Конспект урока по окружающему миру по теме: "Полна природа удивленья" 1 класс УМК "Планета знаний"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Макарова Лариса Ивановна

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Полна природа удивленья" 1 класс УМК "Планета знаний". Урок 28.

Цель:

создавать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями окружающей природы; способствовать развитию внимательности и наблюдательности, умению работать со схемами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК «Планета знаний» конспект урока по окружающему миру 1 класс

Урок 28

Тема: «Полна природа удивленья» с. 58-59

Педагогическая цель: создавать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями окружающей природы; способствовать развитию внимательности и наблюдательности, умению работать со схемами.

Планируемые результаты:

Предметные: различают объекты живой и неживой природы.

Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение  её природы.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе; классифицируют объекты живой и неживой природы; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умеют работать коллективно.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Жизнь людей всегда связана с жизнью природы. Что необходимо человеку для познания окружающего мира? (Необходимо изучать природу).

-  Можно ли отнести к природе то, что сделано руками человека? (Нет)

- Что такое природа? (Это все то, что нас окружает и существует независимо от человека.)

- Рассмотрите рисунки на с. 56-57, назовите, что относится к природе.

 

  1. Формирование новых знаний.

- Лес, река, небо, воздух, которым мы дышим, и вода, которую пьём, и дождь, и снег – всё это природа.

- На какие две группы делят природу? (Живая и неживая)

- Рассмотрите рисунки на с. 58 и перечислите предметы, которые относятся к живой и неживой природе.

Неживая                                                               Живая

Солнце, горы, дождь, вода,                         Деревья, птицы, животные, насекомые, цветы, трава,

огонь, земля, песок,                                      человек, рыбы, грибы.

воздух, снег.

-А почему вы считаете их живыми?  (Теплые, двигаются, издают звуки.)

-Солнце, облака, река движутся? Они живые?  (Нет)

-Гром издает звуки, он живой? (Нет.)

-Дуб, цветы, гриб не движется, он неживой?  (Нет.)

-Движение, теплота, способность издавать звуки не главное, что может отличать живое от неживого. Что же нам поможет отличить живое от неживого? (Живые существа рождаются, растут, дышат, питаются, стареют и умирают.)

-Связаены ли между собой неживая и живая природа? (Вода питает растения, животных, человека, растения растут на земле и получают из неё воду и питательные вещества, солнце дает всем свет и тепло.)

- Рассмотрите рисунки на с. 3. (тетрадь) Назовите предметы живой и неживой природы.

- Рассмотрите, как расположены предметы в клетках. Они не повторяются. Нарисуйте в нужной последовательности в пустых клетках.

- Что общего между ёлкой и ежом? В чем отличие?

Физминутка

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

- Отгадайте, что это?

Летит без крыльев и поет,

 прохожих задирает.

 Одним проходу не дает,

 других он подгоняет.(Ветер)

Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Вьюга)

 

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села. (Молния)

В белом бархате деревня-

И заборы и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет. (Иней)

Кто всю ночь по крыше бьёт,

Да постукивает,

И бормочет, и поёт,

Убаюкивает? (Дождь)

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо мост.

Чудо-мастер мастерил

Мост высокий без перил. (Радуга)

-Как можно назвать все изменения в природе?

- Это явления природы. Рассмотрите рисунки на с. 59 учебника. Какие явления природы вы видите? (Метель, радуга, ветер, гроза, ледоход, утро-восход солнца)

-Какие еще явления природы вы знаете?

- Какие из них вы наблюдали сами?

- Многим из вас приходилось наблюдать туман. После жаркого летнего дня наступает прохладный вечер. И вот над рекой, в низинах появляется белая пелена тумана. Сильные туманы бывают и зимой в морозную погоду.

Попадая в густой туман, люди чувствуют сырость, перестают видеть окружающие предметы. Как он образуется? На земле много воды. Эта вода все время испаряется. Невидимый водяной пар всегда находится в воздухе. Когда делается холоднее, пар превращается в туман и становится видимым.

