прогнуться вперед, назад .

-Встать на носочки, руки вверх.

-Присесть.

-Сесть на свои места

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словес.: слово учителя

Практ.: работа в группах

5 мин.

4 мин

Фронтальная работа

Молодцы! Теперь открываем страницу 24. Я предлагаю вам ознакомиться с данными фотографиями.

На первой и второй фотографиях, как вы могли понять из надписи ниже, представлены два поколения семьи российского императора Николая второго.

 

На третьей и четвёртой фотографиях вы можете увидеть целых три поколения российского полковника. А с пятой по восьмую фотографию нам представлены обычные современные семьи.

 Что вы можете предположить,  внимательно рассмотрев эти фотографии?

Работа в группах

Сейчас вам нужно поделиться на  группы по 4 человека.

В конверте лежат карточки со словами (Приложение№1). Составьте пословицы. 

  • Над сильна крыша когда Семья ней одна.
  • В  каша семье гуще и
  • Семья одинокий воюет а горюет
  • семье идёт дело согласно, так В прекрасно.
  • Семья, куча, и, страшна, в, не, туча.
  • Коли, семья, клад, в, лад, не нужен.
  • Семья, куча, и, страшна, в, не, туча.
  • Коли, семья, клад, в, лад, не нужен.
  •  

(Семья сильна, когда над ней крыша одна.

В семье и каша гуще.

Семья воюет, а одинокий горюет.

  • В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
  • )
  • Итак, проверим, что у нас получилось?

 

Император - глава империи, а империя в свою очередь-это могущественная военная держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство.

Раньше в семьях на фото было больше поколений. 2-3.

А сейчас: папа, сын.

Мама, дочка

Бабушка, внучка

Делиться на группы.

Составлять пословицы.

Проверка пословицы каждой группы.

П.: выполнение действий по алгоритму

П.: осознают и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. 

К.: полно и точно выражают свои мысли.

VII. Включение в систему знаний

Словес.: ответы на вопросы

5 мин.

Фронтальная работа

Наш урок подходит к завершению. Давайте с вами подведем итоги. Что нового вы сегодня узнали? Давайте вспомним:

- Как родители называют рождённых ими мальчика или девочку?

- Как дети называют сестру/брата своих мамы или папы?

- Как дети называют родителей своих мамы и папы?

- Кого называют своими двоюродными братьями/сестрами?

- Кто такие тесть и тёща? Свёкор и свекровь?

- Кто кого называет свояченицей или шурином? Деверем или золовкой?

Отвечать на вопросы

Дочь

Тетя, дядя

Бабушка, дедушка

Детей сестры\брата родителей

Родители жены. Родители мужа.

Сестра\брат жены. Сестра\брат мужа

К.: умение полно и точно выражать своё мнение.

VIII. Рефлексия деятельности

Словес.: ответы на вопросы, самооценка.

3 мин.

Фронтальная работа

- Какая тема урока была?

- Какую цель ставили?

У вас на столах лежат карточки, на них изображены смайлики. Если у вас было хорошее настроение на уроке то дорисуйте своему смайлику улыбку, плохое – грустную. Нейтральное- черточку.

Урок окончен.

«На свет появился - с людьми породнился»

Познакомиться с родственными связями и связями по свойству.

П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами.

над сильна крыша когда Семья ней одна.

В  каша семье гуще и

Семья одинокий воюет а горюет

семье идёт дело согласно, так В прекрасно.

Семья, куча, и, страшна, в, не, туча.

Коли, семья, клад, в, лад, не нужен.

Семья, куча, и, страшна, в, не, туча.

Коли, семья, клад, в, лад, не нужен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. УМК "Школа России" 3 класс.По теме: Наши ближайшие соседи.

Раздел: Путешествие по городам и странамТема: Наши ближайшие соседиУМК «Школа России»Автор: А.А. ПлешаковКласс: 3Тип урока: Урок изучения новогоЦелевые установки урока:Планируемые результаты: Предметн...

Конспект урока по окружающему миру. УМК «Школа России», 3 класс ТЕМА: Наши ближайшие соседи

Конспект урока по теме "Наши ближайшие соседи" с презентацией....

Конспект урока по окружающему миру , УМК «Школа России» , 2 класс , тема: И про воду

Цели деятельности учителя: формирование знания учеников о богатстве природы – водой, ее некоторыми свойствами, со значением воды в жизни человека; расшире...

Конспект урока по окружающему миру (УМК «Школа России»)

Тема урока: «Что у нас под ногами?»Цель деятельности учителя: формировать представления о природных объектах, форме, размерах, цвете предметов; познакомить с часто встречающимися полезными...