Интегрированный урок окружающего мира 4 класс по теме "Начало истории человечества"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Максименко Ирина Анатольевна

При переходе в 5 класс учащиеся испытывают сильное волнение и страх. Они не знают кто их будет учить, какие требования предъявлять. Поэтому для более успешной адаптации пятиклассников, с целью интеграции знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных предметов, учитель 4 класса совместно с учителем-предметником проводит интегрированные уроки. Примером такой интеграции является урок окружающего мира в 4 классе по теме "Начало истории человечества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalo_istorii_chelovechestva.docx62.22 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1.74 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Начало истории человечества

Цели 
деятельности 
учителя

способствовать формированию у учащихся представления о первобытных людях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для определения границ знания и «незнания»

Тип урока

Интегрированный урок

Планируемые 
образовательные 
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать 
с учебником, дополнительными источниками информации; организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: регулируют собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира

Методы и формы 
обучения

объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, коллективная

Образовательные 
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; картины жизни первобытных людей

Основные
понятия

Первобытные люди, дриопитек, археология, геродот

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы 
урока

Обучающие 
и развивающие компоненты, 
задания 
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность 
учащихся

Формы организации 
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения

(универсальные 
учебные действия)

I. Мотивация 
(самоопределение) 
к учебной

деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного 
материала

Читает стихотворение:

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок, 
Постарайтесь все понять, 
Интересное узнать.

– Сегодня мы приступим к изучению второй книги «Окружающий мир».

- Откройте книги и посмотрите, что мы будем изучать в этой книге? (историю).

 - Вы встречались уже с этим словом? (да)

 - Где? Когда? (изучают предмет старшеклассники, при рассказывании говорил «вот какая история со мной произошла», расскажу историю).

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место 
к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

Коммуникативные:

высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями

II. Актуализация опорных

знаний

Обобщение изученного материала.

Кроссворд

– Более подробно узнать, что такое история, нам поможет учитель истории и ваш будущий классный руководитель – Аликина Оксана Викторовна.

Учитель истории. 

- Каждый день в мире происходят разные события, радостные и не очень. Мы узнаём о них из интернета, выпуска новостей, газет. Если сегодня произошло важное открытие, или в какой-то стране избрали нового президента, то на завтрашний день это событие станет уже историей. И так продолжается из года в год. Но если очевидцами исторических событий современности стали мы с вами, то откуда многие знают, что происходило сто и тысячу лет тому назад? Этим занимаются учёные историки. Они собирают информацию и тщательно её обрабатывают, приоткрывая нам двери в прошлое.

Запомните.

 История – это наука не просто изучающая минувшее время, а только то, что связано с людьми. Знание истории помогает людям жить: узнавая прошлое.

История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.

- Вспомним исторические термины, изученные ранее, и решим кроссворд. 

Отвечают 
на вопросы учителя.

Внимательно слушают.

Решают кроссворд

Фронтальная, индивидуальная.

Коллективная

Познавательные: 
извлекают необходимую информацию 
из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, 
замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности
.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

III. Изучение 
нового материала

Рассказ учителя.

Работа 
по учебнику.

– Прочитайте выделенное слово. Кто это? (Геродот.)

– Его называют «отцом истории». Почти две с половиной тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Он назвал свой труд «История».

Учитель нач. кл.

– Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь?

- Сегодня на уроке узнаем о жизни первобытного человека, чем он занимался, какие ученые занимаются изучением древности.

Возьмите приготовленные дневники.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

- Заполните первый столбик дневника. Что вы знаете по этой теме?

 - Заполните второй столбик.

 - Выберите наиболее интересные вопросы.

(Вопросы записывает учитель на доске)

– А как люди узнали о первобытных людях? Какая наука помогла узнать нам о жизни первобытных людей?

- Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей.

- Оксана Викторовна приготовила вам подарок – фильм «Древнейшие люди».

Учитель истории:

- Вы внимательно смотрите фильм, приготовьтесь ответить на вопросы и выполнить задания.

–Ответьте на вопросы: почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?

– Почему первобытные люди жили группами?

– Почему первобытным людям не нужно было заботиться о теплой одежде?

– Для чего строили жилища первобытные люди?

– Для чего они изготавливали орудия труда?

– Чем занимались мужчины?

– Чем занимались женщины?

- Используя рисунок на с. 4 учебника, составьте рассказ о первобытном человеке.

Отвечают 
на вопросы.

Внимательно слушают.

Дают ответы.

Смотрят фильм

Отвечают на вопросы

Составляют рассказ

Фронтальная.

Коллективная

Фронтальная

Индивидуаль-ная

IV. Вклю-

чение 
в систему знаний 
и повторение изученного

Работа в рабочей тетради

- Выполните задание №2 в рабочей тетради

Учитель истории:

Первобытные люди оставили нам «письмо» в виде рисунков. Прочитайте его с помощью подсказки.

