3 класс. Конспект урока по окружающему миру по теме: "Золотое кольцо России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Ситдикова Айсылу Раефовна

Класс: 3

Тема урока: «Золотое кольцо России»

Цели урока: познакомить с древними городами, которые образуют всемирно известный маршрут Золотое кольцо России.

Планируемые результаты:

- предметные: учащиеся научатся находить на карте города Золотого кольца; приводить примеры достопримечательностей этих городов; осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры.

- личностные:  воспитывать любовь к России, ее духовному наследию;  воспитывать культуру поведения, взаимопомощь; развивать информационную грамотность учащихся, познавательные процессы.

Тип урока: открытие нового знания

Понятия: лавра, плёс

Оборудование: учебник (Окружающий мир,3 класс, 2 ч., УМК «Школа России» авт. А.А. Плешаков), презентация, карта, рабочая тетрадь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3

Тема урока: «Золотое кольцо России»

Цели урока: познакомить с древними городами, которые образуют всемирно известный маршрут Золотое кольцо России.

Планируемые результаты:

- предметные: учащиеся научатся находить на карте города Золотого кольца; приводить примеры достопримечательностей этих городов; осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры.

- личностные:  воспитывать любовь к России, ее духовному наследию;  воспитывать культуру поведения, взаимопомощь; развивать информационную грамотность учащихся, познавательные процессы.

Тип урока: открытие нового знания

Понятия: лавра, плёс

Оборудование: учебник (Окружающий мир,3 класс, 2 ч., УМК «Школа России» авт. А.А. Плешаков), презентация, карта, рабочая тетрадь.

Фотография доски

Лавра

Плёс

Золотое кольцо России

http://okr-mir.ru/uploads/posts/2015-04/1429254113_1.jpg

Д-з: прочитать текст на  с.86-96, ответить на вопросы с.96

Р.Т: с49 (№ 7,8)

Этап урока

Хроно-метраж

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Организация начала занятия

1 мин

Добрый день! Присаживайтесь. Проверьте, чтобы на парте не было ничего лишнего и есть ли все  принадлежности.

Организует работу. Сосредотачивает внимание

Словесный: слово учителя

Проверяют готовность к уроку

Л: настрой на урок

Р: организация

Подготовка к основному этапу занятия

5 мин

На экране: чемодан, фотоаппарат, панама, карта.

- Посмотрите на экран, что вы видите?

- Кому могут принадлежать эти предметы? (туристу, путешественнику)

- Какого человека называют путешественником? (который путешествовал, ездил по странам, городам)

- Сегодня и мы отправимся в путешествие по древним городам России.

-Эти города все вместе образуют всемирно известное Золотое кольцо России.

- Как вы думаете, почему? С каким украшением связали эти города? Почему именно Золотое?

- На этот вопрос вы ответите в конце урока. А сейчас садимся и отправляемся в путь

- Найдите на карте столицу России-г. Москва.

Наглядный: иллюстрация

Задает вопросы, подводящие к теме урока

Сл.: беседа

Объявляет тему урока: «Золотое кольцо России»

Создает проблемную ситуацию

Показывает на карте г. Москва

Работа с картой  в учебнике

Рассматривают иллюстрации на слайде

Участвуют в беседе

Запоминают тему урока

Находят на карте г. Москва

Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

Усвоение новых знаний

10 мин

Поедем мы на северо-восток от Москвы.

- Первый город – Сергиев –Посад.

Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь большой монастырь – Троице – Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России. На территории Троице – Сергиевой Лавры располагается Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение  России.

 В прошлом столетии здесь жили и работали сотни первоклассных мастеров – игрушечников. Не случайно, именно здесь находится единственный в России «Музей игрушки», в котором насчитывается около 30000 экспонатов.

- В тетради на странице 46 впишите название главного монастыря  Сергиева - Посада.

 Троице – Сергиева лавра.

Из Сергиева – Посада мы едем в Переславль – Залесский. 

