Урок-путешествие в 4 классе по теме «Начало истории человечества»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Материал представлен конспектом урока  для  4 класса, тема: Начало истории человечества. Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о науках история и археология, посредством изучения данной темы. Дать начальные знания о жизни и быте первобытных людей, способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, речи, умения выражать свои мысли, работать в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_4_klass_nachalo_istorii_chelovechestva.zip169.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Зуринская средняя общеобразовательная школа имени С.М. Стрелкова

Игринского района республики Удмуртия

Урок-путешествие в 4 классе

по теме «Начало истории человечества»

подготовила

учитель начальных классов

Перевощикова Елена Вячеславовна

с. Зура

 2013

Тип урока: изучение нового материала.

Класс: 4

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о науках история и археология, посредством изучения данной темы.

Задачи урока:     

  1. дать начальные знания о жизни и быте первобытных людей;
  2. развитие познавательной активности, логического мышления, речи, умения выражать свои мысли, работать в группе.
  3. воспитание любви к предмету.

Оборудование: карта полушарий, тексты №1, 2, 3, мультимедийный проектор, иллюстрации, учебник, выставка книг.

ФОПД: урок – путешествие.

МОПД: объяснительно-иллюстративный, игровой.

Структура урока:

  1. Организационный момент;
  2. Вступительная беседа (мотивация учащихся к учебной деятельности);
  3. Сообщение темы урока
  4. Изучение нового материала;
  5. Первичное закрепление нового материала.
  6. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка подготовки к уроку.

   II Вступительная беседа

- Сегодня мы приступаем к изучению второй книги «Мир вокруг нас».

- Откройте книги и посмотрите, что мы будем изучать в этой книге? (историю).

 - Вы встречались уже с этим словом? (да)

 - Где? Когда? (изучают предмет старшеклассники, при рассказывании говорил «вот какая история со мной произошла», расскажу историю).

Но есть и другое значение этого слова.

 - Что же такое история? Чтобы ответить на мой вопрос, возьмите на партах текст под №1 и прочитайте его (текст №1).

Текст №1

         История – древнее греческое слово. В переводе оно значит «исследование» и «рассказ о событиях».

         История – это наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.

         Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом «История». Он стал первым ученым-историком, мы называем его «отцом истории».

 - Что же такое история?

 - Что вы еще узнали?

История – наука о прошлом, изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.

        История – Это дорога во времени. Эта дорога уходит в глубь веков, в седую древность.

       Вот по этой дороге мы и отправимся сегодня в путешествие.

III Сообщение темы урока

Посмотрите на иллюстрации, как вы думаете, о чем мы будем говорить?

Прочитайте тему нашего урока. (Начало истории человечества). 

(Приложение: слайд №1).

 - Сегодня на уроке узнаем о жизни первобытного человека, чем он занимался, какие ученые занимаются изучением древности.

Возьмите приготовленные вами дневники.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

- Заполните первый столбик дневника. Что вы знаете по этой теме?

Ответы учащихся.

 - Заполните второй столбик.

 - Обсудите в парах свои вопросы. Выберите наиболее интересные вопросы.

Вопросы записывает учитель на доске.

IV Изучение нового материала

Отправимся искать ответы на ваши вопросы.

 - А как люди узнали о первобытных людях?

(производят раскопки)

 - Кто знает, как называют ученых, которые производят раскопки? (археологами)

       Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Археологи находят кости первобытных людей, вещи, орудия труда, наскальные рисунки. (Приложение: слайд №2, №3)

       На территории Удмуртии археологами следы первобытных людей не найдены, но по соседству в Башкирии есть Каповая пещера, где остались рисунки первобытного человека.

      Ученые считают, что древнейшие люди появились свыше двух миллионов лет назад. Следы их существования археологи находят в Африке и Азии. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.

- Откройте учебник на стр.5. Вы видите два рисунка. Кто на них изображен?

(первобытный человек и человек похожий на современного человека)

 - Найдите отличительные черты первобытного человека от современного?     Выслушать ответы.

Теперь послушаем сообщения о первобытном человеке. Вы внимательно прослушайте их, какие отличия мы еще не назвали?

1 ученик. Древнейший человек сильно отличался от нас с вами  и

был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны для труда. Он мог выполнять ими простую работу, хватать, ударять, рыть землю.

2 ученик. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современного человека. Человек говорить еще не мог, он издавал немногие отрывистые звуки. Ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

- Итак, первобытный человек сильно отличался от нас с вами. Чем отличается человек от животного? (умением работать). 

