Технологическая карта по окружающему миру, 4 класс, "Мастера печатных дел"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Технологическая карта по окружающему миру, 4 класс, "Мастера печатных дел"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_4_klass_2.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕРА ПЕЧАТНЫХ ДЕЛ

Цели
деятельности
учителя

Создать условия для обобщения знания по истории книгопечатания, полученные на уроках литературного чтения и окружающего мира; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о появлении первой печатной книги на Руси, о становлении книгопечатания; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»

Тип урока

Построение системы знаний (общеметодологической направленности)

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, коллективная

Образовательные
ресурсы

http://download8.proshkolu.ru

http://festival.1september.ru/articles/508290/

Оборудование

Интерактивная доска, компьютер; Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка; репродукция картины «Крещение Руси» В. Васнецова (или В. Перова, или М. Шанькова); фотография (открытка) памятника
И. Федорову во Львове

Основные
понятия

Первопечатник, «Апостол», книгопечатание


Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
взаимодействия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельно-
сти

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

Русь

…И поля цветут,

И леса шумят,

И лежат в земле

Груды золота.

И во всех концах

Света белого

Про тебя идет

Слава громкая.

Уж и есть за что,

Русь могучая,

Полюбить тебя,

Назвать матерью…

                                             (И. С. Никитин. 1851.)

– Сегодня мы совершим путешествие на «машине времени» по страницам истории. Чтобы путешествие было интересным и полезным, вы должны правильно выполнять все задания, опираться на знания, полученные на уроках чтения и природоведения.

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге

с учителем.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку

Фронтальная, коллективная

Коммуникативные:

планируют учебное сотрудничества с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли
в устной форме, вступать в диалог.
 

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмету

Организация рабочего места

II. Актуализация  опорных

знаний

Целеполагание

– Чтобы определить тему урока, нужно разгадать кроссворд .

– Какое слово у вас получилось в выделенных клетках? (Первопечатник.)

Решают крос-
сворд

Фронтальная, коллективная

Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классифика-

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

III. Изучение нового материала

Постановка проблемы.

Решение проблемы (заочное путешествие).

Сообщение ученика.

– Попробуйте определить тему урока.

– Что означает слово «первопечатник»?

– В связи с чем появилось это слово?

– Какие события предшествовали этому?

– Когда появилось это слово?

– Чтобы «машина времени» тронулась в путь, вы должны объяснить, как эти даты связаны с историей книгопечатания.

На доске написаны даты:  IX век, 988 год, IX–XII века, 1445 год, XVI век.

– Первая наша остановка в IX веке. Расскажите, кому поставлен этот памятник? (Кириллу и Мефодию.)

– Как братья способствовали появлению книгопечатания?

– В 2006 году памятник Кириллу и Мефодию открыт
в городе Ханты-Мансийске.

– «Машина времени» снова отправляется в путь,
а вам предстоит ответить на вопросы.

Показывает репродукцию картины «Крещение Руси» В. Васнецова (или В. Перова, или М. Шанькова).

– Как называется это событие?

– Когда оно произошло?

– Как Крещение Руси связано с историей книгопечатания? (На Руси стала распространяться письменность.)

– Вспомните, как создавались первые книги?

  • Кто переписывал книги? (Монахи.)

Физминутка

Встаньте те, кто знает, что книги, написанные пером и чернилами, назывались рукописными?

Встаньте те, кто знает, что переписывали рукописные книги монахи?

Встаньте те, кто знает, что писали они древние книги шариковыми ручками?

Встаньте те, кто знает, что перочинный ножик был необходим для заточки пера?

Встаньте те, кто знает, что рукописные книги создавали очень быстро?

Встаньте те, кто знает, что запись событий из года в год называется - летопись?

Встаньте те, кто знает, что в настоящее время книги изготавливают из древесного волокна?

Действительно, для изготовления книг из качественной  бумаги используют древесину хвойных пород.

Давайте представим, что мы деревца.(выполнение интенсивных упражнений)

                        Ветер дует нам в лицо.

                        Закачалось деревцо.

                        Ветерок всё тише, тише

                        Деревцо всё выше, выше.

Высказывают свои предположения.

Отвечают
на вопросы.

Выполняют задания учителя

Фронтальная, индивидуальная

цию, сериацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Личностные:

сохранение здоровья,

работа над собой, тренировка силы и выносливости

Устные ответы


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Рассказы учителя.

– Где и когда велись эти записи? (При монастырях,
в княжеских дворцах.)

– Назовите самую известную летопись Древней Руси. («Повесть временных лет».)

– Кто её написал? (Монах Киево-Печёрского монастыря Нестор.)

