Конспект урока 4 класс УМК "Перспектива". Тема: "Начало российской Империи "
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

конспект урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalo_rossiyskoy_imperii_perspektiva_4_klass.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

 

Этап урока

Хронометраж

Содержание урока

Деятельность учителя

Методы и приемы

Деятельность учащихся

УУД

1

Организационный

1

мин

Здравствуйте! Меня зовут Евгения Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Организовать на работу учащихся

Приветствуют учителя

К: настрой на урок, знакомство с учителем

2

Проверка выполнения домашнего задания

3-4

мин

-Сегодня мы продолжаем изучать великую историю нашей страны.

- Какую тему вы изучали на прошлом уроке?  (на пути к единству)

- давайте повторим, ответив на вопросы на странице 44.

- Как решали русские государи вопрос о границе Руси с её соседями на западе?

- Кто из русских государей своим указом ввел празднование Нового года зимой?

- Чем закончилось Смутное время на Руси?

Задает вопросы по теме прошлого урока

Словесный, беседа

Корректирует ответы учащихся

Отвечают на вопросы учащихся

Вспоминают материал прошлого урока

К: учитывать разные мнения.

П: строить речевые высказывания.

3

Постановка учебной задачи

Физминутка

10-15

мин

- Сейчас, отгадав кроссворд, мы узнаем о какой исторической личности мы будем говорить.

1.        Кто возглавил крестьянскую войну в правление Екатерины Великой? (Пугачёв)

2.        Фамилия первопечатника, памятник которому поставлен в Москве? (Фёдоров)

3.        Имя князя, который руководил Куликовской битвой? (Дмитрий)

4.        Прозвище царя Ивана 4? (Грозный)

- Итак, о какой исторической личности пойдёт речь сегодня на уроке?

- Прочитайте тему урока. (Пётр Великий. Начало Российской империи.)

- Какова цель урока? (Узнать о Петре 1 и его реформах)

Сообщения детей о Петре 1

- Итак, что отличало Петра от других государей России? (много учился, узнавал нового о других странах, освоил несколько профессий)

- Путешествуя, Петр убедился в том, что Россия сильно отставала от других государств Европы, которые не испытывали тяжелого монголо-татарского ига. И Петр задумал преобразовать Россию.

- Перед царским родом Романовых стояли важные задачи. Между Польшей и Русью шла тринадцать лет борьба за Смоленск и другие города, захваченные поляками в Смутное время. При Алексее Михайловиче, сыне царя Михаила Романова, эти города были возвращены. Смоленск – город особый в русской истории. Здесь Днепровский торговый путь перекрещивался с Волго- Балтийским, который шел с запада на восток к Великому шелковому пути в Китай. Вечная доля Смоленска -  быть стражем на перекрестье торговых путей и щитом Русской земли на западе.

- Ребята, какое важное событие произошло в царствование царя Алексея Михайловича? (возвращены города)

- Как Петр 1 продолжил дело отца? Давайте прочитаем в учебнике на странице 44 -45.

Чтение текста учебника

-  - Итак, с чего Петр начал преобразование России? (строительство флота, учредил школы для обучения точным наукам, было основано более двухсот заводов, возводились новые города)

- А что сделал Петр 1 для развития образования и науки?

Давайте прочитаем третий абзац на странице 45 и ответим

 на этот вопрос (учредил школы для обучения точным наукам, составил проект Академии наук и планировал развивать науку на пользу России).

- действительно, Петр 1 внес большой вклад в развитие науки и образования.

- Как вы думаете, для чего царь строил заводы и дороги?

- Строительство города Санкт-Петербурга на болотистых землях в устье Невы близ Балтийского моря стало тяжелым испытанием для народа. Со всей страны, даже из далекой Сибири, отправляли туда людей. Многие погибли на этой стройке от непосильного труда, холода и голода. Санкт-Петербург стал первым российским торговым и военным портом на Балтийском море, а с 1712 года – столицей России. Петр 1 мечтал увидеть свою державу обновленной, поэтому и построил новую столицу с символическим названием. Ведь имя Пётр — значит «камень». На камне, на прочном основании, хотел строить царь новую Россию, хотел видеть ее мощной независимой державой, империей. А в 1721 году Петр 1 первым в России принял титул императора.

