Технологическая карта урока. Древняя Русь. 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Лютфулина Альфия Зиннатулловна

Древняя Русь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevnyaya_rus._4_klass._shkola_rossii.docx40.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Из книжной сокровищницы Древней Руси»

Тип урока: открытие новых знаний

Цели урока:

  1. получить представление о Древней Руси;
  2. формировать представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси.

Планируемые результаты:

- личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; вызвать интерес к теме урока; освоение социальной роли обучения;

- метапредметные: умение вести диалог; умение сравнивать, обобщать; умение контролировать свои учебные действия; освоение форм рефлексии; умение принимать и удерживать учебную задачу;

- предметные: умение работать с учебником; развитие кругозора, интереса к истории; формирование представления о Древней Руси.

Понятия: кириллица, чернила, киноварь, орнамент, миниатюра

Оборудование: учебник: А. А. Плешаков, 4 класс, 2 часть; рабочая тетрадь: А. А. Плешаков, 4 класс;  презентация, карточки с заданиями.

        

Этап урока

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Организация начала занятия

1 мин

- Прозвенел звонок. Красиво встали, выпрямили спинки. Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть! А сейчас, тихонечко сядут те, кто настроился на урок, готов внимательно слушать и активно работать.

Приветствует учащихся.

Словесный: слово учителя.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Л: самоопределение;

смыслообразова-ние.

2.

3.

Подготов-ка к основ-ному этапу занятия

Проверка ранее изученного материала

Подготов-ка к основ-ному этапу занятия

2 мин

3 мин

2 мин

   На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что очень важно изучать историю, не так ли?  Так почему же важно изучать историю? Кто напомнит? Что дает нам история?

Молодцы!

Давайте освежим ваши знания с предыдущих уроков, ответив на несколько вопросов.

  1. Что такое кремль?
  2. Какие великолепные сооружения украшали древний Киев?
  3. Какие занятия были в почете у новгородцев?

Теперь проверяем ваше домашнее задание.

Откройте учебники на странице 55. Посмотрите на название параграфа. Как он называется?

«Из книжной сокровищницы Древней Руси»

Вы знаете, что такое Древняя Русь? А вы знаете,  какие события происходили в это время? Поднимите руку, кто хочет узнать?

 Отлично!

Тогда давайте поставим цели к нашему уроку.

Цели:

1. узнать об истории Древней Руси;

2. получить представление о Древней Руси;

Проводит анализ высказывания.

Оценивание ответов.

Фронтальный опрос по темам предыдущих уроков.

Словесный: учебный диалог.

Проводит работу с учебником, темой урока.

Работают с высказывани-ем, формулируют свои предп-я.

Отвечают на вопросы.

В случае затруднения ищут ответы на страницах учебника.

Определяют тему и цели урока

Работают по учебнику.

Знакомятся с целями урока.

П: проводить анализ, синтез сравнение;

извлечение необходимой информации.

Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного;

Познавательные: формирование мыслительных операций.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

4.

Усвоение новых знаний и способов действий

15 мин

А сейчас я вам расскажу про Древнюю Русь

. Но перед этим я вам раздам карточки с текстом. В этом тексте пропущены некоторые слова и словосочетания. Ваша задача следить за моим рассказом и вставлять пропуски.

     В 9 веке жили в Византии монахи – Кирилл и его брат Мефодий. Кирилл создал славянскую азбуку – глаголицу.

Кирилл и Мефодий перевели на старославянский язык христианские книги. Позднее азбуку упростили их ученики. Она была названа кириллицей.

   Письменность на Руси стала широко распространяться после принятия христианства.  В Киеве и в других русских городах существовали библиотеки. В Древней Руси создавались летописи – записи о важнейших событиях. Самая известная летопись Древней Руси – «Повесть временных лет». Ученые считают, что ее написал в начале 12 века Нестор, монах Киево-Печерского монастыря.

Рукописные книги Древней Руси -  настоящее произведение искусства. До 14 века для письма в основном использовался пергамен. Этот материал изготавливали из телячьей кожи.   Для письма делали коричневые или черные чернила.  Для украшения рукописей использовали природные краски. Чаще всего это были киноварь – краска оранжево-красного цвета и охра – краска желтого цвета. Орудиями письма служили птичьи перья. Специальные мастера одевали книгу в переплет. Переплеты дорогих книг были роскошно отделаны золотом и драгоценными камнями.

