Викторина "Экологическая тропа"
классный час по окружающему миру (3 класс) на тему

Мельник Любовь Ивановна

Данный материал способствует расширению знаний учащихся   в области экологии и природоведения, развивает навыки логического мышления и внимания, воспитывает бережное отношение и уважение к природе и окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_eklogicheskaya_tropa.docx33.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

ВИКТОРИНА

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА»

(для обучающихся 3-х классов)

                                Подготовила: Мельник Л.И.,

                                                         учитель начальных классов

                                                                                    МБОУ «СОШ №1»

                                      Энгельсского муниципального района

Саратовской области

                                                   декабрь 2015

Цель: формирование экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, включение учащихся в разноплановую творческую деятельность экологического содержания, воспитание любви к Родине.

Ход игры.

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.         Слайд 2                                 (Леонид Дайнеко)

        

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Все мы - жители одного большого дома под названием планета Земля. Наша с вами обязанность беречь и охранять леса, водоемы, обитающих в них животных. Леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас поит, кормит, одевает и взамен требует совсем немного - бережного отношения к себе. Однако порой и взрослые,  и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхаются от мусора лес, исчезают редкие виды животных и растений.

 Земля наш общий дом, и её нужно охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука- экология. И сейчас мы проведем игру – викторину «Экологическая тропа».

 В игре –викторине принимают участие 7 команд:

1.Белочки -3а

2. Муравьи -3б

3.Пчелки-3в

4.Ежики-3г

5.Синички-3д

6.Зайчики-3ж

7. Медвежата-3е

Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри

Первый наш конкурс - это «Разминка». Командам по очереди будут задаваться вопросы. За правильный ответ будет даваться 1 балл

  1. Разминка. Слайд 3

Первый наш конкурс - это «Разминка». Командам по очереди будут задаваться вопросы. За правильный ответ будет выставляться 1 балл.

Какой зверь в лесу знает, где находится мёд? (медведь)

Каркуша - это : (ворона)

Ветки каких деревьев можно встретить в бане? (берёза, дуб)

Что есть у сосны, тополя, осины, а у берёзы нет? (буква о)

В названии какой птицы есть цифра 3? (стриж)

От чего утки плавают? (от берега)

Сколько ног у паука? (8)

Первые весенние птицы (грачи)

Что делает ёж зимой? (спит)

Какая змея самая большая? (анаконда)

Самое быстрое морское животное (дельфин, касатка)

Какому дереву дети очень радуются зимой? (ель)

Какие камни в море? (мокрые)

Целый день летает, всем надоедает (муха)

В пруду купался, а сух остался. (Гусь)

Какие животные вылезают из кожи вон (змея)

Рыжая плутовка (лиса)

Первый весенний цветок (подснежник)

Какая рыба напоминает шахматную фигуру? (морской конёк)

Какого цвета хамелеон? (разного, в зависимости от температуры, влажности, освещения)

1-й конкурс.  Кто больше составит слов –существительных из слова  природа. Слайд 4

За каждое слово выставляется 1 балл.

2-й конкурс. Викторина «Узнай растение». Слайды  5-18

За каждый правильный ответ  выставляется 1 балл.

– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.

1.Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик). 

2.Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

3.Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).

4.Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

5.На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).

6.Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).

7.Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).

8.Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).

9.У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

10.Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

11.Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).

12. Я знакома всем с детства. Обычай украшать меня пришёл к нам издавна. Вместе со мной под Новый год приходит сказка.. ( ель)

13. Я – символ России! Сколько песен, стихов сложено обо мне. Из меня делают фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста! Это же готовая природная бумага.. Полезен и мой сок. Он утоляет жажду, тонизирует

14. Что за трава, которую и слепые знают?

3-й конкурс. Конкурс «Лесная аптека» .Слайды  19-21

За каждый правильный ответ  выставляется 1 балл.

1. Какое растение используют для лечения ссадин и ран?

2.Какое растение используют для укрепления и роста волос?

     3. Из плодов этого растения можно заварить полезный чай.

     4. Какое растение быстро заживляет раны?

     5. Какое растение применяют при лечении кашля и простуды, при лечении   нервных заболеваний.

   6. Какой цветок лечит сердце?

  7. Какие растения используют для лечения простуды?

4-й конкурс. Найди животных. ». Слайд 22

За каждое слово1 балл. Максимальное количество баллов-8.

