Главные вкладки

    Технологическая карта по окружающему миру "В мире звука"
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

    Конспект урока и презентация по окружающему миру 2 класс по теме "В мире звука" УМК "Планета знаний"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v_mire_zvuka.docx29.78 КБ
    Файл v_mire_zvuka.pptx1.94 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира «В мире звука»

    Учитель начальных классов: Латыпова Елена Константиновна

    Название учебного пособия, образовательной программы (УМК): Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов Учебник «Окружающий мир 2класс», УМК «Планета знаний»

    Техническое оснащение: учебники, линейки, пластмассовый стакан, резинка, ложки, карандаш, проектор, компьютер, карточки с заданиями.

    Цели:  знакомство обучающихся с причиной возникновения звука.

    Задачи:

    1. Научить выявлять проблему и строить гипотезу; сформировать умения находить источники звуков; воспроизводить некоторые звуки.

    2.Развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную речь.

    3.Воспитывать интерес к предмету; чувство прекрасного; формировать экологическое воспитание.

    Данная работа предлагается на этапе  изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ.

    Используется фронтальная работа; работа в парах; самостоятельная работа; работа с учебником.

    Технологическая карта урока « В мире звука»

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Формируемые УУД

    1.Самоопределение к деятельности.

    - Здравствуйте!

    - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

    -Сегодня у нас урок-исследование. Вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание и находчивость.

    Осуществляют самооценку готовности к уроку.

    Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Личностные УУД:  самоопределение.

    2.Проверка домашнего задания

    Сегодняшний наш урок мне хочется начать с загадки.

    Отгадайте загадку

    Ну-ка, кто из вас ответит:

    Не огонь, а больно жжёт,

    Не фонарь, а ярко светит,

    И не пекарь, а печёт. (солнце)

    Почему я решила загадать именно эту загадку.

    Проверяем домашнее задание.

    - Солнце главный источник света и тепла  на Земле.

    Дети индивидуально выполняют тесты

    3.Актуали-

    зация  

    знаний.

    Создать условия для актуализации знаний, необходимых  для открытия «новых знаний»  по  данному материалу.  Подвести

    детей  к  теме  урока. Создать  проблемную ситуацию.

    -Какие звуки вы услышали?

    -Человек живет в мире звуков.

    -Как вы думаете, что такое звук?

    -Да, дети, звук — это то, что слышит ухо.

    -Какие звуки вы слышали?

    -Мы слышим, пение птиц, писк комара, шум леса, гром во время грозы, в школе мы слышим звонок, который зовёт нас на урок…. Мир наполнен разнообразными звуками.  Звук для человека является источником информации.  

    Прослушивают различные звуки..

    Отвечают на поставленные вопросы.

    Определяют тему урока.

    Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

    Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

    Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.

    4.Постановка  учебной

    задачи.

    Сообщить  тему  урока,  создать условия для проблемной ситуации.

    – Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

    Итак, тема нашего урока:

    « В мире звука»
    – Представьте, что вы исследователи.
    – Какой вопрос бы вас интересовал больше всего?

    - Посмотрите на экран – это обычная гитара, когда человек играет на гитаре, то издается звук.

    - Что является в данном случае источником звука?

    -Совершенно верно, колеблющая струна.

    - А когда человек разговаривает, что у него в горле колеблются? (Как вы считаете?)

    -Как вы думаете, в результате чего возникает звук?

    -Итак, предположим, что звук возникает в результате колебаний предметов.

    -Что происходит дальше?

    -Воздух передает колебания органам слуха.

    -А к органу слуха относится?

    -Данные предположения мы должны доказать при помощи опытов.

    Определяют тему урока.

    Отвечают на поставленные вопросы.

    Выдвигают проблемный вопрос.

    Строят гипотезу.

    Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.

    Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление  к их преодолению

    5.Решение учебной задачи.

    -Сейчас вы будете работать в  парах.


    – Откройте учебник, стр. 22

     Работа в группах.
    I группа – опыт № 1.
    II группа – опыт № 2.
    III группа – опыт № 3.

