Технологическая карта урока окружающего природного мира "Растительный и животный мир родного края"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Мезенцева Александра Игоревна

Технологическая карта урока окружающего природного мира для обучающихся, занимающихся по адаптированной общеобразовательной программе 2 варианта 4 года обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего природного мира для обучающихся,

занимающихся по адаптированной общеобразовательной программе 2 варианта 4 года обучения

Урок разработала Мезенцева Александра Игоревна, учитель индивидуального обучения  

КГКОУ ШИ № 10 г. Бикина  

Пояснительная записка

Тема урока: Растительный и животный мир родного края.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: 

Обучающая: закрепить знания о растительном мире Хабаровского края, дать понятие о своеобразии животного мира, особенностей внешнего вида и образа жизни типичных представителей.

Коррекционная: создать условия для коррекции и развития зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти. Умение устанавливать простейшие взаимосвязи между своеобразием растительного и животного мира Дальнего Востока.

Воспитательные: создать условия для повышения мотивации к обучению, для понимания необходимости охранять природу родного края.

Планируемые результаты:

Регулятивные: учатся оценивать результат своей работы на уроке.

Познавательные: могут отличить новое от уже известного с помощью учителя; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; проявляют интерес к содержанию усвоенных знаний и сформированных умений; осуществляют перенос знаний, умений и навыков в практические задачи.

Коммуникативные: слушает учителя; вступает в диалог для обсуждения.

Личностные: принимает и осваивает собственную социальную роль; развивает мотив учебной деятельности и формирует личностный смысл учения; соблюдает организованность и дисциплинированность на уроке.

Предметные: использует в речи термины: Родина, край; имеет базовые знания о представителях флоры и фауны Хабаровского края; умеет объяснить преимущество хвойных пород деревьев на территории региона.

Для оптимизации процесса обучения на уроке использовались:

•        дидактическая модель обучения – создание проблемной ситуации;

•        виды и методы деятельности обучающегося – практический, проблемно – поисковый, самостоятельная работа,  

•        мотивация обучающегося -  рефлексия собственных ожиданий;  

•        развивающие образовательные технологии на основе системно-деятельностного подхода:

  • диалог для сохранения равноправия всех участников урока и их взаимодействия;
  • критическое мышление для формирования способности к самооцениванию, коррекции собственных выводов;
  • здоровьесберегающие технологии для снятия напряжения проводились физкультминутки и смена форм деятельности;
  • формы игровой технологии для успешного освоения учебного материала.

Основные термины и понятия:

Наглядность: детская игрушка кукла, раздаточный материал, гербарий, «Красная книга России», чучела птиц, видеоролик «Природа Хабаровского края».

Оборудование: персональный компьютер для выполнения теста.

Формы работы: фронтальная; индивидуальная.

Источники информации: «101 педагогическая идея. как создать урок» В.И.Садкина, Ростов -на – Дону.2014 год., интернет ресурсы «Социальная сеть педагогов», «Копилка уроков», «Инфоурок», интерактивная онлайн платформа Учи.ру.

Организационная структура урока

Основные этапы организации учебной деятельности и цели для достижения результата

Содержание педагогического взаимодействия 

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося 

Предметные

Личностные

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

  1. I.Мотивация  

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность и наметить шаги по достижению

1.Читает стих, позволяющий сконцентрировать внимание детей  

Приложение 1.

2.Даёт установку на успех: Я надеюсь, что сегодня у нас урок пройдет интересно и результативно. Я желаю тебе удачи!

Вспоминает изученное

Соблюдает организованность и дисциплинированность

Слушает учителя

Обдумывает сказанное учителем.

Принимает и сохраняет учебную цель и задачу.

II.  Актуализация субъектного опыта  

 Цель: создать условия для проведения учащимся подробного анализа своих действий.

1. Читает стихотворение З. Александровой «Родина»

2. Задаёт вопросы  

Приложение 2.

3. Дает установку на этап урока. Приложение 3. 

Слушает стихотворение, отвечает на поставленные вопросы;

обобщает ранее изученное

Формирует личностный смысл учения;

мотивирован на достижение цели познания. 

Развивает мыслительные операции;  

работает в заданном темпе;  

осуществляет самоконтроль и взаимоконтроль;

использует знаково-символические средства.

Формирует умение слушать и понимать других, участвует в диалоге.

   

Осуществляет контроль;

осуществляет действия с материалом в уме; сохраняет учебную задачу;

следует инструкции;

учатся отличать верно выполненное задание от неверного;

осознает то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

-осознает качество и уровень усвоения

III.Физминутка для снятия напряжения с глаз

Цель: активно изменить деятельность, ослабить наступающее утомление

Формулирует задание; создает эмоциональный настрой, обеспечивает мотивацию выполнения 

Приложение 4.

