"Мордовия на карте России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Поколева Наталья Викторовна

Урок по окружающему миру в 4 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mordoviya_na_karte_rossii.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

                     Урок окружающего мира

в 4 классе

на тему: 

«Мордовия на карте России»

Тема: «Мордовия на карте России».

Цели:

  1. Познакомить детей с географическим положением  Мордовии на карте России.
  2. Систематизировать знания о природе Мордовии, расширить кругозор учащихся, прививать интерес, любовь к родному краю, стремление к его познанию.
  3. Рассказать о заповеднике им. П.Г.Смидовича, воспитывать необходимость беречь и охранять родную природу.
  4. Выступления учащихся, проводивших исследовательскую работу.
  5. Обратить внимание на культуру Мордовского народа, развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование:

           1.Физическая карта России.

           2.Физическая карта Мордовии.

           3.Контурная карта Мордовии (у каждого ученика).

           4.Коллекция полезных ископаемых.

           5.Кроссворд «Мир животных».

           6.Гербарий цветущих растений Мордовии.

           7.Плакат-эпиграф к уроку: «…Родимый край! Тобою я живу!»Никул Эркай.

 8. Слайдовая презентация.

ХОД  УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.  Слайд 1
  1. Звучит фонограмма «Гимн Мордовии».
  2. Дети читают стихотворение Никула Эркая.  Слайд 2

…Родимый край! Тобою я живу!

Я – в каждом колосе, в былинке каждой.

Где б ни был я – с неутолимой жаждой.

Родимый край – тобою я живу!

Мне без тебя на свете жизни нет.

Ты – вдохновенье, ты – мое дыханье.

Ты – всех моих рассветов полыханье.

Мне без тебя на свете жизни нет.

Все отдаю, родимый край, тебе:

Порыв души, полет счастливой строчки.

Все, от начала до последней точки.

Все отдаю, родимый край, тебе.

Какое счастье нужным быть земле,

Стать рушником для рук твоих усталых,

Сиять веселой лампочкою в залах.
Какое счастье нужным быть земле!

Учитель: Эпиграфом к сегодняшнему уроку я неслучайно взяла эти строки, т.к. их написал наш земляк, уроженец села Курилово – Никул Эркай.

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Учитель:

  1. Что мы называем своим родимым краем?  
  2. Как вы понимаете слова: нужным быть земле?
  3. Что бы вы хотели узнать о своем родном крае?
  4. Как вы думаете, какие знания и умения  нам понадобиться для изучения природы Мордовии?

  1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ, СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ УРОКА

Учитель: Таким образом, я понимаю, что вам интересно многое о Мордовии.

Но как любое исследование, а мы с вами именно будем изучать, исследовать родной край на протяжении нескольких уроков, необходима определенная последовательность, ваши знания, умения и желание.

  1. «ОТКРЫТИЕ» ДЕТЬМИ НОВЫХ ЗНАНИЙ  Слайд 3

  1. Расположение Мордовии на карте России.

Учитель:  На карте нашей Родины Республика Мордовия выглядит небольшим островком. Рассмотрите карту России, скажите, где расположена Мордовия.

(Дети работают с картой)

Дети: Она  расположена в Центральной части Восточно-Европейской равнины, в междуречье Оки и Суры.

Учитель: Она занимает площадь чуть больше 26 тысяч квадратных километров.

   Писатель Сергей Фетисов сказал: «При нынешних, хороших дорогах и возросших скоростях передвижения невнимательный путешественник может и не заметить, как пересек Мордовию».

Учитель: А мы с вами узнаем, какое расстояние между главными городами Мордовии и России. Ребята, какие города являются главными?

Дети: Саранск, Москва.

Учитель: Что нужно знать, чтобы определить расстояние по карте?

Дети: Масштаб.

Учитель: Что такое масштаб?

Дети: Масштаб показывает, какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте.

(Дети работают с картой)

Учитель: Сделайте вывод, на каком расстоянии от Москвы находится Саранск.

Дети: Москва – Саранск: по карте 11 см, масштаб в 1 см – 50 км, следовательно,   11 х 50 = 550 (км)

  1. Соседи Мордовии.   Слайд  4

  Учитель:  Впервые Мордовия выделена как самостоятельная административная единица в1928 году – Мордовский национальный округ. В состав Мордовии вошли части Пензенской, Тамбовской, Симбирской, Нижегородской губерний.

Учитель:  Настало время познакомиться с настоящими соседями Республики. Узнайте с помощью карты, с какими областями граничит Мордовия?

(Дети работают с картой)

Дети: С севера Мордовия граничит с Нижегородской областью, западная граница – с Рязанской областью, Пензенская область – с юга, восточные соседи – Чувашия и Ульяновская область.

