урок по окружающему миру в 4 классе (Школа России) "Начало истории человечества"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Романова Юлия Анатольевна

Конспект Урока "Начало истории человечества" и презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalo_istorii_chelovechestva.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Начало истории человечества». Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе с презентацией, выполненной в Power Point

Выполнила учитель начальных классов

Романова Юлия Анатольевна


Цели урока: 

  1. Дать учащимся представление о первобытных людях;
  2. развивать кругозор, речь и память учащихся;
  3. воспитывать интерес к истории.

Оборудование:

Мультимедийный проигрыватель, презентация учителя, плакаты.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок, 
Постарайтесь все понять, 
Интересное узнать.

II. Вступительная беседа.

 -Сегодня мы  ребята с вами отправляемся в  путешествие на машине времени, в далекое прошлое.

-Мы узнаем, что за исторические события происходили миллионы лет тому назад.  

- Ребята, а что такое история? (Ответы детей. История - наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили.)

Учитель:

Слайд 1 История – наука о прошлом”.

История – это наука, которая изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас. История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает “исследование, рассказ о событиях прошлого”.

Слайд 2 “Древнегреческий учёный Геродот”.

Почти 2,5 тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Геродот назвал свой труд “История”, он стал первым учёным-историком, мы называем его “отцом истории”. История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир.

История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.

- И сегодня мы начинаем наше путешествие по этой дороге.

Физкультминутка

-Ребята мы с вами отправляемся на машине времени в наше путешествие. Руки вверх подняли, в стороны, опустили. Закрыли глаза, сделали глубокий вдох-выдох. Открыли глаза и сели за свои штурвалы.

-И так мы с вами перенеслись в далекое прошлое.

III. Новая тема.

Слайд 3. Начало истории человечества.

  -Как вы думаете, о чем пойдет речь? (Ответы детей. О наших предках, о первобытных людях.)

-А как люди узнали о первобытных людях? (Ответы детей. Ученые производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.)

-А кто знает, как называют ученых, которые производят раскопки? ( Ответы детей. Археологами.)

 Слайд 4.  Археологи и археология.       

Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Ученые считают, что древнейшие люди, “следы” которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.

Слайд 5.  Первобытный человек, живший около миллиона лет назад.

Ученик читает заранее подготовленный доклад:

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами - современных людей - и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

Слайд 6-7. «Следы» первобытных людей обнаружены в Африке и Азии.

Слайд 8. Жизнь древнейшего человека.

Ученик читает сообщение:

Первобытные люди жили там, где всегда тепло. Поэтому им не нужно было заботиться о теплой одежде. Дома строили для того, чтобы защититься от непогоды и хищников. Большая часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи. Женщины и дети срывали плоды с деревьев, находили съедобные корешки, разыскивали яйца птиц и черепах.

Слайд 9. Орудия труда.

-Ребята из чего изготовлялись орудия труда?(Ответы детей.)

Слайд 10-11. Охота.

Ученик:

Мужчины добывали на охоте мясо. В то время на земле жили мамонты. Охота и собирательство занимали очень большое место в жизни первобытных людей. Но успех охоты и собирательства зависели от капризов погоды.

Слайд 12-13. Занятия первобытного человека. Использование огня.

Слайд 14-15. Наскальные рисунки.

Учитель:

Первые древние изображения были обнаружены на стенах и потолках пещер более 150 лет тому назад. Одни образцы доисторического искусства находили учёные, которые хотели понять, как жили пещерные люди, а другие были открыты совершенно случайно – и не специалистами, а обычными людьми. Так, одно из наиболее важных открытий сделали дети. А теперь я попрошу вас ребята рассказать нам подробнее об этих открытиях.

Ученик:

В 1834 году во время прогулки в лесу во Франции люди наткнулись на пещеру. Её стены украшали рисунки с изображением вымерших видов оленей. Это было первое открытие пещерного искусства.

В сентябре 1940 года близ местечка Монтиньяк, на юго-западе Франции, четыре ученика старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, вызвавшая их любопытство. Ходили слухи, будто это вход в подземелье, ведущее в расположенный неподалёку средневековый замок. Внутри оказалась ещё дыра меньших размеров. Один из ребят бросил в неё камень и по шуму падения заключил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь. Чуть не упав, зажёг фонарик, ахнул и позвал остальных. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели какие-то огромные звери.

Придя в себя, ребята догадались, что это не подземелье, которым пользовались семь-восемь веков назад рыцари феодального замка, а пещера доисторического человека, жившего здесь много тысячелетий до нашей эры. Сообщили о своей находке учителю. Тот сначала отнёсся к их рассказу недоверчиво, но, когда сам проник в пещеру, замер от изумления и восхищения. 

Учитель:

Так была открыта пещера Ласко, вскоре прозванная “Сикстинской капеллой первобытной живописи”.

Физкультминутка

-Ребята, поднимите руки перед собой, встороны, вверх. Закройте глаза, глубокий вдох-выдох.

Закрепление изученного

Учитель:

- Вот мы и вернулись из путешествия.

-Что нового вы узнали?

-Что больше всего запомнилось?

-Что понравилось, а что нет?

- Как называется наука о раскопках?

 -Почему первобытным людям не нужно было заботиться о теплой     одежде?

 -Чем занимались мужчины?

Домашнее задание: стр. 4-6, пересказ текста.

                                        Стр.7, выполнить задания 1-3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру 2 класс "Школа 2100"

Тема:"Природные зоны России"Обобщающий урок...

Урок по окружающему миру.3 класс Школа России. Органы чувств.

Формировать представление об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма с внешней средой, познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств; познакомить со строением и ф...

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс "Школа XXI века.

Окружающий мир. Хлеб – главное богатство России. 2 класс. «Начальная школа XXI века» Елизавета Михайловна Гоян , Ирина Анатольевна Кривашкина ГБОУ №164  г. Санкт  - Петербург Аннотация к...

"Растениеводство". Урок по окружающему миру 3 класс "Школа России"

Цель:Формирование  представления  о растениеводстве как составной части сельского хозяйства, его значении для человека...

Урок по окружающему миру .4 класс."школа 2010"

Тема урока " Пётр Первый- Великий царь"...

План урока по Окружающему миру 1 класс Школа 2100. Тема: ТВЕРДЫЕ ТЕЛА, ЖИДКОСТИ И ГАЗЫ

Файл содержит план урока по Окружающему миру в 1 классе, программа "Школа 2100", учебник Вахрушева, с приложениями в виде материалов для распечатки, раздачи ученикам и размещения на доске....