Учебно-методический материал к уроку окружающего мира в 4-м классе "Как человек использует свойства воды"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Истомина Светлана Леонидовна

Технологическая карта урока окружающего мира в 4-м класса "Как человек использует свойства воды" по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_chelovek_ispolzuet_svoystva_vody.doc379.5 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Урок 20.

Тема: Как человек использует силу воды.

Цель: расширение знаний учащихся о свойствах воды и применении их человеком

 Задачи: - расширить знания учащихся о свойствах воды;

                - формировать представление учащихся о  применении свойств воды в жизни человека – выталкивающая сила

                   воды, несжимаемость воды, закон сообщающихся сосудов;

                - развивать навыки практической деятельности (проведение опытов и фиксирование полученных результатов)

Оборудование: мультимедийная презентация, иллюстрации «Вода», «Использование человеком различных свойств

                            воды»;   комплект учебного  оборудования «Набор для очистки воды»;  шприц; пластилин; стеклянные

                            мерные стаканчики; торф; песок; сахар; соль; таблички «масса дерева», «масса вытесненной воды»,  

                            «масса железа», «масса камня», «масса пластилина»; лампа «Новая линия»

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Слайд 2

(иллюстрации: водопад, лёд, пар, текучесть воды, вода - растворитель)

- Что общего между всеми иллюстрациями, представленными на слайде?

- Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?

Слайд 3

- Что можем узнать о воде на уроке? (свойства воды, как человек использует эти свойства в жизни)

Чтобы узнать что-то новое, вспомним то, что уже знаем.

Слайд 4

- Какую информацию содержат иллюстрации № 1, 2, 3, 4? (вода бывает в трёх состояниях – твёрдом, жидком, газообразном)

- Какое свойство воды содержится в иллюстрациях № 5, 6?

- О чём вы рассказываете в своих рисунках? (Год экологии)

Слайд 5

- Прочитайте строки стихотворения.

- К чему призывает автор?

Слайд 6

- Какие свойства воды вам уже известны?

  • вода не имеет цвета;
  • вода не имеет вкуса;
  • вода не имеет запаха;
  • вода – растворитель;
  • текучесть воды

- Как доказать, что вода – растворитель?

- Все ли вещества может растворить вода?

- Предлагаю провести опыты, работая в группах по инструкции и зафиксировать полученные результаты.

I группа: - стеклянный стаканчик, мерная ложка, сахар

II группа: - стеклянный стаканчик, мерная ложка, соль

III группа: - стеклянный стаканчик, мерная ложка, песок

IV группа: - стеклянный стаканчик, мерная ложка, торф

Опыт  № 1

  1. Установите прозрачный стакан с водой на пластиковом подносе.
  2. Добавьте в стакан с водой 1-2 ложки сахара (соли/песка/торфа) и размешайте
  3. Сделайте вывод: растворилось вещество в воде или нет.

Зафиксировать полученные результаты в таблице

(интерактивная доска: представители групп фиксируют данные на слайде доски – растворяет/не растворяет

вода

соль

сахар

песок

почва

Вывод: вода растворяет соль, сахар, не растворяет торф, песок.

- Представьте большой «сосуд с водой» – нашу реку Томь, жизнь без которой невозможна.

- Что может находиться в водах нашей реки, которая обеспечивает  жизнедеятельность людей города?

- Все ли вещества может  растворить вода нашей реки?

Демонстрация опыта учащимися «Очистка воды»

Опыт  № 2

  1. Установите прозрачный стакан с водой на пластиковом подносе.
  2. Для получения «образца загрязнённой воды в реке» в стакан с водой поочерёдно добавляйте:
  • немного краски с помощью шпателя и размешайте раствор стеклянной палочкой;
  • 2-3 ложки песка и размешайте стеклянной палочкой;
  • опишите, что произошло с песком (растворился в воде / осел на дне);
  • 2-3 ложки  металлического порошка и размешайте стеклянной палочкой.
  1. Проведите  очистку воды с помощью магнитов:
  • возьмите 1-2 магнита и передвигайте их по дну и стенкам стакана;
  • подтяните магниты к верхней части стаканчика;
  • слейте воду.
  1. Опишите полученный результат.
  2. Очистка воды методом фильтрации:
  • в чистый пустой стакан плотно установите стакан с отверстиями, на дно которого положите сетку;
  • верхний стакан с сеткой наполовину засыпьте песком;
  • воду, требующую очистку, перелейте в верхний стакан с песком
  1. Опишите полученный результат.
  2. Очистка воды с помощью бумажного фильтра:
  • бумажный фильтр сложите два раза и вставьте в воронку;
  • воронку с бумажным фильтром вставляем в чистый прозрачный стакан;
  • профильтруйте загрязнённую воду.
  1. Опишите полученный результат.

- Можно ли пользоваться такой водой?

- Что необходимо сделать, чтобы вода была пригодна для употребления?

Вывод: после многократной очистки вода попадает в квартиры людей.

- Какое из известных нам свойств использует человек?