Знает упражнения и выполняет их 

Снимает утомляемость, с желанием выполняет предложенные  упражнения 

Запоминает выполняемые им упражнения

Уважительно относится к педагогу

Осуществляет пошаговый контроль своих действий, 

самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

IV. Фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель: организовать фиксацию места и причины затруднения  

1.В ходе рассказа обращает внимание обучающегося на место и причины затруднения в знании названий растений и животных  

Приложение 5.

2. Помогает обозначить и сформулировать проблему

На основании знаний фактического материала находит «известное» и «неизвестное»  

Активно включается в общение и взаимодействие с педагогом на принципах взаимопомощи и сопереживания;

умеет осознавать ответственность за общее дело; следует в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Формирует мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

Договаривается 
и приходит к общему решению в совместной деятельности с педагогом;

умеет выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

умеет слушать и понимать речь педагога

 

Действует с учетом выделенных учителем ориентиров; 

самоконтролирует себя:

учится отличать верно выполненное задание от неверного;

осознает то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

осознает качество и уровни усвоения.

V.Первичное закрепление

Цель: организовать выявление существующих и полученных знаний о животных края    

Предлагает разгадать кроссворд

Приложение 6.

С увлечением выполняет практическую задачу

Проводит самооценивание;

определяет уровень своих знаний;

формирует стремление к познанию;

развивает словарный запас;

Умеет находить и выделять необходимую информацию;

умеет делать предположения и обосновывать их.

Корректирует знания и умения

Осуществляет рефлексию своих действий;  

аргументирует свои позиции.

Стремитья устанавливать рабочие, доверительные отношения

Проговаривает последовательность действий на уроке;

формирует познавательную инициативу;

выполняет пробное учебное действие

VI.Физминутка, проводится на природе

Цель: активно изменить деятельность, ослабить наступающее утомление

Формулирует задание; создает эмоциональный настрой, обеспечивает мотивацию выполнения 

Приложение 7.

Знает упражнения и выполняет их 

Снимает утомляемость, с желанием выполняет предложенные физические упражнения 

Запоминает выполняемые им упражнения

Уважительно относится к педагогу  

Осуществляет пошаговый контроль своих действий, 

самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

VII.  Включение в систему знаний и повторение. 

Цель: Включить новое знание в систему знаний, повторить и закрепить ранее изученное при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера

1.Помогает выявить и зафиксировать границы применимости нового
знания, предлагая

назвать растения и птиц, которые нас окружают на территории  

2. Проводит подготовку к выполнению интерактивного теста на образовательной платформе Учи.ру

 

 

-применяет полученные ранее знания для ответов на поставленные учителем   вопросы;

-формирует умения сопоставлять данные в условии задачи

-развивает самоуважение и способность адекватно оценивать себя и свои достижения,

-видит сильные и слабые стороны своей личности

- строит логические рассуждения;

-  выделяет необходимую информацию;

- выполняет задание, основываясь на своих интересах;

-корректирует знания и умения

-учится осмысливать и соотносить поставленную цель с конечным результатом

- принимает и сохраняет учебную цель и задачу;

- осуществляет самоконтроль;

-проводит самопроверку результатов работы

- предвосхищает результат и уровень усвоения. 

 

 VIII.Подведение итогов. Ценность.                

Цель: Провести рефлексию  собственных ожиданий

1.Предлагает выполнить интерактивный тест «Люби и знай свой край» на Учи.ру:

2.Организует работу по обобщению и систематизации знаний и умений, с помощью разрешения проблемы, поставленной в начале урока

Подводит к рефлексии собственных действий

Приложение 8.

Полученные знания и умения на уроке, будет использовать в жизни

-осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;

-понимает кто она в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ей хотелось заниматься

-устанавливает причинно-следственные связи в своем развитии;

- оценивает важность изучения данной темы;

-проводит коррекцию знаний и умений

- использует адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

- оценивает собственные успехи;

- осуществляет познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебной и познавательной задачи

Приложение 1.

Начинается урок он пойдет ребятам впрок.

Постарайся всё понять, учись тайны открывать.

Ответы полные давай и на уроке не зевай!

Я надеюсь, что наш урок сегодня пройдет очень интересно и результативно. Я желаю тебе удачи!

 Приложение 2. 

Если скажут слово «Родина», 
Сразу в памяти встаёт 
Старый дом, в саду смородина, 
Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница 
И ромашковый бугор... 
А другим, наверно, вспомнится 
Свой родной московский двор.

Или степь от маков красная, 
Золотая целина... 
Родина бывает разная, 
Но у всех она одна!
(З. Александрова)

Что ты можешь сказать мне про стихотворение? О чём оно?

Что ты понимаешь под словом «Родина»?

Ты знаешь, как называется край, в котором мы живем? А что ты о нем знаешь?

Как ты думаешь, чем мы сегодня займемся на уроке?

Приложение 3. 