    - Прочитайте свои опыты и выберете те предметы, которые вам нужны для вашего исследования.

     

    -Уважаемые исследователи, представьте отчет о проделанной работе. 

     

     

    -Что является источником
    звука?
    – Что привела она в движение?
    – Как мы услышали этот звук?
    - Проделайте этот опыт с деревянной линейкой.
    – Одинаково ли звучат звуки?

    -Какой вывод можно сделать?

     -Давайте оценим работу

     

     

     

     


    – Назовите источник звука?
    – Что она привела в движение? А еще что?
    – Как мы услышали этот звук?

    – Когда звук был слышен сильнее?

    Какой можно сделать вывод?

    - Давайте оценим работу.

     

     

     

    – Что является источником звука?
    – Какой звук слышали
    сразу?
    – Что передает колебания от ложки?
    – Каким стал звук?
    – Когда звук  был сильнее?

    -Подумайте, какой можно сделать вывод?

     -Давайте оценим эту работу.

     

     

     

    Работа с учебником

    Обсуждение в парах, демонстрация опытов, выводы, оценивание.


    Опыт № 1.

    • Положили линейку на край стола.
    • Крепко прижали ее рукой.
    • Слегка ударили по ней.
    • Услышали звук.

                                         Колеблющаяся линейка.

    Воздух.                            

    Воздух передал колебания уху.

                                                       

    Нет.

    Чем быстрее колеблется предмет, тем выше будет издаваемый звук.

    Опыт № 2.

    • Надели резиновое кольцо на стакан.
    • Пробренчали натянутой резинкой.
    • Приложили стакан дном к уху.
    • Снова побренчали

                                         

    Колеблющаяся резинка.

    Воздух.
    Стенки стакана.        

     Воздух передает колебания к уху.

    Когда стакан приложили дном к уху.

    Чем ближе предмет к уху, тем сильнее звук.

    Опыт № 3.

    • Взяли металлическую ложку.
    • Стукнули по ней карандашом.
    • Прислушались к звуку.
    • Привязали к ложке нитку. Еще раз прислушались.
    • Поднесли нитку с ложкой к уху.
    • Стукнули по ложке карандашом.

                                                             Ложка.

    Негромкий.

    Нитка.                      

    Мелодичным, сильным.
    Когда поднесли ближе к уху.

    Когда ложка  находится в подвешенном состоянии, то звук становится мелодичным и более звонким.

    Регулятивные УУД: целеполагание.

    Познавательные УУД: общеучебные  - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

    Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе  информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

    5.Динамическая пауза

    Организует физкультминутку.

     Вышли уточки на луг 

     Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.)  Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)                       Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)                        

     Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)                                 Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.)                        Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)   Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись)                            

     И опять настала тишь, Ш-ш-ш.

    – Какие звуки вы имитировали?

    Выполняют физкультминутку и имитируют звуки.

    7.Первичное закрепление.

    Игра “Что за звук?

    ( хлопки, звон колокольчика, шуршание бумаги, топот ног, свисток, звон стакана, стук, звук воды)

    -Воспроизведи с другом по очереди следующие звуки: топот копыт, хлопанье крыльев птицы, звон колокольчика, скрип тормозов автомобиля, жужжание мухи, барабанный бой, кряканье утки.

     

    В лесах, в горах
    На всех языках
    Каждое слово
    Повторить готово.

     - Где можно услышать эхо?

    - Эхо можно услышать, если в пустое ведро громко крикнуть. Твой голос будет отражаться стенками ведра и звучат громче. Давайте попробуем.

    -У Бориса дома есть пианино. Подумайте, почему иметь в доме пианино хорошо, а почему плохо?

    Теперь вы поработаете с карточками, которые лежат у вас на столах. Ваша задача восстановить схему.


    – В результате чего возникает звук?

    – Как передаются эти колебания?


    – При помощи чего мы улавливаем эти звуки?