Познавательные УУД

1. Развитие  умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

(демонстрация учениками принципа работы сообщающихся сосудов)

Опыт № 3

  • Возьмите половину пластиковой бутылки с горлышком;
  • вставьте в горлышко пробку с тонким резиновым шлангом;
  • в другой конец шланга вставьте стеклянную часть пипетки;
  • налейте воду в получившийся сосуд и опустите стеклянную трубочку ниже границы воды

- На что похож данный сосуд?        (фонтан)

Слайд 7

Вывод: вода течёт туда, где её уровень ниже – это свойство названо законом сообщающихся сосудов.

- Где в повседневной жизни мы встречаемся с сообщающимися сосудами?

Слайд 8: сообщающиеся сосуды

Демонстрация работы модели фонтана

- Закон сообщающихся сосудов и многие другие законы открыл древнегреческий учёный, имя которого вы узнаете,  посмотрев фрагмент мультфильма.

(фрагмент м/ф «Оля, Коля и Архимед»)

- Назовите имя древнегреческого учёного.

- Какая проблема возникла у Архимеда?

- Как он её разрешил?

Работа с учебником, с. 83-84

- Работая в парах, определите, куда направлена и чему равна выталкивающая сила.

- Почему дерево плавает на поверхности воды?

- Почему тонут железо и камень?

- Расставьте недостающие знаки так, чтобы высказывания были верными:

масса дерева ˂ массы вытесненной воды

                                  масса железа ˃ массы вытесненной воды

                                    масса камня ˃массы вытесненной воды

Опыт № 4

  • Возьмите стеклянный стакан с водой;
  • скатайте из пластилина шарик и опустите в стакан с водой;
  • опишите полученный результат;
  • достаньте этот же пластилиновый шарик, слепите из него лодочку и опустите в стакан с водой
  • опишите полученный результат

- Почему плавает пластилиновая лодочка?

- Расставьте недостающие знаки, чтобы высказывания были верными:

                          масса пластилина ˃массы вытесненной воды

      масса пластилиновой лодочки ˂массы вытесненной воды

Работа с учебником, с. 84

- Работая в парах, определите, почему же плавает корабль?

Опыт № 5

  • наберите в шприц воды;
  • попробуйте сжать воду в шприце;
  •  опишите полученный результат

Работа  с учебником, с. 85-86

- Работа в парах, определите, почему не смогли сжать воду?

- Какие технические средства созданы на основе этого средства?

Слайд 9  Несжимаемость воды

Личностные результаты

1. Развиваем умения действия в соответствии

с определённой ситуацией.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙΙ. Итог урока

- Работая в парах, установите зависимость между понятиями:

сообщающиеся сосуды

домкрат

водопровод

несжимаемость воды

фонтан

корабль

Выталкивающая сила

гидравлический пресс

- Соотнесите свои результаты с ответами одноклассников (лампа «Новая линия»)

- Какие слова могут быть ключевыми для данного урока?

 Слайд 10

вода

очистка воды

Архимед

сообщающиеся сосуды

фонтан

водопровод

выталкивающая сила

несжимаемость воды

гидравлический пресс

домкрат

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать  в парах

ΙV. Домашнее задание.

С. 83-87, Т. с. 33 № 1-6

V. Рефлексия

 Продолжите ответы:

  • на уроке узнали ….
  • научились ……
  • было интересно …
  • было трудно….
  • оценил бы свою работу ….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 4 классе "Как человек использует свойства воздуха"

Цель: формирование знаний  о воздухе как газе и его свойствах.Задачи:-расширить, уточнить и пополнить знания детей о воздухе, его свойствах;-развивать умение работать с информацией, творческие сп...

План - конспект урока - исследования по окружающему миру "Как человек использует свойства воды", 4 класс

Урок носит научно-исследовательский характер и проходит в форме игры. Учащиеся попадают в научную лабораторию, проводят опыты, исследуют свойства воды. Знакомятся с законами Архимеда. На протяжении вс...

Урок окружающего мира в 4 классе. Как человек использует свойства воды.

Расширить представление учащихся о значении воды  через актуализацию имеющихся и получение новых знаний об основных свойствах воды и ее роли в жизни и деятельности человека....

План - конспект урока окружающего мира для 4 класса "Как человек использует свойства воды"

План - конспект урока окружающего мира для 4 класса (образовательная система "Школа 2100") по теме "Как человек использует свойства воды"...

Урок окружающего мира 4 класс Как человек использует свойства воды

Урок окружающего мира в 4 классе "Как человек использует свойства воды", образовательная система "Школа 2100". На уроке предролагается работа в группах. (Разработка с приложениями)...

Урок окружающего мира. Тема: Как человек использует свойства воды. 4 класс.

Презентация для урока Окружающего мира по теме "Как человек использует свойства воды" На данном уроке проводятся опыты с водой....

Конспект урока по окружающему миру "Как человек использует свойства воды"

Конспект  составлен к уроку окружающего мира в 4 классе при изучении нового материала...