Главные вкладки

    Конспект урока по окружающему миру на тему: "В гости к весне" 2 класс
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

    Якупова Альбина Винеровна

    Конспект урока по окружающему миру.

    Тема: "В гости к весне"

     

     

    Цели деятельности учителя: рассказать о весенних явлениях в живой и неживой природе.

    Планируемые результаты:    

                      

    ·        Предметные: учащиеся научатся замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; находить в тексте нужную информацию.

    ·        Личностные: научатся осознавать свои возможно­сти в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием; научатся самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.

    Оборудование: учебник окружающий мир 2 класс, часть № 2; учебная презентация; раздаточный материал.

    Тип урока: урок "открытия" нового знания.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon v_gosti_k_vesne_.doc75.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по окружающему миру.

    Тема: "В гости к весне"

    Цели деятельности учителя: рассказать о весенних явлениях в живой и неживой природе.

    Планируемые результаты:     

                       

    • Предметные: учащиеся научатся замечать весенние изменения в природе и рассказывать о них; находить в тексте нужную информацию.
    • Личностные: научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием; научатся самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.

    Оборудование: учебник окружающий мир 2 класс, часть № 2; учебная презентация; раздаточный материал.

    Тип урока: урок "открытия" нового знания.


    Этапы урока

    Вре-мя

    Содержание урока. Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    УУД

    1. Орг. момент

    - Здравствуйте, ребята.

    - Тихо садятся девочки и ещё тише мальчики

    - Давайте настроимся на хорошую работу, соберём всё своё внимание.

    Приветствуют учителя.

    Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на плодотворную работу.

    Регулятивные: формировать положительное отношение к уроку; принять образец «хорошего ученика».

    2. Самоопределение к деятельности

    - Сегодня я приглашаю вас в гости. Отгадайте к кому или к чему.

    Если речка голубая

    Пробудилась ото сна

    И бежит, в полях сверкая, -

    Значит, к нам пришла....

    Если снег везде растаял,

    И трава в лесу видна,

    И поёт пичужек стая, -

    Значит, к нам пришла...

    Если солнце разрумянит

    Наши щёки докрасна,

    Нам ещё приятней станет, -

    Значит, к нам пришла...

    - О чём идёт речь в этом стихотворении?

    - Сегодня мы идём в гости к весне, а точнее, весна к нам пришла.

    Определяют тему урока.

    Отвечают на вопросы учителя.

    Регулятивные:

    определять цели деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

    Коммуникативные:

    донести свою позицию до других: оформлять  свою мысль в устной  речи (на уровне одного предложения).

    3. Работа по теме урока.

    - Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? Какие признаки весны назвал автор?

    - Прочитайте тему урока на стр. 86

    - Скажите, а какая бывает природа? (Живая и неживая)

    - Напомните, чем живая природа отличается от неживой?

    - Чтобы убедиться, что вы надёжно запомнили, поиграем в игру “Природа - не природа”

    - Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы- руки опускаете на голову

    Дерево, камни, ромашка, сосульки, песок, бабочка, грибы, воздух, птицы, вода,  люди.

    - Ребята, давайте представим, как изменяется природа в каждый из весенних месяцев. А для этого послушайте загадки о весенних месяцах.

    Дует теплый южный ветер,

    Солнышко все ярче светит,

    Снег худеет, мякнет, тает,

    Грач горластый прилетает.

    Что за месяц? Кто узнает? (Март)

     - В народе говорят про март месяц так, март – капельник, солнечник, протальник.

    - Кто объяснит названия этого месяца?

     Следующая загадка:

    Яростно река ревет

    И разламывает лёд.

    В домик свой скворец вернулся,

    А в лесу медведь проснулся.

    В небе жаворонка трель.

    Кто же к нам пришел? (Апрель)

    - А вот апрель в народе называют снегогон, водолей. 

    - Кто объяснит названия этого месяца?

    - Следующая загадка:

    Зеленеет даль полей

    Запевает соловей.

    В белый цвет оделся сад,

    Пчелы первые летят.

    Гром грохочет. Угадай,

    Что за месяц это?...(Май)   

    - Май называют в народе цветень.

    - Как вы думаете, почему его так назвали?

    - Все перечисленные признаки весны, услышанные в загадках, нам надо изобразить на нашей схеме. Начнем с неживой природы. (Работа по карточкам-заданиям.) Для этого вам необходимо выполнить задания на карточках, а в помощь вам будет учебник стр.

    Карточка 1.Солнце

    - Как светит  солнце весной?

    - Изменилась ли высота солнца над горизонтом?

    - Изменилась ли продолжительность дня?

     (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее).

    - Одинаково ли солнце греет землю во все весенние месяцы? (Нет).

    Какой весенний месяц самый холодный? (Март).

    -Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае  тепло)

    Теперь представим себе небо. Какое оно весной?

    Карточка 2. Небо

    - Какое по цвету весеннее небо?

    - Какое небо по характеру облачности?

    - Какие осадки выпадают весной?

     (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака, в марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

    - Бывают ли весной грозы? Когда? (В конце апреля, в мае).

    - Что происходит со снегом весной?

    Карточка 3. Снег и лед

    - Что произошло со снегом, льдом на реках весной?

    - Почему?

    - Где осталось больше снега?

    - Почему?