- Если мы посмотрим на небо. Что там увидим? (Облака)

- Облака это тот же туман, скопившийся высоко над землей. Облака постоянно движутся – их гонит ветер. Густые, темные облака, из которых выпадает дождь или снег как называют? (Тучами)

- Это явление вы наблюдаете почти каждый день. Это ветер. Давайте вспомним  строчки из сказки «О спящей царевне» А.С. Пушкина

… Ветер, ветер, ты могуч,

 Ты гоняешь стаи туч,

 Ты волнуешь сине море,

Ты гуляешь на просторе…

- Нагретый воздух легче, он поднимается вверх, а более холодный опускается вниз. Движение воздуха над поверхностью Земли называется ветром.

- Какие бывают ветры? (Теплые, холодные, сильные с разрушительной силой)

Отгадайте загадку:

Пыль с дороги захватил,

А потом, набравшись сил,

Завертелся, закружился

И столбом до неба взвился. (Смерч)

Сильные ветры – наиболее грозное явление природы.

Небольшой легкий ветерок в жаркий день приносит прохладу. Но иногда он усиливается и достигает силы урагана, причиняет большие разрушения. Сильный ураган за несколько часов сдувает с полей посевы, разрушает дома, с корнями вырывает деревья. Вода рек выходит  из берегов и вызывает наводнение.

Торнадо- это настоящий круговой шторм. Он появляется в виде зловещей черной тучи, из которой спускается вниз крутящийся вихрь, напоминающий хобот слона.

Зачем нам ветер? Ведь он приносит нам такие беды. (Ветер необходим. Он приносит дождь и прохладу, очищает воздух городов от пыли и гари. Не было бы ветра, облака пыли так и висели бы над городами. Ветер переносит семена растений, пыльцу с цветка на цветок)

3. Работа в тетради:

- Откройте тетради на с. 4

Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них не въехать, ни войти! (Радуга)

- Огромная в пол неба дуга – арка из переходящих друг в друга семи цветов: от красно до зеленого – одно из самых красивых явлений природы.

Сколько цветов радуги? (Семь). Для запоминания порядка цветов можно воспользоваться шутливой фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Начальные буквы слов соответствуют первым буквам цветов радуги.

- Чтобы увидеть радугу, необходимо находится строго между Солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (он должен быть перед вами). Иначе радуги не увидеть!

- Раскрасьте радугу.

- Раскрасьте свечки в цвета радуги. Поставьте номера на свечках в порядке зажигания.

- Какую зажгли первую? (Синюю)

- Какого цвета последнюю? (Зеленую)

4. Итог урока:

- На какие две группы делится природа?

- Назовите предметы живой и неживой природы.

- Какие явления природы вы знаете?

5. Рефлексия:

- Оцените свои достижения на уроке.(Учащиеся показывают тучку, дождик или солнышко и объясняют свой выбор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Насекомые, птицы, рыбы, звери" (1 класс "Планета знаний")

Тема: «Насекомые, птицы, рыбы, звери. » (УМК «Планета знаний»)Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель:  формирование ценностного отношения  к животным, посредством выделения существенн...

3 класс. Конспект урока по окружающему миру на тему: "Мир природы в народном творчестве" Перспектива

Тема урока: «Мир природы в народном творчестве».Тип урока: Урок открытия нового знанияЦели: - Познакомить детей с миром природы  и его отражением в народном творчестве.Планируемые результаты:Личн...

Конспект урока по окружающему миру «Неживая и живая природа» 2 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «Неживая и живая природа»Цели деятельности учителя: формирование знаний о живой и неживой природе; формирование навыков и умений различать компоненты и основные признаки природы, уст...

Конспект урока по окружающему миру "Неживая и живая природа" 2 класс

Тема: «Неживая и живая природа»Цели деятельности учителя: формирование знаний о живой и неживой природе; формирование навыков и умений различать компоненты и основные признаки п...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Явления природы»2 класс УМК «Школа России»

Конспект урока по окружающему миру на тему:  «Явления природы»2 класс УМК «Школа России» ...

План- конспект урока по окружающему миру на тему «явления природы» 2 класс УМК Школа России

План-конспект по окружающему миру на тему "Явления природы" 2 класс УМК Школа России...