- А как первобытный человек жил? Чем занимался? Чтобы ответить на эти вопросы сейчас вы поработаете с текстом №2 в группах и заполните таблицу, после чтения текста №2.

Текст №2

        Заостренный камень, палка-копалка и дубина были первыми орудиями труда человека. Первые орудия труда были простыми, несовершенными. Но ни одно животное не может сделать и простых орудий труда.

       С помощью орудий труда люди добывали себе пищу: заостренными палками и камнями выкапывали съедобные корни и клубни растений, сбивали плоды с деревьев, искали яйца птиц и черепах. Такое занятие называлось собирательством – люди собирали то, что давала им природа.

       Группы людей, вооруженные дубинками, заостренными палками, камнями охотились на животных. Собирательство и охота были первыми занятиями человека.

       Древнейшие люди могли жить только в теплых странах с богатой растительностью, где можно было обходиться без одежды и жилища.

       Древние люди могли жить поодиночке: они вымерли бы от голода или были бы уничтожены хищниками. Поэтому они жили группами-коллективами. Коллектив древнейших людей называют человеческим стадом.

Время

Орудия труда

Другие изделия

Занятия

Первобытные люди и их коллективы

С древнейших времен до 200 тыс. лет назад

Заостренный камень

Палка-копалка

Дубина

Охота, собирательство

Человеческое стадо

13-7 тыс. лет назад

Топор, лук, копье, ткацкий станок, плуг, мотыга

Одежда из ткани, глиняная посуда, золотые и серебряные украшения

Охота, собирательство, рыболовство, земледелие, скотоводство, ремесла

Род

Племя

Родовая община

Выступления от групп. (Приложение: слайд №4,5).

       Первобытная история длилась сотни тысяч лет. За это время люди заселили все материки, кроме Антарктиды.

 - Какой же стала жизнь людей к концу первобытной истории?

Работа с текстом №3. Заполнение таблицы.

Текст №3

        Люди стали делать копья, топоры, плуг, ткацкий станок. Позже человек научился делать орудия из металла, изготавливать глиняную посуду, шить одежду из ткани, изготовлять золотые и серебряные украшения.

        Люди научились строить прочные дома. Разнообразными стали занятия людей: собирательство, охота и рыболовство, земледелие и скотоводство.                                                        Стали появляться ремесла. Человеческие стада превратились в постоянные коллективы родственников. Такой коллектив называют родом. Несколько родов живших в одной местности, составляли племя.

Выступления от групп. (Приложение: слайд №6,7)

- Какой вывод вы можете сделать после заполненной таблицы?

(учащиеся высказывают свои мнения).

Вывод: история первобытного мира – самая длинная эпоха в истории человечества. Сложный и долгий путь развития прошел человек, прежде чем стал таким, как сейчас.

V Закрепление материала

Работа в тетради. Задание №2.

VI Рефлексия

- Наше путешествие в первобытный мир подходит к концу. Вернемся к нашему дневнику. Заполните 3 столбик. Какое открытие вы сделали для себя? Что узнали? (несколько выступлений учащихся)

Вернемся ко второй колонке.

 - Какие вопросы у нас остались без ответов? Где можно найти ответы на эти вопросы?

В этих книгах тоже можете найти ответы на вопросы. (выставка).

Старшие в группах оцените работу членов вашей группы.

Запишите домашнее задание: составьте рассказ о первобытном человеке по рисунку на стр.4, рабочая тетрадь задание 3,4 стр.4 и найти ответы на вопросы, на которые мы сегодня не нашли ответа.

Список используемой литературы

  1. Плешаков, А.А., Крючкова, Е.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2-ух частях. – Москва: Просвещение, 2011.
  2. Вигасин, А.А, Годер, Г.И., Свенцицкая, И.С. История Древнего мира. 5 класс. – Москва: Дрофа, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по окружающему миру в 4 классе (Школа России) "Начало истории человечества"

Конспект Урока "Начало истории человечества" и презентация к уроку...

Интерактивный тест по окружающему миру на тему "Начало истории человечества" 4 класс

Интерактивный тест по окружающему миру поможет учителю проверить знания обучающихся 4 класса  по теме: "Начало истории человечества"....

Проверочная работа №1 по теме «Начало истории человечества»

Проверочная работа 3 четверть, 2 урок тема "Начало истории человечества" (по учебнику А.А.Плешакова")...

Интегрированный урок окружающего мира 4 класс по теме "Начало истории человечества"

При переходе в 5 класс учащиеся испытывают сильное волнение и страх. Они не знают кто их будет учить, какие требования предъявлять. Поэтому для более успешной адаптации пятиклассников, с целью интегра...