3 класс. Конспект урока по окружающему миру на тему: "Мир природы в народном творчестве" Перспектива
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Грачева Мария Геннадьевна

Тема урока: «Мир природы в народном творчестве».

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цели:

- Познакомить детей с миром природы  и его отражением в народном творчестве.

Планируемые результаты:

Личностные:

- развивать устную речь;

- развивать умение формулировать свои мысли;

- развивать внимание, память;

- воспитывать терпимость, умение слушать других, способность слаженно работать в команде.

Предметные:

- развивать способность к познанию, проверять, исправлять  действия в предлагаемых заданиях;

- формировать знания у детей о народном творчестве, расширить кругозор по данной теме.

Оборудование: презентация, учебник 3 класс 1 часть (с. 46-49), рабочая тетрадь (с. 34-35).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа: №104                                                                                                  Методист: Горячева С.Л.

Класс: 3 «м»                                                                                                 Студентка: Гончар Мария, 41

Кабинет: 203                                                                                                Учитель: Артемьева И.Э.  

Дата: 07.10.2016

Тема урока: «Мир природы в народном творчестве».

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цели:

- Познакомить детей с миром природы  и его отражением в народном творчестве.

Планируемые результаты:

Личностные:

- развивать устную речь;

- развивать умение формулировать свои мысли;

- развивать внимание, память;

- воспитывать терпимость, умение слушать других, способность слаженно работать в команде.

Предметные:

- развивать способность к познанию, проверять, исправлять  действия в предлагаемых заданиях;

- формировать знания у детей о народном творчестве, расширить кругозор по данной теме.

Оборудование: презентация, учебник 3 класс 1 часть (с. 46-49), рабочая тетрадь (с. 34-35).

Этап занятия (урока)

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД
   

I.Организационный

1. организация рабочего места

Актуализация

-словесный

-работа с презентацией

-беседа

-словесный

(ответы на вопросы)

2. мотивация

3.целеполагание

5 мин

 

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Мария Геннадьевна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Садитесь, пожалуйста.

-Что вы изучали на прошлом уроке?

-Ребята, посмотрите на картинки, как мы можем это назвать? (народное творчество) А что изображено? (природа)

-Сможем ли мы сейчас сформулировать тему и цели нашего урока? (Тема: Мир природы в народном творчестве. Цели: Познакомить детей с миром природы  и его отражением в народном творчестве)

-Верно, кто сможет сказать, что такое народное творчество? (Создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования)

Соблюдать тишину

Отвечать на вопросы

Выдвигать предположение о цели

Анализировать, обдумывать

Л. – воспринимать нашу речь   непосредственно обращенную к учащемуся. Воспринимать новую информацию.

Р. – умения организовывать свою деятельность.

П. – высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

К.  уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение.

II.Изучение нового материала.

-беседа

-словесный

-проблемный диалог

-презентация

-письменный

7 мин

5 мин

3 мин

5 мин

4 мин

6 мин

-Сейчас я прочитаю вам песенку «Куда, Фома, едешь?». Понравилась вам песенка?

-Как вы думаете, для чего эта песенка? (Такими песенками поздравляли во время старинных зимних праздников семью, в которой были девушки-невесты и сыновья-женихи)

-Послушайте ещё раз и постарайтесь отгадать, в виде чего построена эта песня. Подсказка: этот предмет бывает украшением, а бывает и тяжёлым, может удерживать большие грузы и даже сковывать движения.

-Ваши предположения тоже верны, но учёные, когда занялись изучением народных сказок и песенок, сравнили такие песенки с цепочками. Почему так?

-Посмотрите, в этой песенке строчки прикрепляются друг к другу, словно одно звено цепи к другому, и одна строчка без другой не может существовать. А если вынуть одну фразу из песенки, то пропадёт песенка, станет бессмысленной.

-Ребята, а ведь эта песенка похожа на нашу жизнь, на наш мир. В чём?

-Какие явления мира природы и людей в ней неразрывно связаны?

-Как эта связь отражает особенности природной и хозяйственной жизни? Всё в мире связано. Одного не бывает без другого: утра без ночи, лета без весны... Какие вам приходят на ум примеры?

Работа по учебнику:

-Завершается обсуждение чтением текста учебника со с.47: «С глубокой древности...»

-Ребята, вы сейчас прочитали рассказ о представлениях наших предков о едином доме-мире. Скажите, можно ли понять из прочитанного, почему число «три» считается священным в творчестве многих народов мира? В качестве подсказки или подтверждения сказанного использую вопрос: «Из каких ярусов состоит мир согласно одному из древних преданий?»

Работа по учебнику, по рабочей тетради:

-После обсуждения предлагается детям рассмотреть фотографии на с. 46—47 учебника и найти в резьбе по дереву, чугунном литье, рисованных и тканых узорах отражение  образов природы, которые можно считать частями единого мира-дома.