Слушает учащихся, зачитывающих наизусть отрывок из книги «Наша древняя столица»:

В монастырской келье

узкой,

В четырёх глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озарённый тусклым

светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

О нашествии Батыя

Написал он в грозный час,

И слова его простые

Сквозь века дошли

до нас…

                           (Н. Кончаловская.)

– Итак, мы отправляемся в 1445 год.

– Почему я выбрала именно этот год?

Рассказывает об изобретении книгопечатания.

– А теперь перенесёмся в Россию XVI века. Как вы думаете, какое событие, связанное с книгопечатанием, произошло в этом году? Что вы знаете об этом времени из уроков литературного и внеклассного чтения?

– Прочитайте отрывки из книги Василия Яна «Никита и Микитка». (Книги начали печатать в Москве, Иван Федоров напечатал первую книгу.)

Ученик рас-
сказывает о создании первых книг.

Читают
по очереди
наизусть стихотворение.

Внимательно слушают.

Читают текст.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы
с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми
и сверстниками.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилия-


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Работа с учебником: поисковое чтение.

Рассказ учителя.

Работа с толковым словарём.

Рассказ учителя.

Работа
по учебнику

Рассказывает о первом книгопечатнике Иване Федорове .

– В какой книге вы встречали описание печатного двора? Найдите в книге В. Яна «Никита и Микитка» описание печатного двора. Прочитайте, как он выглядел.

– Откройте учебник (с. 82), найдите ответы на вопросы: «Как называлась первая печатная книга? Сколько времени её печатали?».

Продолжает рассказывать о первом книгопечатнике .

– Кто такие апостолы? Найдите в словаре С. И. Ожегова (с. 26) толкование этого слова.

– Рассмотрите первую печатную книгу. Чем она напоминает рукописную книгу?

Продолжает рассказывать о первом книгопечатнике .

– Рассмотрите этот памятник в учебнике.

– Прочитайте, как описывает первопечатника В. Ян
в книге «Никита и Микитка». Совпадает ли представление писателя и скульптора о первопечатнике?

– А это памятник Ивану Федорову в городе Львове
(показывает)

Внимательно слушают.

Читают описание печатного двора, отвечают на вопросы.

Внимательно слушают.

Находят определение.

Внимательно слушают.

Выполняют
задания

ми, трудолюбием; проявляют познавательный интерес
к изучению предмета


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

IV. Вклю-

чение
в систему знаний
и повторение изученного

Игра «Пересадки».

Индивидуальное задание.

В конце урока подводится итог, подсчитывается,
на сколько вопросов ответил каждый ученик.

– Кто повелел открыть первую типографию в Москве?

– Кто был первопечатником России?

– Какую первую книгу он выпустил?

– Где установлен памятник Ивану Фёдорову?

– В каком столетии в России стало больше грамотных людей?

– Кто первым придумал печатный станок?

– В каком году в России вышла первая печатная книга?

– Каково значение начала книгопечатания в России?

– Прочитайте слова. Читать можно по горизонтали
и вертикали, сверху вниз, снизу вверх, слева направо
и справа налево:

П      А      Г      И      Н      К       А

Е      Б       У      К      В      А       П

Р      О      М      Н      А      Х      О

О      Т       Т      И      С      К       С

Б      М      О      Н      А      Х       Т

У      К       В      А      Р       Ь      О

П      Е       Ч       А      Т       Ь      Л

(Печать, буква, оттиск, перо, Апостол, монах, книга, букварь.)

Отвечают
на поставленный вопрос, пересаживаются на свободное место в классе.

По окончании игры на счёт «раз, два, три» учащиеся пересаживаются на свои места.

Выполняют
задание.

Фронтальная,

коллективная.

Индивидуальная.

Познавательные: осуществляют логические действия; поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; строят логическую цепь рассуждений, доказательство.

Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно

Устные ответы,

записи
в тетради


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Дидактическая игра «Узнай книгу».

Задания
из электронного приложения к учебнику

– Что объединяет эти слова?

Описание первое: «Эта книга была составлена так, чтобы сделать обучение грамоте быстрым и легким. От изучения букв ученики переходили к чтению слогов. Приводились в этой книге и изречения, начинающиеся на каждую букву, и тексты для чтения». (Первый русский букварь.)

Описание второе: Эта книга заключена в тяжелый переплет из досок, обтянутых кожей. Поражают четкий шрифт, красивые заставки в виде трав и веток, кедровых шишек и виноградных листьев. В книге нет ни одной опечатки». (Религиозная книга «Апостол».)

Описание третье: «Эта книга – самая известная летопись Древней Руси. Написана она в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря». («Повесть временных лет».)

Описание четвертое: «По этой книге постигал грамоту наш великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов». («Грамматика» Мелентия Смотрицкого.)

Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения учащимися работы помогает им, дает рекомендации

По описанию

узнают название книги.

Выполняют
задания

Коллективная.

