Главные вкладки

    Урок-путешествие в 4 классе по теме «Начало истории человечества»
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

    Материал представлен конспектом урока  для  4 класса, тема: Начало истории человечества. Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о науках история и археология, посредством изучения данной темы. Дать начальные знания о жизни и быте первобытных людей, способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, речи, умения выражать свои мысли, работать в группе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon urok_4_klass_nachalo_istorii_chelovechestva.zip169.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Зуринская средняя общеобразовательная школа имени С.М. Стрелкова

    Игринского района республики Удмуртия

    Урок-путешествие в 4 классе

    по теме «Начало истории человечества»

    подготовила

    учитель начальных классов

    Перевощикова Елена Вячеславовна

    с. Зура

     2013

    Тип урока: изучение нового материала.

    Класс: 4

    Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о науках история и археология, посредством изучения данной темы.

    Задачи урока:     

    1. дать начальные знания о жизни и быте первобытных людей;
    2. развитие познавательной активности, логического мышления, речи, умения выражать свои мысли, работать в группе.
    3. воспитание любви к предмету.

    Оборудование: карта полушарий, тексты №1, 2, 3, мультимедийный проектор, иллюстрации, учебник, выставка книг.

    ФОПД: урок – путешествие.

    МОПД: объяснительно-иллюстративный, игровой.

    Структура урока:

    1. Организационный момент;
    2. Вступительная беседа (мотивация учащихся к учебной деятельности);
    3. Сообщение темы урока
    4. Изучение нового материала;
    5. Первичное закрепление нового материала.
    6. Рефлексия (подведение итогов занятия).

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Приветствие, проверка подготовки к уроку.

       II Вступительная беседа

    - Сегодня мы приступаем к изучению второй книги «Мир вокруг нас».

    - Откройте книги и посмотрите, что мы будем изучать в этой книге? (историю).

     - Вы встречались уже с этим словом? (да)

     - Где? Когда? (изучают предмет старшеклассники, при рассказывании говорил «вот какая история со мной произошла», расскажу историю).

    Но есть и другое значение этого слова.

     - Что же такое история? Чтобы ответить на мой вопрос, возьмите на партах текст под №1 и прочитайте его (текст №1).

    Текст №1

             История – древнее греческое слово. В переводе оно значит «исследование» и «рассказ о событиях».

             История – это наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.

             Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом «История». Он стал первым ученым-историком, мы называем его «отцом истории».

     - Что же такое история?

     - Что вы еще узнали?

    История – наука о прошлом, изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.

            История – Это дорога во времени. Эта дорога уходит в глубь веков, в седую древность.

           Вот по этой дороге мы и отправимся сегодня в путешествие.

    III Сообщение темы урока

    Посмотрите на иллюстрации, как вы думаете, о чем мы будем говорить?

    Прочитайте тему нашего урока. (Начало истории человечества). 

    (Приложение: слайд №1).

     - Сегодня на уроке узнаем о жизни первобытного человека, чем он занимался, какие ученые занимаются изучением древности.

    Возьмите приготовленные вами дневники.

    Знаю

    Хочу узнать

    Узнал

     

     

    - Заполните первый столбик дневника. Что вы знаете по этой теме?

    Ответы учащихся.

     - Заполните второй столбик.

     - Обсудите в парах свои вопросы. Выберите наиболее интересные вопросы.

    Вопросы записывает учитель на доске.

    IV Изучение нового материала

    Отправимся искать ответы на ваши вопросы.

     - А как люди узнали о первобытных людях?

    (производят раскопки)

     - Кто знает, как называют ученых, которые производят раскопки? (археологами)

           Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Археологи находят кости первобытных людей, вещи, орудия труда, наскальные рисунки. (Приложение: слайд №2, №3)

           На территории Удмуртии археологами следы первобытных людей не найдены, но по соседству в Башкирии есть Каповая пещера, где остались рисунки первобытного человека.

          Ученые считают, что древнейшие люди появились свыше двух миллионов лет назад. Следы их существования археологи находят в Африке и Азии. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.

    - Откройте учебник на стр.5. Вы видите два рисунка. Кто на них изображен?

    (первобытный человек и человек похожий на современного человека)

     - Найдите отличительные черты первобытного человека от современного?     Выслушать ответы.

    Теперь послушаем сообщения о первобытном человеке. Вы внимательно прослушайте их, какие отличия мы еще не назвали?

    1 ученик. Древнейший человек сильно отличался от нас с вами  и

    был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны для труда. Он мог выполнять ими простую работу, хватать, ударять, рыть землю.

    2 ученик. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современного человека. Человек говорить еще не мог, он издавал немногие отрывистые звуки. Ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

    - Итак, первобытный человек сильно отличался от нас с вами. Чем отличается человек от животного? (умением работать). 