 Этот город, также как Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Он раскинулся на берегу живописного Плещеева озера. Переславль считается одним из заповедных и привлекательных городов Золотого кольца, а также считается родиной русского флота. Здесь сохранились старинные церкви и другие творения русского зодчества: Спасо - Преображенская церковь, Никитский и Горицкий монастыри, уникальные Музей Утюга и Музей Чайника. Счастливого пути!

- Впишите в тетрадь старинные памятники архитектуры этого города.

Спасо- Преображенская церковь, Никитский, Горицкий монастыри.

Затем наш путь лежит в Ростов.

 Этот город – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль.

За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Так же известны на весь мир Дмитриевский храм и Церковь Иоанна Богослова.                                                                                              

Ростов славится знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью - броши, серьги, браслеты, которые хранятся в музее Финифти, и вызывают восхищение окружающих. (Показ изделий на слайде)

- Какая самая замечательная часть Ростова?

Ростовский Кремль, Дмитриевский храм, церковь Иоанна Богослова.

Следующий город Углич.

     Углич стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом». В Угличе много памятников старины: Дворцовая палата удельных князей, церковь царевича Дмитрия – на крови. Интересна Угличская гидроэлектростанция, одна из первых  постоенных на Волге.  А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают известные часы «Чайка». Вот чем славен этот город.

- Какие достопримечательности  в городе Углич? Запишите.

Дворцовая палата, церковь царевича Дмитрия, Угличская ГЭС.

Из Углича мы отправляемся в Ярославль – самый крупный город Золотого кольца.       Он был основан князем – Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Город тоже стоит на Волге. В центре города мы видим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Из памятников старины известны: церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота. 

- Впишите в таблицу  название церквей и прославленного памятника.

Памятник Фёдору Григорьевичу Волкову, церковь Ильи Пророка, Владимирская церковь, Святые ворота.

Сейчас мы остановимся в городе – Кострома

     Если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы расположены в виде веера. Существует легенда, что когда императрица Екатерина II думала, как перестроить город,  она раскрыла свой веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды, торгуют в них уже несколько веков. Из достопримечательностей известны Ипатьевский  и  Анастасиин монастыри. Доброго пути!

- Чем славен этот город? Запишите в таблицу.

Торговые ряды, Ипатьевский  монастырь, Анастасиин монастырь.

Продолжаем свой путь вдоль великой русской реки Волги, где раскинулся город Плёс. 

     Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами. Плёс – это город художников. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Особенно любил Плёс русский художник - Исаак Ильич Левитан. Сейчас в городе открыт музей И.И.Левитана. Он сделал Плёс общенациональным достоянием. ( Показ репродукций   И.Левитана на слайде).

Иваново -

Мы отправляемся в Суздаль – всемирно известный город – музей под открытым небом.

     Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, Рождественский собор, Успенская и Никольская церкви, избы и монастыри. Весь мир восхищается  красотой этих архитектурных творений. Счастливого  вам пути!

- Где в Суздале собраны старинные постройки из дерева? Впишите в таблицу.

Музей деревянного зодчества.

От Суздаля совсем недалеко до Владимира.     Его основал князь Владимир Мономах.  Поэтому и город назван его именем. Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы. Чтобы полюбоваться городом, можно подняться на высокую башню, отсюда старинная часть города видна как на ладони. А вот перед вами замечательный памятник старины – Золотые ворота. Вот величественный Успенский собор, по  его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле. А это Дмитриевский собор, на его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.

- Запишите памятники старины в этом городе.

 Золотые ворота, Успенский собор,  Дмитриевский собор.

 Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.