    (Поскольку становится  теплее, снег тает. Лед на водоемах темнеет, покрывается трещинами, тает. )

    -Теперь вспомним про почву. Что происходит с ней весной?

    Карточка 4. Почва

    -Что происходит весной с почвой?

     (Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега, постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной).

    - Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? (Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю, поэтому тает снег и лед).

    - Что такое ледоход?

    (В конце апреля на реках начинается ледоход: лёд раскалывается, льдины плывут по реке, сталкиваются, разбиваются и постоянно тают. Следует помнить о том, что очень опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может подломиться. )

    - Что такое проталины?

    (В марте появляются первые проталины. Появление участков почвы из – под снега. В апреле их становится все больше и больше. В мае весь снег растаивает.)

    - Что такое половодье?

    (В мае, когда река переполняется водой от растаявшего снега и льда, происходит разлив реки, который называется половодьем. Вода затопляет луга, леса и поля, расположенные вдоль реки.)

    Работать с иллюстрациями.

    Анализировать текст.

    • Личностные: самостоятельно опре-делять и высказы-вать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

    4. Физ. минутка

    Проводят дети

    5. Продолжение работы по теме урока

    -  Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

    - Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

    -Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).

    Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: медуница, мать-и-мачеха).

    Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в которых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется немного).

    - А ещё в чью жизнь весна вносит изменения? (В жизнь животных)

    Весна вносит изменения и в жизнь животных. Как меняется жизнь птиц с приходом весны? (Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов).

    Почему стали возможны такие изменения в жизни птиц? (Стало больше корма. Многие птицы питаются насекомыми, а с приходом тепла насекомые выбираются из своих укрытий).

    Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время.

    - Послушайте загадки о птицах и найдите отгадку.

    1) Всех перелетных птиц черней,

    Чистит он пашню от червей.

    Взад-вперед по пашне вскачь.

    А зовется птица... (Грач)

    Март — время прилета грачей.

    2)Он прилетает каждый год

    Туда, где домик ждет.

    Чужие песни петь умеет,

    А все же голос свой имеет. (Скворец)

    3)Прилетает к нам с теплом,

    Путь проделав длинный.

    Лепит домик под окном

     Из травы и глины. (Ласточка)

    Время прилета в родные края — май.

    4) Свое гнездо он в поле вьет,

    Где тянутся растения.

     Его и песня и полет

    Вошли в стихотворения! (Жаворонок)

    Время прилета жаворонков - начало апреля.

    5) Прилетел к нам, наконец,

    Лучший наш певец.

    Дни и ночи напролет

    Он поет. (Соловей)

    Соловьи прилетают в середине мая.

    - А как встречают весну звери? (Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детеныши. Звери линяют.)

    - Весной животных охраняют особенно тщательно, т. к. они заняты заботой о потомстве.  

    - Что вы можете сделать для охраны животных и птиц? (Не тревожить и не беспокоить птиц на гнездах, иначе они могут покинуть свои гнезда, и тогда птенцы погибнут. Развесить скворечники. Не разорять гнезда, не прикасаться к яйцам и птенцам в гнездах птиц и т. д.)

    — Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? (Солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Снег и лёд тает. На реках ледоход, половодье. Весной в разные месяцы идет то снег, то дождь. В мае гремит первая гроза. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы. Лесные звери выводят потомство.)

    Выполнять задание в устной форме.

    • Коммуникативные:

    осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

    • Познавательные:

    перерабатывать полученную информацию: наблю-дать и делать самостоятельные выводы.

    6. Итог урока

    - Давайте подведём итог сегодняшнего урока.

    - Какие задачи мы ставили на сегодняшний урок?

    - Мы выполнили эти задачи?

    - Что нового узнали?

    Д.з: раб.т. №

    Отвечают на вопросы.

    Мысленно формулируют свой вывод.

    Записывают домашнее задание.

    • Регулятивные: учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиции.

    7. Рефлексия

    - А сейчас посмотрите на слайд и выберите картинку, соответствующую вашей активности на уроке и приобретению новых знаний.

    - Кто работал хорошо, всё понял и получил много новых знаний нарисуйте улыбающееся личико.  

    - Кто мало работал и что-то не понял, нарисуйте нейтральное личико, а кто совсем не работал и кому было не интересно, нарисуйте грустное личико.

    - Урок окочен.

    Производят рефлексию. Проводят самоанализ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру по теме: "Какими бывают горы" 2 класс

    Урок построен на основе приёмов технологии развития критического мышдения: "Знаю, Хочу узнать, Узнал"и игры"Как ты думаешь?". Ребята узнают о разновидностях гор, их отличительных особенностях от холмо...

    Конспект урока по окружающему миру по теме "Организм человека" для 3 класса

    Конспект урока по окружающему миру: "Организм человека". Данный конспект урока был составлен для учащихся 3 класса имеющих тяжелые нарушения речи....

    Конспект урока по окружающему миру по теме: "Полна природа удивленья" 1 класс УМК "Планета знаний"

    Конспект урока по окружающему миру по теме: "Полна природа удивленья" 1 класс УМК "Планета знаний". Урок 28.Цель:создавать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой прир...

    План-конспект урока по окружающему миру по теме "В гости к зиме"

    Урок в 3 классе для обучающихся с нарушениями интеллекта....