    -Теперь сравните свои ответы с правильными ответами на слайде.

    -Встаньте, кто правильно выполнил задание.

    -Дети, а кто допустил ошибки, мы с вами поработаем на следующем уроке.

    Угадывают звук.

    Воспроизводят звук.

    Отвечают на вопросы.

    Восстанавливают схему.

    Самостоятельно проверяют задание по эталону.

    Познавательные УУД: общеучебные умения:

     умение осознанно  и  произвольно строить речевое высказывание;

    логические: определение критериев для сравнения. Личностные УУД: самоопределение.

    Регулятивные УУД: контроль, коррекция.

    Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

    умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

    8.Рефлексия.

    – Как вы думаете, наши предположения, что звук возникает в результате колебаний, подтвердились?

    -А как мы это доказали.

    – Оцените себя:

    Ответы детей.

    Оценивание своей учебной деятельности.

    Коммуникативные УУД:  умение  с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Регулятивные УУД:  самооценка.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжёт, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печёт. Солнце главный источник света и тепла на Земле

    Слайд 3

    Что является в данном случае источником звука?

    Слайд 4

    Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря ! Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! Гуси шеи выгибают, Га-га-га! Клювом перья расправляют. Ветер ветки раскачал Шарик тоже зарычал, Р-р-р ! Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш ! И опять настала тишь, Ш-ш-ш .

    Слайд 5

    О П Ы Т 1 -Что является источником звука ? – Что привела она в движение? – Как мы услышали этот звук? – Одинаково ли звучат звуки линеек из разных материалов? - Какой вывод можно сделать? Чем быстрее колеблется предмет, тем выше будет издаваемый звук.

    Слайд 6

    О П Ы Т 2 – Назовите источник звука? – Что она привела в движение? А еще что? – Как мы услышали этот звук? – Когда звук был слышен сильнее? - Какой можно сделать вывод ? Чем ближе предмет к уху, тем сильнее звук.

    Слайд 7

    О П Ы Т 3 – Что является источником звука? – Какой звук слышали сразу? – Что передает колебания от ложки? – Каким стал звук? – Когда звук был сильнее? -Подумайте, какой можно сделать вывод? Когда ложка находится в подвешенном состоянии, то звук становится мелодичным и более звонким.

    Слайд 8

    ОГОНЬ

    Слайд 9

    МОРЕ

    Слайд 10

    ПИЛА

    Слайд 11

    АВТОМОБИЛЬ

    Слайд 12

    САЛЮТ

    Слайд 13

    ФОНТАН

    Слайд 14

    КОЛОКОЛЬЧИК

    Слайд 15

    загадка В лесах, в горах На всех языках Каждое слово Повторить готово. ЭХО

    Слайд 16

    Проверь себя 1. Звук возникает в результате колебаний предметов. Колеблющиеся предметы толкают воздух. Мы улавливаем звуки при помощи органов слуха – уха. 2. Закрой глаза и прислушайся. Что ты услышал? Шум ветра, гудок автомобиля и много других звуков. Откуда берутся звуки?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"

    Урок окружающего мира по теме "Географическая карта"  построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...

    Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

    Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

    Технологическая карта урока окружающего мира в первом классе "Я — часть Мира"

    Класс  1УМК  ПерспективаПредмет Окружающий мирТема    Я — часть МираТип урока Урок рефлексии.Цель урока — формировать у учащихся представление о том, что каждый че...

    Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

    Технологическая карта по окружающему миру на тему: "Россия на карте", 2 класс

    КОНСПЕКТ УРОКА (Окружающий Мир) Тема: Россия на карте Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием «географическая карта»; с условными знаками на карте  Планируемые ре...

    Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте

    Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».Дидактическая цель: создание условий для  организации деятельности ...

    Технологическая карта урока окружающего природного мира "Растительный и животный мир родного края"

    Технологическая карта урока окружающего природного мира для обучающихся, занимающихся по адаптированной общеобразовательной программе 2 варианта 4 года обучения....