Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс. УМК " Планета знаний". ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Шарова Галина Васильевна

Рабочая программа для 1-го класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по окружающему миру, в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта  второго поколения с учетом  межпредметных и внутрепредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_okruzh._mir.docx50.02 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным  государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2010 №373  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»  (в ред. приказов Минобрнауки России: от 26.11.2010 № 1241,  от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 №1060,от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 №507).

        Задачи курса:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
  • формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
  • социализация ребёнка;
  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;
  • развитие мышления, воображения и творческих способностей;
  • формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
  • формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
  • формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
  • формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);

формирование основ экологической культуры;

патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.

                2. Общая характеристика учебного предмета.

… Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа Учебно-методический комплект «Планета знаний». Соответствует Государственным образовательным стандартом начального общего образования I поколения и добавлен с учетом Стандартов II поколения. Одна из основных приоритетных  задач- формирование  универсальных учебных действий, обеспечивающих готовность и способность ребенка к овладению компетентностью «уметь учиться».Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.  Рабочая программа представляет собой целостный документ.

      На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях: умения организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.

       В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с этими нормами.

     В программе выделены «Планируемые результаты к освоению программы» по каждому году обучения. Планируемые результаты определяют как обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение, так и определяют зону ближайшего развития учащихся — знания и умения, которыми дети могут овладеть за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своей любознательности и способностям.

     Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».

        3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

… В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной программой по окружающему миру предмет "Окружающий мир" изучается в 1 классе по 2 часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет:  в 1 класс 66 часов.

        4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. 

Одним из результатов обучения математики является осмысление учащимися системы ценностей.

 Ценность мира — 1) как общего дома для всех жителей Земли;

2) как мирового сообщества, представленного разными                                 национальностями;

 3) как принципа жизни на Земле.

Ценность человеческой жизни — как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.

Дар слова — как возможность получать знания, общаться.

Ценность природы — осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.

Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.    

Ценность добра — как проявление высших человеческих способностей — любви, сострадания и милосердия.

Ценность познания мира — ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.

Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему — «красота спасёт мир».

Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.

Ценность свободы выбора — как возможность совершать суждения и поступки в рамках  норм, правил, законов общества.

Ценность любви к Родине, народу — как проявление духовной зрелости человека, выражающееся в осознанном желании служить Отечеству.

Современный выпускник начальной школы — это человек:

  • любознательный, активно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться;
  • любящий родной край и свою страну;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

         5. Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
  • понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
  • понимание необходимости бережного отношения к природе;

могут быть сформированы:

  • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;
  • понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;
  • понимание своей сопричастности к жизни страны;
  • понимание красоты окружающего мира.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Учащиеся научатся:

  • называть характерные признаки времен года;
  • различать и называть части растений;
  • ухаживать за комнатными растениями;
  • выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;
  • различать и называть основные части тела человека;
  • называть органы чувств и рассказывать об их значении;
  • приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
  • рассказывать о значении домашних животных в жизни человека;
  • приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
  • характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
  • называть основные возрастные периоды жизни человека;
  • рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней;
  • называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
  • рассказывать о способах движения и питания животных;
  • рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;
  • различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
  • рассказывать, как развивается растение из семени;
  • выращивать растение одним из изученных способов.

Человек и общество

Учащиеся научатся:

  • называть свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
  • выражать приветствие, благодарность, просьбу;
  • выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;
  • рассказывать о профессиях родителей и работников школы;
  • проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
  • выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
  • приводить примеры видов труда людей;
  • узнавать герб и флаг России, называть ее столицу;
  • различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать виды эмоционального состояния человека;
  • воспроизводить гимн России.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • понимать свое продвижение в овладении содержанием курса;
  • понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;
  • замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
  • называть и различать окружающие предметы и их признаки;
  • устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток).

Учащиеся могут научиться:

  • осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
  • сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;
  • группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

участвовать в диалоге при выполнении заданий;

оценивать действия одноклассников.

Учащиеся могут научиться:

осуществлять взаимопроверку при работе в паре;

сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта.

            6. Содержание учебного предмета.  Окружающий мир.

Пришла пора учиться (13 ч)

Что изучает предмет «Окружающий мир».

Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель — ученик, ученик — ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу.

Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.

Человек (13 ч)

Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение.

Человеку важно быть здоровым. Основные части тела человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Элементарные правила личной гигиены. Осанка. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний.

Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т. п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.

Природа в жизни человека (21 ч)

Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе.

Времена года. Временные периоды: год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных.

Мир растений. Строение растения (на примере цветкового): корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения.

Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека.

Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека.

Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.

Человек среди людей (17 ч)

Наша страна — Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну.

Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома.

Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома.

Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.

Экскурсии: по школе, во дворе школы, в природу (начало осени, середина осени, зима, весна).

          7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

Тема урока.

 Основные виды учебной деятельности.    