    - А как первобытный человек жил? Чем занимался? Чтобы ответить на эти вопросы сейчас вы поработаете с текстом №2 в группах и заполните таблицу, после чтения текста №2.

    Текст №2

            Заостренный камень, палка-копалка и дубина были первыми орудиями труда человека. Первые орудия труда были простыми, несовершенными. Но ни одно животное не может сделать и простых орудий труда.

           С помощью орудий труда люди добывали себе пищу: заостренными палками и камнями выкапывали съедобные корни и клубни растений, сбивали плоды с деревьев, искали яйца птиц и черепах. Такое занятие называлось собирательством – люди собирали то, что давала им природа.

           Группы людей, вооруженные дубинками, заостренными палками, камнями охотились на животных. Собирательство и охота были первыми занятиями человека.

           Древнейшие люди могли жить только в теплых странах с богатой растительностью, где можно было обходиться без одежды и жилища.

           Древние люди могли жить поодиночке: они вымерли бы от голода или были бы уничтожены хищниками. Поэтому они жили группами-коллективами. Коллектив древнейших людей называют человеческим стадом.

    Время

    Орудия труда

    Другие изделия

    Занятия

    Первобытные люди и их коллективы

    С древнейших времен до 200 тыс. лет назад

    Заостренный камень

    Палка-копалка

    Дубина

    Охота, собирательство

    Человеческое стадо

    13-7 тыс. лет назад

    Топор, лук, копье, ткацкий станок, плуг, мотыга

    Одежда из ткани, глиняная посуда, золотые и серебряные украшения

    Охота, собирательство, рыболовство, земледелие, скотоводство, ремесла

    Род

    Племя

    Родовая община

    Выступления от групп. (Приложение: слайд №4,5).

           Первобытная история длилась сотни тысяч лет. За это время люди заселили все материки, кроме Антарктиды.

     - Какой же стала жизнь людей к концу первобытной истории?

    Работа с текстом №3. Заполнение таблицы.

    Текст №3

            Люди стали делать копья, топоры, плуг, ткацкий станок. Позже человек научился делать орудия из металла, изготавливать глиняную посуду, шить одежду из ткани, изготовлять золотые и серебряные украшения.

            Люди научились строить прочные дома. Разнообразными стали занятия людей: собирательство, охота и рыболовство, земледелие и скотоводство.                                                        Стали появляться ремесла. Человеческие стада превратились в постоянные коллективы родственников. Такой коллектив называют родом. Несколько родов живших в одной местности, составляли племя.

    Выступления от групп. (Приложение: слайд №6,7)

    - Какой вывод вы можете сделать после заполненной таблицы?

    (учащиеся высказывают свои мнения).

    Вывод: история первобытного мира – самая длинная эпоха в истории человечества. Сложный и долгий путь развития прошел человек, прежде чем стал таким, как сейчас.

    V Закрепление материала

    Работа в тетради. Задание №2.

    VI Рефлексия

    - Наше путешествие в первобытный мир подходит к концу. Вернемся к нашему дневнику. Заполните 3 столбик. Какое открытие вы сделали для себя? Что узнали? (несколько выступлений учащихся)

    Вернемся ко второй колонке.

     - Какие вопросы у нас остались без ответов? Где можно найти ответы на эти вопросы?

    В этих книгах тоже можете найти ответы на вопросы. (выставка).

    Старшие в группах оцените работу членов вашей группы.

    Запишите домашнее задание: составьте рассказ о первобытном человеке по рисунку на стр.4, рабочая тетрадь задание 3,4 стр.4 и найти ответы на вопросы, на которые мы сегодня не нашли ответа.

    Список используемой литературы

    1. Плешаков, А.А., Крючкова, Е.А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2-ух частях. – Москва: Просвещение, 2011.
    2. Вигасин, А.А, Годер, Г.И., Свенцицкая, И.С. История Древнего мира. 5 класс. – Москва: Дрофа, 2009.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок по окружающему миру в 4 классе (Школа России) "Начало истории человечества"

    Конспект Урока "Начало истории человечества" и презентация к уроку...

    "Начало истории человечества"

    Конспект урока  по окружающему миру (Школа России) для 4 класса...

    Интерактивный тест по окружающему миру на тему "Начало истории человечества" 4 класс

    Интерактивный тест по окружающему миру поможет учителю проверить знания обучающихся 4 класса  по теме: "Начало истории человечества"....

    Проверочная работа №1 по теме «Начало истории человечества»

    Проверочная работа 3 четверть, 2 урок тема "Начало истории человечества" (по учебнику А.А.Плешакова")...

    Интегрированный урок окружающего мира 4 класс по теме "Начало истории человечества"

    При переходе в 5 класс учащиеся испытывают сильное волнение и страх. Они не знают кто их будет учить, какие требования предъявлять. Поэтому для более успешной адаптации пятиклассников, с целью интегра...