Сегодня на уроке мы с тобой узнаем много интересного о растениях и животных нашего края. А работать мы будем не одни. К нам в гости пришла кукла Таня, ей тоже интересно узнать что-то новое о своем крае. Но пока Таня шла к нам, потеряла свои бусы и очень расстроилась. Давай поможем Тане сделать новые? При выполнении каждого задания – будем нанизывать одну бусинку на нитку.

 

Приложение 4.

Физминутка

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмем немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много – много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

Приложение 5

Наш край характеризуется богатым природным многообразием и привлекательными лесами. На это оказывает влияние тот факт, что край граничит с Амурской областью. В лесах множество различных видов грибов. Здесь достаточно холодная зима, зато продолжительное и жаркое лето. Огромные территории занимают хвойные леса, в которых имеются даурская лиственница, кедр, ель. Имеются богатые сосновые леса, сосна и кедр очень величественные деревья. Также есть и  широколиственные леса, в них произрастают такие виды как маньчжурский орех, аралия, женьшень, амурский бархат, даурская роза, китайский лимонник.

А так же в нашем крае растут такие породы, как клён, пихта, дуб и ильм. Есть и редкие растения – это даурский рододендрон, аралия и остроконечный тис. В густых лесных районах растёт много грибов, например, жёлтый гриб, лиственничный моховик, ильмак, грузди, ольховик, майский гриб, моховик, маслёнок.

В Красную книгу занесено около 155 видов грибов и растений, находящихся на стадии вымирания. К таким относятся папоротники, плауны, мхи и лишайники.

Наш край также богат и животным миром. Основные лесные представители в Хабаровске: лисица, волк, рысь. Особую гордость представляет в этих краях амурский тигр. Также в лесах встречаются лоси, косули, олени, кабарга и кабаны. Пушные звери тоже имеются, это ласка, ондатра, белка, выдра, росомаха. Вблизи моря обитает колонок. В нашем крае имеется и разнообразие птиц, например, в лесных районах обитает рябчик, глухарь, кедровка, свиристель, белая куропатка, в отдельных районах обитает фазан. Из водоплавающих птиц край населяют гуси, крохали, утки. Немного реже встречаются индийская кукушка, уссурийский фазан, синяя мухоловка, тетерев и дрозды. Среди более крупных лесных жителей есть маньчжурский заяц, изюбрь и косули. Встречается в этих краях и бурый медведь, также есть и более редкий вид – гималайский медведь, численность которого постепенно возрастает.

Очень много речных рыб: налим, щука, хариус, карась, сом, сазан, желтощёк, скумбрия, камбала.

Существуют животные Хабаровского края, занесенные в Красную книгу. Это жужелица, амурский кот, белощёкая крачка, амурский полоз, белая сова, а также серый журавль. Этих представителей осталось очень мало, они нуждаются в охране. Уникальность представляет японский уж.

Приложение 6.

Приложение 7.

Физкультминутка

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия. (Ходьба на месте)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее. (Руки вверх, потянулись)

Сели киски на карниз, (Присели)

Посмотрели вверх и вниз. (Голову вверх-вниз)

И сказали три кота: (Поднимаемся)

- Красота! Красота! (Прыжки на месте, хлопаем в ладоши)

 Приложение 8.

Смотри, мы собрали для Тани бусы! Я думаю мы с тобой сегодня плодотворно и здорово поработали. Предлагаю тебе поиграть в игру «Закончи предложение». Я начинаю, а ты заканчиваешь:

На уроке я узнал…

Мне очень понравилось…

Мне показалось трудным…

Я хочу сказать, что этот урок…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Презентация проектов "Родной посёлок", "Профессии"... (УМК "Школа России", 2 класс)

Учащиеся расширят и углубят знания по выбранной теме; научатся выступать с подготовленными сообщениями; выскажут суждения и оценят свои возможности по охране, защите окружающей природы, родного села; ...

Технологическая карта урока окружающего мира "Какие бывают животные"

Технологическая карта урока окружающего мира "Какие бывают животные" 2 кл....

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе "Водоемы родного края"

Данная технологическая карта составлена к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК А.А.Плешакова....

Технологическая карта урока окружающий мир 4 класс "Животноводство в нашем крае"Плешаков А.А. Школа России

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе с использованием цифровых технологий...

Технологическая карта урока окружающий мир «Как разные животные готовятся к зиме» (2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о том, как пресмыкающиеся, земноводные и лесные звери готовятся к зиме.Планируемые результаты:Предметные:знать характерные признаки животных;знать, как п...

Технологическая карта урока окружающего мира «Поверхность земли и водоемы твоего края» 4 класс УМК «ПНШ»

Цель урока: Изучение карты родного края, поверхности земли и основных водоемов Челябинской областиЗадачи урокаДидактические:Актуализировать знания о поверхности  земли и водоемах родного кр...