1

Что такое окружающий мир.

Рассказывать, что изображено на иллюстрации в учебнике.

Отвечать на вопросы учителя (с опорой на иллюстрации).

Называть иразличать окружающие предметы и их признаки.

Сопоставлять признаки предметов и явлений,определять сходства и различия.

Группировать предметы по заданному признаку (игрушки и предметы, необходимые в школе).

Устанавливать правильную последовательность событий (с опорой на рисунки).

Наблюдать на экскурсии признаки ранней осени,сравнивать наблюдения с иллюстрациями в учебнике, называть признаки ранней осени.

Объяснять значение некоторых дорожных знаков.

Обсуждать значение правильной организации распорядка дня.

✶✶✶

Знакомиться с одноклассниками (работа в парах).

Ориентироваться в школе (находить свой класс, свое место в классе).

Обсуждать правила общения со сверстниками и взрослыми в школе, дома, на улице ивыполнять их.

Задавать вопросы сверстникам и взрослым по заданной теме (работа в парах и проектная деятельность).

Выделять то, что уже усвоено и что подлежит усвоению (с опорой на маршрутные листы).

Работать в малых группах (в парах).

Находить (с помощью учителя) нужную информацию в справочнике учебника.

Моделировать дорогу от дома до школы (возможные опасности и правила безопасного поведения).

2

Ты и твоё имя.

3

Экскурсия «Твоя школа».

Познакомить детей друг с другом; показать значение имени в жизни человека. Учить умению слушать друг друга и вступать в диалог. Дать первое представление о справочной литературе

4

Твоя школа.

5

Экскурсия «Во дворе школы».

6

Во дворе школы.

7

Экскурсия «Вот и лето прошло».

Познакомить детей с устройством здания школы. Воспитывать чувство гордости за школу; познакомить с правилами поведения в школе; воспитывать уважительное отношение к работникам школы

8

Вот и лето прошло.

9

Экскурсия «Дорога в школу».

10

Дорога в школу.

11

Твой распорядок дня.

Познакомить детей с правилами поведения на уроке и убедить в необходимости их выполнения. Формировать умение ориентироваться. Продолжить обучение элементарным правилам общения со взрослыми и детьми

12

Экскурсия «Осень».

Познакомить с территорией вокруг школы, планировкой школьного двора, правилами поведения во дворе школы; воспитывать бережное отношение к объектам школьного двора

Отрабатывать умения правильного поведения в классе и во дворе школы; продолжить знакомство со школой. Учить детей сравнивать и классифицировать предметы

13

Осень.

Познакомить детей с изменениями в природе ранней осенью. Воспитывать чувство прекрасного; развивать наблюдательность и внимательность.

14

Как ты рос.

Познакомить с содержанием раздела «Человек», используя маршрутный лист. Познакомить детей с основными возрастными периодами  жизни человека и показать их особенности; воспитывать заботливое отношение к старикам и детям младшего возраста. Развивать умение общаться друг с другом, работая в парах. Учить фиксировать результаты своей деятельности в рабочей тетради

15

Как ты воспринимаешь мир.

Объяснять значение правил личной гигиены и выполнять их.

Составлять устный рассказ из 2-3 предложений (по заданной теме).

Воспринимать свойства предметов с помощью органов чувств,

объяснять, как с помощью органов чувств различать предметы и их признаки, сопоставлять признаки предметов и органы чувств.

Объяснять значение правильного питания.

Объяснять значение физкультуры и спорта, выполнять упражнения утренней зарядки,придумывать свои упражнения.

Составлять меню.

Выбирать одежду, соответствующую сезону и обстоятельствам.

Оценивать свое эмоциональное состояние ивыполнять элементарные приемы управления собой.Различать эмоциональные состояния людей.

Осваивать нормы поведения при работе в парах, оценивать свое поведение и поведение партнера в процессе выполнения задания в парах.

Находить дополнительную информацию в справочнике, в учебнике.

Выполнять задания, тренирующие внимание и память в разнообразных видах деятельности.

Подбирать фотографии родственников иустанавливать последовательность по возрастным признакам (с помощью членов семьи).

Участвовать в коллективной подготовке выставки рисунков, создании фотоальбома, стенда с сообщениями, выставке костюмов на тему «Одежда» (проектная деятельность по выбору)

16

Как ты воспринимаешь мир.

17

Твоё тело.

18

Как ты питаешься.

19

Твоя одежда.

20

Твоя одежда.

21

Будь здоров!

22

Будь здоров!

23

Твоё настроение.

24

Твоё настроение.

25

Будь внимательным!

26

Будь внимательным!

27

Полна природа удивленья.

 Различать объекты живой и неживой природы.

Приводить примеры различных явлений природы;сравнивать объекты и явления природы между собой, соотносить явления, наблюдаемые в природе, с иллюстрациями.

Классифицировать объекты живой и неживой природы по разным признакам.