-К нашему времени накопилось много научных знаний о природе, но представления о едином мире-доме не пропали. Так же как и прежде, мир представляется домом, в котором все явления неразрывно связаны.

-Сейчас вы самостоятельно пройдёте путём рассуждений учёных, сохранивших в науке древнюю картину мироздания, которую представляли себе наши предки. Но для начала ответьте, что изучает наука экология? Для чего учёные-экологи составили экологический календарь?

-А теперь вы поработаете самостоятельно. Откройте учебник на с.46 и выполните задание №1 в рабочей тетради на с. 34

Проверяю усвоение материала вопросом: «Что означают греческие слова «экос» и «логос»?».

-Мы познакомились сегодня, с песенкой-цепочкой, в которой всё со всем связано. Но в качестве шутки наши предки придумали другие песенки, в которых, наоборот, всё перепутано, поставлено с ног на голову. Такие произведения народного остроумия вызывали только улыбку, смех, потому что разрыв связей в природе и в мире людей невозможен. А песенка-шутка, где всё поставлено с ног на голову, называются путаница, перевёртыш. Пример:

Глядь, из-под собаки лают ворота.

Мужик схватил собаку и давай бить палку.

Собака амбар-то поджала да под хвост и убежала.  

***

Наденем фуражку на ноги, а сандалии на голову.

***

Возьмем дверь и откроем ключ!.

Прибаутки: Мыши водят хоровод,

                     На лежанке дремлет кот.

                     Тише, мыши, не шумите,

                     Кота Ваську не будите.

                     Вот проснётся Васька-кот,

                     Разобьет весь хоровод.

***

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка. – А может вы помните, из какой сказки эти слова?

Потешки и пестушки – это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка – потягивание со сна, одевание и т.д.

Работа по рабочей тетради:

-Ребята, сейчас вы попробуете сами сочинить песенку-цепочку. Для этого откройте рабочую тетрадь на с. 34. Сочинять вы будете в парах.

Ещё до появления научных знаний люди по опыту своей жизни знали о том, что всё в мире со всем связано. Своё место в природном мире они понимали так: человек – важное звено в цепочке природных связей.

Отвечать  на вопрос

Воспринимать на слух песню

Делать предположения

Анализировать

Сравнивать

Слушать

Читать

Отвечать  на вопрос

Делать предположения

Искать информацию в тексте

Рассказывать

Слушать

Рассматривать фотографии

Анализировать, обдумывать

Читать

Искать информацию в тексте

Работать в рабочей тетради

Слушать и воспринимать  речь

Читать

Анализировать

Работать в парах

Делать выводы

Слушать и воспринимать  речь

Анализировать

Л. – воспринимать нашу речь   непосредственно обращенную к учащемуся. Воспринимать новую информацию.

Р. – уметь организовывать свою деятельность.

П. – высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

К.  уметь четко высказывать свои мысли, принимать самостоятельное решение.


III.Заключительная часть.

-беседа

практический

Рефлексия

2 мин

Молодцы, вы хорошо поработали!

Давайте вспомним, какая тема урока была? А цели? Достигли ли мы их?

Что нового вы на уроке узнали?

Отвечать на вопросы.

Анализировать.

Р. – анализировать собственную и нашу работу.

Итог урока

-беседа

1 мин

Ребята, а сейчас запишите в свои дневники домашнее задание. В рабочей тетради на с.34 сделать задание №2.

Слушать и воспринимать  речь.

П.- структурирование знаний


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Полна природа удивленья" 1 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Полна природа удивленья" 1 класс УМК "Планета знаний". Урок 28.Цель:создавать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой прир...

План-конспект урока по окружающему миру на тему : "Охрана природы. Экологическая безопасность"

ЧТО ТАКОЕ экология?Это защита окружающей среды от вредного воздействия.Люди, к сожалению, загрязняют окружающую среду: воду, воздух, почву.Сегодня мы и поговорим об охране окружающей среды , об эколог...

3 класс. Конспект урока по окружающему миру по теме: "Золотое кольцо России"

Класс: 3Тема урока: «Золотое кольцо России»Цели урока: познакомить с древними городами, которые образуют всемирно известный маршрут Золотое кольцо России.Планируемые результаты:- предметные: учащиеся ...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Охрана природы зимой"

Цели урока: создание условий для овладения учащимися правил охраны природы зимой и способами их применения.Программа "Перспектива"...

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Явления природы»2 класс УМК «Школа России»

Конспект урока по окружающему миру на тему:  «Явления природы»2 класс УМК «Школа России» ...

План- конспект урока по окружающему миру на тему «явления природы» 2 класс УМК Школа России

План-конспект по окружающему миру на тему "Явления природы" 2 класс УМК Школа России...