- Как вы думаете, что означают слова империя и император? (империя - могущественная держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство с единым политическим центром, играющая заметную роль в регионе или даже во всем мире.

Император - титул монарха, главы государства (империи).

- Так почему же он назвал новую столицу России Санкт-Петербургом?

- Высоко над Невой в Петербурге стоит памятник Петру Великому. Народное предание гласит, будто чудесный конь под царем из северной деревни… Петр 1 взнуздал и силой поднял на дыбы крестьянскую Русь, приготовил ее к прыжку в будущее.

- Откройте рабочую тетрадь на странице 25. Выполним задание 2 и 3.

Дает задание разгадать кроссворд

Практический

Подводит к теме урока

Словесный: рассказ, беседа

Словесный

Словесный, рассказ

Наглядный, иллюстрация

Практический

Словесный

Практический

Словесный, беседа

Работа с историческим понятием

Словесный, беседа

Наглядный

Практический

Разгадывают кроссворд

Ставят задачи урока

Сообщения о Петре 1

Отвечать на вопросы

Слушают рассказ учителя

Портрет Алексей Михайловича

Карта Смоленска

Работать с текстом учебника

Отвечать на вопросы

Работать с текстом учебника

Слушать рассказ учителя

 

Отвечать на вопрсы

Фото различных памятников Петру 1

Работать в рабочей тетради

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Р: целеполагание

Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

П: осуществлять поиск необходимой информации

П: строить речевое высказывание

П: структурирование знаний  

Итог урока

Рефлексия

Информация о д/з

- О каком историческом деятеле сегодня говорили на уроке?

- Какие изменения произошли в России при Петре 1?

Раздать учащимся листочки и попросить приклеить их на «дерево успеха»

Рабочая тетрадь стр. 24 № 1. Читать в учебнике стр.44-47

Подводит итог

Словесный

Инструктирует учащихся

Информирует о дз

Записывают дз

Р: сохраняют учебную задачу

Л: чувство прекрасного после знакомства с культурой

Р: выполнять действия

Родился Петр 1 30.05.1672г. Отец его – царь Алексей Михайлович имел весьма многочисленное потомство: Петр был его четырнадцатым ребенком. У своей матери – царицы Натальи Нарышкиной Петр был первенцем. Пробыв с царицей год, Петр отдан был на воспитание нянькам. Когда мальчику было четыре, отец его умер, а опекуном царевича был назначен его сводный брат Федор Алексеевич, ставший новым царем. Образование Петр первый получил слабое, поэтому писал всю жизнь с ошибками. Однако недостатки своего базового образования Петр Великий впоследствии сумел компенсировать богатыми практическими занятиями.

Весной 1682 года после шести лет своего правления царь Федор Алексеевич скончался. В Москве произошло восстание стрельцов и малолетний Петр вместе с братом Иваном были возведены на престол, а правительницей названа была старшая сестра их царевна Софья Алексеевна. Петр мало времени проводил в Москве, проживая с матерью в селах Измайлове и Преображенском. Энергичный и подвижный, не получавший церковного либо светского систематического образования, все время свое он проводил в активных играх со сверстниками. Впоследствии ему позволено было создать «потешные полки», с которыми мальчик разыгрывал маневры и сражения. Летом 1969 года, узнав, что Софья готовит стрелецкий бунт, Петр совершил побег в Троице-Сергиев монастырь, куда прибыли к нему верные полки, а также часть двора. Софья отстранена была от власти, а затем заточена в Новодевичий монастырь.