        

  1. Полезные ископаемые.

Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на карту Мордовии, есть ли на ней топографические знаки, которые указывают на наличие нефти, каменного угля, железной руды?

Дети: Нет, потому что в Мордовии нет залежей этих полезных ископаемых.

 Учитель: Но Мордовия богата строительными материалами. Назовите, ориентируясь по знакам на карте, что используют в строительстве, какие полезные ископаемые?

Дети: Мел, опока, известняк, песок, глина …

(Рассматривают образцы из коллекции полезных ископаемых)

  1. Водоемы.    Слайд  5

Учитель:  Рассмотрите карту, скажите, о чем говорит желто-зеленый цвет?

Дети: Территория Мордовии расположена на  холмистой равнине, по которой протекает довольно много рек.

Учитель: А вы знаете названия рек Мордовии?

Дети: Мокша, Сура, Вад Инсар, Алатырь, Исса, Сивинь….

Учитель: А кто может назвать озера?

Дети: Инерка, Инорка, Имарка.

            Учитель:  С жителями водоемов нас познакомят ребята.

Как дорога без конца и края,
Вдаль бежит – струится реченька родная.

Серебром сияет, вьется лентой синей,

На земле как будто нет ее красивей.

А кругом стога да старицы-озера,

Луговые, изумрудные просторы.

Шелестит рогоз, шумит тростник высокий,

Кочки берега позаросли осокой.

По воде плотами плавают кувшинки.

Камышей склонились прутики-былинки.

Зеленеют водокрасы, рдесты, ряска,

Расцвели цветы, прекрасные как сказка.

В этой водной колыбели

Комары живут – злодеи,

Много мелких червячков,

Блох, улиток и жучков.

Он на клин слегка похож:

Рот широк, но узок хвост.

Как бревно на дне лежит

И усами шевелит.

Нет в реке крупнее рыбы.

Вы назвать его могли бы?     (Сом.)

Рот большой – вполголовы,

Зубы – игл стальных острее.

Затаилась у травы –

Приплывай плотва скорее.

Люди эту рыбу знают,

Угадал, как называю?          (Щука.)

На реке живет работник –

Лесоруб, строитель, плотник.

Без пилы и без лопатки

Ловко строит себе хатки.

Полон дом его добром,

А зовут зверька…                   (Бобром.)

Жизнь в воде сложна и бесконечна

Как земля, как небо она вечна.

В каждом ручейке, в любом болоте

Все слилось в одном круговороте.

Учитель:  Назовите обитателей водоемов, если вы были внимательны, вы запомнили названия растений и животных

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Слайд 6

Учитель: Изучая родной край, нашу республику, нельзя не прикоснуться к культуре мордовского народа.

       Звучит мордовская народная песня   «Кафто терат тикшеледить»  

  1. Лес и его обитатели.   Слайд 7

Учитель: Скажите, в какой природной зоне расположена Мордовия?

Дети: В лесостепной зоне.

Учитель: Можно ли встретить на территории Мордовии моржа или верблюда?

Дети: Нет, т.к.  на ее территории встречаются представители животного и растительного мира зон степей и лесов.

Учитель: И сейчас мы узнаем, как вы знаете представителей животного мира. Для этого нужно разгадать кроссворд.  

Приложение 3

 С

 Н

  3

 Е

 К

1

 Г

 О

 М

 И

 Р

 Е

 Р

 Ш

 Д

 Ь

 У

 В

 Н

 Е

 Д

 Ь

                                     

                                            

С

7

 К

Т

С  

8

 А

Р

5

К

Т

 Б

10

И

Л

6

В

Е

 А

Р

11

Ж

И

В

О

Т

 Н

Ы

Х

С

О

Р

Е

С

О

А

Р

Е

Р

Ь

М

О

Ц

Е

Я

Б

В

К

Е

Й

       

1.Косолапый лежебока, который готов спать всю зиму.

2.Небольшая серая птичка, у самцов красная грудка, прилетает на зиму.

3.Крупная хищная птица, с длинными крыльями, гнездящаяся на высоких деревьях по опушкам леса.

4.Небольшая птица темной окраски, с коротким клювом и длинными крыльями, стремительная в полете.

5.Пушной зверь, истребитель мышевидных грызунов.

6.Небольшая птичка с серо-черным оперением, самая распространенная жительница городов и сел.

7.Небольшая перелетная, певчая птичка с темным оперением.

8.Крупная охотничье-промысловая птица семейства куриных, на ночь, зарывающаяся в снег.

9.Дикая свинья.

10.Редкий хищник, обитающий в лесах мордовского заповедника.

