Технологическая карта урока. Мастера печатных дел. 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Лютфулина Альфия Зиннатулловна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mastera_pechatnyh_del._4_klass._shkola_rossii.docx36.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Мастера печатных дел»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: - узнать о начале книгопечатания в России;

Планируемые результаты:

- личностные: развитие навыков сотрудничествасо взрослыми и сверстниками; вызвать интерес к теме урока; освоение социальной роли обучения;

- метапредметные: умение вести диалог; умение сравнивать, обобщать; умение контролировать свои учебные действия; освоение форм рефлексии; умение принимать и удерживать учебную задачу;

- предметные: умение работать с учебником; развитие кругозора, интереса к истории; формирование представления о книгопечатании в России.

Понятия: книгопечатание, первопечатники

Оборудование: учебник: А. А. Плешаков, 4 класс, 2 часть; рабочая тетрадь: А. А. Плешаков, 4 класс;  презентация, карточки с заданиями.

        

Этап урока

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Организация начала занятия

1 мин

Красиво встали, выпрямились, улыбнулись друг другу.

Добрый день, дорогие ребята!

Присаживайтесь тихонечко девочки, еще тише мальчики.

Приветствует учащихся.

Словесный: слово учителя.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Л: самоопределение;

смыслообразова-ние.

2.

3.

Подготов-ка к основ-ному этапу занятия

Проверка ранее изученного материала

Подготов-ка к основ-ному этапу занятия

2 мин

3 мин

2 мин

На прошлом уроке мы с вами изучили какую тему?

Расскажите кратко о сыне Ивана Третьего?

Что говорилось о нем в рубрике «Страничка для любознательных»?

Был ли он похож на своего отца?

Давайте освежим ваши знания с предыдущих уроков, ответив на несколько вопросов.

Как Русь освободилась от Орды?  

Как появилось Единое Российское государство? Какие народы заселили государство?

Откройте учебники на странице 82. Посмотрите на название параграфа.Как он называется?

«Мастера печатных дел»

Знаете ли вы, кто был первопечатником в России?

Поднимите руку, кто хочет узнать.

 Отлично!

Тогда давайте поставим цель к нашему уроку.

Цели:

  1. Узнать о первопечатниках России;
  2. Узнать, какую роль сыграло книгопечатание в России.

Отлично! Цели мы поставили, теперь нам нужно их достигнуть!

А для этого нам нужно хорошенько поработать сегодня на уроке!

Задает наводящие вопросы

Оценивание ответов жетончиками.

Фронтальный опрос по темам предыдущих уроков.

Словесный: учебный диалог.

Проводит работу с учебником, темой урока.

Подводит к теме и целям урока.

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы.

В случае затруднения ищут ответы на страницах учебника.

Определяют тему и цели урока

Работают по учебнику.

Формулируют цель урока.

П: проводить анализ, синтез сравнение;

извлечение необходимой информации.

Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного;

Познавательные: формирование мыслительных операций.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

4.

Усвоение новых знаний и способов действий

15 мин

Сейчас я вам расскажу про первопечатника Ивана Федорова. На карточках вы заполняете пропуски.

Слушаем внимательно.

К середине XVӀ века типографии были во многих странах Европы. По повелению царя Ивана Грозного была открыта типография в Москве. Она находилась около стены Китай-города. К тому времени в России уже были мастера, знавшие толк в печатном деле. Таковы были Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. Они и начали налаживать работу.Первенцем типографии Ивана Федорова стала книга «Апостол».Эту книгу начали печатать 19 апреля 1563 года, а закончили 1 марта 1564 года. Эта книга считается первой печатной русской книгой. А мастера, создавшие её, по  праву носят имена первопечатников.

  Книга заключена в тяжелый переплет из досок, обтянутых кожей. В книге нет ни одной опечатки.

   Позднее Иван Федоров напечатал первый русский букварь. Букварь был составлен так, чтобы сделать обучение грамоте быстрым и легким.

В Москве, неподалеку от места расположения первой типографии, установлен памятник нашему знаменитому соотечественнику Ивану Федоровичу.