Петр 1 передоверил поначалу управление страной дяде своему Л.К.Нарышкину и матери, по-прежнему мало бывая в Москве. В 1689 он женился по настоянию своей матери на Евдокии Лопухиной. В 1695 Петр 1 предпринял первый свой военный поход на крепость Азов, окончившийся неудачей. Спешно построив в Воронеже флот, царь организовал второй поход на Азов, принесший ему первую победу, укрепившую его авторитет. В 1697 царь отправился за границу, где обучался корабельному делу, трудясь на верфях и знакомясь с техническими достижениями европейских стран, образом их жизни и политическим устройством. Там же сложилась, главным образом, политическая программа Петра I, целью которой стало создание полицейского регулярного государства. Себя Петр I считал первым слугой своего отечества, долгом которого было собственным примером учить подданных.

Петровские реформы начались с приказа сбрить бороды всем, за исключением духовенства и крестьян, а также с введения иностранного платья. В 1699 была произведена также реформа календаря. Юноши из знатных семей по приказу царя отправлены были для обучения за границу, чтобы у государства появились собственные квалифицированные кадры. В 1701 году в Москве создана была Навигационная школа.

В 1700 году Россия, пытаясь закрепиться на Балтике, потерпела поражение под Нарвой. Петр I понял, что причина этой неудачи крылась в отсталости русской армии, и приступил к созданию регулярных полков, введя в 1705 году рекрутскую повинность. Начали строиться оружейные и металлургические заводы, которые поставляли для армии стрелковое оружие и пушки. Русская армия начала одерживать над противником первые победы, захватив значительную часть Прибалтики. В 1703 Петром I основан был Санкт-Петербург. В 1708 году Россия разделена была на губернии. С создания в 1711 году Правительствующего сената Петр 1 начал проведение реформы управления и создание новых органов власти. В 1718 году началось проведение податной реформы. После окончания Северной войны Россия провозглашена была в 1721 году империей, а Петр 1 удостоен был Сенатом титулов «Отец отечества» и «Великий»

Петр первый, осознавая техническую отсталость России, способствовал всячески развитию отечественной промышленности, а также торговли. Также он осуществил множество преобразований в культуре. При нем появляться стали светские учебные заведения, была основана первая русская газета. В 1724 основана была Академия наук.

Первая жена Петра первого, оказавшись замешанной в стрелецком бунте, сослана была в монастырь. В 1712 он венчался с Екатериной Алексеевной, которую в 1724 Петр короновал как соправильницу и императрицу.

Умер Петр I 28.01.1725г. от воспаления легких


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие в 4 классе по теме «Начало истории человечества»

Материал представлен конспектом урока  для  4 класса, тема: Начало истории человечества. Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о науках история и археология, ...

Презентация к уроку окружающего мира "Петр I.Российская империя."4 класс

Данная презентация позволяет наиболее наглядно и эффективно усвоить изучаемый материал по теме "Петр I . Российская империя"....

конспект урока по окружающему миру "Конституция Российской Федерации" 3 класс

конспект урока по окружающему миру "Конституция Российской Федерации" 3 класс .Н.Ф.Виноградова. "Начальная школа XXIв"...

Презентация к уроку литературного чтения в 1 классе по теме: «Начало пути: волшебные предметы и помощники». ПНШ

Эта презентация предназначена для использования на уроке литературного чтения в 1 классе по программе ПНШ. Тема урока : "Начало пути: волшебные предметы и помощники"...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме: "Начало оседлой жизни. Домашние животные и их дикие предки"

Урок окружающего мира в 1 классе по теме: Начало оседлой жизни. Домашние животные и их дикие предки" был  проведён как открытый  в рамках месячника наук в начальной школе....

Проверочная работа по окружающему миру 3 класс по теме "Времена Российской империи. XIII – начало XX века».

Материал содержит 2 варианта проверки знаний по окружающему миру по теме "Времена Российской империи. XIII – начало XX века»....

Конспект и презентация к уроку истории на тему: «Начало московского царства»

Цель урока: сформировать представление об эпохе укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя Ивана 3 и о деятельности Ивана Грозного- первого царя Московской Руси. Планируемы...