11.Зверек, ведущий ночной образ жизни, из семейства грызунов, вредитель сельского хозяйства.

(Дети работают парами)

Проверка.   Слайд 8

Учитель:  А сейчас давайте составим букет. Какое правило поведения в природе мы должны вспомнить?

Дети: Не срывать редкие растения, не набирать большие букеты, собирать цветы только там, где их много, перед уходом домой.

Учитель:  Отгадайте, какие же растения мы поставим в вазу?

Лепестки,  как лучики, белые и чистые.

Не цветок, а солнышко – яркое, лучистое.     (Ромашка, поповник, нивяник.)

Дети солнца, дети луга,

Жили дружно в доме круглом.

Буйный ветер налетел –

Сразу домик опустел.                      (Одуванчик.)

Мед в цветочках, витамины в листочках,

Красою гордится весной…                (Медуница.)

Демонстрируются растения из гербария.

  1. Заказники и заповедники.   Слайд 9

Учитель: Что вы знаете о заказниках и заповедниках?

Дети: Это охраняемая территория лесного массива, на которой запрещена охота, отлов животных, оберегаются и восстанавливаются виды растений и животных, занесенных в Красную книгу Мордовии и России.

Гордостью Республики является Мордовский государственный заповедник имени П.Г.Смидовича.

   Нигде в нашей Республике нет таких лесов, нет такого богатства зверей и птиц, как в заповеднике, что расположился в Темниковском районе. Высокоствольные сосновые боры, темные дубравы, тихие лесные речки не слышат стука топоров, выстрелов охотников, крика и шума отдыхающих – ничто не тревожит обитателей заповедных дебрей: лосей и зубров, рысей и оленей, глухарей и тетеревов, многих других обитателей заповедной зоны.

Еще Петр Первый обратил внимание на охрану лесов Мордовии. И вот в 1936 году заповедник был организован…

Учитель: С какими редкими и исчезающими видами растений и животных вы знакомы?

Учитель: На территории Мордовии 22 района, 3 района в городе Саранск. Каждый из них интересен, многое может поведать о своих тайнах.

  1. СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Учитель: В своих сочинениях, ребята, вы высказали свое мнение о нашем поселке, поделились чувствами к своей малой родине.

Дети зачитывают цитаты из своих сочинений  на тему: «Моя малая родина»

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.  Слайд 11

Учитель:

-Что ты называешь своим родным краем?

-На какой равнине расположена Мордовия?

-В какой природной зоне находится наш край?

-Какую площадь занимает?

-Какой город является главным?

-Назовите соседей Республики Мордовия.

-Что является гордостью мордовского народа?  (Заповедник)

  1. ИТОГ УРОКА.

Учитель: - Какие «открытия» вы сделали, изучая карту Мордовии?

- Где вам могут пригодиться полученные знания?

- На какие вопросы вы не получили ответа?

- На следующих уроках мы продолжим изучение родного края,

 Учитель: Оцените свою работу на уроке по десятибалльной шкале.

                   Как твою работу оценят одноклассники.

                   Оценка работы учителем.    Приложение 2

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Слайд 12

1 уровень: ответить на вопросы по теме: «Наш край на карте»

2 уровень: подготовить сообщение по материалам урока

3 уровень: продолжить исследовательскую работу по изучению родного края

Приложение 1

        

        Приложение 2

              2        4        9

  3

1

        

                   10                                 10                                     10              Приложение 3

           Я               Ребята                   Оценивает

                      учитель

         0                                   0                                       0

7

8

5

10

6

11

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Математика на карте России" 4 класс

Урок разработан как интегрированный окружающий мир - математика для учащихся 4 класса. Ребята закрепляют знания о площади, населении России, повторяют символику Российской Федерации. Узнают новое о са...

конспект классного часа "Удмуртия на карте России"

урок краеведения может быть проведен как классный час, клубный час в ГПД, занятие по внеурочной деятельности по ФГОс...

Карта России

Федеративное  устройство России...

Дневник путешественника (для учащихся) при изучении КАРТЫ РОССИИ

Данное пособие было разработано для уроков окружающего мира при изучении темы "Россия на географической карте". Помогает оформить и систематизировать полученные практическим путём (по атласу, карте) с...

Методическая разработка "Урок - виртуальная экскурсия по теме « Путешествие по карте России». (Равнины, горы, моря)"

Цель урока: сформировать у учащихся представления об основных географических объектах России (равнины, горы, моря).Задачи урока:Формировать умение работать с физической картой страны, умение находить ...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Политическая карта России и соседних стран" УМК "Развивающая система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова" (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о политической карте России, её границах; умения показывать на карте Россию и другие страны.Задачи:Дид...