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_56bf903e447d2/tiekhnologhichieskaia-karta-otkrytogho-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-nachalo-istorii-chieloviechiestva_1.png

.Выполняют задание в тетради

Читают: «Желаем успехов вам на уроках истории».

Индивидуаль-ная

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации 
(из материалов учебника и рассказа учителя); владеют логическими операциями.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения 
последовательности 
работы

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

Учитель нач. кл.:

- Наше путешествие в первобытный мир подходит к концу. Вернемся к нашему дневнику. Заполните 3 столбик. Какое открытие вы сделали для себя? Что узнали? (несколько выступлений учащихся)

Вернемся ко второй колонке.

 - Какие вопросы у нас остались без ответов? Где можно найти ответы на эти вопросы?

читают вывод в учебнике на с. 7.

Отвечают 
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету

VI. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, ч. 2, с. 4–6 (пересказ текста); ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». выполнить задания 1–3, с. 7

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск средств достижения поставленных задач



ПРИМЕРНЫЙ РАССКАЗ О ПЕРВОБЫТНОМ ЧЕЛОВЕКЕ

Древнейшие люди жили там, где всегда тепло. Поэтому им не нужно было заботиться о теплой одежде. Дома им были необходимы в первую очередь для того, чтобы защититься от палящих солнечных лучей, и они строили эти дома-шалаши очень быстро. Большая же часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи.

Женщины и дети срывали плоды с деревьев, выкапывали съедобные корешки, разыскивали личинки насекомых, яйца птиц и черепах – собирали то, что давала им природа.

Но людям нужно было мясо. Его добывали мужчины на охоте. В то время на Земле жили мамонты. Как же охотились на мамонта? Выкапывали огромную яму-ловушку, покрывали ее сверху жердями, жерди маскировали ветками. Мамонт мог случайно провалиться в такую ловушку, но чаще всего охотники специально поднимали шум, пугали мамонта огнем и загоняли его в яму. Выбраться он уже не мог, охотникам оставалось только добить свою жертву. После этого яма-ловушка превращалась в кладовую, где хранилась целая гора мяса, и люди могли жить спокойно, не беспокоясь о том, как утолить голод.

Успех охоты и сбора съедобных растений во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям съедобное зерно…

Охотники, отправляясь на охоту, не знали, что их ждет: может быть, убьют большого зверя и обеспечат себя мясом на несколько дней, а может быть, весь день пробегают по лесу в поисках добычи, а домой вернутся ни с чем.

И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной «терке» перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало одно зерно, вырос целый колосок. Теперь уже можно было выращивать зерно рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам.

Случалось так, что мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой и оставшихся от нее поросят. Помещали детенышей в загон, кормили их, растили… И оказалось, что теперь неудача на охоте не страшна людям: вот она, еда, – в загончике возле дома.

Так возникли земледелие и скотоводство, так люди стали меньше зависеть от капризов природы.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

Знаю

Хочу узнать

Узнал

 

 

C:\Users\Komp\Desktop\Безымянный.png

Вопросы к кроссворду:

1. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории.

2. Учреждение, где хранятся документы.

3. Деловая бумага.

4. Книжка с перечнем всех дней в году.

5. Предмет, выставленный в музее.

C:\Users\Komp\Desktop\Безымянный.png

Вопросы к кроссворду:

1. Учреждение, собирающее, хранящее и выставляющее на обозрение предметы истории.

2. Учреждение, где хранятся документы.

3. Деловая бумага.

4. Книжка с перечнем всех дней в году.

5. Предмет, выставленный в музее.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСТОРИЯ

Слайд 4

Геродот


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный тест по окружающему миру на тему "Начало истории человечества" 4 класс

Интерактивный тест по окружающему миру поможет учителю проверить знания обучающихся 4 класса  по теме: "Начало истории человечества"....

Открытый урок окружающего мира "Сокровища земли под охраной человечества. Всемирное наследие" 4 класс

Цели:Познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия.Показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей.Формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за со...

Технологическая карта урока окружающего мира «Сокровища Земли под охраной человечества» (УМК "Школа России" 4 класс)

Тип урока:«открытие» нового знанияЦель урока: Познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей.Задачи урока:Дидактические:...

Технологическая карта урока окружающего мира «Сокровища Земли од охраной человечества. Всемирное наследие» (4 класс)

Цель урока: формирование представления о Всемирном наследии , о его объектах и их значимости.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1.Дать представление о Всемирном наследии , показать ...

Рабочий лист по окружающему миру 4 кл Начало истории человечества

Рабочий лист по окружающему миру 4 кл "Начало истории человечества"...