Индивидуальная

используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение
и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения.

Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

V. Итоги

урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Вот и закончилось наше путешествие. Помогло ли оно вам ответить на вопросы:

– Что обозначает слово «первопечатник»?

– В связи с чем появилось это слово?

– Какие события предшествовали этому?

– Когда появилось это слово?

– Что вам доставило удовольствие на уроке?

– За кого вы порадовались?

– О чём можете рассказать друзьям?

– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

Отвечают
на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое
от уже известного.

Личностные: проявляют интерес к предмету; стремятся
к приобретению новых знаний.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность
на уроке

Устные ответы

VI. Домашнее задание

Комментарий учителя

Учебник, с. 82–86. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 1

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная

Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач


Ресурсный материал

Кроссворд

1. В помощь князю Дмитрию Ивановичу Сергий отправил этого богатыря. (Пересвет.)

2. Один из городов в северо-восточной части Русских земель. (Тверь.)

3. Название монастыря около города Радонежа в середине XIV века. (Троицкий.)

4. Город, который при Иване Калите стал центром княжества. (Москва.)

5. Название поля, на котором происходила битва с войском Мамая. (Куликово.)

6. В Москву переселялись… (купцы), ремесленники, привлечённые возможностью жить под надёжной защитой.

7. Крепость, обнесённая дубовыми стенами. (Кремль.)

8. Татарский воин, участвовавший в единоборстве, перед битвой на Куликовом поле. (Челубей.)

9. Правитель Орды, который привёл своё войско на Куликово поле. (Мамай.)

10. Как называется мешок, кошель с деньгами, который носили на поясе? (Калита.)

11. Как стали называть князя Дмитрия Ивановича после победы на Куликовом поле? (Донской.)

12. Кто благословил Дмитрия Донского на борьбу с врагом? (Сергий.)

13. Как называется главный храм Руси? (Успенский.)

Ключевое слово: ПЕРВОПЕЧАТНИК.

Рассказы учителя о первом книгопечатнике Иване Федорове

– Долгое время Иван Федоров жил в Москве, где был служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую он бы не знал. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел и искусно резать по дереву. Часто бывая на пушечном дворе, научился он литейному делу. Заходил Иван Федоров и к немцам. У них он увидел первую печатную книгу, узнал о печатных станках и буквах – литерах. И загорелся Федоров желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов!

В 1553 году царь Иван Грозный приказал строить в Москве особый дом для типографии, но открыта она была только в 1563 году, когда в ней начали работать первые русские печатники Иван Федоров и Петр Мстиславец.

– Года не прошло, как напечатали первую русскую книгу «Апостол», куда входили рассказы о деяниях апостолов и тексты их посланий. Тираж её составил, по самым скромным оценкам 600 экземпляров. На создание второй книги потребовалось уже только около 2 месяцев.

– Печатные книги ещё по пальцам можно было пересчитать, а в них уже видели ересь и вселенское зло. Типография была разгромлена, а Иван Федоров и Петр Мстиславец бежали из Москвы. Потом была Литва, Львов, город Острог. Везде, где останавливался Иван Федоров, он основывал типографию и печатал, печатал книги. Так появились «Евангелие учительское», «Псалтырь», «Грамматикия» и «Букварь», «Новый завет».

Умер Иван Федоров в городе Львове 15 декабря 1583 года. В Москве, неподалёку от места расположения первой типографии, на высоком постаменте возвышается бронзовая статуя человека, одетого в длинный старинный кафтан. Перехваченные ремешком волосы ниспадают на плечи. Лицо его серьёзно и сосредоточенно: он читает лист только что отпечатанной книги. На камне высечено имя – Иван Федоров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по окружающему миру "В мире звука"

Конспект урока и презентация по окружающему миру 2 класс по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....

Технологическая карта урока окружающего мира «Мастера печатных дел».

Технологическая карта урока окружающего мира «Мастера печатных дел»....

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Мастера печатных дел». УМК "Школа России"

Тема: «Мастера печатных дел».Цели деятельности учителя: формирование представлений о появлении первой печатной книги на Руси, книгопечатания.Планируемые результаты:Предметные:познакомить с...

Технологическая карта урока окружающего мира «Страны мира. Проект страны мира» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока:  введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию.Задачи урокаДидактиче...

Технологическая карта урока окружающего мира "Мастера печатных дел" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование представления у обучающихся о книгопечатании на Руси.Задачи урока:Дидактические:дать определение понятиям «типография», «первопечатник», «пергаме...

Технологическая карта по окружающему миру по теме: "Превращение и круговорот воды в природе" (3 кл.) «Школа России», учебник окружающего мира: 3 класс, А.А. Плешаков.: часть 1, учебная презентация

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся понятие о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе;Задачи урока Планируемые результаты...