Итак, что вы узнали нового?

Какие слова были пропущены?

Хорошо, теперь проверим, как внимательно вы слушали.

На экране записаны слова. Вы должны объяснить значение этих слов.

  1. Первопечатник
  2. Апостол
  3. Иван Федоров
  4. типография

Физ. Минутка

Немножко отдохнем.

(Видеофизминутка)

Словесный: учебный диалог.

Объясняет задание.

Словесный: слово учителя.

Нагляд.: презентация, карточки с заданием.

Слушают учителя.

Высказывают свои предположения

Планируют свои действия в соответствии с заданием.

Слушают учителя.

Знакомятся с текстом.

Планируют свои действия в соответствии с заданием

Внимательно слушают рассказ учителя.

Объясняют значения непонятных слов.

Регулятивные: проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их; выбор критериев для обоснования своего суждения.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.

5.

Первичная проверка понимания

5 мин

  А сейчас ответьте мне на вопросы по изученному материалу:

  • Кто был первопечатником в России?
  • Как называется первая напечатанная русская книга?
  • Где находилась типография?

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация.

Отвечают на вопросы.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

6.

Закрепление знаний и способ действий

5 мин

 А теперь открыли учебник на стр. 76.

Прочитайте текст.

Задание: придумать 5 вопросов по данному тексту.

Вопросы вы будете задавать одноклассникам и за каждый правильный ответ получать жетончики.

В конце урока мы посчитаем количество жетонов, и я выставлю вам оценки.

Дает комментарии по выполнению заданий.

Словесный: слово учителя.

Практический: выполнение задания.

Слушают задание.

Читают текст

Составляют вопросы

Р: самоконтроль;

устранение затруднений;

Оценка.

7.

Подведе-ние итогов урока

3 мин

Какие цели ставили на урок?

 Удалось решить поставленные цели?

Что нового узнали?

 Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?

Посчитайте количество жетонов, которые вы получили.

5 жетонов - это оценка "5".

4 жетона - оценка "4".

Словесный: слово учителя, учебная беседа.

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение.

Р: сопоставление цели и результата деятельности, самооценка деятельности

8.

Рефлексия

3 мин

Поднимите руку те, кто считает, что понял весь материал урока, кому было легко.

Словесный: беседа.

Анализируют урок.

Л: самоанализ проделанной работы на уроке.

9.

Информация о домашнем задании

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Учебник: стр. 82-86 читать, подготовить пересказ.

Наш урок подошел к концу. Мне было приятно с вами работать. Хорошего вам окончания дня. До свидания.

Дает домашнее задание.

Словесный: слово учителя.

Записывают домашнее задание.

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте.

Технологическая карта урока. Окружающий мир 2 класс А.А. Плешаков. Россия на карте....

Технологическая карта урока ИЗО в 1 классе. Тема «МАСТЕР ИЗОБРАЖЕНИЯ УЧИТ ВИДЕТЬ»

Тема «МАСТЕР ИЗОБРАЖЕНИЯ УЧИТ ВИДЕТЬ»Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цели: развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза; помочь овладеть умениями, навыками, способами художе...

техн. карта урока "Мастера печатных дел"

технологическая карта урока...

Технологическая карта урока изобразительного искусства 1 класс Тема: "В ГОСТЯХ У НАРОДНОГО МАСТЕРА С. ВЕСЕЛОВА. Орнамент народов России." УМК "Перспектива"

Цель деятельности учителя: научить детей рисовать кистью элементы травного узора хохломской росписи и узоры из ягод;Планируемые результаты: предметные: научить детей основам хохломской росписи;личност...

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

Технологическая карта урока "Окружающего мира" 2 класс ( Плешаков А.А.) Тема: Россия на карте.

Учащиеся на уроке познакомятся с географическими объектами и научатся работать с физической  картой...

Технологическая карта урока изоискусства «Печатный пряник с ярмарки» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: знакомство с историей создания тульского пряника; объяснить возможности использования художественных средств выразительности для создания своего варианта рисунка пряника; формиро...