техн. карта урока "Мастера печатных дел"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_abdullinoy_v.p.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Абдуллина Валентина Петровна

Класс: 4 «А»

УМК: «Школа России»

Предмет: Окружающий мир

Тема: «Мастера печатных дел»

Тип урока: Открытие новых знаний.

Место и роль урока в изучаемой теме: Страницы истории России. Урок №9

Цель: сформировать представление о первых печатных книгах на Руси, о становлении книгопечатания.

Формировать УУД:

  • Личностные действия: (самоопределение, проявление уважительного отношения к истории и культуре народа);
  • Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция);
  • Познавательные действия: (общеучебные, постановка и решение проблемы, сопоставление, формулировка выводов);

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, аргументирование своей точки зрения).

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Умение овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на уроке.

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания :находить ответы на вопросы, используя учебники, информацию. полученную на уроке.

Умение слушать собеседника, вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зрения.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Ход урока

Название

       этапа урока

Задача, которая должна быть

решена(в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

 Организационный

Включение в учебный процесс

фронтальная

Необычный день у нас

И гостями полон класс.

Что гостям сказать нам надо?

-Видеть вас мы очень рады!

На рабочий лад настройтесь,

Ведь у нас немало дел.

Поудобнее устройтесь.

Чтобы каждый проявить себя сумел.

– Сегодня мы продолжаем совершать  путешествие на «машине времени». По какому разделу на уроке  окружающий  мир мы путешествуем? (по страницам истории). Чтобы путешествие было интересным и полезным, вы должны правильно выполнять все задания, опираться на знания, полученные на уроках чтения и окружающего мира

Готовность детей к уроку.

Настрой на работу

Наблюдение учителя.

2

Актуализация знаний

Повторение изученного материала для открытия нового.

групповая

- Что вы видите на партах?

- Я предлагаю вам поработать в группах и разгадать этот кроссворд. Благодаря кроссворду, я проверю, на сколько хорошо вы уяснили пройденный материал.

 Приложение 1

Отгадывают кроссворд и составляют ключевое слово.

Применяют полученные ранее знания

Планирование учебного сотрудничества учителя и сверстников

Наблюдение учителя

3

Постановка учебной задачи

Формулирование темы урока.

Фронтальная

– Какое слово у вас получилось в выделенных клетках? (Первопечатник.)

-  Что означает слово «первопечатник»?

- Попробуйте определить тему урока.

-На какие вопросы вам хотелось бы найти ответы сегодня на уроке

- Кто был первопечатником в России?

Какая первая книга была напечатана?

– При каком царе была напечатана первая книга?

Главный вопрос:

Является ли книгопечатание величайшим

достижением в истории человечества?

В течении урока мы постараемся найти ответы на ваши вопросы.

Итак начнем.

Отвечают на вопросы. Анализируют,

формулируют тему урока.

Высказывание своих предположений

 Контроль учителя.

4

Открытие нового знания

Делать выводы извлекать нужную информацию

индивидуальная, фронтальная

 Как любое изобретение, книгопечатание было изобретено не вдруг. Вы, наверное, удивитесь, но мысль о печати подал человеку оттиск пальца. В незапамятные времена мастера умели вырезать на камне изображение или знак. Его можно было приложить к мягкой глине и надавить на нее, оставался оттиск.

В странах Древнего Востока издавна мастера вырезали на доске рисунок, а потом, покрыв краской, печатали его на ткани. Пробовали позднее печатать и книги.

Еще в XV веке немецкий мастер Иоганн Гуттенберг придумал способ книгопечатания.

А теперь перенесёмся в Россию в 16 век. Кто же здесь начал книгопечатанье?

А ответ на этот вопрос нам приготовили ребята: Никита Максютов и Варя Дворянова.

(сообщение детей)

- Кто был первый первопечатник в России?

- Кто был помощник?

- При каком царе была создана первая типография?

Как называлась первая напечатанная книга?

В Москве  недалеко от места расположения первой типографии, установлен памятник Ивану Федорову.

 Фотография этого памятника помещена и в вашем учебнике на стр. 83

На высоком постаменте возвышается бронзовая фигура человека, одетого в длинный старинный кафтан. Перехваченные ремешком волосы ниспадают на плечи. Лицо его серьезно и сосредоточенно: Он читает лист только что отпечатанной книги. На камне памятника высечено имя – Иван Федоров. Все ли раньше люди могли получать образование?

В 17 веке в России стало больше грамотных людей не только среди знати и служителей церкви, но и среди обычных горожан. Да и как торговать и заниматься ремеслом если не умеешь писать и считать.

- Когда человек начинает обучение грамоте, с какой первой книгой он встречается?

(азбука, букварь)

В 17 веке начали печататься первые азбуки. И в конце века был напечатан букварь Кариона Истомина.

Откройте свои учебники на странице 85 и давайте прочитаем, что же это был за букварь.

(Чтение, рассматривание иллюстрации)

Букварь Кариона Истомина знакомил детей не только с русским алфавитом, но еще с латинской, греческой и польской азбуками.

Читают, сообщают доклады, осмысливают и делают выводы, готовятся отвечать.

Слушают, читают, учитель слушает ответы детей, делают выводы.

Обмениваются знаниями, мнениями

5

Физминутка

Выполняют упражнения для опорно – двигательного аппрата

6

Работа над проектом

Составление готового продукта, опираясь на полученные ранее знания

групповая

Ребята, я вам сегодня хочу предложить очень интересное задание.  Побыть авторами букваря. Но букваря не современного, а букваря 17 века. Но так как за один урок мы не сможем изготовить целый букварь, то каждая группа сделает страницу с одной из букв.

Защита своей страницы.

Составляют, осмысливают, готовятся отвечать, защищать работу.

Слушают, советуются

Контроль работы в группе

7

Итог урока. Рефлексия.

Самооценка результатов. Понимание новой темы.

Индивидуальная

Фронтальная

Вот и заканчивается наш урок. Смогли ли вы ответить на поставленные вопросы:

-Кто был первопечатником в России?

Какая первая книга была напечатана?

– При каком царе была напечатана первая книга?

Является ли книгопечатание величайшим

достижением в истории человечества?

Оцените работу своей группы.

(оценочные листы)

Применяют полученные знания.

Оценивают работу в группе

Контроль и оценка результатов деятельности

Контроль учителя

8

Домашнее задание

Учебник, с. 82–86.

Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».

Задают уточняющие вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по окружающему миру, 4 класс, "Мастера печатных дел"

Технологическая карта по окружающему миру, 4 класс, "Мастера печатных дел"...

Технологическая карта урока окружающего мира «Мастера печатных дел».

Технологическая карта урока окружающего мира «Мастера печатных дел»....

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Мастера печатных дел». УМК "Школа России"

Тема: «Мастера печатных дел».Цели деятельности учителя: формирование представлений о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатания.Планируемые результаты:Предметные:познакомить с...

техн. карта урока математики 2 класс

Автор УМК: Школа России Предмет: математикаКласс: 2 дУчитель : Бурлак Л.Н.Тема: «Анализ контрольной работы. Закрепление  изученного материала»Тип урока: обобщения и закрепления изучен...

техн. карта "однокоренные слова"

Технологическая карта русского языкапо теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС Ф.И.О. педагога: Бурлак Лидия НиколаевнаКласс: 2 УМК " Школа России"Предмет: русский языкТема...