Показывает сторону горизонта- северо-восток

Показывает г. Сергиев-Посад

Наглядный: работа с картой, изображения на презентации

Рассказывает о достопримечательностях

Сл.: рассказ

Знакомит с понятием «лавра- важный монастырь»

Показывает г. Переславль-Залесский

Рассказывает о городе

Словесный: рассказ

Показывает г. Ростов

Рассказывает о памятниках архитектуры

Словесный: рассказ

Наглядный: презентация

Рассказывает о происхождении и достопримечательностях

Словесный: рассказ

Рассказывает о происхождении и достопримечательностях Ярославля

Словесный: рассказ

Рассказывает о  достопримечательностях Костромы

Словесный: рассказ

Знакомит с понятием «плёс»

Рассказывает о городе художников

Словесный: рассказ

Показывает г. Суздаль Рассказывает о городе

Словесный: рассказ

Показывает г. Владимир Рассказывает о городе

Словесный: рассказ

Находят г. Сергиев-Посад

Работают с картой

Рассматривают изображения достопримечательностей Сергиева Посада- Троице-Сергиеву лавру, Музей игрушки

Работают в рабочей тетради на с.46.  

Записывают в рабочую тетрадь достопримеча-тельности

Слушают о городе и достопримеча-тельностях

Записывают в рабочую тетрадь достопримеча-тельности

Слушают и смотрят на слайде достопримечательности

Работают в рабочей тетради

Слушают и смотрят на слайде достопримечательности

Работают в рабочей тетради

Слушают о городе и достопримеча-тельностях

Работают в рабочей тетради

Слушают и смотрят на слайде достопримечательности и картины

Слушают и смотрят деревянные постройки

Работают в рабочей тетради

Слушают и смотрят достопримечательности

Работают в рабочей тетради

П: использовать знаково-символическую средства, в том числе модели и схемы для решения задач

 

Физ. Мин.

2-3 мин

Вижу, что вы устали, давайте мы с вами разомнемся.

Показывает упражнения

Выполняют физические упражнения

Л: установка на зож

Обобщение и систематиза-ция знаний

12 мин

- Сейчас вы в парах выполните кроссворд.

- Вспомните, как нужно работать в парах?

Кроссворд по теме «Золотое кольцо России»

Вопросы:

1. Широкая часть реки между двумя изгибами.

2. Музей деревянного зодчества.

3. В этом городе находится замечательный памятник старины — Золотые ворота.

4. Название города произошло от слова «угол». Река течёт «углом».

5. Главный, важный монастырь.

6. Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты.

7. Этот город ещё в древние времена с уважением называли Великим.

http://festival.1september.ru/articles/578899/f_clip_image002.jpg

Раздает кроссворд парам

Вспоминают как работать в парах

Разгадывать кроссворд

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Р: вносить необходимые  коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок

Подведение итогов

5-8 мин

Понравилось ли вам путешествовать?

Перечислите города Золотого кольца России.

Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Иваново, Суздаль, Владимир.  

- Теперь можем ответитьна вопросы в начале урока? Почему кольцо? Почему золотое?

Задает вопросы по

теме урока

возвращается к проблеме урока

Отвечают на вопросы

Р: оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной ретроспективной оценки

П: строить речевое высказывание в устной форме

Информация о домашней работе

1 мин

Теперь запишите домашнее  задание: задание на с. 97, №3 с.100.

Говорит информацию о домашнем задании

Записываю домашнее задание

Р: записывать свое действие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру по теме "Золотое кольцо России".

Урок окружающего мира по теме "Золотое кольцо России" в 3 классе....

Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Начинаем путешествие из Сергиева Посада» 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностямиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое кольцо ...

Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Углич, Кострома, Иваново» 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями Планируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое к...

Конспект урока по окружающему миру по теме:«Золотое кольцо России. Путешествие завершается» 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностямиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое золотое кольцо ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России (2-ой час)", 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом.Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое золотое кольцо России; города, к...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России. Фактологический диктант (3-ий час)", 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются "Золотым кольцом".Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое золотое кольцо Росси...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Золотое кольцо России" 3 класс, УМК "Школа России"

Тема: «Золотое кольцо России»Цели деятельности учителя: формирование представлений у обучающихся о городах Золотого кольца России и их достопримечательностях.Планируемые результаты:Предмет...