Итак, что вы узнали нового?

Какие слова были пропущены?

Хорошо, теперь проверим как внимательно вы слушали и следили за текстом.

На экране записаны слова. Вы должны объяснить значение этих слов.

  1. Кириллица
  2. «Повесть временных лет»
  3. Летопись
  4. Киноварь
  5. Охра

Физ. Минутка

Немножко отдохнем.

(Видеофизминутка)

Словесный: учебный диалог.

Практический: словарная работа.

Объясняет задание.

Словесный: слово учителя.

Практический: работа в группах.

Наглядный: ребусы.

Словесный: слово учителя.

Практический: слушание текста, выполнение задания в парах в карточке

Нагляд.: презентация, карточки с заданием.

Практический: слушание текста, выполнение задания в парах в карточке

Слушают учителя.

Высказывают свои предположения

Планируют свои действия в соответствии с заданием.

Разгадывают ребусы в группах.

Выполняют проверку.

Слушают учителя.

Знакомятся с текстом.

Планируют свои действия в соответствии с заданием.

Внимательно слушают рассказ учителя.

В парах выполняют задания в карточках.

Внимательно слушают рассказ учителя.

Регулятивные: проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их; выбор критериев для обоснования своего суждения.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.

П.: осмысленное чтение, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

5.

Первичная проверка понимания

5 мин

  А сейчас ответьте мне на вопросы по изученному материалу:

  • Кто такие Кирилл и Мефодий?
  • Что было создано в Древней Руси?
  • Кто написал «Повесть временных лет»?

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация.

Отвечают на вопросы.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

6.

Закрепление знаний и способ действий

5 мин

А теперь, в парах заполните кроссворд.

  1. Как монах Кирилл назвал свою азбуку? (глаголица)
  2. Как звали брата Кирилла? (Мефодий)
  3. Записи о важнейших событиях Древней Руси? (летописи)
  4. Краска оранжево-красного цвета? (киноварь)
  5. Чем были украшены книги в Древней Руси?

Дает комментарии по выполнению заданий.

Словесный: слово учителя.

Практический: выполнение задания.

Самостоятель-но выполняют упражнения

Слушают задание

и выполняют

Р: самоконтроль;

устранение затруднений;

Оценка.

7.

Подведе-ние итогов урока

3 мин

Для чего необходимо знать историю своего края?

Какие уроки дает нам история?

Как человечество сохраняет память об исторических событиях и деятелях?  

Какие цели ставили на урок?

 Удалось решить поставленные цели? 

Что нового узнали?

 Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?

Посчитайте количество жетонов, которые вы получили.

5 жетонов - это оценка "5".

4 жетона - оценка "4".

Словесный: слово учителя, учебная беседа.

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.

Р: сопоставление цели и результата деятельности, самооценка деятельности

8.

Рефлексия

3 мин

Поднимите руку те, кто считает, что понял весь материал урока, кому было легко.

Словесный: беседа.

Анализируют урок.

Л: самоанализ проделанной работы на уроке.

9.

Информа-ция о домашнем задании

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Учебник: стр. 55-58 читать.

Наш урок подошел к концу. Мне было приятно с вами работать. Хорошего вам окончания дня. До свидания.

Дает домашнее задание.

Словесный: слово учителя.

Записывают домашнее задание.

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока ИЗО, 5 класс, Древние образы в современных народных игрушках.

Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе по теме "Древние образы в современных народных игрушках". Урок ведется  по программе Б.М.Неменского.На уроке используется метод техн...

Технологическая карта урока «Древний мир - рождение первых ц»

Урок окружающего мира в 4 классе ОС 2100 по теме "Древний мир- рождение первых цивилизаций"...

Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ

Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления....

Технологическая карта урока технологии (4 класс). Тема: "Аналитическая лепка (Древний мир)» Изделие: «Модель Динозавра»". УМК «Начальная школа XXI века»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения создавать композицию из отдельных деталей, передавая сходство с реальным объектом посредством техники «Аналитическо...

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"

На уроке у карты Великобритании дети знакомятся с открытиями, сделанными британскими учеными в разное время...

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"

На уроке учащиеся около карты Великобритании рассматривают где и когда жили великие изобритатели Великобритании в разное время...