банка - кабан           багаж-жаба
колосья - лось       пион –пони

 коса - оса             зонтик-кит
кожух –жук          салон –слон

5-й конкурс. Верю – не верю. Слайды 23-30

За каждый правильный ответ  выставляется 1 балл.

1.У кукушки кукует самец.

2. Перелётные птицы на юге тоже строят гнёзда, как и на родине.

3.Берёза, осина, лиственница, тополь, дуб – лиственные деревья.

4. Вода – источник жизни на Земле. Без воды не может жить ни одно живое существо.

5. Птицы, которые питаются растениями и насекомыми называются насекомоядными

6. Загрязнение реки приводит к ухудшению качества воды, от этого страдают и растения, и животные, и человек.

7. Можно ловить  и уносить  домой  птенцов  и  птиц

6-й конкурс. Сложи пословицу. Слайд-31

За каждую пословицу1 балл. Максимальное количество баллов-6.

7- конкурс. Викторина «Пентонимы». Слайды 32-38

Командам будут зачитываться по порядку пять фактов об одном виде мусора. Та команда, которая быстрее всех правильно определит, о чём идёт речь, получает 2балла

 Вопросы викторины «ПЕНТОНИМЫ»

1.Ее изобрели китайцы.

2.У нас ее получают из дерева.

3.Она легко горит.

4.Из нее получается очень много мусора.

5.На ней обычно рисуют или пишут.

(Бумага)

1.В небольших количествах он очень полезен.

2.Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.

3.При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные   начинают задыхаться.

4.Его необходимо компостировать.

5.Его производит обыкновенная корова

(Навоз)

1. Из нее делают очень много игрушек.

2.Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сделать.

3.Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

4.Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.

5.Ее нельзя выбрасывать, т. к. она сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса)

1.Его делают из песка.

2.Чаще всего оно прозрачное.

3.Когда падает, оно разбивается.

4.Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5.Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Стекло)

1.Этого почти не видно.

2.Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

3От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.

4.Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

5.В городе, где этого много, не растут лишайники.

(Газовые отходы)

1.Это получается, когда что-то становится старым или ломается.

2.Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

3.Это можно сдать и получить деньги.

4.Из этого можно сделать что-то новое.

5.Это бывает цветным и за него можно получить деньги.

(Металлолом)

Всегда черного цвета.

Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.

Это очень вредно.

У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.

Этого много при горении.

(Сажа)

8-й конкурс.  Жалобы животных. Слайды 39-45

За каждый правильный ответ  выставляется 2 балла.

  Жалоба № 1

Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо.

Жалоба № 2

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились! Обижают нас часто.

Жалоба № 3

Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, говорят, что противная, бородавчатая, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая.

9-конкурс.  На столе у вас большие круги. Придумайте знак – напоминание о поведении человека в лесу.  Слайд 46.

Оценивание  от 1до 3 баллов

Заключение

-Ребята, какой же вы сделали для себя вывод. Принимая активное участие в нашем экологическом турнире «Экологический калейдоскоп»

(ответы детей)

-Человеку давно пора понять, что не Природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух – чтобы дышать; кристальная вода – чтобы пить; вся Природа – чтобы жить. Давайте жить в согласии с природой и не нарушать ее законов и порядка, разумно использовать ее дары и богатства.

Подведение итогов.        

Награждение участников команд

Литература:

1.Бианки В. Наши птицы. Лесные домишки.

2. Скребицкий Г. Звери наших стран.

3.Сладков Н. Лесные сказки.

4. Дьячкова Г.Т. Окружающий мир 2 – 4 классы. Олимпиадные задания. – Волгоград. Издательство «Учитель», 2012 г.

5. Кульневич С.В. Воспитательная работа в начальной школе. – Творческий центр «Учитель», 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Тропами любопытной Варвары»

Проект программы экологического кружка ...

Экскурсия По экологической тропе

Урок-экскурсия " По экологической тропе"Цели: развивать наблюдательность, умения целенаправленно использовать содержательный план наблюдений; обогатить учащихся предметными знаниями о признаках лета с...

Практикум по русскому языку "По дорогам и тропам языка"

Практикум по русскому языку "По дорогам и тропам языка"...

Экологическая тропа

Путешествие по тропе осенью...

" Там, на неведомых тропинках..."

Сценарий внеклассного мероприятия...

Проект "По тропе познания и здоровья"

Данный проект является победителем Регионального конкура "Шагни за горизонт" (получил грант 300тыс.рублей) Напрвлен на укрепление здоровья детей ....