Учебно-методический комплект по окружающему миру "Дыхательная система человека", 4 класс, ПНШ
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс: 4

Тема урока: «Дыхательная система человека».

Цели урока: узнать, как работает и из каких органов состоит наша дыхательная система, какие факторы влияют на наше дыхание.

Планируемые результаты

  • предметные: знать из каких органов состоит дыхательная система человека, как она работает, знать всё о вдохе и выдохе.
  • личностные: формирование положительной мотивации к учению, уважительного отношения к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: УИПЗЗ

Оборудование: учебник окружающего мира (С.А.Федотова, 4 класс, 2 часть), презентация.

Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

≈3

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

 Р: настраиваться на работу.

Постановка учебной задачи и её решение

Словесн.: устный опрос, актуализация знаний.

Словесн.: формулировка темы и цели урока.

≈5

- Ребята, знакомиться с организмом человека мы начали ещё в начале четверти.

- Чтобы проверить ваши знания, ответьте на вопросы.

- Что контролирует работу организма? (мозг)

- Сколько зубов у взрослого человека? (32)

- Сколько почек у человека? (2)

- Где переваривается пища? (в желудке)

- Что является подвижной опорой для всего организма? (скелет)

- Из чего состоит кровь? (плазма, белые и красные кровяные клетки, кровяные пластики)

- Что является самым большим органом человека? (кожа)

- С какие системами организма человека мы знакомились на предыдущих уроках? (система кровообращения, пищеварительная)

- Сегодня мы познакомимся ещё с одной системой организма человека.

- Предположите, с какой?

- Что вы хотели бы узнать о дыхательной системе человека?

- Исходя из этого определите тему и цель урока.

Отвечать на вопросы учителя, актуализировать ранее полученные знания.

Определять тему и цель урока.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

Решение частных задач

Практич.: практическое задание.

Словесн.: устный опрос, беседа.

Практич.: работа со схемой в учебнике.

Словесн.: слово учителя.

Практич.: практическое задание, формулировка вывода.

Словесн.: слово учителя.

Практич.: практическое задание, формулировка вывода.

Практич.: чтение текста в учебнике.

Словесн.: устный опрос, подведение итогов.

Словесн.: выступление с сообщениями о влиянии окружающей среды на наше дыхание.

≈30

- Начнём мы наш урок с практического задания.

- Задержите дыхание.

- Что вы почувствовали?

- Давайте сделаем вывод - без дыхания человек не может прожить и двух минут.

- А вы знаете, что ныряльщики задерживают дыхание до 5 минут?

- Как им это удаётся? (тренированный человек)

- Что дают тренировки?

- Как можно тренировать свои лёгкие?

- Что вы уже знаете о дыхательной системе?

- Как вы думаете, какой состав имеет воздух? (кислород, углекислый газ, азот.)

- Какой газ необходим для дыхания? (живительный газ – кислород)

- Как вы думаете, как работают лёгкие?

- Давайте «заглянем внутрь» и посмотрим, как устроена дыхательная система.

- Откройте учебники на странице 30 и посмотрите на схему.

- Каждое мгновение клетки нашего тела нуждаются в кислороде. С помощью кислорода клетки получают из органических веществ энергию. Без энергии клетки погибают. В отличие от питательных веществ кислород нельзя запасти впрок.

- Поэтому питаться мы можем время от времени, а дышать должны непрерывно.

- Снабжение клеток нашего организма кислородом – это первая функция органов дыхания.

- Органы дыхания не только обеспечивают наш организм кислородом, но и избавляют его от углекислого газа, который выделяется при получении энергии. Это вторая функция органов дыхания. Итак, мы ответили на вопрос, для чего мы дышим.

Теперь разберёмся, как мы дышим.

- Вы знаете, что, когда легкие наполняются воздухом, они увеличиваются в объеме.

- Положите руку на грудь. Сделайте вдох. Что вы ощущаете? Постараемся разобраться как происходит вдох и выдох.

- Воздух сам не заходит в лёгкие. Во время вдоха межрёберные мышцы поднимают рёбра, а мышечная перегородка – диафрагма – опускается.

- В результате объём грудной клетки увеличивается, лёгкие расширяются и втягивают воздух. При выдохе – объём грудной клетки уменьшается – и выталкивает воздух из лёгких.

- К этому моменту, ваши клетки уже использовали кислород, и кровь переносит углекислый газ, который должен покинуть организм.

- Кровь снова проходит по лёгочным капиллярам, и углекислый газ попадает из неё в альвеолы.

- Когда вы выдыхаете, воздух движется в обратном направлении: из альвеол – в бронхиолы, из бронхиол – в бронхи, затем идёт по трахее и, наконец, выходит наружу через нос или рот.

- Воздух, который вы выдыхаете, во время его прохождения по организму нагревается.  

- Приложите руку к носу (или ко рту) во время выдоха, и вы это почувствуете.

- Прочитайте текст на странице 30-31 самостоятельно.

- А теперь расскажите, о путешествии воздуха в нашем организме.

- Из каких органов состоит наша дыхательная система?

- Что такое диафрагма?

- Что такое трахея?

- Что такое бронхи, бронхиолы, альвеолы и капилляры?

- Молодцы.

- Ребята, а как нам можно сберечь свои лёгкие?

- Перечислите главные правила.

- Ребята, как вы думаете, влияет ли окружающая среда на наши органы дыхательной системы и дыхание в целом?

- Сейчас девочки, которые подготовили сообщения, расскажут нам о влиянии окружающей среды на наше дыхание.

Выполнять практическое задание, делать выводы.

Отвечать на вопросы.

Высказывать предположения о работе лёгких.

Рассматривать схему дыхательной системы в учебнике.

Слушать учителя.

Выполнять задание, отвечать на вопросы.

Слушать учителя.

Выполнять задание, делать выводы.

Читать текст в учебнике.

Закреплять прочитанный материал, отвечать на вопросы учителя.

Перечислять правила для сбережения лёгких.

Выступать с сообщениями, слушать, оценивать, анализировать.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

Р: осмысляют учебный материал.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Итог урока. Рефлексия

Практич.: подведение итогов.

≈5

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Оцените свою работу по плану, который вы видите на доске.

- Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы учителя, анализировать свою работу на уроке.

Р: понимание      причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Дыхание. Органы дыхания" Тема урока:

Слайд 4

Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье .

Слайд 5

Оцените свою работу « Я поработала сегодня на славу» «Я работала не с полной отдачей» «Я мало принимала участие в работе» «Я не довольна своей работой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект по окружающему миру за 4 класс на тему "Во времена Древней Руси" (Школа России)

Раскрыть значение знания истории своего народа, формировать представление о том, как была организована жизнь наших далеких предков; научить ребят обрабатывать воспринятую информацию....

Учебно-методический комплект по окружающему миру за 4 класс на тему" Мудрый выбор" (Перспектива)

Формировать у детей знание о истории крещения Руси; расширить представление  о Кирилле и Мифодии; развить познавательный интерес....

Учебно-методический комплект по окружающему миру за 3 класс на тему" Свойства воды" (Школа России)

Познакомиться с новыми   свойствами воды; освоить доступные способы изучения природы – опыт, наблюдение, сравнение; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в ок...

Учебно-методический материал к уроку окружающего мира в 4-м классе "Как человек использует свойства воды"

Технологическая карта урока окружающего мира в 4-м класса "Как человек использует свойства воды" по программе "Школа 2100"...