Коммуникативные универсальные учебные действия
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Радченко Алла Альфредовна

Приёмы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon kommunikativnye_universalnye_deystviya_-_kopiya.pdf161.45 КБ
Файл kommunikativnye_uud.pptx2.41 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приёмы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе. Выполнила учитель начальных классов МАОУ СОШ № 39 г.Калининграда Радченко Алла Альфредовна

Слайд 2

Особенность предмета «Окружающий мир » социально-гуманитарных наук , необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязей состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере- *природоведческие , * обществоведческие , * исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и исторических наук . Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Слайд 3

Сущность понятия и функции универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 4

Место коммуникативных универсальных учебных действий в системе универсальных учебных действий младших школьников. Потребность ребёнка в общении с взрослыми и сверстниками. Ориентация на партнёра по общению, умение слушать собеседника.

Слайд 5

В рамках предмета «Окружающий мир» для формирования коммуникативных универсальных учебных действий используются следующие методы обучения : работа в парах и малых группах , метод сотрудничества , беседы, дискуссии, наблюдение и фиксирование результатов, поиск информации , а также приемы : « командно-игровая деятельность », « учимся вместе».

Слайд 6

Коммуникативные действия могут быть разделены на группы: коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности); коммуникация как кооперация (содержательное ядро-согласование усилий по достижению общей цели); коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии

Слайд 7

Предмет «Окружающий мир», помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование коммуникативных умений , в том числе: умения ориентироваться в ситуации общения , адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание ; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения. извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей.

Слайд 8

Использование методов и приемов формирования коммуникативных универсальных учебных действий позволяет достичь успехов в обучении. На уроках окружающего мира в начальной школе наиболее уместно использовать такие методы и приёмы формирования коммуникативных универсальных учебных действий, как : метод работы в парах, метод подражания, метод сотрудничества, м етод дидактических игр

Слайд 9

У словия для продуктивной коммуникации как между учениками, так и между учениками и учителем: контролировать действия партнера , использовать речь для регуляции своего действия , договариваться , приходить к общему решению , учитывать разные мнения , стремиться к координации , формулировать собственное мнение и позицию и т.п.

Слайд 10

В рамках концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия . Участие в командной игре «Мир, в котором мы живём!» Групповая внеурочная деятельность

Слайд 11

1 . При выполнении всех заданий, прежде всего дети на практике пополняли свои знания по изучаемой теме, а это значит, были сформированы познавательные универсальные действия. 2 . Работая с наглядно-образными, словесно-логическими заданиями, оценка выполненной работы формировало регулятивные учебные действия. 3 . Работая в парах, учитывая мнение своего напарника по парте, делая выбор ответа, формировало коммуникативные и личностные учебные действия . То есть предлагаемые виды работы на уроках окружающего мира привод я т к поставленной цели, формирование универсальных учебных действий, а это значит и личностных качеств.

Слайд 12

Желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования. Межпредметные связи Творческие групповые работы

Слайд 13

На уроках окружающего мира мы можем использовать: информационно-коммуникативные средства, энциклопедии, словари, библиотеки, видеотеки, Интернет, работать с популярными естественно-научными текстами, рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников , поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов , ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения, пересказывать и понимать содержание текстов , проводить наблюдения, исследования, собирать информацию, классифицировать, анализировать, описывать обсуждать в группах и т.д.

Слайд 14

Перечень коммуникативных УУД Критерии (уровни): 1-высокий,2- средний,3- низкий Количество Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях 1.Умение договариваться, находить общее решение, убеждать и уступать 5 2. Не всегда может договориться, сохранить доброжелательность 14 3. не может и не хочет договариваться, пассивен или агрессивен 5 Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом жизненных ситуаций 1.Имеет богатый словарный запас, активно им пользуется, бегло читает, даёт обратную связь. 7 2.Читает, но понимает смысл прочитанного только с помощью наводящих вопросов. 13 3.Не может оформить свои мысли, читает, но не понимает прочитанного. 4 Понимать возможность различных точек зрения на вопрос, уметь обосновывать собственное 1.Различает и понимает различные позиции, проявляя доброжелательность 8 2.Различает и понимает различные позиции, но не проявляет доброжелательность. 12 3.Редко понимает и не принимает позиции других 4 Диагностическая карта формирования коммуникативных УУД

Слайд 15

П ри обучении младших школьников на уроках окружающего мира систематически применять комплекс приемов и методов для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, то это будет способствовать повышению уровня сформированности коммуникативных действий учащихся начальных классов

Слайд 16

Таким образом, из выше сказанного можно сделать следующие выводы: 1. Универсальные учебные действия определяются как совокупность способов действия учащегося. 2.В рамках концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия . 3.Курс «Окружающий мир» реализуемый в современной начальной школе, безусловно, подходит для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. 4.Создание коммуникативной образовательной среды, обеспечивает функцио­нирование дидактического механизма формирования коммуникатив­ных универсальных учебных действий младших школьников. Этот предмет создает благоприятные условия для формирования коммуникативных умений .

Слайд 17

Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи. И. Г. Песталоцци

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Слайд 19

Список используемой литературы: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования . М., Просвещение, 2011. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / под ред. А.Г. Асмолова . М., Просвещение, 2010. Н.Я . Дмитриева , А.Н. Казаков Программа интегрированного курса окружающий мир. Издательский дом «Федоров» 2011. 2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе, Москва ,«Просвещение», 2011. 3. Примерные программы по учебным предметам, Москва, «Просвещение», 2011. 4.Планируемые результаты начального общего образования, Москва, «Просвещение»,2011 . 5. Н. Галеева « Образовательная технология ИСУД (реализуем требования ФГОС к образовательным результатам и условиям, обеспечивающим учебный успех ученика )», Москва 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные действия обеспечивают: социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог;  участвовать в ...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ "МЫ ВМЕСТЕ"

Успешное развитие и даже просто самосохранение общества, государства во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит пер...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса....

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.«Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им"....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов орга...