Самостоятельно подбирать иллюстративный и текстовой материал, характеризующий времена года.

Называть части растения;сравнивать части растений, выделяя общие и отличительные признаки; описывать растения по признакам (цвет, форма, размер).

Определять принадлежность растений к деревьям, кустарникам, травам, выделять отличительные особенности  лиственных и хвойных деревьев.

Приводить примеры дикорастущих и культурных растений, растений леса, луга, сада, огорода, ядовитых растений.

Характеризовать поведение наблюдаемых животных.

28

Вода и воздух.

Узнавать государственные символы России: гимн, герб и флаг.

Обсуждать многонациональность нашей Родины.

Рассказывать по рисункам об изменении облика Москвы, разнообразии населенных пунктов России.

Называть свой домашний адрес;пользоваться сведениями о своем домашнем адресе в случае необходимости.

Составлять рассказ о доме, улице и населенном пункте своего проживания.

Обсуждать значение семьи в жизни человека, поддерживать традиции семьи, уважать старших;рассказывать о составе семьи, о ситуациях взаимопомощи, о проведении совместного досуга.

Приводить примеры профессий людей.

Наблюдать за объектами неживой и живой природы;составлять описание объектов природы по плану;сравнивать ранее наблюдаемые явления в природе с тем, что происходит в настоящее время;объяснять причины некоторых наблюдаемых явлений;фиксировать результаты наблюдений и опытов в рабочих тетрадях.

Обсуждать правила поведения в природе и выполнять их.

Рассказыватьподбирать стихи и рисунки о временах года.

Сравнивать иклассифицировать предметы (на примере транспорта).

Оценивать свои возможности по самообслуживанию и выполнению домашних обязанностей,  самостоятельно выполнятьнекоторые обязанности в семье (одеваться, убирать свою постель, мыть посуду).

Оценивать свое поведение и поведение сверстников по отношению к окружающим людям,обсуждать правила культурного и безопасного поведения в школе, дома, на улице, на транспорте и выполнять их.

Обсуждать, как встречать и провожать гостей, дарить и принимать подарки.

Оценивать возможность возникновения опасных ситуаций,обсуждать правила их предупреждения.

Отличать реальное от фантастического (на примере заданий с моделированием фантастической планеты).

Сочинять рассказ о путешествии (в паре), соблюдать очередность высказываний,продолжать тему, начатую партнером.

Находить информацию о городе (населенном пункте) своего проживания, о гербе города (областного центра, столицы края).

Самостоятельно использовать справочник, размещенный в учебнике.

29

Вода и воздух.

30

Экскурсия «Зима».

31

Зима.

32

Времена года.

33

Как устроено растение.

34

Как устроено растение.

35

Деревья, кустарники, травы.

36

Деревья, кустарники, травы.

37

Как развиваются растения.

38

Как развиваются растения.

39

Растения в нашем классе.

40

Насекомые, птицы, рыбы, звери.

41

Насекомые, птицы, рыбы, звери.

42

Жизнь животных.

43

Жизнь животных.

44

Домашние животные.

45

Домашние животные.

46

Береги природу, человек!

47

Береги природу, человек!

48

Наша Родина.

49

Наша Родина.

50

Наш дом.

51

Наш дом.

52

Наши родственники.

53

Наши родственники.

54

Хороший день.

55

Хороший день.

56

Экскурсия в природу «Весна».

57

Весна.

58

Наша безопасность.

59

Наша безопасность.

60

Будем вежливы.

61

Мы едем, едем, едем…

62

Скоро лето.

63

Резервные уроки

Резервные уроки

64- 66

           8.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Методические пособия для учителя:

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 1 класс. Учебник. - М.: АСТ, «Астрель». 2011г.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. М.: АСТ, «Астрель». 2015г.

Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, Э. Э. Кац. Обучение в 1 классе по учебникам «Окружающий мир», «Литературное чтение». Методическое пособие.

    Техническое обеспечение:

    Смарт- доска

    Ноутбук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру по УМК"Планета знаний" 2 класс

Рабочая программа для 2 класса по окружающему миру...

Рабочая программа по математике, 1 класс. УМК "ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ" ФГОС

Рабочая программа для 1-го класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по математике, в соответствии с требованиями  Федерального государственного образова...

рабочая программа по математике 4 класс умк планета знаний с ФГОС НОО

рабочая программа по математике 4 класс умк планета знаний с ФГОС НОО...

рабочая программа по математике 4 класс умк планета знаний с ФГОС НОО

рабочая программа по математике 4 класс умк планета знаний с ФГОС НОО...

Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Планета знаний" по ФГОС с УУД

Програма составлена в соответствии с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  и включает в себя следующие элементы:...

Рабочая программа по математике, 1 класс. УМК "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа для 1-го класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по математике, в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательно...

Рабочая программа по технологии, 1 класс. УМК "Планета знаний" ФГОС

Рабочая программа для 1-го класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по технологии, в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательно...